Какие аспекты образовательной среды развития ребенка отражает фгос до
Вступление к тесту с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов
Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобретает инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в ДОУ дает не только возможность развиваться детям, но и повышаются профессиональные компетенции педагогов.
Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании. Педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.
Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Тест с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов
ФГОС ДО представляет собой… (П. 1.1)
Выберите правильный вариант ответа:
- Совокупность обязательных требований к ДО.
- Совокупность обязательных требований к ООП ДО.
Какой документ использовался для разработки ФГОС ДО? (П.1.2)
- Конституция РФ
- Законодательство РФ
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Гражданский кодекс РФ.
Перед вами цели ФГОС ДО. Что лишнее? (П. 1.6.1)
- Повышение социального статуса ДО.
- Обеспечение государством равенства, возможностей для каждого ребёнка в получении качественного ДО.
- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества ДО.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня ДО.
Стандарт является основой для… (П.1.7.2)
Какое утверждение приведено неверно?
- Разработка Программы.
- Разработки обязательных программ ДО.
- Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере ДО.
Стандарт является основой для… (П. 1.7.6)
Какое утверждение приведено не верно?
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации (ДОУ) требованиям Стандарта.
- Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
- Оказание помощи педагогам в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Стандарт включает в себя требования… (П.1.8.)
Какое утверждение лишнее?
- К структуре Программы и её объёму.
- К условиям реализации Программы.
- К родителям (законным представителям).
- К результатам освоения Программы.
Требования к структуре ООП ДО и её объёму.
Структурные подразделения в одной организации (далее Группы) реализовывать разные программы… (П. 2.2)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Могут.
- Не могут.
Содержание Программы должно охватывать следующие структурные единицы –образовательные области (далее ОО) (П, 2.6.). Какая ОО лишняя?
- Социально – коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие.
- Музыкально – эстетическое развитие.
- Художественно – эстетическое развитие.
- Речевое развитие.
Конкретное содержание ОО от возрастных и индивидуальных особенностей детей… (П. 2.7.)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Зависит.
- Не зависит.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста… (П. 2.8.)
Какое утверждение лишнее?
- Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
- Характер взаимодействия со взрослыми.
- Характер взаимодействия с другими детьми.
- Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
- Характер взаимодействия педагогов с детьми.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются с т. з. реализации требований Стандарта какими? (П.2.9.)
- Взаимозаменяемыми и не обязательными.
- Взаимодополняющими и необходимыми.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены программы… (П.2.9) Какие? Выберите правильный ответ:
- Обязательная программа, утвержденные Министерством образованием РФ.
- Выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений.
Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы и ее объема части, формируемой участниками образовательных отношений… (П.2.10) Выберите правильный ответ:
- Не менее 40% и не более 60% соответственно.
- Не менее 60% и не более 40% соответственно.
Программа включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и… (П.2.11) Выберите правильный ответ:
- Дошкольный.
- Организационный.
- Финансовый.
Программа включает 3 основных раздела: целевой содержательный и организационный… (П.2.11) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- В каждом из которых отражается только часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- В каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы… (П.2.11.1 и 2.11.2)
Пояснительная записка должна раскрывать: Что лишнее?
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы и подходы к формированию Программы.
- Способы и направления поддержки детской инициативы.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего дошкольного возраста.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов… (П.2.11.2) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Не должна.
- Должна.
Требования к условиям реализации ООП ДО.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализаций Программы, а так же… (П.3.1)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- К особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- К развивающей предметно-пространственной среде.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики… При необходимости используется психологическая диагностика развития детей. Участие ребенка в какой диагностики допускается только согласие его родителей (законных представителей)? (П.3.2.3)
- В педагогической.
- В психологической.
РППС должна быть… (П.3.3.4) Что лишнее?
- Трансформируемой.
- Содержательно-насыщенной.
- Полифункциональной.
- Безопасной.
- Доступной.
- Постоянной.
- Вариативной.
Требования к результатам освоения ООП ДО
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде… (П.4.1)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Обязательных конкретных образовательных достижений.
- Целевых ориентиров ДО.
Целевые ориентиры ДО представляют собой… (П.4.1)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Возрастные характеристики обязательных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
- Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
Целевые ориентиры… (П.4.5)
Выберите правильный ответ и продолжите предложение:
- Могут.
- Не могут.
… служить непосредственным основаниям при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; оценку уровня развития детей; оценку выполнения муниципального (государственного) задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Загрузка…
Источник
Ольга Миронова
Консультация «Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
В п. 3.3 ФГОС ДО описаны требования и условия предметно-пространственной развивающей среде (ППРС) в ДОУ.
СЛАЙД 2
— Как вы считаете, образовательная среда и предметно-пространственная развивающая среда – это идентичные понятия?
— Если нет, то в чём отличия?
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Функции образовательной среды:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воздействует на результаты образовательного процесса,
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительские уголки, газета, стенды в ДОУ, информация через СМИ)
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
— способствует профессиональному развитию педагогических работников.
СЛАЙД 3
Компоненты образовательной среды в ДОУ:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
СЛАЙД 4
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагогов, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это комплекс обучающих, развивающих и воспитательных мероприятий, обеспечивающих систему знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
СЛАЙД 5
1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности педагогов ДОУ:
— готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности,
— проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, с педагогическим коллективом в целом.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
1) Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
2) Возможность двигательной активности детей.
3) Возможность для уединения.
САЙД 6
Психолого-педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды: среда должна быть
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Насыщенность ППР среды предполагает:
— Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
— Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает
— Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости:
— От образовательной ситуации
— От меняющихся интересов детей
— От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
— Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.
— Периодическую сменяемость игрового материала
— Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
— Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
— Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
— Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
— Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, также должны учитываться все вышеперечисленные требования.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда – это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке (приёмной комнате). Здесь находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной,познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды,на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставляется информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.
Обязательно присутствует «Уголок безопасности». Там отображается информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.
Групповая комната условно разделяется на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группах соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пин.
3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе созданиеусловий для самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
СЛАЙД 7
Содержание дошкольного образования определяется:
— Федеральными государственными образовательными стандартами;
— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, образовательная среда – это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
СЛАЙД 8
Спасибо за внимание.
Источник
Создание образовательной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Вопитатель
МБДОУ № 4а.Блечепсин
Шорова Анжела Магометовна
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развитие образования — неотъемлемая часть стратегии общенационального развития — начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее-ФГОС дошкольного образования, Стандарт), на детей от двух месяцев до восьми лет. Динамичные изменения дошкольного образования продиктованы самой жизнью. Возможности замкнутых, унифицированных, ригидных образовательных систем, рассчитанных на формирование стандартизированной личности, исчерпаны.
В этом контексте актуальным является достижение целей, указанных в Стандарте:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам освоения;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
— гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
— способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
— создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивать открытость дошкольного образования;
— создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение — содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.
Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.
Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие — одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
«КОГО учить и воспитывать?» — психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» — определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ учить?» — осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
«КАК учить и воспитывать?» — рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:
— создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
— диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
— подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
— обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
— организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации.
В нашей дошкольной организации 6 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, зимний сад, изостудия, музей «Русская изба», комната ОБЖ, комната патриотического воспитания.
Предметно-игровая среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.
Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра — ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.
В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).
Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:
— инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.
Центр грамотности и уголки детской книги включают:
— пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);
— уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).
Центр науки и озеленения включает в себя материалы по разделам:
— формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);
— развитие элементарных естественно-научных представлений (энциклопедический материал, дидактические игры; детская мини-лаборатория; макеты природных ландшафтов и природно-климатических зон, альбомы по формированию географических представлений, элементарных представлений о Солнечной системе, об анатомии и физиологии человека);
— развитие представлений о человеке в истории и культуре (энциклопедический материал, дидактические игры, иллюстрации и альбомы по формированию представлений об истории цивилизации и техническом прогрессе, материалы по формированию у детей основ правовых знаний).
Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:
— для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты, изделия художественных промыслов, сменные выставки детских работ, совместных работ детей и родителей);
— музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека музыкальных произведений);
— театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);
Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.
Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.
Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.
Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.
Источник