Как заниматься с ребенком с задержкой умственного развития

Как заниматься с ребенком с задержкой умственного развития thumbnail

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии ребенка.
Дети с задержками развития часто трудно доступны для контакта. Они делают, что хотят. Их сложно уговорить что-либо сделать. Часто они гиперподвижные, вспыльчивые, расторможенные. Или, наоборот, заторможенные, застенчивые, необщительные. У них частые перепады настроения. Они не слушаются, много капризничают. Имеют склонность к эмоциональным (аффективным) вспышкам.

Нередко родители стремятся призвать таких детей к порядку, требуют послушания, строги к ним. При этом родители часто чувствуют раздражение, нервозность и психо-эмоциональное напряжение и беспомощность. Приходится очень много усилий прикладывать, чтобы организовать деятельность детей с ЗПР.

Вовремя понять, что у ребенка есть проблемы в развитии, поведении и общении для родителей бывает чрезвычайно трудно. Однако, необходимо понимать, что дети с ЗПР не виноваты в том, что не способны управлять своим поведением в полной мере. И это обусловлено нарушениями на нейрофизиологическом уровне. Нервная регуляция процессов возбуждения и торможения у них нарушена.
Соответственно, понимание проблемы меняет и подходы к общению с детьми с ЗПР.

Дело в том, что слова не доходят или плохо доходят до таких детей. Вербальная система общения еще не сформирована в полной мере. Все объяснения словами напрасны. Споры бесполезны. Они приводят только к усилению протеста и негативизма со стороны детей.
В то время как невербальный язык общения с помощью жестов, движений тела, мимики в большинстве случаев вполне доступен.⠀

Эти особые дети с ЗПР лучше общаются на языке движения тела!
Поэтому, если вы хотите наладить хороший контакт с ребенком, то налаживайте его на двигательном уровне в первую очередь.
Как это осуществить? Поможет первая техника: «ТОТАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ С РЕБЕНКОМ»

Первое, и самое важное, что могут сделать родители – это чаще обнимать ребенка. Выделить специальное время, когда он может почувствовать себя спокойно и безмятежно в Ваших объятьях. Можно покачать его как маленького, поиграть в «малыша». И таким образом ребенок добирает теплоту и ласку родителей, так необходимую ему, чтобы чувствовать себя увереннее, смелее.

Выделите специальное время для игры вместе. И постарайтесь тотально присутствовать только с ребенком в игре, не отвлекаясь не на что. Это поможет ребенку почувствовать, что его видят. Что его присутствие ценно, а его деятельность важна для родителей.
В играх можно использовать следующие 2 приема.

Техника «ПРИСОЕДИНЕНИЕ». Мы присоединяемся к движениям ребенка. Мы повторяем позы и движения ребенка. Например, если ребенок бегает — бегайте вместе с ним. Остановился — и вы остановитесь. Посмотрел на Вас удивленно — и Вы посмотрите в ответ. Если ребенок играет в игрушки и Вы также, копируйте все его действия, звуки, жесты и мимику.

⠀Как это работает?
1. Мы присоединяемся к ребенку на двигательном уровне.
2. Мы узнаем двигательный репертуар ребенка и можем понять, когда появляются новые движения, а значит и развитие.
3. Мы лучше понимаем эмоциональное состояние ребенка, когда воспроизводим его движения.
4. Мы завоевываем доверие со стороны ребенка.
5. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают.
6. Мы способствуем развитию у детей «зеркальных нейронов», которые отвечают за способность понимать окружающих людей.
7. Усиливается проявление эмпатии как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

⠀Резюме:
1. ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
2. ИГРАЕМ, КАК ЭТО ДЕЛАЕТ РЕБЕНОК
⠀Непонимание со стороны ребенка — это трудное, а порой, невыносимое переживание для родителей. Как улучшить взаимопонимание между мамой и ребенком?
Снова на помощь приходит тренировка «зеркальных нейронов». Они отвечают за понимание других, способность к эмпатии.
Для этого используем следующую технику: «ЗЕРКАЛО»:
Мы садимся напротив ребенка и повторяем его движения, словно мы зеркало.

Выбираем правильно расстояние между нами и ребенком. Если ребенок до 5 лет расстояние около 30-60см. Если старше, то больше. Здесь ориентируемся на комфорт свой и ребенка. Реакция может быть разная, в зависимости от степени расстройств развития.
Если, кажется, что ничего не происходит, не отчаивайтесь. Пробуйте снова и снова.

Невольно ребенок наблюдает за нами и однажды реакция случится. Если удалось вызвать реакцию интереса или изумления со стороны ребенка — просто прекрасно! Значит можно усложнить действия. Попробовать «поздороваться» с ребенком ручками, ножками, носиками, щечками, локтями, коленями, лобиком.
Такие игры учат ребенка:
1. Ориентироваться в своем теле, знать части тела.
2.Понимать, где такие же части тела у других.
3. Улучшают невербальный (двигательный) контакт.
4. Развивают внимание к маме.
5. Дарят положительные эмоции от общения.
Когда освоили первые ступени игры, можно добавлять к игре музыку и мягкие предметы (подушечки, платочки, мячики).

И четвертый секрет на сегодня. Играйте с ребенком в двигательные игры, в которых все эти техники в действии. Катайтесь колбасками по ковру, соревнуйтесь по-пластунски и на четвереньках, превращайтесь в камушки, мячики, птичек, слонов и прочие объекты. Это также развивает творческое и двигательное воображение детей. Наполняет ваше совместное время радостью. И что самое важное устраняет барьер непонимания между Вами и ребенком. Ребенок начинает больше Вам доверять, лучше воспринимать Ваши невербальные посылы, когда Вы что-либо объясняете ему.

На следующем этапе, после того как установилась прочная телесно-эмоциональна связь, можно размышлять о том, как мотивировать ребенка с ЗПР выполнить какое-либо задание. Как правило, дети с ЗПР охотно принимают помощь со стороны взрослых. И эту помощь в выполнении заданий следует оказывать до тех пор, пока ребенок не почувствует себя увереннее. Когда с Вашей помощью у него сформируются стратегии и способы выполнения тех или иных заданий. В связи со снижением функций памяти и внимания такие стратегии формируются медленнее, чем у здоровых детей. Здесь очень важно понимание и терпение родителей. Важно хвалить не только за малейшие успехи, но и за прилагаемые усилия. И использовать положительное эмоциональное подкрепление деятельности ребенка с ЗПР.

Читайте также:  Консультация роль игрушки для развития ребенка

Требуется консультация врача.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт:

https://nevrolog-nikiforova.ru/consult

WhatsApp 8(962)362-02-26
Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCaOPcsCH-b3fXWzs1Ww6..

Инстаграм неврология:

https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук:

https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм:

https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник

Сегодня детей с задержками психического развития становится все больше. До 20-25% детского населения имеют ЗПР. Более 50% школьников имеют трудности с усвоением школьной программы. По данным зарубежных исследований 2009 года, проведенных в 18 странах, до 23 % детей в возрасте от 2 до 9 лет имеют интеллектуальные нарушения. По данным МО РФ более 60% детей дошкольного возраста находятся в группе риска по психической дезадаптации, и около 35% имеют расстройства нервно-психической сферы.
Современные методы диагностики, лечения и реабилитации детей с задержками развития на высоком уровне. Но, к сожалению, не всегда в полном объеме используются на практике.

Детям с задержками развития необходимо тщательное последовательное обследование детским неврологом, правильная диагностика. Обязательно динамическое наблюдение и коррекция терапии. Требуются повторные курсы медикаментозной терапии. Применяются при необходимости методы аппаратной терапии. Есть возможности использования альтернативных методов терапии.

Обращение к специалистам для решения проблемы Вашего ребенка поможет преодолеть беспокойство и держать под контролем ситуацию развития ребенка. Необходимо тщательно подбирать специалистов для проведения психолого-педагогической коррекции.

Чем раньше Вы обратитесь к специалистам по лечению и реабилитации ЗПРР, тем успешнее будет развитие Вашего ребенка. Вы получите необходимые знания о том, какие обследования и тесты необходимы именно Вашему ребенку с ЗПРР. Проясните вопрос о том, какие именно высшие психические функции отстают в развитии. У одних детей может страдать эмоционально-волевая сфера, у других интеллектуальная. У одних больше выражены нарушения памяти, у других – мышления или восприятия.

У третьих в большей степени страдает речевая функция. У четвертых — нарушения крупной или мелкой моторики. Важно понять какого характера эти нарушения, на каком уровне. Все эти тонкости необходимо знать, чтобы выстроить грамотную работу по реабилитации ребенка с задержкой психоречевого развитии.

Самостоятельно родитель не может решить такое количество задач по развитию ребенка, в связи с отсутствием необходимых знаний.
Такой лечебной и коррекционной работой занимаются специалисты: детские неврологи, нейропсихологии, дефектологи, детские и семейные психологи и другие. Здесь также имеет значение коммуникация между специалистами, которые занимаются реабилитацией детей с ЗПРР. Если эти специалисты не работают в команде, то эффективность усилий по умственному развитию ребенка уменьшается.

Однако, это не значит, что родитель должен полностью доверить ребенка в руки специалистов. В процессе восстановления нервной системы и в развитии высших психических функций ребенка огромное значение имеет вовлеченность родителей в процесс реабилитации, их высокая мотивация на достижение успехов в этой работе.

Родитель выступает активным участником в занятиях и развивающих играх с ребенком. Он обучается навыкам эффективного общения с ребенком. Отслеживает, какие внутрисемейные правила, программы и установки приводят к нежелательным последствиям в развитии ребенка. Нечеткость внутрисемейных правил и норм, их противоречивость, непоследовательность в воспитании приводят к росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости психики ребенка и семьи в целом.

Программа «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев» предусматривает регулярное взаимодействие специалистов и родителей для достижения наилучшего результата.

Причины задержки психоречевого развития оцениваются всесторонне. Это могут быть причины на уровне изменения физиологии ребенка, неврологического дефекта. Могут быть психогенные причины, связанные с множественными психотравмирующими ситуациями. Могут быть причины, связанные с некорректной организацией развития ребенка, неумения создавать необходимую развивающую среду. Могут быть причины, связанные с наличием хронических заболеваний у ребенка и тогда требуется привлечение сторонних специалистов.

Оценить степень задержки развития и провести дифференциальный диагноз с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с генетическими синдромами могут только специалисты в этой области. А также специалисты помогут Вам понять, какой прогноз в отношении развития ребенка.

Чего точно не нужно делать родителям – это ждать когда проблема сама собой разрешится. Она не разрешиться, не рассосется. Она усугубиться, если вовремя не заметить, не принять меры, не помочь ребенку стать успешным.

Вторая ошибка родителей при подозрении на задержку развития – это разовые обращения к специалистам, которые назначают однократный курс терапии, который, как правило, не приносит желаемого улучшения. Родители начинают ходить от одного специалиста к другому, разочаровываясь в каждом. Таким образом, порождается «синдром неоправданных ожиданий». Необходимо понять, что только длительная реабилитация и лечение даст положительный результат.

Читайте также:  Диагностика и коррекция недостатков личностного развития ребенка

Третья ошибка родителей – это попытка экономить на проблеме. Не вкладывать финансовые ресурсы в развитие ребенка, а пытаться своими силами решить проблему.

Этот путь допустим только при легких формах ЗПР. Однако оценить степень расстройства родитель самостоятельно не сможет.
Вывод: не стоит дожидаться пока ребенок станет школьником и проблемы с обучением и поведением в школе выявят всю сложность проблемы незрелой психики ребенка. Обращайтесь к специалистам как можно раньше, если хотите вырастить здорового, успешного, счастливого ребенка.

Требуется консультация специалиста.
Автор: Наталья Никифорова. Врач детский невролог, врач функциональной диагностики, арттерапевт, психолог-консультант, ABA-терапевт, автор программы «Запуск умственного развития ребенка за 6 месяцев». Опыт работы 12 лет. Специалист в области развития детей и лечения задержек психоречевого развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Если у Вас появились вопросы с удовольствием отвечу на них на личной консультации.
Запись на предварительную онлайн консультацию:
Сайт: https://nevrolog-nikiforova.ru/consult
WhatsApp 8(962)362-02-26

Инстаграм неврология: https://www.instagram.com/nevrolog.nikiforova?r=nametag
Инстаграм арттерапия: https://www.instagram.com/natalianeuroart?r=nametag
Вконтакте: https://vk.com/nevrolog.nikiforova

Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100039259352057

Телеграм: https://t.me/nevrolog_nikiforova

Источник

Как правильно обучать реб нка с ЗПР

Часто дети с ЗПР не готовы идти в школу в 7 лет, т.к. у них ещё не сформировано чувство долга «я должен учиться», они не ощущают себя в статусе школьника. Советский психолог Л.И. Божович отмечала:

«Для одних детей поход в школу в 7 лет — выход из кризиса, для других — уход в кризис».

Для таких детей школа – это продолжение детского сада, куда можно прийти поиграть, пообщаться с друзьями. Если у ребёнка нет достаточной мотивации к учёбе или он встречает трудности, то интерес к школе может пропасть совсем. Обычно в таких случаях сборы ребёнка в школу сопровождаются истерикой и соматическими реакциями (рвота, понос, частая заболеваемость ОРВИ и т.д.)

Начинать работать над учебной мотивацией ребёнка с задержанным развитием лучше хотя бы за год-два до школы.

Какие особенности детей с ЗПР нужно знать, чтобы правильно найти к ним подход?

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны; на требование взрослого выполнить какое-нибудь рутинное задание или задание, которое в прошлый раз у него не получилось, ребёнок может ответить резким отказом и даже истерикой; ребёнок не усваивает новых требований к поведению – может встать среди урока и ходить по классу, что-то резко выкрикнуть, на просьбу учителя сделать задание в прописи, может вместо этого нарисовать там рисунки и т.д.; такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком), не дифференцирует отметки в дневнике на плохие и хорошие – главное, что они там есть и т.п.
2. Нарушение внимания и концентрации (ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками в комнате, за окном, если перед занятием он посмотрел мультфильм и теперь витает в облаках);
3. Повышенная психическая утомляемость (ребёнок быстро устаёт делать не очень интересное ему задание, поэтому часто бросает его на пол пути);
4. Трудности с ориентацией в пространстве (часто такой ребёнок затрудняется запомнить дорогу от класса до туалета, затрудняется найти свой домашний адрес и т.п.);
5. Нарушена координация движений (неуклюжесть, неумение повторить движение за взрослым), мелкая моторика (ему трудно правильно держать ручку, карандаш, вследствие чего возникают трудности с рисованием, письмом, трудности в вырезании из бумаги);
6. Трудности в самообслуживании (ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет).
7. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками);
8. Высокий уровень тревоги, низкая самооценка (для таких детей губительна критика, наказание, они не уверенны в себе, часто боятся проявить инициативу).
Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.).

Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР:

1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка как дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);

2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. Выполнил задание – получи плюшку. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;

3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребёнок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в киеве

4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не «собери игрушки», а «сначала собери кубики, потом конструктор» и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;

5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;

6. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);

7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;

8. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;

9. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;

10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;

11. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития — выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);

12. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;

13. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;

14. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учёба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;

15. Обращайте внимание на то, пытается ли учитель замотивировать вашего ребёнка – насколько он хвалит его, проявляет настойчивость в выполнении своих просьб, устанавливает ли с ребёнком зрительный контакт, вовлекает в учебный процесс – задаёт вопросы, проверяет ли домашнее задание, насколько комфортна психологическая атмосфера в классе и т.д. Старайтесь наладить с учителем тёплые взаимоотношения, регулярную обратную связь;

16. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);

17. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;

18. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком.
Также есть много других техник работы с тревогой и страхами.

Главное при работе с детьми с задержкой развития — благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность. Если вы хотите привить ребёнку какой-то навык — без системы никак не обойтись!

Я имею большой опыт работы с детьми с ЗПР, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутистическим и неврозоподобным поведением, фобиями. Приглашаю к себе на консультацию всех желающих!

Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию по телефону +7(919) 324-75-26 или перейдя по ссылке.

Источник