Как заниматься музыкой с ребенком 5 лет

Новый подход к обучению музыке с момента рождения.

Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребенку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.

Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.

О пользе музыки

Согласитесь, пока ребенок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с 3-х месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!

Я считаю, учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом малыше. Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать. У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.

Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы все-таки решили попробовать. И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошел, ребенок увлекся. Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка. В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.

Зачем нужна музыкальная школа

Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьезных переменах. К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачета, двух гамм, выучить с ними три этюда…

А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребенка, дальше произойдет колоссальный скачок в его обучении!

Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать ее. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения. Сначала любовь к ребенку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.

Почему на занятиях интересно

Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя их многие считают скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего. А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесет это: увлекательно или занудно. Нужно рассказать так, чтобы ребенок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».

Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.

Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!

Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель

Однако это понимание идет из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребенком значительно проще: его не придется заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!

Какую музыку нужно и можно играть

Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в свое удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечет за собой потерю интереса к музыке и инструменту.

Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребенок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям. Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.

В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Тогда оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму. Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учебы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребенка, а не идти ему наперекор. Играть то, что откликается в сердце, что нравится.

Как привить любовь ребенка к музыке

В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живет повсюду. Ищите ее, когда гуляете с ребенком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама. А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.

Читайте также:  Ночное мочеиспускание у ребенка 5 лет причины

Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».

Нужно давать ребенку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу все разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.

Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А еще малыши любят яркую, ритмичную, «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями. Попробуйте сочинять с ребенком сказку, наполняйте ее звуками, используя музыкальные инструменты, например: «вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещетке потрещали». Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.

Дети дают взрослым много подсказок. Если ваш сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор. Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребенок будет музыкантом» — это очень спорно. Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.

Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.

Читайте также:

Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом

6 причин отдать ребенка на робототехнику

Источник

Занятия музыкой дома с ребенком

 О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.

          Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей. Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!

          В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыкальным занятиям, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.

Если вы хотите развивать интеллект ребенка — начинайте не с математики или чтения, а с музыки, ведь развитие музыкальных способностей у детей дает возможность более гибкому и глубокому восприятию ими любой другой информации. 
        Творческое развитие поможет ребенку увидеть красоту окружающего мира, вырасти добрым и справедливым, искренним и отзывчивым. Именно занятия музыкой способствуют лучшему раскрытию внутренних качеств ребенка, избавлению от многих комплексов и приобретению уверенности в себе. Немузыкальных детей не бывает! Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. Организовать простые занятия с малышом дома вполне могут даже родители, не имеющие музыкального образования.

         Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок мог послушать музыку, поиграть в развивающие музыкально-дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. 

          Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был к нему свободный доступ. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, ксилофон, детская флейта, шумовые инструменты, бубны или бубенцы.  В детском саду уже в средней группе дети учатся играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

          Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля»  Э.Грига (дети в полном восторге от этого произведения), музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты». Советую приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

           Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали  для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Занимаясь музыкой с ребенком, придерживайтесь следующих принципов:

  • Родительское участие в занятиях музыкой — непременное условие!
  • Основой музыкальной деятельности ребенка должно быть движение.
  • Необходимо дома использовать фонограммы.

     Используйте традиционные мелодии, которые легко узнаются ребенком, не забывайте и о том, что малыш должен получать удовольствие от прослушивания записей. Познакомьте малыша с каким-нибудь музыкальным инструментом и разучите вместе с ним легкую песенку. Используйте в занятиях музыкально-ритмические игры. Это подражание или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении: через танец, игру. Музыкально ритмические игры в условиях семьи являются эффективным средством для профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой малыша для дальнейшего обучения.

Читайте также:  Можно ли делать узи ребенку 5 лет

Вначале был звук.

         Даже самые маленькие дети любят исследовать звуки. 
Малыш бросает на пол игрушку и зажмуривает глазки, ожидая громкий стук, с упоением гремит ложкой в чашке и прислушивается к звукам с улицы. 
Положите перед крохой разные предметы — стакан, металлическую кружку или кастрюлю, деревянную коробочку и постучите по ним палочкой или ложкой. Малыш быстро освоится в игре и будет сам искать новые звуки. 
       Если дома есть гитара или пианино, исследуйте звук по «толщине». Какая струна поёт толстым, низким голосом? Может быть, это медведь рычит? А здесь, где звук тоненький и высокий, мышка пищит или чирикает птичка. Меняйте прикосновение. Звук может быть резким и отрывистым,  а может мягко и протяжно петь. Такая игра стимулирует не только слух, но и воображение. Отличным дополнением станут карточки с изображением разных животных и птиц. Загадывайте друг другу загадки: а это чей голос?

Рассказывайте малышу небольшие 

сказки и иллюстрируйте их звуками разных предметов. Например, «Кто живет в лесу?». Постучим карандашом по столу — это дятел стучит по дереву, а потом кулачками — медведь идёт. Шелестим листом бумаги — сова крыльями захлопала. Подуем в пластмассовую бутылку — это шумит ветер. А теперь шуршим пакетом — ёжик забрался в куст. 

«Сказки-шумелки» Е. Желязновой.

Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. 

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. 

Подготовка:

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Если дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
           Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей. 
Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

2.ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать. 
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца — и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)

Читайте также:  Перелом руки у ребенка 5 лет

3.ЕЛОЧКА

Росла в лесу ёлочка –стоим на месте, вытянув руки в стороны 
По её веточкам прыгали белки–прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону) 
Прилетал дятел –«летим» или шлепаем руками по бокам. 
и громко стучал клювом–вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками). 
Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану) 
Иногда пробегал маленький зайчик –подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне) 
Вечером на неё дул ветерок–дуем 
Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике) 
Летом около неё летали комарики–шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» 
Зимой на неё падали белые снежинки–рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны). 
и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

Игры для развития слуха и ритма.

Не спешите ставить ребёнку диагноз — нет слуха, если он пока не в силах чисто воспроизвести голосом мелодию знакомой песенки. Внутренний слух при этом может работать, а вот научиться координировать его с голосом деткам бывает сложно. Начинайте не с песенок, а с коротких интонаций, попевок. 
«Повтори за мной».  Изображайте голоса животных. Тоненько «пи-пи-пи» — мышка. «Мяу» — игриво, сначала понижая, а потом повышая  интонацию. Отрывисто, громко —  «гав-гав». «Га-га-га» — каждый слог на новом звуке (уже маленький мотив!). 
Даже годовалый малыш с удовольствием подхватит эту игру. Главное, делать это артистично, с выразительной мимикой и весело.
Малышам постарше напомните о прогулке в лесу, позовите друг друга: «Ау!». Меняйте интонацию — то низкий голос, то высокий, протяжно или коротко. 
          Понятие звуковысотности легко объяснить на игре  «Самолёт». 
Поднимая руку вверх, показываете, как взлетает самолёт, и изображаете голосом, сначала низким, а затем всё выше: «У-У-У-у», и наоборот, когда самолётик приземляется. Можно так же «бросать камушки». Вы подкидываете на ладошке невидимый камень и озвучиваете, как он летит вверх (звук от низкого к высокому). У кого камушек взлетит выше?
      «Аплодисменты». Вы прохлопываете ритм, а малыш пробует повторить. С каждым разом ритм должен усложняться. Вместе с хлопками проговаривайте сначала слова (например: «ма-ма», «ма-моч-ка»), а потом веселые стишки или потешки. Эта игра отлично развивает не только чувство ритма, но также внимание и память.Включайте детям песенки, к которым есть минусовки. Сначала слушайте вариант с голосом и подпевайте вместе с ребенком. А когда он хорошо запомнит слова, можно включать только аккомпанементы и петь самим. Замечательные песенки есть у композитора и педагога Елены Попляновой, а также у Екатерины Железновой.
          Чтобы весело и интересно заниматься с ребенком, вовсе не обязательно выделять специальное время. Такие простые игры не будут отрывать вас от домашних дел и, в то же время, принесут много пользы малышу. Предложенные игры — лишь модели, которые вы можете бесконечно менять и преобразовывать, ведь в этом и заключается творчество. Главное, чтобы вам было интересно и весело вместе. 
         Каждый ребенок уникален. Не огорчайтесь, если ваш малыш сегодня отказывается что-то спеть или ему не хочется танцевать. Возможно, сейчас для него интереснее просто слушать. 
Занимайтесь только в хорошем настроении! Искренне увлекаясь, вы сможете увлечь и малыша. Занятия музыкой необыкновенно сближают, они помогут вам всегда быть «на одной волне» с вашим ребёнком.

                                                                 Музыкальный руководитель  

                                                                                            Сапегина Д.С.

Список используемой литературы:

1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в музыкальной деятельности»

2. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 1997г.-240с.

3. Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.

4. Е. Желязнова «Сказочки-шумелки». Изд. «Карапуз», 2014г.- 16с.

Источник