Как заставить ребенка спать в 1 год

Как заставить ребенка спать в 1 год thumbnail

Режим сна годовалого крохи – это 11 часов ночью, 2,5 часа – до обеда и 1,5 — после. Хотя в целом режим будет зависеть от родителей и активности ребенка – кому-то хватает 9 часов сна, а другому малышу и 11 ночных часов будет мало. В столь юном возрасте малыши наиболее капризны – подчас их сложно уложить днем, ночью приходится подолгу качать кроватку и петь колыбельные, а перепады настроения ребенка изматывают родителей так, что те боятся смотреть на себя с утра в зеркало.

Читайте также: Почему малыш плохо спит — важные советы для родителей.

Как же научить своего малыша засыпать без слез – спокойно, быстро и самостоятельно?

  • Сон ребенка – это не просто период времени, когда мама может отдохнуть или заняться собой. Сон – это основа здоровья (в том числе психического) малыша. Соответственно, и относиться к режиму сна ребенка нужно серьезно. Без посторонней помощи малыш не сможет научиться спать «правильно», что может грозить сначала нарушениями сна, а после и серьезными проблемами. Поэтому никаких «сквозь пальцы» — подойдите к вопросу сна малыша со всей серьезностью, и тогда проблемы в будущем обойдут вас стороной.
  • Перестройка ребенка на «солнечный цикл» начинается после 4 месяцев – ночной сон крохи увеличивается, дневной – уменьшается. Привыкание к «взрослому» режиму проходит постепенно, с учетом особенностей малыша и развития его «внутренних часов». Грамотно настроить эти «часики» родителям помогут определенные внешние стимулы – режим дня/питания, свет/темнота, тишина/шум и пр. То есть, ребенок должен ощущать разницу между сном и бодрствованием для правильной работы «часов».
  • Основные «инструменты» для настройки часов: спокойствие и уверенность обоих родителей, понимание родителями важности «науки сна», терпение, обязательное соблюдение регулярности вечерних процедур и внешние элементы (кроватка, игрушка и пр.).
  • К году малыша уже можно приучать к дневному однократному сну (послеобеденному). Ребенок сам подскажет маме – в какое время лучше это делать. Сокращая число дневных часов сна, вы обеспечите более полноценный ночной сон. Безусловно, если крохе одного дневного сна мало, мучить его бодрствованием не следует.
  • Психологический настрой родителей очень важен. Малыш всегда почувствует, что мама нервничает, беспокоится или не уверена в себе. Поэтому укладывая малыша спать, вы должны излучать спокойствие, нежность и уверенность – тогда кроха будет быстрее и спокойнее засыпать.
  • Метод, с помощью которого вы укладываете чадо спать, должен быть неизменным – один и тот же способ на каждый день. То есть, каждый вечер перед сном повторяется схема (например) – искупать, уложить, спеть песенку, погасить свет, уйти из комнаты. Менять метод не рекомендуется. Стабильность «схемы» — уверенность малыша («сейчас меня искупают, потом уложат, потом споют песенку…»). Если укладывает папа – схему все равно оставляют ту же.
  • Внешние «элементы» или вещи, ассоциирующиеся у малыша со сном. Каждый ребенок засыпает у мамы на руках. Как только мама прекращает качать – малыш сразу просыпается. В итоге ребенок спит ночами напролет рядом с маминой грудью, или крепко вцепившись в бутылочку. Почему? Потому что это успокаивает. Но сон – не для еды, сон – для сна. Поэтому спать малыш должен исключительно в своей кроватке и, конечно, без бутылочки. А чтобы не травмировать психику крохе и добавить уверенности, используем стабильные «внешние элементы» — те, которые он будет видеть и перед сном, и просыпаясь. Например, одна и та же игрушка, свое красивое одеяло, ночник в форме зверушки или полумесяца над кроваткой, соска и пр.
  • Учите кроху засыпать самостоятельно. Специалисты не рекомендуют годовалому малышу петь песни перед сном, качать кроватку, держать за руку, гладить по головке, пока не заснет, укладывать в родительской кровати, поить из бутылочки. Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно. Конечно, можно спеть песенку, погладить по головке и зацеловать пяточки. Но потом – спать. Оставить в кроватке, приглушить свет и удалиться.
  • Поначалу вы, конечно, будете сидеть «в засаде» в полуметре от кроватки – на случай «а вдруг испугается, заплачет». Но постепенно кроха привыкнет к схеме укладывания и начнет засыпать сам. Если малыш все-таки заплакал или вдруг проснулся и испугался – подойдите к нему, успокойте и, пожелав доброй ночи, снова удалитесь. Естественно, издеваться над ребенком не нужно: если кроха ревет во весь голос, то нужно срочно «предъявить маму» и еще раз ласково пожелать спокойных снов. Но если ребенок просто похныкивает, переждите – скорее всего, он успокоится сам и заснет. Спустя неделю-две малыш поймет, что мама никуда не сбежит, а спать нужно в своей кроватке и в одиночку.
  • Показывайте чаду разницу между сном и бодрствованием. Когда кроха не спит, держите его на руках, играйте, пойте, разговаривайте. Когда засыпает – говорите шепотом, не берите на руки, не играйтесь в «обнимашки/целовашки».
  • Место для сна чада – одно и то же. То есть, кроватка ребенка (не кровать родителей, коляска или качалка), с ночником на одном и том же месте, с игрушкой возле подушки и пр.
  • Днем укладывайте чадо при чуть приглушенном свете (немного зашторив окна), ночью свет гасите совсем, оставляя лишь ночник. Свет и темноту малыш должен воспринимать как сигналы ко сну или бодрствованию.
  • Во время дневного сна не нужно ходить на цыпочках и шипеть из окна на шумных прохожих, ночью же обеспечьте малышу тишину.
  • Перед сном искупайте ребенка (если купание его успокаивает) и в течение получаса перед укладыванием сбавьте звук у ТВ или магнитолы. Полчаса перед сном – время подготовки ко сну. Значит, никаких шумных игр, громких звуков и пр. Чтобы не перевозбуждать психику малыша, а напротив – успокаивать.
  • Ребенку должно быть комфортно в кроватке во время сна. Значит, белье должно быть чистым, одеяло и одежда – оптимальными по температуре комнаты, памперс — сухим, животик – спокойным после еды.
  • Воздух в комнате должен быть свежим. Обязательно проветривайте комнату.
  • Стабильность – значит безопасность (детское понимание). Поэтому ваша схема укладывания, внешние вспомогательные элементы и процедуры перед сном всегда должны быть одними и теми же. И (обязательное правило) в одно и то же время.
  • Пижама. Пижамка должна быть оптимально комфортной. Чтобы малыш не замерз, если раскроется, и в то же время не вспотел. Только хлопок или трикотаж.
  • Мечта любого ребенка – чтобы мама бесконечно читала ему сказку, пела колыбельные, поправляла одеялко и наглаживала непокорные вихры всю ночь. Не поддавайтесь на хитрость и капризы своего маленького разбойника – монотонно (так быстрее заснет) прочитайте сказку, поцелуйте и уходите из комнаты.
  • Вставать к годовалому малышу 3 раза за ночь (а то и 4-5) – это не норма. После 7 месяцев карапузы должны: укладываться спокойно и без истерик, самостоятельно засыпать в своей кроватке и в темноте (с ночником или без), спать по 10-12 часов полноценно (без перерывов). И задача родителей – этого добиться, чтобы потом у крохи не было проблем с бессонницей, капризностью и серьезными нарушениями сна.
Читайте также:  Готовим в мультиварке для ребенка 1 год

И — будьте реалистами! Москва не сразу строилась, наберитесь терпения.

Читайте также: Куда можно пойти с годовалым ребенком — доступные развлечения для родителей.

Видео: Как правильно укладывать спать малыша?

Источник

Äëÿ ìîèõ ïîäïèñ÷èêîâ, æäóùèõ ïîñòîâ î ñîáàêàõ — ÿ îòâëåêóñü ñîâñåì íåìíîãî, â êîììåíòàõ ïîîáåùàëà íàïèñàòü î ñâîåì îïûòå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.

Äàííûé ïîñò áóäåò ïîëåçåí äëÿ ðîäèòåëåé, ìàëåíüêèå äåòè êîòîðûõ èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì — ìàëî è ïëîõî ñïÿò, ÷àñòî ïðîñûïàþòñÿ, äíåâíûå ñíû êîðîòêèå è ðåáåíîê íå âûñûïàåòñÿ, äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûì ïðèõîäèòñÿ óêà÷èâàòü, êàòàòü â êîëÿñêå, êàòàòü â ìàøèíå è óñòðàèâàòü ïðî÷èå òàíöû ñ áóáíàìè, ÷òîáû ðåáåíîê õîòü íåìíîãî ïîñïàë.

Ñ òàêîé ïðîáëåìîé ÿ ñòîëêíóëàñü ñî âòîðûì ðåáåíêîì. Ïåðâîãî áûëî ïðîáëåìàòè÷íî óëîæèòü, íî óæ åñëè ÿ åãî óëîæèëà — ÿ ìîãëà åãî ïåðåëîæèòü â äðóãîå ìåñòî, ìîãëà çàíèìàòüñÿ ñâîèìè äåëàìè, îí ñïàë ñòîëüêî, ñêîëüêî ïîëîæåíî è ïðîñûïàëñÿ îòäîõíóâøèì. À âîò ñî âòîðûì ïðèøëîñü ñëîæíåå â ýòîì ïëàíå.

Äî 4-õ ìåñÿöåâ îñîáûõ ïðîáëåì íå áûëî. Ïðàâäà, äíåì îí ïðàêòè÷åñêè íå ñïàë. Íî è íå êàïðèçíè÷àë — ëåæàë, ãëàçåë, àãóêàë.  íî÷ü óêëàäûâàëñÿ â 21.00, ïîòîì ïàðó ðàç ïðîñûïàëñÿ äëÿ êîðìëåíèÿ, è ñïàë äî óòðà. À âîò ïîñëå 4õ ìåñÿöåâ íà÷àëèñü ïðîáëåìû. Äíåì óëîæèòü ñïàòü åãî áûëî íåâîçìîæíî (íî ÿ è íå ïûòàëàñü, ýòî áûëî ìîåé îøèáêîé), à íî÷üþ ñòàë ñïàòü ïëîõî. Ïîñòîÿííî ïðîñûïàëñÿ, êàíþ÷èë, ïëàêàë, ïðè ýòîì åãî íè÷åãî íå áåñïîêîèëî. Ê 6 ìåñÿöàì îí ïåðåáðàëñÿ â íàøó ñ ìóæåì êðîâàòü. Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ìíå óæàñíî íàäîåëî ïî 10-15 ðàç ñîñêàêèâàòü íî÷üþ è óñïîêàèâàòü åãî. ß òîæå õîòåëà ñïàòü. ß ðåøèëà, ÷òî ìíå ïðîùå, åñëè ñûí áóäåò ïîä áîêîì. Íî òóò ÿ ïåðåñòàëà âûñûïàòüñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò.ê. îñîçíàíèå òîãî, ÷òî ðåáåíîê â îäíîé ñî ìíîé ïîñòåëè, íå äàâàëî ìíå ïîãðóçèòüñÿ â ãëóáîêèé ñîí è êàê ñëåäóåò îòäîõíóòü ñàìîé. À äíåâíûå ñíû áûëè î÷åíü êîðîòêèìè — 30-40 ìèíóò. Ðåáåíîê ïðîñûïàëñÿ ñ êàïðèçàìè, âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ òîæå êàïðèçíè÷àë, ÷óâñòâîâàëîñü, ÷òî îí íå îòäîõíóë è íå âîññòàíîâèë ñèëû.

Êîãäà ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 7 ìåñÿöåâ, ÿ ïîíÿëà, ÷òî ñèòóàöèÿ ñî ñíîì ìåíÿ êàòåãîðè÷åñêè íå óñòðàèâàåò. È ÿ íà÷àëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. Íàòêíóëàñü â ñåòè íà ðàçëè÷íûõ ýêñïåðòîâ, ðàáîòàþùèõ ñ äåòñêèì ñíîì. ×èòàëà, ñîïîñòàâëÿëà ðàçëè÷íóþ èíôîðìàöèþ, àíàëèçèðîâàëà. Ñðàçó ñêàæó — åñëè áû ó ìåíÿ íà òîò ìîìåíò áûëà ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü çàïëàòèòü êîíñóëüòàíòó ïî ñíó, ÿ áû ýòî ñäåëàëà. Íî ñâîáîäíûõ 10-12 òûñÿ÷ ðóáëåé ó ìåíÿ íå áûëî â òîò ìîìåíò. Ïîýòîìó ÿ ðåøèëàñü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñåé÷àñ ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü åñòü, íî îòïàëà íåîáõîäèìîñòü, ò.ê. ÿ ñïðàâèëàñü ñàìà. Åñëè ìîé ïîñò ïîìîæåò è âàì — ÿ áóäó î÷åíü ðàäà. Íî åñëè âû ïî÷óâñòâóåòå, ÷òî íå óâåðåíû â ñâîèõ ñèëàõ, òî íå ïîæàëåéòå äåíåã íà êîíñóëüòàíòà. Åñëè áû ÿ îáðàòèëàñü ê êîíñóëüòàíòó, ÿ áû ìíîãèõ îøèáîê ñìîãëà èçáåæàòü, äåéñòâîâàëà áû áîëåå óâåðåííî, è, âåðîÿòíî, ðåçóëüòàò ïîëó÷èëà áû áûñòðåå.

Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî âñþ ïðî÷èòàííóþ èíôîðìàöèþ ÿ ïûòàëàñü ïðèìåíÿòü áåññèñòåìíî — ïîïðîáîâàëà îäíî, äðóãîå, òðåòüå — çà 1-2 ðàçà íå ïîìîãëî — ïåðåñêàêèâàëà íà ÷òî-òî äðóãîå. Íà ñàìîì äåëå, ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ (ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå) âàæåí èìåííî êîìïëåêñíûé ïîäõîä è ñîáëþäåíèå âñåõ ðåêîìåíäàöèé ñïåöèàëèñòîâ.

Îáó÷åíèåì ÑÇ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ñ 4-õ ìåñÿöåâ îò ÏÄÐ (ïëàíîâîé äàòû ðîäîâ).

1. Ðåæèì äíÿ

Ìàëåíüêèå äåòè ÷àñòî áûâàþò î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ðåæèìó äíÿ. Âûñòðîèâ ïîñòîÿííûé ðåæèì äíÿ âû ïîëó÷èòå óïðàâëÿåìîãî, ìàëîêàïðèçíîãî, âûñïàâøåãîñÿ ðåáåíêà.

Ïðè âûñòðàèâàíèè ðåæèìà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî â òå÷åíèå äíÿ ñóùåñòâóþò ïåðèîäû âðåìåíè, êîãäà ðåáåíêà óëîæèòü ëåã÷å. Ýòî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãèåé ìàëûøà è âûðàáîòêîé â ýòè ïåðèîäû ãîðìîíà ñíà — ìåëàòîíèíà.

Ýòî ñ 8.00 äî 10.00, ñ 12.00 äî 14.00 è ñ 18.00 äî 20.00. Ñî ñâîèì ìëàäøèì ñûíîì ÿ î÷åíü õîðîøî ýòî ïðî÷óâñòâîâàëà. Äåéñòâèòåëüíî â ýòè ïåðèîäû óëîæèòü ðåáåíêà íàìíîãî ëåã÷å.

Êîëè÷åñòâî äíåâíûõ ñíîâ ïî âîçðàñòàì:

ñ 4-õ äî 8-ìè ìåñÿöåâ — 3 ñíà

ñ 8-ìè äî 18-òè ìåñÿöåâ — 2 ñíà

ñ 18-òè ìåñÿöåâ — 1 ñîí.

Âûñòðàèâàòü ðåæèì äíÿ íåîáõîäèìî ñ ïîäúåìà. Ïîñêîëüêó îáó÷åíèåì ÑÇ ÿ íà÷àëà çàíèìàòüñÿ óæå ïîñëå 8 ìåñÿöåâ, ó íàñ ðåæèì ñíîâ áûë ïðèìåðíî òàêîé:

6.30-7.00 — ïîäúåì

8.30-9.00 — 10.30-11.00 — ïåðâûé ñîí

13.00-13.30 — 14.30-15.00 — âòîðîé ñîí

18.30-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.

Ñåé÷àñ ñûíó óæå 1 ãîä è 9 ìåñÿöåâ, è íàø ðåæèì âûãëÿäèò òàê:

7.00-7.30 — ïîäúåì

12.30 — 14.30-15.00 — äíåâíîé ñîí

19.00-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.

Âûñòðàèâàÿ ðåæèì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî çà 1,5-2 ÷àñà äî ñíà íóæíî èñêëþ÷èòü ïðîñìîòð ìóëüòèêîâ, òåëåâèçîðà, èãðû â ãàäæåòû è òàê äàëåå. Òî åñòü, âñå, ÷òî ñâÿçàíî ñî âçãëÿäîì íà ðàáîòàþùèé ýêðàí òåëåâèçîðà/êîìïüþòåðà/òåëåôîíà/ïëàíøåòà, ò.ê. ñèíÿÿ ïîäñâåòêà îêàçûâàåò âîçáóæäàþùåå äåéñòâèå íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà.

Читайте также:  Зимний костюм для ребенка 1 год как выбрать

Òàêæå çà 1 ÷àñ äî óêëàäûâàíèÿ íåîáõîäèìî ïåðåéòè íà áîëåå ñïîêîéíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè. ß îáû÷íî ïðåäëàãàþ ñûíó ïîðèñîâàòü, ïîñòðîèòü èç êóáèêîâ, ïîèãðàòü êîíñòðóêòîðîì. Òî åñòü, òàêèå èãðû, êîãäà ðåáåíêó íå íàäî áóäåò áåãàòü, ïðûãàòü, êðè÷àòü è ò.ä.

2. Óáðàòü îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè íà ñîí

Ýòî ìîãóò áûòü óêà÷èâàíèå, ïðûæêè íà ôèòáîëå, êàòàíèå â êîëÿñêå, êàòàíèå â ìàøèíå, ñîñêà, ãðóäü, áóòûëêà ñî ñìåñüþ — âñå, ñ ÷åì ïðèâûê çàñûïàòü ðåáåíîê, íî ïîñëå çàñûïàíèÿ ýòî ìîæåò ïðîïàñòü èëè èçìåíèòüñÿ.

ß óáèðàëà îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè ïîñòåïåííî, ÿ ñåé÷àñ îïèøó âåñü êîìïëåêñ ìåð ïî ïîäãîòîâêå ê îáó÷åíèþ ÑÇ, è ÷óòü íèæå ðàñïèøó ïîðÿäîê, êàê äåéñòâîâàëà ÿ.

3. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ñíà

Ïîñêîëüêó ìàëåíüêèå äåòè åùå ñîâåðøåííî íå óìåþò óïðàâëÿòü ñîáîé, ñâîèìè ýìîöèÿìè è ñâîèì òåëîì, áûâàåò òàê, ÷òî äëÿ ñíà èì íóæíî ñîçäàòü îïðåäåëåííûå óñëîâèÿ.

Çàòåìíåííàÿ êîìíàòà — êîìíàòó, ãäå ñïèò ìàëûø, ëó÷øå ìàêñèìàëüíî çàòåìíèòü, ïîñêîëüêó äíåâíîé ñâåò ïðåïÿòñòâóåò âûðàáîòêå ãîðìîíà ñíà ìåëàòîíèíà. Î÷åíü õîðîøî äëÿ ýòîãî ïîäõîäÿò øòîðû áëýêàóò (íå ïðîïóñêàþùèå ñâåò ñîâñåì), ñåé÷àñ èõ áîëüøîé âûáîð, ëèáî ïðîñòî î÷åíü ïëîòíûå øòîðû.

Òåìïåðàòóðà âîçäóõà — â êîìíàòå íå äîëæíî áûòü æàðêî è íå äîëæíî áûòü õîëîäíî, ïåðåä ñíîì êîìíàòó ëó÷øå ïðîâåòðèòü.

Îäåæäà äëÿ ñíà — äîëæíà áûòü ñâîáîäíîé, íå èìåòü ëèøíèõ ðåçèíîê, ÷òîáû òåëî ìàëûøà îòäûõàëî ìàêñèìàëüíî.

Áåëûé øóì — èñòî÷íèê ìîíîòîííîãî çâóêà.  ìîåì âàðèàíòå ÿ îñòàíîâèëàñü íà çâóêå äîæäÿ. Áåëûé øóì ïîìîãàåò çàãëóøèòü áûòîâûå øóìû, è ïðè êðàòêîâðåìåííîì ïðîáóæäåíèè ïðè ïåðåõîäå èç îäíîé ôàçû ñíà â äðóãóþ ïîìîæåò ðåáåíêó ïåðåéòè â íîâóþ ôàçó ñíà è íå ïðîñíóòüñÿ ïðè ýòîì îêîí÷àòåëüíî. ß èñïîëüçóþ ãåíåðàòîð áåëîãî øóìà. Åñòü ïðèëîæåíèÿ äëÿ ñìàðòôîíîâ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ ýòîò âàðèàíò, ò.ê. åñëè âî âðåìÿ äåòñêîãî ñíà êòî-òî ïîçâîíèò èëè ïðèäåò ñîîáùåíèå — çâóê ïðåðûâàåòñÿ.

4. Ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ

Ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ — ýòî íàáîð äåéñòâèé, êîòîðûå áóäóò ïîâòîðÿòüñÿ èçî äíÿ â äåíü ïåðåä òåì, êàê óêëàäûâàòü ðåáåíêà ñïàòü. Ïåðåä äíåâíûì ñíîì ðèòóàë çàíèìàåò 5-10 ìèíóò, ïåðåä íî÷íûì — 15-20 ìèíóò. Ðèòóàë ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ðàçëè÷íûå äåéñòâèÿ è ìîæåò ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ìàëûøà.

Íàïðèìåð, ó íàñ ïåðåä äíåâíûì ñíîì: ÷èòàåì êíèãó, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, çàêðûâàåì øòîðû, âêëþ÷àåì áåëûé øóì, óêëàäûâàåìñÿ â êðîâàòêó.

Ïåðåä íî÷íûì ñíîì: ñîáèðàåì èãðóøêè, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, óãîùàåì èãðóøå÷íóþ ñîáà÷êó ìîëî÷êîì è óêëàäûâàåì åå ñïàòü (êëàäó åå íà áîê íà ïîëêå), ïîòîì ñûí ïüåò ñâîþ ïîðöèþ ìîëîêà, ÿ â ýòî âðåìÿ çàêðûâàþ øòîðû, âêëþ÷àþ áåëûé øóì, âûêëþ÷àþ ñâåò. Êîãäà ñûí äîïèë ìîëîêî, óêëàäûâàþ åãî â êðîâàòêó (âîò òóò âàæíûé ìîìåíò — íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íå çàñûïàë âî âðåìÿ åäû. Åñëè âû ïî ñâîåìó ðåáåíêó çíàåòå, ÷òî îí ìîæåò óñíóòü âî âðåìÿ åäû, òî ïðåäíî÷íîå êîðìëåíèå ñäâèíüòå ÷óòü ðàíüøå â ðèòóàëå, ÷òîáû ìåæäó êîðìëåíèåì è óêëàäûâàíèåì â êðîâàòêó áûëî åùå êàêîå-òî äåéñòâèå. ß ïðîñòî çíàëà, ÷òî ìîé íå çàñûïàåò âî âðåìÿ åäû, ïîýòîìó ïîñòàâèëà êîðìëåíèå ïîñëåäíèì äåéñòâèåì â ðèòóàëå).

5. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ ÑÇ

 èíòåðíåòå ìîæíî íàéòè êó÷ó ðàçíûõ ìåòîäîâ ñ ñàìûìè ðàçíûìè íàçâàíèÿìè. Íî òàê èëè èíà÷å, âñå ýòè ìåòîäèêè ìîæíî ñãðóïïèðîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:

— ïî Ñïîêó (ñàìûé æåñòêèé ìåòîä) — ýòî êîãäà ââåëè ðèòóàëû, ðåáåíîê ê ðèòóàëàì ïðèâûê, è âû, ïðîâåäÿ ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ, ïðîñòî ïîëîæèëè â êðîâàòêó è âûøëè èç êîìíàòû. È íå ïîäõîäèòå, êîãäà ðåáåíîê ïëà÷åò. ß ïðîòèâ òàêîãî ìåòîäà, íî îí ñóùåñòâóåò. Õîòÿ ÿ íå çíàþ íè îäíîãî ðîäèòåëÿ, êîòîðûé âûäåðæàë áû è íå ïîäîøåë áû ê ñâîåìó ïëà÷óùåìó ðåáåíêó.

— ìåòîä âûñèæèâàíèÿ — êîãäà ðåáåíîê ïðèâûê ê ðèòóàëàì, âû êëàäåòå åãî â êðîâàòêó. Ñíà÷àëà ðÿäîì ñ êðîâàòêîé ñòàâèòå ñòóë èëè êðåñëî, è ïîñòåïåííî, ñ êàæäûì ñëåäóþùèì óêëàäûâàíèåì ïåðåìåùàåòåñü ñ ýòèì ñòóëîì èëè êðåñëîì âñå äàëüøå îò êðîâàòêè, ïîñòåïåííî ñîâñåì èñ÷åçàÿ èç âèäà

— ìåòîä èíòåðâàëîâ — ïðîâåäÿ ðèòóàë, óêëàäûâàåòå ðåáåíêà â êðîâàòêó è âûõîäèòå èç êîìíàòû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âîçâðàùàåòåñü, ÷òîáû ðåáåíîê ïîíèìàë, ÷òî âû íå óøëè íà ñîâñåì. Ïîñòåïåííî ýòè èíòåðâàëû âîçâðàùåíèÿ óâåëè÷èâàåòå.

— ìåòîä «îáíÿë-ïîëîæèë». Ïðîâåëè ðèòóàë — ïîëîæèëè ðåáåíêà â êðîâàòêó. Åñëè îí íà÷àë ïëàêàòü — âçÿëè íà ðóêè, óñïîêîèëè, ïîëîæèëè. Âàæíî — êëàñòü â êðîâàòêó ñîííûì, íî íå ñïÿùèì. È òàê äî òåõ ïîð, ïîêà íå óñíåò.

Ìåòîä îáó÷åíèÿ ÑÇ ðåêîìåíäóþò âûáèðàòü ïîä êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.  ìîåì ñëó÷àå, ýòî áûëî êîìáèíèðîâàíèå âûñèæèâàíèÿ è èíòåðâàëîâ.

Íà ýòàïå îáó÷åíèÿ ÑÇ âàæíî, ÷òîáû â êðîâàòêó âû ðåáåíêà êëàëè ñîííîãî, íî íå ñïÿùåãî.

Èòàê, êàê ýòî äåëàëà ÿ.

Ñíà÷àëà ÿ ïðîáîâàëà òî çàòåìíèòü êîìíàòó, òî ïðîñòî èñïîëüçîâàòü áåëûé øóì, òî ïðîâîäèòü ðèòóàëû, òî ïðîñòî ñëåäîâàòü ðåæèìó. Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî ÿ áðîñàëàñü îò îäíîãî ê äðóãîìó è íå ïûòàëàñü èñïîëüçîâàòü âñå â êîìïëåêñå. Ðåçóëüòàò ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà ÿ äåéñòâèòåëüíî èñïîëüçîâàëà âñå ðåêîìåíäàöèè â êîìïëåêñå è íà÷àëà äåéñòâîâàòü ïîñëåäîâàòåëüíî è ïëàíîìåðíî.

Íà ïåðâîì ýòàïå ÿ ñîçäàëà óñëîâèÿ äëÿ ñíà è ïîïûòàëàñü âûñòðîèòü õîòü êàêîå-òî ïîäîáèå ðåæèìà. Ïîêà åùå ñ ïðèâû÷íûìè ìåòîäàìè óêëàäûâàíèÿ è ñíîì â óæå ïðèâû÷íîé ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè.

Íà âòîðîì ýòàïå ÿ ââåëà ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ, íî ñàìî óêëàäûâàíèå ÿ ïðîâîäèëà ïî ïðèâû÷íîé äëÿ ðåáåíêà ñõåìå (ëîæèëàñü âìåñòå ñ íèì â ñâîåé êðîâàòè, åñëè áû ýòî áûëî óêà÷èâàíèå — óêà÷èâàëà áû.  îáùåì, ðåáåíîê çàñûïàë èìåííî òàê, êàê îí ïðèâûê çàñûïàòü). Íà ýòîì ýòàïå ìíå âàæíî áûëî, ÷òîáû ðåáåíîê çàïîìíèë, ê ÷åìó âåäåò ðèòóàë (ê çàñûïàíèþ). Êîãäà ðåáåíîê ïðèâûêàåò ê ðèòóàëàì, îí óæå ïîíèìàåò, ÷òî ïîñëå ïîñëåäíåãî äåéñòâèÿ íóæíî ñïàòü, åãî îðãàíèçì áîëåå ê ýòîìó ãîòîâ è îáó÷åíèå ÑÇ äàñòñÿ ëåã÷å.

Íà òðåòüåì ýòàïå, êîãäà ÿ óâèäåëà, ÷òî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ðèòóàëà ðåáåíîê ãîòîâ ê çàñûïàíèþ, ÿ ñòàëà óêëàäûâàòü åãî â êðîâàòêó. Êîíå÷íî, â ïåðâîå âðåìÿ ýòî âûçûâàëî â íåì íåäîóìåíèå. Íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå äëÿ ìåíÿ áûëî òî, ÷òî ìû ïðàêòè÷åñêè îáîøëèñü áåç ñëåç. Äà, ïîíà÷àëó ñûí, îêàçàâøèñü â êðîâàòêå, ãëàçåë, âñòàâàë, èãðàë ñâîèìè ðóêàìè è íîãàìè, íî ïîñòåïåííî âñå æå çàñûïàë ñàì. Åñëè ÿ âèäåëà ïî íåìó, ÷òî îí ãîòîâèòñÿ çàïëàêàòü — ÿ íà÷èíàëà ñïîêîéíî è òèõî ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü — Åãîðóøêà óæå áîëüøîé, Åãîðóøêå íàäî îòäûõàòü, âñå îòäûõàþò â ñâîèõ êðîâàòêàõ — íåñëà ëþáóþ îêîëåñèöó, íî ãëàâíîå, ÷òîáû ýòî áûëî ñâÿçàíî ñî ñíîì è ãîâîðèòü òèõî, óñïîêàèâàþùå. Ïîñòåïåííî âðåìÿ åãî áîäðñòâîâàíèÿ â êðîâàòêå ïîñëå ðèòóàëà ñîêðàùàëîñü. Ñåé÷àñ îí çàñûïàåò â òå÷åíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå óêëàäûâàíèÿ â êðîâàòêó.

Читайте также:  Норма температуры тела ребенка 1 год

Ïî îòäàëåíèþ ñåáÿ îò êðîâàòêè ðåáåíêà âî âðåìÿ çàñûïàíèÿ è ïî âåëè÷èíå èíòåðâàëîâ âûõîäà èç êîìíàòû ÿ îðèåíòèðîâàëàñü ïîëíîñòüþ ïîëîæèâøèñü íà ñâîþ èíòóèöèþ. Ñìîòðåëà íà ðåàêöèþ ðåáåíêà è ïðîñòî ïîíèìàëà, ÷òî îí ãîòîâ ê óâåëè÷åíèþ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó íàìè. Ïîýòîìó òóò ÿ íå ìîãó íàçâàòü íèêàêèõ âðåìåííûõ äèàïàçîíîâ — âñå äåòè ðàçíûå, ýòî î÷åíü èíäèâèäóàëüíûå âåëè÷èíû.

Ïîñëå òîãî, êàê ÿ äîáèëàñü òîãî, ÷òî ðåáåíîê ñòàë ñòàáèëüíî çàñûïàòü ñàì, ÿ ïðèñòóïèëà ê ñàìîìó ñëîæíîìó:

Ïðîäëåíèå äíåâíûõ ñíîâ.

Äëÿ ìåíÿ ýòîò ýòàï áûë äåéñòâèòåëüíî ñàìûì ñëîæíûì è íåïîíÿòíûì, ïîòîìó ÷òî ñîâåðøåííî íåÿñíî, êàê îáúÿñíèòü ìàëåíüêîìó ðåáåíêó, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî è íàäî ïîñïàòü åùå. ß ïðîäîëæàëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. È íàøëà. Åñòü òàêîå ïðàâèëî — ïðàâèëî òèõîãî ÷àñà.  ïîäðîáíîñòÿõ ÿ íå íàøëà èíôîðìàöèþ, ïîýòîìó ðàññêàæó, êàê ýòî ïðàâèëî ïîíÿëà ÿ è êàê ÿ äåéñòâîâàëà. Íàì ïîìîãëî, äíåâíûå ñíû ñòàëè äëèííåå.

Äëÿ äíåâíûõ ñíîâ íóæíî ââåñòè ðèòóàë íå òîëüêî íà çàñûïàíèå, íî è íà ïðîáóæäåíèå. Ðèòóàë íà ïðîáóæäåíèå ñòàíåò ñâîåîáðàçíûì ñèãíàëîì äëÿ ðåáåíêà, ÷òî ìîæíî ïðîñûïàòüñÿ. Ñàìîå ñëîæíîå çäåñü äëÿ ìåíÿ áûëî — âûäåðæàòü ïîëîæåííîå âðåìÿ â òèøèíå â òåìíîé êîìíàòå, êîãäà ðåáåíîê óæå âîâñþ ïðîñèòñÿ äîñòàòü åãî èç êðîâàòêè. Òî åñòü, âîò ïî ðåæèìó ïîëîæåíî ðåáåíêó ïîñïàòü 1,5-2 ÷àñà, à îí ïðîñíóëñÿ ÷åðåç 40 ìèíóò. Âåñü ýòîò îñòàòîê âðåìåíè ÿ ïðîâîäèëà ñ íèì â êîìíàòå. Åñëè îí ëåæàë ìîë÷à, òî è ÿ ìîë÷àëà. Åñëè îí ïûòàëñÿ íà÷àòü ïëàêàòü è ïðîñèòüñÿ èç êðîâàòêè — âñå òàêæå òèõî, óñïîêàèâàþùå ñ íèì ðàçãîâàðèâàëà. Îáó÷åíèå äíåâíûì ñíàì ïî âðåìåíè áûëî äëÿ íàñ ñàìûì äëèòåëüíûì. Ñíà÷àëà ðåçóëüòàòîì ñòàëî òî, ÷òî îí ïðîñíóâøèñü ÷åðåç 40 ìèíóò ñòàë ïðîñòî òèõîíüêî ëåæàòü. Çàòåì, åñëè ÿ âèäåëà, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî — ÿ òèõèì, íî íàñòîé÷èâûì è òâåðäûì ãîëîñîì ãîâîðèëà, ÷òî íàäî åùå ïîñïàòü, óïîòðåáëÿëà òå æå ñëîâà è ôðàçû, êîòîðûå èñïîëüçîâàëà âî âðåìÿ ðèòóàëà íà ñîí. Ðèòóàëîì íà ïðîáóæäåíèå ó íàñ ñëóæàò âûêëþ÷åíèå áåëîãî øóìà, îòêðûòèå øòîð.

Òóò åùå íàäî îòìåòèòü, ÷òî äàæå åñëè ðåáåíîê ïðîñòî ïîëåæèò ýòî âðåìÿ áåç ñíà, íî áåç âñÿêîé íàãðóçêè — ýòî âñå ðàâíî äàñò åìó îòäîõíóòü ëó÷øå, ÷åì åñëè ñðàçó ïîäíÿòü åãî ÷åðåç 40 ìèíóò, êîãäà îí ïðîñíóëñÿ.

×òî åùå âàæíî ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ?

Òåðïåíèå, íàñòîé÷èâîñòü, ïîñòîÿíñòâî è ñòàáèëüíîñòü.

Åñëè âû ïðèíÿëè ðåøåíèå îáó÷àòü ðåáåíêà ÑÇ, òî áóäüòå ïîñëåäîâàòåëüíû è íàñòîé÷èâû. Íåëüçÿ îäèí-äâà äíÿ äåéñòâîâàòü ïî âûáðàííîé ìåòîäèêå, à ïîòîì íà îäèí äåíü âåðíóòüñÿ ê ñòàðîìó ñïîñîáó óêëàäûâàíèÿ, à ïîòîì ñíîâà îáó÷àòü ÑÇ. Ðàññêàæó ïðèìåð, ñ êîòîðûì ñòîëêíóëàñü ÿ.

 òîò ìîìåíò, êîãäà ðåáåíîê óæå ïîêàçûâàë ïåðâûå ñòàáèëüíûå óñïåõè â ñàìîñòîÿòåëüíîì çàñûïàíèè, ìíå ïîíàäîáèëîñü óåõàòü íà âåñü äåíü, è ñ ñûíîì îñòàëñÿ ïàïà. Íåñìîòðÿ íà âñå ìîè ïðîñüáû è óâåùåâàíèÿ óëîæèòü ñûíà íà äíåâíîé ñîí â êðîâàòêå ïî ïîäðîáíîé ìîåé èíñòðóêöèè, ìóæ ïîëîæèë åãî íà îáà äíåâíûõ ñíà â íàøó ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü è ñàì ëåã ñ íèì, à â íî÷ü óëîæèë íà êðîâàòè, à ïîòîì ïåðåëîæèë â êðîâàòêó. Íà ñëåäóþùèé äåíü, ïðè ïåðâîì æå óêëàäûâàíèè íà äíåâíîé ñîí ñûí óñòðîèë ìíå äâóõ÷àñîâîå èñïûòàíèå íà ïðî÷íîñòü ìîèõ íåðâîâ. Îí íå èñòåðèë, íî ãåðîè÷åñêèì óñèëèåì âîëè íå ñïàë è ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íàäî ñïàòü â ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè. Óñíóë ñ ãîðåì ïîïîëàì. Åñòåñòâåííî, èç-çà òàêîãî âðåìåííîãî èíòåðâàëà ó íàñ ñäâèíóëñÿ è âòîðîé äíåâíîé ñîí. Íà âòîðîé ñîí òîæå ïûòàëñÿ ïîêàçàòü íà ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü, íî óñíóë óæå ëåã÷å. Äà, ìíå áûëî áåçóìíî æàëêî åãî, íî ÿ ïîíèìàëà, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ñäàìñÿ, òî âñå ìîè òðóäû è äîñòèæåíèÿ ïîéäóò ïðîñòî ïñó ïîä õâîñò, è íà÷àòü îáó÷åíèå ÑÇ âî âòîðîé ðàç áóäåò ãîðàçäî ñëîæíåå, ïîýòîìó ÿ íå ñäàëàñü è äîáèëàñü ñâîåãî.

Ìîè ñòðàõè ïî ïîâîäó îáó÷åíèÿ ÑÇ.

1. Ñòðàøíî áûëî íà äíåâíûå ñíû çàòåìíÿòü êîìíàòó. Âäðóã ðåáåíîê â òåìíîòå ïîïóòàåò äåíü ñ íî÷üþ? Íå ïîïóòàë. Âñå â ïîðÿäêå.

2. Ðàííåå óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí. Ïîäñîçíàòåëüíî ìû âîñïðèíèìàåì ðàííåå óêëàäûâàíèå êàê ïðèçíàê ðàííåãî ïîäúåìà ðåáåíêà. Íî íåò. Ïî ñâîåìó ñûíó ÿ îäíîçíà÷íî ìîãó ñêàçàòü, ÷òî åñëè ÿ åãî óêëàäûâàëà â 21.00-22.00, òî îí ìîã ïðîñíóòüñÿ â 5 óòðà. À ïðè óêëàäûâàíèè â 19.00-19.30 — ñïàë äî 6.30-7.00. Ñåé÷àñ äàæå äî 7.30 áûâàåò. À ïîòîì ÿ îñîçíàëà, ÷òî êàêîé ñìûñë ìàðèíîâàòü óñòàâøåãî êàïðèçíîãî ðåáåíêà äî 21.00, åñëè óòðîì îí âñå ðàâíî âñòàíåò â 6.00-6.30? Íî ïðè ýòîì, ïðè ðàííåì óêëàäûâàíèè åãî ñîí áóäåò äîëüøå è êà÷åñòâåííåé.

Âîò òàêîé ó ìåíÿ îïûò îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ÑÇ. Åñëè ÷òî-òî óïóñòèëà — ñïðàøèâàéòå â êîììåíòàõ. Åñëè ÿ ÷åðåç ýòî ïðîøëà è ñìîãó îòâåòèòü — îòâå÷ó. Åñëè ÿ íå ñìîãó îòâåòèòü íà âàø âîïðîñ, òî òàê è íàïèøó, ÷òî ÿ íå çíàþ è ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîòîìó ÷òî ÿ íå ñïåöèàëèñò, ÿ òîëüêî ñâîåãî ðåáåíêà íàó÷èëà ñïàòü, à òîíêîñòåé è íþàíñîâ ìîæåò áûòü î÷åíü ìíîãî.

Источник