Как заинтересовать ребенка учебой 3 года
От автора: Занятия с ребенком могут быть полезны и нужны. «Для чего?» — спросите Вы — «Ведь ребенок не хочет заниматься, и ему это неинтересно». Ответ читайте с статье!
Как заниматься с ребенком 3-4 лет
Часто, размышляя о развитии своего ребенка, мамы сталкиваются с множеством вопросов:
- Во что конкретно играть с ребенком, где и как?
- Что должен малыш знать и уметь в том или ином возрасте?
- Сколько он может заниматься, чтобы не устать и не потерять желание к занятиям?
- Стоит ли настаивать на занятиях или лучше «ловить момент»?
- Что делать, если ребенок не хочет играть?
- Как заинтересовать малыша?
и т.д.
Существующие взгляды и самих родителей, и специалистов на то, как и чем заниматься с ребенком очень сильно варьируются от крайне либеральных, до крайне строгих.
Вот несколько примеров «демократической» позиции:
- не стоит «приставать» к ребенку, если не хочет заниматься – то и не надо;
- не стоит создавать специальных условий для занятий – все должно происходить в естественных ситуациях: на полу, на улице, в разговоре, во время игры;
- все дети уникальны – не стоит волноваться, если ребенок не знает цвета в 3 года, значит, выучит их в 5.
И несколько примеров требовательной позиции:
- стыдно, если ребенок в три года не знает элементарных стишков, не может назвать цвета и формы;
- если с ребенком не заниматься, то в школе будут большие проблемы;
- дисциплина должна быть во всем!
Очевидно, что истина где-то посередине, ведь созревание структур мозга требует постепенной и регулярной нагрузки. С другой стороны, некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребенок страдает от изобилия занятий, кружков и информации и теряет золотой период детства.
Когда же занятия с ребенком полезны и необходимы?
- Если Ваш ребенок сам проявляет инициативу;
- если он сам приходит к Вам с книжкой и просит почитать или поиграть;
- если он на лету запоминает стишки и сказки;
- если он любит задавать Вам вопросы;
- если малыш сам рисует, лепит, вырезает и строит, тогда
Вам не о чем волноваться!
В таком случае, Вам достаточно лишь поддерживать интерес ребенка, участвовать в его играх и снабжать новыми интересными играми и идеями.
Однако бывают и другие ситуации, когда:
- ребенок не проявляет интерес к обучению;
- ребенок не воспринимает маму как авторитет, не хочет заниматься с ней;
- ребенок задерживается в развитии;
- ребенок вредничает, кривляется и всячески саботирует занятия;
- ребенок так стесняется, что не хочет играть и заниматься ни с кем, кроме мамы, не играет с другими детьми.
В таком случае занятия с ребенком могут быть полезны и нужны. «Для чего?» — спросите Вы — «Ведь ребенок не хочет заниматься, и ему это неинтересно».
В этом случае занятия могут быть направлены как раз на то, чтобы помочь ребенку развить свой интерес, научиться заниматься, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия. А ведь это так важно для развития личности ребенка!
Итак, заняти с ребенком 3-4 лет могут преследовать разные цели:
- развивающие занятия – помощь ребенку в освоении знаний по возрасту (формы, цвета, классификация предметов, цифры и т.д.). Развитие ребенка происходит в соответствии с определенными стадиями, поэтому занятия могут помочь ему проходить их более качественно;
- развитие навыков внимание и целенаправленности. В норме, если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Многие мамы говорят, что ребенок «часами» готов сидеть…
Но если эта сфера у ребенка страдает, если он импульсивен и, как бы ни старался, не может доделать свою задачку до конца, занятия могут помочь ему справиться со своей непоседливостью (разумеется, я подразумеваю, что все задачи подобраны в рамках возможностей и интересов ребенка);
- налаживание контакта и взаимодействия с мамой, когда ребенок учится воспринимать просьбы и предложения мамы серьезно, учится подражать, сотрудничать, планировать и т.д.;
- развитие умения общаться, когда в игре ребенок осваивает навыки обращаться за помощью к другому, выражать свои желания так, чтобы быть понятым, предложить игру, уточнить что-то (например, игры в «гости», «День рождения», «магазин» и т.д.)
Словом, занятия с ребенком могут быть не только полезны, но часто и необходимы.
Как заниматься с ребенком?
- Занятия с ребенком 3-4 лет должны проходить только в игровой форме. Что это значит? Все вы знаете, что ведущая деятельность для ребенка-дошкольника – это игра. В этот период ребенок придумывает сюжеты, проигрывает действия, а становясь постарше, уже выступает в роли режиссера и сам создает правила.
Однако заниматься в игровой форме – не обязательно значит придумывать сюжет и устраивать спектакль, в котором роли играют цифры, цвета и т.д.
Далеко не все родители изобретательные актеры и находчивые педагоги. И это нормально! Не стоит винить себя и лезть из кожи вон.
Во-первых, игровая атмосфера может быть создана за счет использования красочных и интересных материалов. Поэтому уделите внимание игрушкам и книжкам. Отдавайте предпочтение четким и ясным картинкам, не слишком броским цветам, достаточным размерам изображений. Мелкие непонятные черно-белые рисунки наведут тоску на любого, не говоря уже о ребенке.
Во-вторых, игровая атмосфера в занятиях предполагает определенный эмоциональный фон, который Вы можете создать для ребенка. В ходе поиска определенного цвета Вы можете подзадоривать ребенка, немножко дразнить, провоцировать его сделать, «кто быстрей» и, конечно, хвалить. В норме ребенок заинтересован в результате, ему нравится достигать целей, особенно, если это похоже на азартную игру.
Таким образом, заниматься с ребенком можно, 1) вплетая познавательные элементы в сюжет игры, 2) используя развивающие игровые материалы; 3) создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества. - Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно и ставите перед собой определенные цели, желательно, чтобы занятия проходили в одном и том же месте в одно и то же время.
Время. При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребенок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребенком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки.
Старайтесь, чтобы время было одно и то же, и малыш мог привыкнуть к последовательности событий дня, а занятия стали частью режима.
Как долго заниматься с ребенком? В норме ребенок 3-х лет может спокойно заниматься минимум (!) 15 минут. Зрелость мозговых структур и развитие навыков самоконтроля позволяют ему справиться с этой задачей. Хотя при правильной организации процесса и адаптации к занятиям дети могут продуктивно заниматься полчаса, а иногда и дольше. Если Ваш ребенок не выдерживает и трех минут во время совместных занятий, переходите к статье «Что делать, если ребенок не хочет играть?», которая появится вскоре.
Место для занятий должно быть удобно как для ребенка, так и для мамы. Если Вы будете испытывать дискомфорт, сидя на полу или на неудобном детском стульчике, то занятия будут ассоциироваться с неприятностями и дискомфортом.
Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если Ваш ребенок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны. Так Вы ограждаете ребенка от посторонних стимулов, которые будут провоцировать его отвлекаться или уйти. Если Вы занимаетесь на коврике, пусть он будет «специально для занятий». Хотя коврик больше ассоциируется с игрой, и Вам может быть сложнее попросить ребенка выполнить какое-то действие на нем целенаправленно, ведь ребенок привык, что может играть спонтанно. - Обязательно учитывайте возраст ребенка. В 3-4 года не спешите учить своего ребенка читать и писать. Двигайтесь постепенно и последовательно. Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно, посоветуйтесь с педагогом, чтобы подобрать подходящую программу развивающих занятий.
Кстати, к работе в команде на сайте присоединилась детский педагог и логопед Елена Иванова, которая ответит на все вопросы по поводу того, во что играть с ребенком. - Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Если Вы решили регулярно заниматься с ребенком, начинайте с малого. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Перед началом занятий устройте «волшебный ритуал». Скажите, ребенку, что он уже взрослый и очень умный, и теперь Вы каждый день будете заниматься с ним, чтобы он смог стать таким же, как например, его любимый герой, брат, папа. Покажите ребенку, что заниматься — это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!
Читайте также:
- Що має знати та вміти дитинка 3 років (Олена Іванова)
- Почему ребенку 3-4 лет не нравится заниматься?
- Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
Успехов Вам, дорогие родители в Ваших начинаниях!
Источник
13 чудо-способов, как заставить ребенка учиться
Читайте также: Как разлюбить человека, которого очень сильно любишь?
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
- Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно. - Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться. - Не дарите подарки за учебу
Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе. - Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают. - Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их. - Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
- Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути. - Помогите увидеть позитивные изменения
Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения. - Подавайте пример
Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так. - Поддерживайте
Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий. - Разделите переживания
Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими. - Укажите на хорошие качества ребенка
Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах. - Учитывайте желания и стремления самого ребенка
Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник