Как заниматься развитием ребенка с рождения

Как заниматься развитием ребенка с рождения thumbnail

Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.

Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

С чего и как начать?

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.

2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.

3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.

Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.

Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени. Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.

Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок. Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.

Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.

Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.

Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!

Читайте также:  Аномалия развития шейного отдела у ребенка

Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением.

Как заниматься развитием ребенка с рождения?Фото: Depositphotos

Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.

Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают. Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

Источник

У вас родился малыш. И когда решены базовые вопросы сна, кормления, многие родители задумываются — что умеет ребенок, и может быть, с ним нужно уже как-то заниматься? Развивать его? У меня, к примеру, были такие вопросы: «что делать с малышом? как с ним проводить время?» — потому как новоиспеченной маме довольно тяжело адаптироваться к новой жизни.

Знаю, что сейчас в моде естественное родительство, и частично его поддерживаю, но все же приведу для примера рекомендации детских психологов и педиатров о развитии новорожденного и ребенка 1-3 месяцев. Малышу важно эмоциональное общение с близкими, но вместе с этим можно организовать несколько полезных занятий.

Исследования показывают, что возможности ребенка раннего возраста велики.

Двухнедельный ребенок уже следит за перемещающимися предметами. В три недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает близкие цвета. По-разному реагирует на грустную и веселую музыку. Поэтому нужно не упустить момент и позволить запустить функционирование органов чувств своевременно.

Как можно заниматься с новорожденным?

  • Показывать разнообразные игрушки на настоянии 60-70 см. Источник света должен находиться у новорожденного за головой. Игрушки должны быть на вытянутой руке или на стержне, чтобы ребенок не отвлекался на лицо. Размер игрушек примерно 5-7 см в диаметре.
  • Приближаем игрушку к глазам ребёнка на расстояние 20-30 см и постепенно удаляем её на расстояние вытянутой руки. Перемещать игрушку нужно тогда, когда малыш её увидит. Также можно перемещать вправо/влево, возвратить в центр, затем вверх/вниз. Малыш может заметить игрушку только с 3-4-го раза, поэтому не нужно расстраиваться. Надо продолжать заниматься, даже если он не ответил на ваши действия.
  • Тренируем слух. Перемещаем не только яркие предметы, но и звучащие-погремушки, колокольчики.

Все эти игры можно проводить с двух недель, и уже к концу месяца можно заметить поисковые движения малыша на звучащую игрушку.

Игрушки менять по цветам нужно каждые 3-4 дня.

Помимо этих упражнений можно включать разнообразную приятную музыку.

Также специалисты рекомендуют проводить легкую гимнастику для запуска адаптивных функций. Сейчас хочу упомянуть наверное самое основное физическое упражнение — выкладывание на живот. Каждый день, чем чаще, тем лучше. Наш неонатолог и педиатр советовал 5 раз, но я знаю от ортопедов, что можно и чаще.

Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев

Как и в предыдущем периоде здесь самое главное — качественный эмоциональный контакт. Это важно для будущей самооценки, самостоятельности, уверенности в себе, независимости ребёнка.

Занятия в этом периоде должны быть направлены на движение рук. Надо создать условия для того, чтобы малыш разжал кулачок и выпрямил руку в локтевом суставе. Если в периоде 1-3 месяца помочь ребёнку освоить такие движения- это будет способствовать нормальному развитию общих движений и речи в будущем.

Занятия:

  • Усложним упражнение с игрушкой. Подвесить игрушку на высоте 7-10 см от груди ребёнка, привлечь внимание другой, уже знакомой ему игрушкой, на расстоянии 60-70 см. Когда малыш оживится и вскинет ручки-он случайно заденет ближайшую игрушку (или колокольчик). Желательно, чтобы эти игрушки были связаны — и при задевании нижней, верхняя тоже приводилась в движение. Я такой механизм не придумала, можно маме махать верхней игрушкой, когда малыш задевает нижнюю, а можно просто использовать цепь из однотонных погремушек в люльке/коляске.
  • Работаем с кулачком. Нужно улыбнуться, погладить ручки малыша с тыльной стороны-ладошки рефлекторно раскроются! В этот момент положить ребёнку в ладошку ленту, привязанную к погремушкам над кроваткой. Затем кулачки естественно закроются, и малыш будет с радостью двигаться и приводить в движение погремушки. Так у него будут развиваться и слух, и зрение.
  • Положить ребёнка на живот, поместить перед ним игрушку на расстоянии 80-100 см. Сконцентрировав внимание ребёнка на этой игрушке, допустим, собачке, нужно сказать что-то вроде -вот собачка, она идёт, топ-топ. Малыш будет поворачиваться в ту сторону, в которую мама поворачивает игрушку.
Читайте также:  Занятия для ребенка 5 лет для развития

Если ребёнок уже начинает гулить-это большая радость для мамы и папы-обязательно нужно отвечать положительной реакцией на его первые звуки!

В этом периоде также нужно не забывать включать во время бодрствования различную музыку, отдавая предпочтение классике (если родители любят, конечно).

Носить ребёнка на руках вертикально для укрепления мышц шеи, а также продолжать выкладывать малыша на живот. Если ребёнок уже хорошо держит голову, нужно развивать упор ног. Можно брать малыша под мышки в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твёрдой поверхности, но не ставить его. Как только он коснётся стола, тут же поднять его. Позже он начнёт отталкиваться от твёрдой поверхности.

В этом периоде уже можно класть ребёнка на развивающий коврик с дугами и игрушками. Желательно использовать однотонные игрушки и менять их раз в 3-4 дня.

Источник

Физическое развитие:

-большую часть времени держать ребенка голым

-высаживать с рождения (это конечно не совсем физическое развитие, но ближе всего к этой категории)

-обливать или протирать холодной водой

-устраивать солнечные ванны

-зарядка. Вот некоторые упражнения, которые мама может проделать с малышом.

1. Начните с легких поглаживаний ручек от кисти к плечику по наружной стороне, и от

подмышки к пальчикам по внутренней стороне.

2. Помассируйте животик.

3. Помассируйте стопы от пяточки к кончикам пальцев и уделите внимание каждому

пальчику. Затем поглаживайте ножки от стопы к тазобедренному суставу.

4. Поглаживайте грудь.

5. Ручками поиграйте в обнимашки.

6. Сгибайте к животику обе ножки вместе. Затем сбивайте и разгибайте ножки поочередно.

7. Перевернув кроху на животик поглаживайте спинку по направлению от попы к шеи (не

задевая позвоночник).

8. Затем слегка погладьте ножки от стопы к ягодицам.

Нельзя массировать суставы, пупок, паховые области, соски, внутреннюю поверхность бедра. ванна

-бассейн (грудничковое плавание)

-ношение на руках

-фитнес вместе с мамой он же совместная зарядка

-динамическая гимнастика

-выкладывание на живот (чтобы ребенок научился держать голову, необходимо выкладывать -его на ровную твердую поверхность. Любой матрас и даже одеяло для этой цели не подходят.)

-нахождение на полу

-танцы с ребенком на руках

-трэк Домана

-фитбол

-всегда поднимать ребенка, держа за руки, вложив свой большой палец в ладошку

-провоцировать ползанье держа игрушку в не зоне досягания руки ребенка, но не очень далеко

-прогулки при любой погоде

-давать по висеть на пальцах (палочке,кольцах)

-упражнения для спины (мама прижимает к себе за ножки и чуть наклоняет сыночка вперед).

-упражнения на ползание

Слух:

-пойте побольше — песенки, потешки, прибаутки. Даже если мама уверена что у нее нет голоса или слуха, для малыша это будет лучшей музыкой и лучшим музыкальным и эмоциональным развитием.

-включать классику, детские песни, потешки на русском и английском, звуки природы, танцевальные мелодии и т.д.

-звенеть колокольчиком, погремушкой, флакончиками с крупой и т.п. с разных сторон

-играть на музыкальных инструментах самой и рукой ребенка, называть звуки (высокий-низкий) и ноты.

-на высокий звук мелодии поднимать ребенка, а на низкий опускать.

-отбивать ритм ручками, ножками, ложками, маракасами или погремушкой

-пропевание складов по Зайцеву

Речь и энциклопедические знания:

-много разговаривать с ребенком: «что вижу, то и пою», но не быть радио. Если знаете второй язык, то иногда разговаривать и на нем. Говорить нужно правильно и четко: не коверкать слова; располагаясь так, чтобы малыш видел ваше лицо и мог проследить за движением губ и языка

-озвучивайте животных на картинках или фигурки, показывая, как рычит медведь или тигр или воет волк.

-читать книги, стихи — детские и классические. Ребенок конечно не поймет смысла стихов Пушкина или Лермонтова, но у каждого классика свой слог и свой ритм. Дети даже новорожденные слышат эту мелодию языка, улавливают ритмичность, вот ради этого и стоит их читать.

-презентации (в том числе «говорим с пеленок» и т.п.) и развивающие мультики (Baby Einstein)

-карточки (по Доману или Лупан) картинки, слова(чтение), кружочки(математика)

-плакаты и репродукции на стенах*

-кубики зайцева

-логопедические массаж

-пропевать слоговые цепочки

-повторять за ребенком его звуки

-записывать звуки ребенка на диктофон и включать ему

-показывать малышу, как щелкать языком, высовывать его, надувать и втягивать щеки, растягивать и собирать в трубочку губы.

-сопровождать жестами свои слова, это дает возможность малышам, которые еще не умеют говорить, как-то общаться с вами.

Читайте также:  Актуальность всестороннего развития ребенка

-артикуляционная гимнастика

-пальчиковые игры

-показывайте мини-спектакли с игрушкой:

Раз,два,три,четыре,пять (взять игрушку потрясти)

Вышел зайчик поскакать (вверх-вниз)

Огляделся (вертим головой)

Повертелся

Посмотрел наверх и вниз

Пробежался

Испугался (прячем за спину)

Где ты,зайка, отзовись! (показываем)

-развесить на предметах карточки с их названием

-тематические альбомы

Моторика и сенсорика:

-пальчиковая гимнастика и массаж.Уже всем известно, что речевые центры находятся рядом с отделом головного мозга отвечающими за мелкую и крупную моторику. Поэтому массаж пальчиков, перебирание мелких предметов, массажные мячики — все это очень полезно.

-мешочки из различных материалов и с разными наполнителями

-воздушные шарики с разными наполнителями

-шарики «Су-джок». Они продаются с парой пружинок внутри. Шарики можно катать между ладошек, как бы «катая колобок», катать по каждому пальчику отдельно. Пружинки мы прокатываем по каждому пальчику, надевая как колечко.

-различные тряпочки или шкаф с одеждой =)

-опускать ручки ребенка в крупу ( например во время готовки, насыпали в кастрюлю рис, замесили тесто, накрутили фарш — дали потрогать, руки потом сразу помыли)

-обмотать ребенку пальцы шерстяной ниткой, он будет ими шевелить, пытаясь выпутаться

-дать в руки толстую кисточку для макияжа, чтоб перебирал ворсинки

-с помощью кисточки, разукрасить ладонь ребенка краской или выдавить краски на тарелочку и обмакивать туда пальцы ребенка и ставить отпечатки

-рисовать карандашом, держа ручку ребенка

-давать потрогать кору деревьев, листики, мягкие игрушки, домашних животных, теплую-холодную воду, лед и снег, мячики и кубики, тяжелое и легкое, колючее и пушистое, шершавое и гладкое. Проговаривать свойства предметов: «Потрогай какая холодная твердая ложка, а мишка какой теплый и пушистый»

-выкладываем голого ребенка на различные поверхности

-различные бусы в том числе и самодельные: из пуговиц , макарон и т.п.

-тактильные книжки, пано, коврик

Вкус:

-давать ребенку попробовать по чуть-чуть различные продукты

Зрение:

-черно-белые картинки

-нарисованное на картонном круге или бумажной тарелке лицо

-фигуры 4х основных цветов (красный, желтый,синий,зеленый)

-петь потешки то приближаясь до удаляясь от ребенка

-провоцировать повороты головы и глаз вслед за игрушкой

-даем возможность смотреть на мир с различного местоположения

-показываем игрушку потом заводим ее за экран (например лист бумаги) и выводим с другой стороны. (развитие памяти)

-рассматривать картинки в книжках. Тут и говорить нечего, смотреть картинки можно с рождения. Для новорожденных и детей первого года жизни важно чтобы на странице был один большой узнаваемый предмет. Никуда не годятся книжки, где по 5 разных предметов на странице не объединенных сюжетом (так называемые «энциклопедии для малышей» или «мои первые слова«). И конечно, следите за качеством иллюстраций.

Обоняние:

-давать понюхать различные приправы, еду, цветы, арома масла и т.д.

Эмоциональное развитие:

-обнимашки

-щекотки

-ношение на руках

-эмоциональные игры («идет коза рогатая», «по кочкам,по кочкам», «ку-ку» и т.п.)

-вешаем в кроватку (ставим на пол или просто подносим на руках) зеркало

-летаем самолетиком по квартире (заодно все проговариваем, даем потрогать и понюхать-развитие всего чего можно получается)

-подходим к ребенку, как только он заплакал

-флиртуйте со своим малышом. Танцуйте держа за талию и за руку, щекотите шейку, стройте глазки.

-совместный сон

-раз в месяц ходите с ребенком в какое-нибудь интересное место (музей, зоопарк, лес). Новые впечатления лучший стимул к скачку в развитии.

-читать стихи, потешки книжки разными голосами и с разной интонацией. Сердито,весело, удивленно и т .д. Детям это очень нравится и даже обычный массаж можно превратить в веселую игру.

-целительные слова по методике доктора Драпкина.

Не со всеми пунктами вы можете согласиться, далеко не все использовать. В этой статье просто собраны все найденные мной методы, может и Вы найдете что-то полезное и будете использовать в общении с вашим Чудом.

*Что же может висеть на ваших стенах?

Яркие красивые картинки с понятными изображениями на простые темы, например:

— животные (домашние и дикие), обитающие в вашей полосе, птицы;

— при желании — самые простые, распространенные насекомые (пока лучше обойтись без

паукообразных, земноводных и пресмыкающихся — они довольно похожи друг на друга, и малыш

будет скучать);

— садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид, не похожий

на другие; совсем не желательно в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно

однообразны;

— мебель;

— посуда, предметы домашнего обихода;

— портреты близких людей;

— изображение детей в действии;

— геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером);

— на кухне уместными будут овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых

поваренных книг и дамских журналов);

— виды транспорта (но не марки машин!);

— виды природы в разное время года;

— изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам — лес, поле,

сад, улица, дом, дворик и пр.);

— другие простые и понятные с вашей точки зрения предметы и изображения.

Буду рада, если вы поможете мне дополнить этот список.

Источник