Как заботиться о ребенке 5 лет
На чтение 10 мин.
Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.
Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны
Психология ребенка в пятилетнем возрасте
Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.
Общение с родителями -важны фактор психологического развития
Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).
Психологические тесты для 5-ти лет
По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.
Эмоциональная и познавательная стороны развития
В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.
Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.
Эмоциональное развитие детей 5-ти лет
Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.
В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера.
Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.
Возраст почемучек – 5-6 лет
Коммуникабельность детей пяти лет
У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.
Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».
Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.
Общение со сверстниками – важный компонент развития
Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.
Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.
Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.
Родители должны уделять внимание физическому развитию детей
Как наладить доверительные отношения с ребенком
На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.
Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития
Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.
Сравнение с другими детьми недопустимо
Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.
Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте
Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.
Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.
- Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
- Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
- Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.
Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.
- В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
- Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
- Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.
Развитие способностей и обучение – подготовка к школе
- Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
- Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.
Развивающие игры – очень важный момент в развити
И последний пункт выделен отдельно. Это игры
С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.
Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей
Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!
Источник
В возрасте 4-5 лет дети начинают еще активнее познавать окружающий мир, а их психика развивается очень стремительно.
К тому же, для окружающих малыш переходит в новую возрастную группу, к которой взрослые предъявляют уже больше требований, чем раньше: ожидают больше внимательности, самостоятельности и осознанности.
Также в возрасте 4-5 лет у ребёнка начинают формироваться свои собственные социальные связи (например, друзья или «враги» в садике или на площадке), т.к. он сам начинает проявлять больший интерес к коммуникации с окружающими.
❗В этой связи может и резко меняться поведение ребёнка: он может начать более резко проявлять эмоции, капризничать, гневаться по «пустякам», бросаться нелицеприятными фразами в сторону родителей, бабушек, дедушек и т.п.
✨Почему ребёнок так себя ведёт?
«Причуды», истерики и протесты — вполне распространенные явления в поведении 4-5 ребёнка. Всё дело в частой перемене настроения, что является следствием «перегрузки» мозга и психики постоянно поступающей новой информацией, которую он не всегда в состоянии правильно переварить. Отсюда и сумбурность в поведении.
✨Что делать родителям?
Поскольку настроение ребёнка в этом возрасте очень неустойчиво, нужно сформировать образ жизни ребёнка таким образом, чтобы в нем присутствовало больше занятий, которые улучшают настроение:
- это физическая активность (спорт) и подвижные игры;
- познавательные прогулки с разнообразной интересной деятельностью;
- отсутствие агрессивного контента (мультфильмы и видео не по возрасту);
- участие во «взрослых» делах и посильная помощь в быту (помощь и забота о близких, которую ребёнок оказывает, должна вызывать в нем гордость за себя);
- возможность проявления инициативы и реализации собственного выбора (например в плане одежды или занятий на выходные);
- полноценный сон и питание.
★ Очень часто случается и так, что ребёнок в 4-5 лет становится чрезмерно стеснительным и замкнутым. Иногда проблема может быть в неразвитости речи по сравнению со сверстниками, из-за его малыш может замыкаться в себе. В таком случае нужна помощь логопеда или дефектолога.
Также часто ребенок стесняется и не хочет идти на контакт, если до этого у него уже были конфликты с детьми на площадке или в группе, в которых он не смог отстоять свои интересы. В таком случае родителям нужно следить за тем, чтобы не критиковать малыша за «неправильное» поведение, а разбирать конфликт в первую очередь со своим ребенком, учить его озвучивать свои просьбы, отказ или предложение (а не спешить с претензиями к родителям другого ребенка).
★ В возрасте 4-5 лет также вредны чрезмерная опека и контроль со стороны родителей. Помощь взрослого должна быть ненавязчивой, а контроль — максимально незаметным. Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте: «ты что, глухой!», » у тебя руки кривые!» и т.п. — такие фразы лишь оттягивают развитие, а никак не стимулируют его.
???? Понравилась статья? Палец вверх!
???? ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
❗ Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — от 299 руб. ❗
Источник
Помните анекдот: «— Мама, я замерз! — Нет, сынок, ты проголодался!» Смех смехом, но я не представляю, как еще выполнять материнский долг, если ребенок гуляет полуодетым при шквалистом ветре и может по шесть часов не вспоминать, что ему вообще-то надо поесть хоть раз в день. Как заботиться о ребенке, чтобы не нарушать его границы? Как научить его прислушиваться к себе и чувствовать, когда ему холодно, а когда пора обедать?
Мы попросили прокомментировать этот вопрос нашего эксперта — детского психолога, игрового терапевта Александра Покрышкина, автора нового практикума для родителей «В переводе со взрослого».
Давайте сразу признаем: мы не можем знать наверняка, что чувствует ребенок. Первый шаг к разумным и осознанным границам — допустить мысль, что «капризы» дошкольника — его способ сообщить нам то, что он чувствует. Мы никогда не можем знать на сто процентов, что с ним не так и что конкретно сейчас ему не нравится. Он может быть голоден, но ему не подходит вкус и температура конкретной еды. Он в принципе не против одеться, но одежда колючая или непривычно пахнет. В том, как ребенок чувствует, проявляется его индивидуальность.
Бывает, что ребенок в данную минуту просто не хочет есть. И даже если, с нашей точки зрения, он не получил должного количества белков, его чувство сытости — серьезный аргумент.
Он не хочет есть, и все.
Он чувствует иначе, чем мы ожидали, и это веский повод не докармливать, не приводить к норме, не заставлять съесть конкретное количество ложек, чашек, граммов и т. д.
С другой стороны, в нашей повседневной жизни есть особые моменты, связанные с безопасностью и благополучием ребенка. Например, ребенок объективно слишком легко одет, чтобы гулять допоздна. Дошкольник, даже если он эксперт по собственному состоянию, пока еще не может оценить, надо ли ему надеть шапку, снять куртку, промокнут ли у него ноги, если выйти из дома в любимых тапочках.
В эти моменты родителям необходимо ограничивать ребенка. И здесь самая понятная и бережная стратегия — сказать прямо и твердо, что сейчас нужно сделать. Надеваем куртку. Чистим зубы. Ложимся спать.
Это принципиальный момент, это не вопрос выбора!
Просто нужно пристегиваться в машине.
Нельзя гулять по лужам в тапочках, а надо надеть резиновые сапоги.
В такие моменты, ограничивая свободу ребенка, мы:
✅ Берем на себя естественную роль взрослого. Прогнозируем, просчитываем риски, заботимся, предотвращаем негативные последствия.
✅ Действуем в интересах ребенка. Ему точно не полезно лежать с температурой после прогулки в тапочках по осенним холодным лужам.
✅ Осознаем, что за ребенком остается его право не любить сапоги, сочувствуем ему и помогаем справиться.
Чтобы любое разумное ограничение сработало, ребенок должен понимать, что мы не просто из вредности встреваем в его жизнь и вводим свои санкции. Поэтому, когда мы сообщаем ребенку, что мы сегодня не пойдем гулять в одной футболке и не будем завтракать мороженым, крайне важно не потерять эмоциональный контакт. Для этого мы говорим с ребенком о чувствах: в этот момент наши отношения важнее, чем условное послушание. Требуя выполнения установленного правила, мы уповаем не на свой авторитет, а на то, что ребенок в контакте с нами и может сам убедиться, что мы действуем в его интересах.
Кроме того, мы помним, что ощущения ребенка никуда не деваются. Да, сегодня можно гулять только в резиновых сапогах, но в одних сапогах ребенку тяжело ходить, а в других — легче. Одну шапку он может вытерпеть, а другую — ни за что. Таким образом, даже в ситуации, когда вы лучше знаете, что для ребенка хорошо, вы можете позаботиться о том, чтобы оставить ему поле для свободного самовыражения.
❓ Иногда родители прибегают к рисковым методам: позволяют ребенку на личном опыте убедиться в том, что такое голод, холод, промокшие ноги и т. д. Например, мы разрешаем ребенку выйти гулять в дождь без плаща и резиновых сапог, чтобы через десять минут он сам запросился домой переобуваться. Имеет ли этот метод право на существование?
Да, но нужно быть готовыми, что результат эксперимента может быть совершенно непредсказуем. Однажды я дал своему двухлетнему сыну попробовать мой черный кофе, уверенный в том, что горький вкус его отвадит. Все вышло иначе: ему очень понравилось, и теперь я регулярно отказываю ему в этом удовольствии напрямую. А еще есть вероятность, что ребенок, которому разрешили гулять под дождем или бегать по снегу в легких тапочках, промокнет и замерзнет быстрее, чем сообразит, что ему мокро и холодно. И тогда родителям все равно придется прервать эксперимент и занять взрослую позицию: позаботиться, принять решение, установить правило и вести переодеваться мокрого, но еще ничего не осознавшего ребенка.
❓ Ну хорошо, а если не требовать надеть куртку? Если спросить ребенка, не холодно ли ему?
Задавать вопросы — это полезная практика, но мы уже говорили: дошкольнику бывает сложно оценить, холодно ли ему, проголодался ли он. А уж выразить словами, что с ним не так, это вообще отдельная задача. Иногда ребенок просто не может ответить на вопрос — он правда не знает, проголодался ли он или, например, хочет пить. И тут вера взрослых в его способность отвечать на вопросы может все усложнить. Иногда постоянное переспрашивание становится для ребенка источником раздражения: зачем меня постоянно дергают?
Поэтому, если вы уверены, что ребенок одет слишком легко, скажите прямо, что надо надеть куртку. Здоровье и безопасность ребенка лежат в зоне вашей ответственности, поэтому иногда нам приходится быть прямолинейными и настойчивыми. Поддержите ребенка, если ему трудно сразу принять эти ограничения. Иногда детям требуется время, чтобы привыкнуть к правилам.
Александр Покрышкин
Источник