Как заставить ребенка рисовать 4 года
— Я просто не творческий, — сказал мне пятилетний мальчик.
— А какой? — поинтересовалась я.
— Я научЕнный. Понятно тебе?
— О!!! — Я положила кисточки обратно на полку, убрала альбом, сложила краски. «Ну и хорошо», — подумала я, столько возни с этим рисованием. — Постой, постой-ка! А кем это ты наученный?
— Я сам знаю! (Ох, соврал.)
— Тебе не нравится рисовать или ты не умеешь?
— Нет!
Хм-м, так мне и надо, учитесь правильно задавать ребенку вопросы.
Этим замысловатым диалогом хотелось бы открыть рубрику Что делать, если ребенок… Сегодня мы поговорим о рисовании. А что, если ваш ребенок им не увлечен и не хочет браться за кисточки, карандаши или фломастеры?
Изображение MireXa с сайта Pixabay
Согласитесь, услышать от малыша, что ему уже недоступно что-то освоить, понять, полюбить — это очень грустно. Конечно, можно сказать себе: «Ну нет у моего ребенка желания рисовать. Я вот тоже не художник».
Такое мнение часто можно слышать о музыке, спорте, математике, чтении, языках, танцах… Мы щедро одариваем наших детей своими ожиданиями, а еще чаще опасениями, не замечая при этом, что основа таких замечаний — наши собственные разочарования.
Когда-то в вашем детстве вас оговорили: «Не умеешь, не берись», «Ну нет у тебя способностей, что поделаешь» и т.д.
А когда вы выросли, вдруг оказалось, что именно того, что якобы вам не дано, вы больше всего хотите — не для себя, так для ребенка. И вот малыш исполняет наши мечты, а заодно и обжигается о наши страхи и обиды. Он мечется между «не люблю» и «не хочу», хотя на самом деле между «боюсь» и «не умею». А это, согласитесь, недетские размышления.
Важно отметить, что рисование (как любой другой вид деятельности, названный ранее) развивает вашего малыша, а значит, очень важно для его знаний, умений, навыков и талантов.
Изображение Albrecht Fietz с сайта Pixabay
Поэтому давайте приобщать наших детей к рисованию. Ведь кроме творчества и фантазии — это предпосылка к письму, а письмо имеет теснейшую связь с мышлением. Так что «научЕнные» дети с удовольствием начнут рисовать и еще удивят многих «Нетворческих» взрослых!
Сразу оговоримся по возрасту. Мы говорим о детях от трех лет и старше, так как малыши до трехлетнего возраста заинтересованы буквально во всем, в чем заинтересованы вы, его родители. Такому малышу прежде всего интересны мама и папа! Здесь занятия не требуют особой подготовки, рисуйте хоть на коленке, хоть на полу, главное, вместе.
Запомните: детям до трех лет нравится все то, в чем заинтересованы родители. Занятия рисованием не требуют особой подготовки. Рисуйте везде, главное — вместе.
Для детей постарше, которые уже отвернулись от рисования, мы предлагаем дополнить их реальность атмосферой изотворчества. А для этого вспомним, как развивается талант и умение художника у ребенка.
Изображение Prawny с сайта Pixabay
Этапы развития навыков рисования
Изобразительная деятельность вашего малыша не сразу станет творчеством.
- Сначала формируются предпосылки, физические способности — развитие рук и глаз.
- Затем приобретаются умения: рассматривать и видеть объекты и сюжеты, планировать работу, выбирать материалы и обращаться с ними.
- Постепенно расширяется кругозор, развиваются эстетические чувства и оттачиваются навыки.
- Наконец приходит то самое желание выражать чувства и мысли изобразительными средствами. А это и есть талант и любовь к рисованию.
- Далее бесконечная школа мастерства.
Важно понять, что в дошкольном детстве, а отчасти и в школьном (если ребенок не занимается в специализированных классах) вся эта последовательность как будто сконцентрирована во времени. У детей действительно проявляется все и сразу. И занятия по изодеятельности строятся так, чтобы всё вышесказанное хоть чуть-чуть, но было проявлено за отведенные 7–15 минут каждого занятия.
Поэтому здесь действует правило: одно занятие — одна готовая работа.
Так легче увидеть, что и как развивается, где нужны коррекция, помощь, а где проявились и закрепились нужные моменты.
Кроме того, каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Неслучайно рисунки детей всего мира так похожи.
Изображение Bob Dmyt с сайта Pixabay
С чем связано нежелание ребенка рисовать?
Нежелание рисовать может на деле оказаться нежеланием общаться, воспринимать и отображать себя и мир вокруг, страхом перед «ошибками», оценкой, вообще неприятием оценивания с вашей стороны, зарождением первых комплексов. Даже физический дискомфорт из-за слабого развития мелкой моторики (мелких мышц кистей и всей руки), неудобного расположения материала, оборудования может быть причиной нежелания рисовать.
Одним словом, мотивы для отказа от рисования могут быть далеки от самого процесса рисования.
А чтобы осознать это, давайте сначала устраним объективные причины и обустроим небольшую изостудию дома. Рассмотрим место, время, материалы. И конечно, учтем такие показатели, как безопасность, компактность, мобильность, эстетика.
Изображение marketingelectronicogloba с сайта Pixabay
Создаем привлекательное место для рисования
1. Придумаем сундучок для рисования с двумя отделениями: для красок, кистей, карандашей; для альбомов и блокнотов. Смастерим удобный планшет для рисования (или даже мольберт), который в сложенном виде просто прислоняем к стене; подготовим одежду: нарукавники, фартук, халат, косынку или берет.
2. Обеспечим правильную посадку ребенка за столом, как для письма. Высота стола и стула соответствуют росту ребенка. Стол может не иметь наклона, тогда стульчик лучше использовать с опорой для спины. При этом ребенок должен иметь возможность свободно вставать и передвигаться. Рисуя за мольбертом, художник может сидеть и стоять, отходить в любую сторону и отступать назад. Планшет и вовсе освобождает его от условностей.
3. Найдем поверхность для готовых работ. Удачным вариантом может стать пробковый стенд с кнопками, металлическая поверхность с магнитами или натянутая вдоль стены леска и прищепки. Главное, чтобы вы вложили в оформление любовь и восхищение работами маленького художника.
4. Место наведения порядка в шаговой доступности. Маленький столик или табурет, ведерко для сухого мусора, кувшин с чистой водой и тазик для мытья кисточек и палитры, ведерко для смены воды, ветошь.
Возьмите за правило производить смену материала в этом месте. Так в течение занятия само место рисования будет чистым, наполненным творческой фантазией, а ребенок научится быть более сосредоточенным и аккуратным.
5. Место для экспозиции. Здесь можно располагать плакаты, модели, натюрморты. Это может быть подставка для цветов, высокий складной табурет. Но лучше, если это место будет регулируемым. Высота, на котором располагается объект, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
6. Освещение. Отдельно нужно подсвечивать место для экспозиции с разных сторон. Также предусмотреть освещение рабочего пространства — как для письма.
7. И последнее. В изоуголок можно будет собрать тематические папки с материалами по рисованию, окружающему миру, геометрии.
Выберите одну из стратегий: «Наблюдение и коррекция» или «Приобщение и обучение».
При первой на несколько дней запустите ребенка в это пространство без комментариев и оценок. При второй желательно создавать этот уголок постепенно совместно с ребенком.
На этом пока все. В комментариях просим указать, что мы упустили в материальном обеспечении изоуголка.
Изображение JL G с сайта Pixabay
Источник
Все родители наслышаны о важности развития мелкой моторики и воображения у детей. И, пожалуй, самый распространенный способ их тренировки — рисование.
❗ Рисование действительно играет важную роль в развитии ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Оно способствует лучшему пониманию пространства и форм, различению цветов, развивает воображение и даже умение запоминать и излагать тексты (т.к. в этом процессе тоже задействуется правое художественное полушарие мозга).
К тому же обычно это занятие крайне популярно у малышей — практически в любом детском уголке можно найти карандаши бумагу. Родителям лишь остается контролировать творческие порывы, чтобы в качестве «мольберта» не использовались их любимые обои или наряды)
???? Однако не все дети умеют и любят рисовать. И их родителей такая ситуация может сильно беспокоить: вдруг у ребенка будут «руки-крюки»?
К тому же, известно, чтобольшинство дошкольных детских психологов и педагогов оценивают психическое и умственное развитие по детскому рисунку. Поэтому родители могут бояться, что из-за неумения рисовать ребенку могут «приписать» задержку развития или дефицит внимания.
❗ Иногда доходит до того, что ребенка могут заставлять рисовать, что, конечно, обязательно вызывает дополнительную негативную реакцию.
Если непоседа ни за какие коврижки рисовать не хочет, это не является отклонением в развитии. Однако родителям следует обратить внимание на эту особенность и постараться создать условия, в которых ребенок все же сможет как-то реализовать свой творческий потенциал.
★ Иногда, дети, которые не любят рисовать, могут заинтересоваться раскрашиванием, если картинки вызывают у них искренний интерес. Еще одна вполне популярная забава — это рисование по точкам или цифрам.
★ Некоторые дети просто боятся «чистого листа» — если предложить такому ребенку рисовать по готовому «трафарету» или контуру, ему будет легче!
★ Тем детям, кто уже пошел в школу и владеет навыками работы с компьютером, можно предложить заменить рисование на бумаге рисованием на компьютере — сегодня в интернете можно найти множество интересных обучающих программ!
★ Пробудить интерес у ребенка может любое нетрадиционное рисование — например, водой, песком, мелками, одним карандашом вдвоем или с закрытыми глазами! Любой способ подойдет. Можно предложить ребенку «дорисовать» Ваш рисунок, например, недостающие колеса у машинки или хвостик у кота. А еще можно поиграть в «угадайку» с рисунками.
❗ Желательно, чтобы родитель участвовал в этом процессе и обязательно интересовался результатом детского творчества — ребенку интересна любая совместная деятельность со взрослым.
Также важно не акцентировать внимание ребенка на том, как правильно рисовать и не пытаться «исправить» его рисунки. Многие дети не хотят рисовать, потому что у них не получается, как у взрослых. Если взрослый постоянно пытается исправить «технику» ребенка, не воспринимая его «каляки-маляки» за рисунок — это может отбить желание рисовать надолго, если не на всегда.
Не заставляйте ребенка рисовать какие-то осмысленные сюжеты (например, «животных» или «домик»), если он не хочет. Пусть рисует что-то абстрактное и как хочется — процесс в этом случае важнее результата. Навыки рисования выработаются со временем, для начала важно показать ребенку, что рисование — это интересно и весело!
✨ Но даже если никакие попытки приобщить ребенка к рисованию не увенчались успехом — не отчаивайтесь.
Есть иные способы развить у ребенка мелкую моторику и воображение: например, лепка или конструирование. Главное, помочь ребенку найти занятие по душе. Успехов!
???? Понравилась статья? Палец вверх!
???? ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???? 4 ошибки в воспитании, которые мы совершаем из добрых побуждений
???? 5 причин заказать своему ребёнку готовый набор игрушек!
????5 привычек, которые сделают ребёнка счастливым!
???? ВАШИ ДЕНЬГИ —Новый полезный канал о домашних финансах!
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — от 299 руб.!
Источник
Подскажите, пожалуйста, как заинтересовать ребёнка 4,5 лет рисовать карандашами. Приходим из садика и не хотим категорически рисовать (а надо, карандашом рисует плохо, воспитатели просят дома позаниматься дополнительно). Только одно твердит: «Не хочу…», «Не буду…» (и это, кстати, проявляется во всём).
05.04.2004 18:27:48, Машенька
12 комментариев
Научить рисовать можно, но трудно. Очень много для этого дела есть тонкостей.
Самое первое условие: убрать из дома фломастеры, мелки. Или периодически убирать(для тех кто ещё не «подсел» на это, т.е. для малышей подходит; у остальных просто убрать- высохли, потерялись). Купите АКВАРЕЛЬНЫЕ карандаши, карандаши с мягкостью не меньше 3М-3B и выберите на 2-ом этаже Дома книги на Калининском(или в аналогичном месте с учебной литературой) какую-нибудь необыкновенную методичку по изо. Со сказками, вопросами по теме и иллюстрациями гравюрными или карандашно-детскими(методические книги обычно так и оформляются), выберите то, что способно и Вас-то увлечь стилем и идеей. И устраивайте «урок». У меня ребёнок, только начинаю читать, уже хватается за какую нибудь идею и начинает творить. Неостановимо! Сейчас много книг — только выбирай.
Научите простым, но интересным приёмчикам. Типа — нарисуем жёлтый круг солнца, а потом водой(хоть пальцами!Это полезно) центробежными движениями образуем лучи. В этом смысле акварельные карандаши очень многовариантны. Можно математические или ассоциативные задания, игры выполнять карандашами. Или в листок (соревнований, календаря) врисовывать разным цветом звёздочки, флажки его личных достижений, поощрять. Главное, чтобы были положительные ассоциации с карандашами.
Белой/серой глиной для сувениров любимой бабушке к празднику сделайте что-нить. дайте побаловАться этим материалом вдоволь. Из теста пусть полепит чтой-нибудь. Это тоже «мелкая моторика» и рисованию, и логопедии поможет. Вдобавок, это всё одноцветное. Пока будет ваять научится находить оттенки, «видеть» цвет:)
Можно бледные восковые мелки(самые дешёвые и тонкие) дать. Наметить цель, поговорить о впечатлениях, пусть изобразит. А потом дать медовую акварель с крупной кистью. И залить всю, к примеру, морскую звезду оттенками глубокого синего. Пусть они перемешиваются, переливаются… А звезда останется светлым пятном на дне морском….
Соорудите из2-ух фанер и 4-ёх палок обычную хлопушку, которую иногда величают мольбертом. Или купите детский «мольберт». Пусть в поддончике лежат они, родимые карандашики всегда. Пусть научится выплёскивать эмоции и мысли в образах. Не настаивайте. Пусть сам сподвигнется.
Перекиньте рулон обоев, прикрепите магнитами листы разного калибра. Чтоб на А3-тьем формате был и обычный альбомный, и А6 такоймаленькийхорошенький. Чтоб легко снимались, т.е. не кнопить. Что-нибудь да приглянётся. Чистый лист вообще привлекает внимание.
Если у ребёнка возникнет проблема, то он сам подойдёт и переведёт её в линии, образы, пятна или фигуры. Научите различным движениям — точки, штрих, одинокая нескончаемая линия, образующая нечто, бесконечные круги, углы острые и т.д. Пусть выбирает и самовыражается.
Можно, как вариант, для профилактики плоскостопия рисовать ногами на плотных больших листах. Раз в день под присмотром. Дети обычно получают от этого массу удовольствия, опять же польза несомненна.
Вообще, «проблема карандашей» типична для поколения наших деток. Между прочим, это выливается в психологические проблемы. Ну что делать… Многое надо делать. Дети ведь просто «не видят» оттенков, не воспринимают карандашной линии(… Больше замечать оттенков в природе, любоваться ею… Забыть о просмотрах рекламы, анимации с элементарным цветовым набором, обедняющей фантазию, с «обведёнными» персонажами. Увеличьте процентное соотношение живописных мультиков. Обычно, это или российско-советские(естессно, не все) или английские(не путать с американскими!). Иногда бывает поздно. Уже сформирован «рекламный» взгляд.
06.04.2004 22:42:34, iris
купить хорошего качества карандаши (они мягкие, ими удобнее), рисовать вместе.
Играть в эти рисунки.
Расстелить по полу рулон бумаги (старых обоев) и начать рисовать, пригласив ребенка. Рисовать самой и рассказывать, обыгрывать, ребенок не выдержит, обязательно подключится!:))) Есть любимые мульты? сказки? их и рисовать.
ессно, фломастерами легче и рисунок ярче, но это не то:))
06.04.2004 14:08:25, Miril
купи карандаши «Crayola», они как фломастеры ярко рисуют, деткам очень нравится
06.04.2004 11:08:11, НадяН.
деткам нравится, но это не научит рисовать карандашами. Скорее наоборот. Поверьте. Работала преподавателем ИЗО с 1-ого по 7-ой класс. Деток вернуть искусству практически невозможно потом. Только сделать сочувствующими…
06.04.2004 22:45:28, iris
Что-то грустно и даже страшно от Ваших слов.
Думаете деток 4,5 лет надо УЧИТЬ рисовать?
07.04.2004 11:18:03, Kараул
Наверное, я не так выразилась.
Надо давать возможность высказаться, для этого нужно знать как пользоваться, раскрыть возможности, ведь все дети талантливы, просто многим вовремя не предоставили эти самые возможности, не приободрили.
Человек с чудными вокальными данными должен хотя бы встретится со взрослым чел., имеющим слух или найти дома ворох фантастических пластиночных арий, или в саду выучить разные песни хорошие, а потом услышать их идеальное исполнение знаменитым детским хором… Если же лет до ..цати не дать выбрать, что лучше, не подтолкнуть к созерцанию красоты собственного исполнения и не узнать вершин, то… То останется он с «фломастерами» и неумением выразить…а свобода для успешности нужна в любой профессии.
Возможно, мы не хотим делать из ребёнка ни певца, ни художника, но, заведомо обделять… используя данный потенциал можно ведь и богатым продюсером стать, успешным обозревателем или знаменитым фотографом, дизайнером. Продюсер должен не быть глухим, дизайнер — слепым. Если одни фломастеры, покемоны и дисней — цветовая «слепота» обеспечена. Не всякий рождён слышать поэзию цифр и законов, там прогореть тоже можно.
07.04.2004 12:30:24, iris
У нас карандаши, краски, мелки и бумага постоянно лежат на столе. Когда у Насти есть настроение подходит и рисует. Т.е. ребенок пробегает мимо — краем глаза увидел, сел порисовал… или дальше побежал)).
06.04.2004 09:55:47, Elen
правильно, все должно быть всегда под рукой 🙂
06.04.2004 14:09:19, Miril
Emu mozhet ne nravit’sya imenno RISOVAT’ karandashami (kraskami yarche i bystree:) Mozhet predlozhit’ karandashami «pisat'» (obvodit’ v detskih propisyah, shtrihovat’, pisat’ pechatnymi bukvami). Ot takih zadanii i tolku bol’she budet, tak kak oni trebuyut bolee virtuoznogo vladeniya karandashom, chem ne slishkom userdnoe risovanie
05.04.2004 21:35:09, irina.
А что будет, если не рисовать? Или рисовать мелками, фломастерами?
05.04.2004 20:10:01, Мария Д.
нам логопед рекомендует именно карандашами — для развития мелкой моторики, тренировки пальчиков.
Не рисовать можно, :)), все можно:))
06.04.2004 14:05:29, Miril
Просто у логопеда УЗКИЕ рекомендации. Да, для пальчиков карандаши СЛОЖНЕЙ фломастеров, т.е. полезней для развития пальчиков в контексте рисования. НО — родителю, в отличии от логопеда, приходится смотреть на целого ребёнка 🙂 И целому ребёнку занятия из-под палки могут принести больше вреда, чем пользы… Можно развивать моторику Лего, лепкой, нанизыванием бус и ещё десятками разных занятий. Вовсе не обязательно делать именно неприятное ребёнку.
09.04.2004 12:22:43, Мария Д.
Источник