Как заставить ребенка разговаривать ребенку 4 года

Как заставить ребенка разговаривать ребенку 4 года thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
Читайте также:  Из зимы в лето с ребенком 4 года

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

По стопам Людмилы: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1706761

 Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков «да ты чо заморачиваешься ващеее», «совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие» и пр с фактами про неговоривших гениев — просьба время не тратить на чтение и комментарии 😉

Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.

Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и «ну ты б ей хоть книжку почитала!..», и прочее вплоть до весьма обидного «с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина — Вы!»

 А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска — будь здоров. Без толку.

 НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:

— комментирование всех действий; 

— чтение книг;

— «я тебя не понимаю, скажи словами!» 

— игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав); 

— развитие мелкой моторики.

Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический «пинок», вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.  

1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка 4 года

А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть — никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.

Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет — чудесно, нет — ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.

2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: «Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!» Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим «рот не закрывается» на один день, раз в неделю, замещается режимом «кратко и по делу». Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: «Ешь кашу», «Не лезь на горку», «Возьми», «Надевай штаны», «Провода не трогать» и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира «Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу». Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. 

Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.

3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза. 

4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать… А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.

5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть — усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. — это может тормозить развитие.

На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала… Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает 😉

 6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог «бу»: «бубабабу»полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик — бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.

Читайте также:  Соляной раствор для промывания носа рецепт ребенку 4 года

Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении. 

А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой — не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся — все равно нахватает слов на улице =)

 В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!  

P.S.: что имеем сейчас — активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, «ставить» звуки и заниматься другим «шлифованием» умений

Источник

Почему дети не выговаривают звуки и что с этим делать? Как обогатить словарный запас малыша и от чего зависит формирование его речи? Разбираемся в этих вопросах с опытным логопедом.

Работая логопедом в детском саду, я каждую осень провожу логопедические обследования вновь поступивших детей. Статистика неутешительна. В группе обычно 15 детей, и только у 1-2 детей из группы не наблюдается проблем с речью. У остальных бедный словарный запас и каша во рту. И таких детей становится с каждым годом все больше и больше. Что же случилось? Откуда эти проблемы? Попробуем разобраться в простых, но неочевидных случаях.

Почему дети не выговаривают звуки         

Чтобы четко и ясно говорить, необходимо иметь сильный и крепкий артикуляционный аппарат, то есть мышцы губ, языка, неба, щек должны работать. И лучшего «тренера», чем твердая пища, не найти. Давайте ребенку морковь, яблоки, репку. Пусть жует. Не научится жевать твердую пищу – в дальнейшем могут возникнуть большие проблемы.  

Приведу пример: у меня в группе была девочка, которая в свои 5 лет не умела жевать твердую пищу. Дома ей с самого раннего детства все измельчали блендером. Во рту каша. Учились жевать со слезами. Много сил было приложено, чтобы укрепить артикуляционный аппарат и исправить речь ребенка. 

Не злоупотребляйте мягкой и протертой пищей. Мышцам артикуляционного аппарата необходима тренировка.

Почему у детей бедный словарный запас

Ребенок не знает значения многих слов, не может правильно сформулировать предложение. Одной из причин может быть просто то, что его не научили этому в семье. Дети всегда берут пример с родителей и учатся всему у них. Речь формируется в процессе подражания. 

Не сюсюкайте, не упрощайте слова. Услышав неправильно звучащее слово, ребенок запомнит его и сам станет говорить неправильно. Переучить будет очень трудно.

Я проводила обследование словарного запаса девочки 4 лет. Показывала карточки, на которых были изображены хлеб, овощи, фрукты. На все был один ответ: «ам-ам». Кошка − «мяу-мяу». С девочкой так разговаривали дома. 

Очень важно разговаривать с малышом развернуто, не сокращая слов. Читайте ему книжки, а потом обсуждайте прочитанное. 

Многие родители сейчас ставят детям слушать аудиокниги. Это тоже хорошо, но не забывайте, что речь-то формируется в процессе подражания. Обязательно разговаривайте с ребенком о прослушанном. О чем были сказка или рассказ? Кто ему понравился, а кто нет? 

Вы можете развивать словарный запас ребенка, обсуждая с ним по дороге из детского сада прошедший день. Интересуйтесь, что было интересного и чем он был занят. Обращайте его внимание на предметы, которые встречаются по пути, листья на деревьях, машины, цветы. Спрашивайте, какого они цвета, формы.

Общайтесь с малышом, говорите с ним. Для него это очень важно. Мягко и деликатно поправляйте, если он делает ошибки. Не оставляйте эти ошибки без внимания. Ведь он учится правильно строить свою речь. Вы увидите, с каждым разом ошибаться малыш будет все меньше и меньше.

Подведем итоги

Не сомневайтесь, исправление нечеткой речи ребенка обязательно даст положительный результат. Однако помните, что причины этой нечеткости могут быть скрыты. Прежде чем решить, что делать, проконсультируйтесь со специалистом. Не затягивайте с обращением в надежде, что все пройдет само собой. Проблемы с возрастом будут только накапливаться и сами по себе никуда не исчезнут.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник