Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Как заставить ребенка рисовать в 3 года thumbnail

Многие мамы задаются вопросом: нужно ли учить ребенка рисовать конкретные предметы или же полностью давать ему свободу в творчестве? Вопрос спорный. С одной стороны, навязанные образы губят в подрастающем человечке творческое начало. По словам замечательной писательницы, педагога, скульптора Елены Макаровой, если однажды вылепить для ребенка стоящую собаку, он уже никогда не слепит собаку сидящую. С другой стороны, сложно освоить какой-либо навык без знания основных технических приемов. Выход здесь простой: научите ребенка пользоваться карандашами и красками, а вот что и как ребенку рисовать – пусть решает он сам.

Рисование для детей: с чего начнем?

Дайте маленькому художнику возможность порисовать и красками, и карандашами, и фломастерами. К счастью, сейчас можно купить практически любые материалы, и их ассортимент настолько разнообразен, что скучать малышу не придется. Если кроха предпочитает краскам карандаши, предложите ему порисовать восковыми или акварельными мелками. Он получит не только новый результат, но и совершенно свежие ощущения.

Кроха любит фломастеры? Отлично! Но не стоит ими злоупотреблять. Во-первых, они развивают маленькие ручки куда хуже, чем карандаши, из-за того, что на них практически не нужно нажимать. А во-вторых, фломастерами невозможно передать оттенки. Карандаши же и мелки позволяют это сделать прекрасно.

Расскажите ребенку, что карандашом можно рисовать по-разному. Если давить на него сильно, цвет будет яркий и насыщенный, если водить карандашом по бумаге слегка – нежный, пастельный. Покажите юному художнику, как красиво можно раскрасить свой рисунок при помощи карандашей. Если вы сами не представляете, как это сделать, загляните в отдел литературы по изобразительному искусству в любом книжном магазине. Полистайте обучающие пособия для художников: там можно отыскать массу идей.

Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Рисование красками

Пожалуй, ничто не способно более точно отразить настроение юного творца, чем рисование красками. 

Приготовьте для рисования красками несколько баночек гуаши, кисточки, бумагу, бумажные салфетки, стаканчик-непроливайку, палитру для смешивания красок. Во время первых занятий выдавайте малышу не больше четырех баночек с краской (а начать вообще можно с одной). Позже палитру цветов можно будет расширить. Покажите крохе, как обмакнуть кисть в воду, как набрать краску на самый кончик и сделать мазки на бумаге. На первых порах не оставляйте ребенка с красками один на один. Ведь вам снова и снова придется повторять ему последовательность действий, напоминать, что лишнюю воду с кисточки нужно убирать, что кисточку погружают в краску только кончиком и обязательно моют перед тем, как набрать новую краску. Некоторые педагоги рекомендуют первое время использовать отдельную кисточку для каждой краски. Но и это вряд ли убережет краски от загрязнения. Не десять, и даже не двадцать раз кисточка, перемазанная синей краской нырнет в красную, а черная краска перемешается с белилами. Относитесь к этому спокойно. Ведь, в конце концов, гуашь – не сверхдорогие краски. И, когда малыш научится более аккуратно с ними обращаться, вы сможете купить ему новый набор. А пока пусть экспериментирует.

Ребенок и краски: хулиганство разрешается

Вообще процесс смешивания красок обычно очень привлекает кроху. Покажите ему фокус. Налейте на альбомный лист понемногу желтой и синей краски. Расскажите сказку о том, что в желтой-желтой пустыне совсем не было воды и не росло там ни одного зеленого растения. Но вот ветер-озорник принес синюю-синюю тучку и пошел из нее синий-синий дождик. При этом смешайте две краски вместе. И случилось чудо: зазеленела в пустыне трава. Теперь предложите крохе смешать синюю и красную, красную и зеленую краски, добавить чуть-чуть белил в синие и красные лужицы. Что получилось? Дайте возможность «похулиганить» ребенку с красками самому.

Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ…» И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ…» И шлепаем кисточкой, изображая следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад… А теперь попробуем рисовать с ребенком штрихи-полосочки: это и дождик, и трава, и солнечные лучики, и дорожки. Угадывайте в расплывчатых пятнах и штрихах знакомые образы и обращайте на это внимание крохи. И непременно хвалите! И если малыш нарисовал нечто малиновое и назвал это кошкой, непременно восхититесь и не доказывайте ему, что малиновых кошек не бывает. В  стране детских фантазий бывает все! Может, кошка просто наелась малины, как в стихотворении Ю. Мориц. Этим все и объясняется…

Если у вас есть книжка замечательного детского писателя и художника В. Сутеева, вам пригодится сказка «Петух и краски». В ней не только рассказывается о приключениях нераскрашенного петушка и его знакомстве с красками, а еще есть очень хорошие рисунки. И если после прочтения вы нарисуете такого петушка и предложите ребенку раскрасить его так, как в книжке, особых затруднений это не вызовет. И не забудьте познакомить малыша с цветами радуги. Ведь рисовать радугу – это так здорово!

Рисуем с ребенком

Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Конечно, очень важно давать возможность ребенку рисовать самостоятельно, придумывая свои миры и смешивая краски в самые невероятные цвета. Но время от времени устраивайте совместное творчество. Это поможет еще больше заинтересовать малыша, ведь он просто обожает делать что-то вместе с любимыми взрослыми.

  1. Мамин пример. Этот прием поможет увлечь ребенка, который по каким-то причинам отказывается рисовать. Возьмите альбом и начинайте рисовать что-нибудь, интересное крохе. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, скоро малыш подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить к рисунку что-нибудь свое.
  2. Рисованные истории. Можно сочинять рисованный рассказ о приключениях какого-нибудь героя или нарисовать на каждой странице альбома комнаты для маленькой принцессы или залы рыцарского замка. Получится не альбом, а настоящий дворец!
  3. Рисуем с натуры. Предложите малышу нарисовать что-нибудь с натуры. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование с ребенком развивает наблюдательность. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так малышу будет легче заметить свои неточности. Но нет ничего плохого и в том, если он изобразит предмет в своем неповторимом стиле. Может быть, у вас подрастает новый Пикассо.
  4. Юный портретист. А еще можно рисовать с ребенком портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, мамин портрет, глядя на маму, и портрет бабушки, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с малышом, какие у бабушки волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может, малыш захочет нарисовать свою подружку или друга?
  5. Тепло и холодно. Расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так, синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. А потом нарисуйте вместе теплую и холодную страну: «В теплой и жаркой стране растут пальмы. Там много желтого песка и жгучее оранжевое солнце… В холодной снежной стране растут сосны. Их вечнозеленая хвоя защищает от синих морозов и снежных белых метелей». Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.
Читайте также:  Ребенок 3 года скрипит зубами и плачет

Если ребенок не хочет рисовать…

На деле родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда их дети не рисуют. Или рисовали увлеченно и самозабвенно, и вдруг – перестали. Часто в этом виноваты мы сами. Ведь для того, чтобы рисование, лепка и другие виды изобразительного искусства были для малыша желанным занятием, он должен чувствовать себя в таком творчестве счастливым и успешным. И если взрослые часто критикуют детские работы, поучают юного художника, навязывают свое видение мира, у малыша постепенно пропадает вера в собственные силы. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается. И если их рисунки плохи, зачем же тогда вообще рисовать?

Иногда полезно внести в занятия свежую струю. И пусть работы крохи никогда не станут шедеврами, зато они будут оригинальными. Пусть неправильными! Но всегда быть правильным – это так скучно… 

Звездные родители

Маргарита Суханкина, певица, Сережа (8 лет) и Лера (7 лет)

Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Сережа очень любит рисовать. Дедушка научил его срисовывать  с картинок, и сын увлекся. Рисует красками, карандашами и фломастерами – животных, машинки, потом часто дарит  рисунки. Иногда рисует с натуры: деревья, лес, что видно из окна.  Лера тоже постепенно подтягивается к рисованию, глядя на брата.

Наташа Королева, певица, и Архип (15 лет)

Как заставить ребенка рисовать в 3 года

Архип – очень творческий человек. В детстве он сочинял рассказы о каких-то неведомых мирах. Придумывал персонажей, прописывал их диалоги. Кроме того, он хорошо рисует, поэтому свои истории сопровождал яркими картинками. Кстати, умение рисовать, думаю, у него в отца: Сережа в детстве тоже рисованием занимался! Как-то Архип нарисовал портрет папы, совершенно потрясающе – Сереге так приятно было!

Совет педагога

Не ограничивайте изобразительное пространство малыша альбомными листами. Это слишком однообразно и стандартно. Меняйте и форму бумаги, и размер, и цвет. Ведь как это здорово – нарисовать шедевр на большом листе ватмана, прикрепленном к стене! Здесь есть, где развернуться. А потом попробовать себя в рисовании миниатюр на крошечных квадратных, круглых, овальных кусочках бумаги. Назовем это значками или медальонами. Вырезайте из бумаги всевозможные формы: силуэты зверей и птиц, куколок, чашки, вазы и предлагайте малышу их разрисовать. Можно даже обвести самого малыша на расстеленной на полу бумаге (для этого склейте 2–3 больших листа ватмана или используйте обои), вырезать, а затем дорисовать и раскрасить.

Источник

Частенько встречаю подобные жалобы в родительских сообществах. Более того: иногда родители сетуют на нежелание ребёнка работать с прописями (хотя какие могут быть прописи в таком возрасте?).

Принято считать: раз не рисует, не раскрашивает и не заполняет прописи, то и писать не сможет. Точнее, сможет, но не сразу, а лишь после долгих мучений. Да и почерк, вероятно, будет «куриный».

Кстати, много ли вы знаете людей, которые не умеют писать? Я знала двоих. Оба родились сто лет назад и не получили образования. А одна из моих бабушек окончила только три класса. Она писала нам подробные письма на 6-7 листов. Красивым почерком и довольно грамотно.

Чтобы ребёнок научился писать, не надо мучить его прописями с 3-4 лет. Да и навыков рисования для этого не требуется. Я совершенно не умею рисовать, но пишу ровно и разборчиво.

Читайте также:  Гной из писуна у ребенка 3 года

Для хорошего письма требуются чёткость и плавность линий, нажим, умение уверенно держать инструмент. Любые действия с карандашом, фломастером и ручкой будут развивать в этом направлении. То есть необязательно, чтобы ребёнок именно рисовал — достаточно, например, просто проводить линии.

Необходим также какой-никакой глазомер. Это само приходит со временем. Но и занятия творчеством тоже способствуют.

В общем, не следует зацикливаться на раскрасках и рисовании по теме. Нельзя заставлять — иначе отобьёшь охоту творить. Нужно нащупать те виды деятельности, которые по душе ребёнку, которые ему подходят. Пусть ими и занимается.

Я не говорю, что рисовать не надо. Ещё как надо. Это развивает глазомер, фантазию, креативность, изобразительные способности. Но если ребёнок отказывается рисовать традиционными способами — нужно предложить ему что-то другое.

***

Мой сын — ему скоро 4 года — тоже не фанат рисования и особенно раскрасок. Изредка соглашается посидеть с раскраской, но этого недостаточно для развития мелкой моторики, глазомера, навыка правильной работы с инструментом.

Но с карандашами и красками он возится очень часто. Просто у него есть свои любимые виды творчества. Расскажу о некоторых из них.

1. Закрашивание чистого листа краской

Я даю ребёнку лист, ёмкость с водой, краски и кисти. Предлагаю нарисовать что-нибудь. А он берёт — и закрашивает лист. Сначала меня это слегка обескураживало: ну что это за занятие? Взял, размазал краску и доволен. Чему он так научится? А потом я подумала: ну и пусть красит, раз ему нравится. Он учится правильно держать предмет и оттачивает движения рукой. Формируются усидчивость, старательность, стремление довести работу до конца. Чувство цвета, опять же, развивается. В общем, теперь я не против. Не хочет рисовать деревья, домики или помидоры, а хочет закрасить лист? Его право. (Впрочем, пейзажи и натюрморты тоже иногда рисует, не без этого).

Я даю дополнительные задания. Предлагаю, например, кусочек губки или щёточку — ими ребёнок создает фактуру или наносит добавочный цвет поверх основного.

Ждут своего часа…

Выкрашенные листы я, конечно, не выбрасываю. Это фоны. Позже мы используем их для создания аппликаций, рисования ладошками и др.

Вот выкрашенный ребёнком лист. Мы нарисовали «цветочки» связками ватных палочек. А потом приклеили бумажную бабочку и украсили её стразами.

2. Водные раскраски

Вот это ребёнку действительно нравится, в отличие от классических раскрасок. Да, работа незамысловатая — знай себе води мокрой кистью по картинке. Но это тоже развивает моторику и умение оперировать инструментом.

3. Линии

Я покупала ребенку раскраски (Кумон и другие). В основном мы работали в них восковыми мелками и карандашами.

Приходилось уговаривать и заговаривать. Ну не нравится ему раскрашивать картинки. Делает это без огонька, не старается и очень быстро теряет какой-либо интерес. Зато в одной из «кумоновских» раскрасок на обратной стороне каждой картинки имелось добавочное задание — надо было провести линию от точки до звёздочки. При этом требовалось обойти препятствия. Вот это сын оценил. Это его сразу привлекло.

Поэтому я приобрела пару «кумоновских» пособий с лабиринтами. Их мы «уделали» за месяц. Это замечательный тренажер для будущего обучения письму.

Линии сын проводит чем захочет: то фломастером, то мелком, то шариковой или гелевой ручкой. Считаю, что чем разнообразнее инструментарий — тем эффективнее занятия.

Покупать пособия накладно, учитывая высокий интерес ребенка. Поэтому теперь я просто распечатываю страницы из них. Когда мне нужно, чтобы ребенок посидел более-менее тихо и спокойно (если кто-то из домочадцев прилег вздремнуть), я даю ему эти листы и инструменты. И ребенка не остановить.

В общем, очень рекомендую эти пособия (они есть и в интернете):

  • Kumon. Простые линии. 2-3-4 года.
  • Kumon. Увлекательные лабиринты. 3-4-5 лет.
  • Kumon. Волшебные лабиринты. 4-5-6 лет.

4. Свободное малеванье в блокнотах

Точно не знаю, почему — но сыну нравится черкать именно в блокнотах, особенно в клеточку. Формат А5. Они у нас всегда в свободном доступе, как и фломастеры и гелевые ручки. Сын в любой момент может схватить блокнот и начать рисовать.

Может быть, ему по нраву, что там расчерчено — рисовать по линиям и клеточкам легче и удобнее. Я пока не постигла тайну сию. Альбомы он реже берет и быстрее бросает. А в блокнотах рисует часто и, бывает, подолгу. И даже раскрашивает свои рисунки.

Если ваш ребенок отказывается рисовать в альбомах — предложите ему блокноты в клеточку.

5. Рисование-игра

В одном из предыдущих постов я рассказывала об игре, помогающей закреплять счет. Мы рисуем монстриков — обычно на мольберте либо на LCD планшете. Кидаем игральный кубик и определяем, сколько у нашего монстрика будет глаз, ног, рук, ушей, рогов, хвостов, пупков и т.д. Вот тут сын согласен рисовать и глазки, и ручки, и ножки. Если я просто попрошу нарисовать человечка, то, скорее всего, откажется. А монстрика по игральному кубику — всегда пожалуйста.

Часто мы называем это чудище Бякой-Закалякой Кусачей. По Корнею нашему Чуковскому. Сын был совсем маленьким, когда я начала читать ему это стихотворение. В книге было и изображение Бяки-Закаляки. Видимо, это тоже способствовало интересу к рисованию странных существ с кучей ног, рогов, хвостов…

Ещё несколько моих постов о занятиях с ребёнком:

На чём рисовать малышу? Не альбомным листом единым…

Как помочь малышу быстро выучить стихотворение? Метод рисования строчек

Хэллоуин с маленьким ребёнком дома. У нас был День паука

Несколько наших покупных игр для мелкой моторики

Источник

рисование с детьмиРисование — занятие очень полезное в любом возрасте. Это и развитие мелкой моторики, и возможность выпустить накопившиеся эмоции, и воспитание чувства прекрасного. Впрочем, об этом мы уже писали. Сейчас речь о другом.

Читайте также:  Ребенку 3 года я не работаю

Считается, что рисовать любят все дети. Распространённый стереотип: дай любому карапузу лист бумаги и карандаш, и он будет увлечённо творить свои художественные шедевры, а родители получат возможность сосредоточиться на своих «взрослых» делах. Но в реальности многие мамы и папы сталкиваются с тем, что малышу неинтересно рисовать. Что делать, если ребёнок не хочет заниматься рисованием? Эврика! Воспользуйтесь нашими советами!

Совет № 1: Покажите пример

С рождения и на протяжении всего дошкольного периода подражание взрослым служит основой эмоционального, интеллектуального и коммуникативного развития малыша. Используйте это, если хотите научить ребёнка рисовать. Рисуйте сами. Рисуйте увлечённо, от души — что называется, для себя. Не обязательно быть художником, чтобы получать удовольствие от самого процесса.

  • Рисуйте цветочки на салфетке, когда появился перерыв во время приготовления обеда;
  • Рисуйте узоры в блокнотике, пока вместе с ребёнком ожидаете своей очереди в поликлинике или банке;
  • Рисуйте палочкой на земле, пока гуляете с малышом в парке или на детской площадке.

Рисовать — это интересно и приятно. Но малыш может об этом не догадываться. Покажите ему на собственном примере.

Совет № 2: Не подавляйте инициативу

Когда малыш проявляет интерес к рисованию, придержите в себе рвение перфекциониста. Не стремитесь сразу поправлять кроху, заставляя его действовать по шаблонам. Безусловно, со временем надо будет прививать основы художественной грамоты, но делать это можно после того, как в сознании ребёнка прочно закрепятся позитивные ассоциации с рисованием как с таковым. Если вы не хотите, чтобы ребёнок счёл себя бездарем и отказался даже от попыток подружиться с карандашами и красками, не совершайте типичных родительских ошибок:

  • Не пренебрегайте детскими стараниями.
  • Не высмеивайте детские рисунки.
  • Не пытайтесь исправлять нарисованное ребёнком.

Всегда можно найти, за что похвалить начинающего художника. Конечно, истинные таланты к изобразительному искусству есть не у всех. Но каждый имеет право наслаждаться творчеством без боязни быть непринятым и осмеянным.

Совет № 3: Экспериментируйте с материалами

рисование с детьмиЕсли хотите научить ребёнка рисовать в 2-3 года, уделяйте больше внимания ощущениям, которые получает малыш во время процесса, нежели конечному результату творчества. Предлагайте бумагу разной фактуры, используйте фломастеры, цветные карандаши, разные виды красок и мела. Например, для обучения рисованию маленьких детей отлично подойдут пальчиковые краски.

  • Совмещайте обучение рисованию и развитие тактильного восприятия.
  • Знакомьте с многообразием материалов для рисования.
  • Не заменяйте традиционное рисование компьютерными программами.

Чем больше вариантов для создания рисунков узнает малыш в раннем детстве, тем выше вероятность того, что его интерес к рисованию проснётся и окрепнет.

Совет № 4: Предлагайте разные техники

Существует множество техник рисования. Многие из них доступны даже для самых маленьких творцов. Начинайте от простого и постепенно усложняйте предлагаемые малышу задания.

  • Рисуйте точки и штрихи, используя фломастеры и карандаши.
  • Покажите, как обращаться с акварельными красками.
  • Рисуйте пальчиками, ладошками и ножками.
  • Покажите, как создавать оттиски заблаговременно подготовленными (самодельными или купленными) штампами.

Для рисования можно использовать цветной лёд и зубочистки, зубные щётки, соль и песок. Вариантов масса. Пробуйте те, что считаете наиболее интересными. Главное, чтобы процесс приносил удовольствие вам и ребёнку.

Совет № 5: Занимайтесь развитием художественного вкуса

Детей старшего дошкольного возраста недостаточно учить рисовать самостоятельно. Важно сформировать у ребёнка чувство прекрасного, воспитать в нём художественный вкус.

  • Посещайте выставки и художественные музеи.
  • Изучайте сборники живописи.
  • Проявляйте интерес к различным видам изобразительного искусства, в том числе к народному творчеству.

рисование с детьмиРассматривая, анализируя работы мастеров, ребёнок непременно перенимает что-то и для себя. Даже малышей стимулируйте не просто пассивно воспринимать увиденное, но и комментировать свои мысли и эмоции. Дети в возрасте 5-6 лет могут при помощи наводящих вопросов взрослых составлять связные рассказы о картине или арт-объекте, выделяя, что и почему ему понравилось, что не понравилось, а что вызвало вопросы и осталось непонятым.

Совет № 6: Стимулируйте детское воображение

В основе всякого творчества — и творчество художественное не является исключением — лежит воображение. Развивайте в ребёнке способность фантазировать, создавать образы, подбирать выразительные инструменты для передачи этих образов.

  • Предложите нарисовать героя только что прочитанной сказки.
  • Попросите малыша описать игрушку, которую он хочет получить на день рождения.
  • Устройте конкурс на лучший рисунок новогодней ёлки.

Развитое воображение имеет огромное значение для развития интеллекта, памяти и внимания, поэтому, работая в этом направлении, вы формируете прочный фундамент для эффективного всестороннего развития дошкольника.

Совет № 7: Не принуждайте, но не сдавайтесь

Если все ваши усилия снова и снова терпят неудачи, не поддавайтесь соблазну использовать родительский авторитет. Рисование, как и любое иное творчество, — процесс, который не принесёт пользы без искренней вовлечённости. Как говорится, насильно мил не будешь, а потому и рисование принудить полюбить силой невозможно. Но и сдаваться не следует.

  • Комбинируйте наши советы в различных вариациях.
  • Используйте рисование как спасение от скуки в ситуациях, когда иные способы развлечения реализовать крайне затруднительно.
  • Посетите мастер-классы по совместному рисованию для детей и родителей.

Возможно, рисование как способ занять ребёнка всерьёз и надолго — не ваш вариант. Но это занятие — важный элемент развития дошкольника, поэтому так или иначе, но уделять ему внимание необходимо. Особенно если вы воспитываете малыша самостоятельно, без детского сада и репетиторов.

Рисуйте со своими детьми для их и своего удовольствия. Пусть родительство ваше будет творческим и счастливым!

Источник