Как заниматься музыкой с ребенком 1 год
Еще в прошлом году, когда Яне не было и года, я периодически изучала различные музыкальные занятия для малышей — прислушивалась к песенкам Екатерины Железновой, выбирала «первые» музыкальные инструменты и впечатлялась постами других мам на эту тему.
На данный момент я сформировала свое отношение к раннему музыкальному воспитанию (тут надо отметить, что сделала я это не без влияния мужа с идеальным слухом и музыкальным образованием, чем я похвастаться не могу) и готова поделится им с вами.
Мои основные принципы музыкального воспитания малыша:
- «НЕТ» использованию популярных наработок Железновой и других с преобладанием резких, звонких звуков и примитивных мелодий.
- «НЕТ» инструментам с неправильным звучанием. То есть если и покупать инструменты, то выбирать приближенные к настоящим и ценник у них будет соответствующий. На самом деле в раннем детстве для формирования музыкального слуха в них нет никакой необходимости. Поэтому у нас пока эта покупка отложена в долгий ящик.
- «ДА» прослушиванию прекрасной музыки — это должно быть основой музыкального воспитания малыша. Я ни сколько не преувеличиваю, создайте плейлист по настоящему прекрасной музыки. В идеале эта музыка должна быть из направлений, которые предпочитаете Вы! Иначе затея изначально обречена на провал. Прослушивание музыки должно приносить удовольствие, а не дискомфорт для всех домочадцев в целях музыкального образования малыша!
Несколько слов как найти «прекрасную» музыку
В меньшей степени в список «прекрасных» входят популярные композиции, которые можно услышать по МУЗ-ТВ. Проще все выбрать такую музыку обратившись к классикам, саундрекам рейтинговых, как правило зарубежных, фильмов. Также обратите внимание на рекламу роскошных вещей — дорогих авто и брендовых часов и т.п. В ней можно встретить шикарные композиции.
Некоторые считают, что всё что относится к некоторым более элитарным направлениям (джаз, блюз, soul …), чем популярная музыка, является качественной музыкой. Безусловно, в большинстве своём эта музыка более талантлива, но сказать, что она безупречна никак нельзя. Для наших целей требуется не просто более талантливая музыка, а самая-самая! На самом деле прекрасная музыка может быть в любом направлении. Бывает, что определить направление интересной композиции сложно. Я считаю это одним из признаков, того что кандидат подходит в наш плейлист прекрасной музыки ;-).
Музыкальные игры
Наконец-то я добралась в своем повествовании до предметов изображенных на превью поста :-). Несмотря на то, что необходимость музыкальных занятий в раннем возрасте я посчитала нецелесообразной, обойти стороной музыкальные игры я не смогла.
«Угадай чей звук»
Эта игра у нас идет в двух вариантах с:
- игрушками, издающими звуки (вот она вторая жизнь погремушек! обзор о наших любимых вы можете прочитать тут);
- предметами из различных материалов (определение звука стекла, металла, дерева, шуршащей бумаги). Тут прекрасно подходят — ложки, деревянные кубики, стеклянные шарики и бусины (их можно положить в маленькие баночки и греметь).
На первом этапе игры я ввожу наиболее разнотипные звуки (писк, треск, звон). После нескольких успешных угадываний добавляю созвучные.
Собственно лучше один раз увидеть:
«Угадай мелодию»
Я подобрала несколько приятных и мелодичных детских песенок и картинок к ним. Скачать их можно тут. В раздаче mp3 двух вариантов с текстом и без. Пользователи ВКонтакте могут воспользоваться альбомом «Угадай мелодию».
По правилам игры нужно выбрать картинку относящуюся к песенке которая играет.
Начинайте знакомить с пары песен с текстом. Только когда малыш сможет угадывать какая из двух звучит, добавляйте в игру третью и постепенно усложняйте.
А в какие музыкальные игры Вы играете с своим малышом ;-).
Если Вам понравился материал то советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.
Не спешите покидать сайт — тут есть еще много интересных публикаций:
- Обзор книг для детей от 1 года;
- Рисование для самых маленьких. Основы (Очень важный пост о теории развития мышления)
- О вреде раннего обучения (выбор правильных ориентиров раннего развития);
- Новые стоматологические рекомендации от Американской академии педиатрии (обновление август 2014);
- Игры с карточками для самых маленьких (Смотрим видео очень полезной игры с карточками для развития памяти и знакомства с окружающим миром — цепочки памяти)
- Выбираем безопасный порошок. Безопасно — не значит дорого!
Полный каталог моих статей
Источник
Малыши очень восприимчивы к различным гармоничным звукам. Они с легкостью могут запомнить простую мелодию и даже воспроизвести ее. Регулярные занятия музыкой с помощью простой игры значительно ускоряют общее развитие малыша, помогают формированию творческого восприятия мира.
Музыкальное воспитание малыша
Для детей до трех лет музыкальные занятия, как и любые другие, проводят в игровой форме, когда у ребенка хорошее настроение и есть желание немного «поиграть». Для того, чтобы обучение проходило максимально эффективно, следует подобрать подходящие для крохи упражнения.
Для начала, когда ребенок еще очень маленький, можно включать ему классику, которая адаптирована для детского восприятия или народные песни и простые мелодии. Когда малышу исполняется годик, можно приступить и к более серьезным занятиям.
К примеру, «музыкальная разминка» может начинаться с веселой, ритмичной музыки или задорной детской песенки, под которую можно легко потопать ножками, поднять руки вверх, размять пальчики.
Из подручных средств – кастрюль, ложек, разных баночек, металлических мисок можно собрать небольшой ансамбль «ударных инструментов».
Играть таким образом можно всегда, практически в любое время, кроме сна. Так вы с малышом не только проведете весело свободное время, но и научите ребенка различать звуки по их тональности, высоте, продолжительности звучания.
Чтобы кроха научился отличать низкий звук от высокого, следует проиграть или же пропеть одну ноту и попросить ребенка сделать тоже самое. Затем, когда малыш справится с этим заданием, можно усложнить его, пропев несколько звуков в разной тональности по возрастанию или убыванию, с разными интервалами между ними.
Чтобы развить чувство ритма, можно проделать ряд простых упражнений. Для этого предложите малышу громко похлопать в ладоши. Затем мама или папа должны «прохлопать» простую мелодию, которую малыш может повторить. Когда ребенок выполнит это простое задание, можно его немного усложнить.
Для начала следует предложить крохе громко потопать. А потом взрослый, с помощью притопывания, может «проиграть» ребенку простую мелодию, которую малыш должен повторить. В случае успешного выполнения, задание усложняется.
Далее вы демонстрируете малышу мелодию, которая воспроизводится с помощью притопывания и хлопков одновременно и предлагаете ему повторить за вами. После успешного выполнения, можно перейти к «ударным инструментам» или детскому ксилофону, фортепиано.
Раннее обучение музыке – залог профессионального успеха
Как обучать ребенка музыке, советы
Начинать музыкальную игру нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение, он сыт, здоров и настроен на игру. Вы можете проводить простые музыкальные занятия на свежем воздухе или дома. Главное – регулярность обучения. Помните, что малыш до трех лет не способен управлять своим вниманием, он может удержать его не больше, чем на 10-15 минут.
Даже если вы не имеете специального музыкального образования, отчаиваться не нужно. Вы можете легко найти простые детские мелодии, например, в интернете. Для того, чтобы сделать малышу простой ударный инструмент, не нужны особые материалы. Достаточно взять обычную кастрюлю или банку.
Под веселую музыку можно делать зарядку, проводить гигиенические процедуры. Особенно малышам нравится музыкальная пальчиковая гимнастика и разные детские танцы.
Обучать музыке малыша следует с самого рождения. Тогда ребенок с легкостью будет понимать особый «музыкальный» язык и правильно использовать его. Он научится чувствовать ритм, понимать структуру мелодий. Обучение музыке способно развить не только творческое мышление, но и раскроет другие таланты ребенка.
А вы уже начали обучать своего малыша музыке? Поделитесь в комментариях к этой статье в какие игры вы играете со своим ребенком, чтобы развивать его музыкальные способности.
Музыкальное развитие дошкольников
Источник
АННА ИСАЕВА
Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет
Статья «Программа музыкального развития детей от 1 года до 2 лет«
Автор: музыкальный руководитель Исаева Анна Геннадиевна
В данной статье представлена программа по раннему музыкальному развитию детей от 1 года до 2 лет. Музыкальное развитие и воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, когда он слышит мамин голос, берет в руки первый музыкальный инструмент — погремушку. Как приобщить малыша к музыкальному искусству, когда он подрастает? Что и как слушать? Музыка, пожалуй, один из самых мощных факторов, который воздействует на наши эмоции и чувства.
Пояснительная записка.
Музыкальное развитие детей от года до 3 лет — это составная часть их психического и физиологического взросления. Мелодичные ритмичные звуки являются прекрасной стимуляцией нервной системы ребенка. Поэтому в настоящее время широкое распространение получили методики раннего музыкального развития. Специалисты считают, что раннее музыкальное развитие благотворно влияет на формирование личности. Более того, практика показала, что дети занимавшиеся музыкой в раннем детстве более успешны в учебе, в обществе, в семейной жизни, на работе. Музыкальное развитие детей раннего возраста учит воспринимать музыку и открывать преимущества влияния звуков на настроение и активность. Малыш, слушая музыку, проявляет новые эмоции и познает новые звуковые ощущения. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем в игровой форме, обеспечивая ребенку эстетическое, музыкальное, творческое, умственное и физическое развитие.
Цель: раннее музыкальное развитие путем создания игровой деятельности педагога и ребенка.
Задачи:
1. Обучать игре на музыкальных инструментах.
2. Создавать благоприятную, эмоциональную атмосферу на занятиях.
3. Воспитывать эстетический и музыкальный вкус.
4. Формировать умение слушать музыку.
5. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, музыкальный слух).
6. Способствовать развитию физических, умственных и творческих способностей.
Новизна программы:
• Составление учебно-тематического плана.
• Использование наглядно-методического материала (куклы-наперстки, куклы- перчатки, куклы — варежки)
• Подбор музыкального материала для игровой деятельности.
• Включение в содержание программы русских народных и пальчиковых игр.
Организация занятий
Программа рассчитана на 1 год. Занятия групповые — 2 раза в неделю.Продолжительность занятия составляет:10минут.
Каждое занятие проходит вместе с воспитателем, при его активном участии. Также помогает помощник воспитателя.
Ожидаемые результаты:
1. Эмоциональное развитие малыша.
2. Передача родителям опыта совместной музыкально-игровой деятельности.
3. Умение ребенка общаться в коллективе.
4. Развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию музыки
5. Выявление уровня музыкальных способностей
Формы подведения итогов:
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год :
• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)
• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май — июнь)
Итоговые занятия включают в себя игру на музыкальных инструментах, подвижные игры, хороводные игры, пальчиковые игры, игры с предметами, а также элементы театрального действия.
Содержание программы
1. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, способствуют развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, помогают формированию речи.
2. Слушание музыки с движениями воспитывает внимание, помогает определить настроение героя, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, создает благоприятную атмосферу на занятии.
3. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма, формирует умение играть в ансамбле, знакомит детей с различными характерами, развивает слух, помогает восприятию музыкальных произведений.
4. Игровой массаж, проводимый во время звучания музыки, активизирует все анализаторы коры головного мозга (слуховые, зрительные, тактильные, и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
5. Подвижные игры, логоритмика. Подвижные игры развивают основные двигательные навыки, воспитывают концентрацию внимания, помогают развитию координации движений, создают благоприятные условия для работы в коллективе, развивают фантазию, воображение, творческие способности.
6. Танцы создают благоприятную социальную среду для ребенка, развивают
сознание, интеллект малыша, показывают правила поведения в коллективе, помогают научиться — красиво двигаться.
7. Игры с предметами позволяют детям войти в любую музыкальную сферу: «домашние животные», «лесные звери», «транспорт», «сказки», «путешествия»… Они помогают решить социальные вопросы, формируют музыкальное мышление, развивают музыкальную память, способствуют элементарному обучению малыша.
8.Пение в раннем возрасте это простейшее интонирование: изображение голосов животных, подпевание звукам природы, подражание сигналам
транспорта. Развитие голоса происходит постепенно, главное не торопить малыша, а побуждать его к пению своим показом.
Методическое обеспечение программы:
— Оборудование и материалы для занятий – музыкальный зал.
— Ковровое покрытие
— Детские стульчики
— Мольберт
— Музыкальный центр, ноутбук
— Пианино/синтезатор
— Бубенчики, бубны, маракасы, деревянные ложки, погремушки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки, металлофоны, ксилофоны, треугольники, коробочки, маленькие тарелочки, барабаны.
— Гимнастические палки, обручи, мячи средних размеров резиновые, массажные мячи, мешочки с песком, мячи футбольные.
— Куклы Би-ба-бо (петрушечные)
— Сюжетные игрушки
— Наглядное пособие (пальчиковый театр)
-Платочки и большие платки, подушки.
— Сюжетные картинки, ленты, мишура, султанчикифлажки, «сюжетные» шапочкидетали (маски, хвосты, ушки, крылья).
Методические рекомендации:
1. Педагог должен иметь свой собственный годовой план, скоординированный с ОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому занятию.
2. На каждом занятии желательно менять условия проведения игр, что способствует закреплению нового материала и поддерживает интерес многократного проведения выученных заданий.
3. Выбрав определенные игры, рекомендуется проводить их в течение 4-6 занятий, а затем постепенно заменять новыми.
4. Все занятия включают в себя совместное выполнение заданий взрослым и ребенком по показу педагога.
5. Разучивание новой игры представляет собой рассказ о сюжете, показ картины, либо яркое живое исполнение.
6. Необходимо делать тематические связки между упражнениями и играми.
7. Воспитатель должен быть активным участником игр, помогать ребенку в случае необходимости. Лучшая поддержка малыша — это совместная деятельность.
Организация музыкальных занятий проходит в разных формах, включая различные методики, новые принципы работы, интересный музыкальный материал.
Одной из таких методик, является музыкальная программа «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых. Цель их программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания.
Другая интересная методика, элементы которой мы включаем в занятие, это Орф-педагогика. Она построена на воспитании и обучении детей через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, движения, речи. Цель музыкального воспитания — развитие личности ребенка, его духовности в русле гуманистических традиций, развитие музыкальности через личное творение. Принципом работы по системе Орфа является элементарное музицирование.
Новыми принципами работы является организация творческой атмосферы на занятиях, подготовка малышей к взаимному сотрудничеству и результативной музыкальной деятельности.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию.
Группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Блок
программы Направления работы Составляющие качества
образования
1. Восприятие Слушание музыки Воспринимает знакомые песни,
народные мелодии контрастного
характера.
Подпевание Умеет внимательно слушать
песни до конца исполнения.
Музыкально-ритмические
движения Проявляет интерес к музыке.
2. Исполнительство. 1. Слушание музыки
2. Подпевание
3. Муз. -ритмические движения
Используемый репертуар:
«Погремушечка», укр. народная мелодия
«Колокольчик»
«Полянка», р. н. м
«Баю-бай» М. Красева
«Собачка» М. Раухвергера
«Да-да-да» Е. Тиличеевой
Игра «Найди колокольчик»
Игра «Ладушки» р. н. песня (сб. 1)
«Прилетела птичка» Е. Тиличеевой
«Полянка», р. н. м.
«Баю-бай»
«Топ-топ» М. Красева
«Кошка» Ан. Александрова
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой или «Маршируем дружно» М. Раухвергера
Игра «Птичка маленькая» А. Филиппенко
«Погремушка» р. н. мелодия
«Скачет зайка маленький» В. Агафонникова
«Флажок» В. Агафонникова
«Барабан» Е. Тиличеевой
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Погремушка» М. Раухвергер
«Где же наши ручки» Т. Ломовой
«Маленькая кадриль» М. Раухвергера
«Колечки» Ан. Александрова
«Уточка купается» А. Лазаренко
«Колыбельная» В. Агафонникова
«Колыбельная» М. Раухвергера
«Спи, мой мишка» Е. Тиличеевой
«Собачка» М. Раухвергера
«Погремушка» М. Раухвергера
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Ай-да» Г. Ильиной
«Вот так вот» бел. нар. песня
«Игра с зайчиком» или «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко
«Барабан» Е. Тиличеевой.
«Машенька-Маша» В. Тиличеевой.
«Это ёлочка у нас» Ю. Слонова
«Топ-топ» М, Красева
«Маршируем дружно» М. Раухвергера
«Попляшите» М. Раухвергера
«Поиграем с мишкой» Е. Тиличеевой.
Р. н. сказка «Курочка — Ряба», «Поиграем в прятки»
Литература:
1. Буренина А. Ритмическая мозаика. — Санкт-Петербург, 2000.
2. Вихарева Г. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. — Санкт –Петербург: Композитор, 2007.
3. Железнова Е. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. — М.: издательский дом Катанского, 2006.
4. Железнова Е. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. -М.: издательский дом Катанского, 2009.
5. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Учебное пособие по элементарному музицированию и движению.- Санкт-Петербург: Невская нота, 2010.
6. Конвенан И. Облака. Песенки для самых маленьких.- Санкт — Петербург: Композитор, 2003.
7. Петрова В. А. Музыка — малышам. — М.: Мозаика-синтез, 2001
8. Русские народные песни и танцы для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. В обработке Вечеслава Жилина. — Челябинск, 2004.
9. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и молодежи. — Новосибирск, 2002.
10. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Ребятам о зверятах», /сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1998.
11. Суворова Т. Танцевальная ритмика. — Санкт-Петербург, 2004.
12. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши! – Санкт — Петербург, 2001.
13. Песенки малышам в сопровождении фортепиано «Игрушки», / сост. Нестерова Н. и Селиверстова Н.- Санкт — Петербург: Композитор, 1996, 1997, 1998.
14. О. Киенко «Танцуют малыши. Игротанцы для детей раннего возраста» https://secret-terpsihor.com.ua/
Источник