Как выбрать логопеда для ребенка 5 лет

Как выбрать логопеда для ребенка 5 лет thumbnail

14 ноября — Международный день логопеда. Как родителям понять, хорошего ли специалиста они выбрали, и на что обратить внимание? Объясняет Ольга Азова,  кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Дает прогноз или “там будет видно”

—  Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

—  Гарантий, к сожалению, нет.  Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

  • Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
  • Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
  • Есть ли дополнительные специализации.
  • Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
  • Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
  • Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
  • Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
  • Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
  • Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?

Как выбрать логопеда для ребенка 5 лет

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

—  Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

Читайте также:  Как оформить загранпаспорт на ребенка 5 лет через госуслуги

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Как выбрать логопеда для ребенка 5 лет

Фото: Pixabay

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно  самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Читайте также:  Алфавит для 5 лет ребенка

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.

Источник

Как только родители  решили, что Ваш ребенок нуждается в логопедической помощи, встает вопрос: где найти логопеда? Точнее, где найти «хорошего логопеда», который сможет помочь Вашему ребенку? В этой статье я постараюсь разрушить мифы о «плохих» и «хороших» логопедах и рассказать, как выбрать именно правильного учителя, который поможет ребенку.

Разберемся, почему нас логопедов называют «хорошими» и «тянучками».

Совет первый: поинтересуйтесь у логопеда, есть ли у него диплом и какой институт он или она закончил(а).

Большую роль в степени квалификации логопеда зависит, какой институт он(она) закончили. Не для никого не секрет, что профессию логопед можно получить на краткосрочных курсах и такой диплом ничем не будет отличаться от полученного после педагогического университета . Только вот в чем вопрос: качество образования «курсов»и университета отличается в разы!!! Оказывается, выпускники педучилищ и различных краткосрочных курсов получают дипломы с записью «логопед». На подобных курсах люди получают навыки звукопостановки, т.е. работать они могут лишь с одним диагнозом – дислалия. В логопедии существуют более серьезные речевые нарушения, которые они не смогут даже диагностировать. К  сведению родителей: «функциональную дислалию»  своему ребенку может исправить любой родитель – для этого нужно понять, как Вы сами произносите тот или иной звук, либо прочитайте в книге, как он произносится, и покажите его своему ребенку, закрепите  это в словах и стихах..

В интернете часто звучит совет родителям — интересоваться квалификацией логопеда. Время, когда можно было доверять логопедам с высоким разрядом или квалификацией, увы, прошло. Во времена СССР, для получения  разряда логопед должен был ездить на курсы повышения квалификации и сдавать по их окончании экзамен. Ныне все по- другому. Логопед для повышения разряда должен сдать кучу документов, целое портфолио о своей работе в детском саду. В самом лучшем случае логопед почти честно отчитывается о работе. Т.е. если человек, имея, допустим 11 разряд, справляется с работой, ему за это дадут 12 или даже 13 разряд. В жизни логопеда ничего не изменилось, он не узнал ничего нового, новых технологий, но разряд повышают. По сути, квалификацию повышают за стабильную посредственность и красиво оформленные документы. Из этого следует: если доверять разрядам, то только, как минимум, десятилетней давности.

Совет второй: загляните в диплом логопеда, поинтересуйтесь, какое учебное заведение выдало диплом. Самые квалифицированные логопеды – это выпускники Высших Педагогических Институтов и Университетов.

Большую роль в отношениях логопед-родитель-ребенок: является  порядочность логопеда.

Многие руководители знают, что проще из порядочного человека вырастить хорошего профессионала, чем из профессионала воспитать порядочного человека.Какое отношение имеет это к логопедам? Самое непосредственное. Мы доверяем своего ребенка человеку, подчас даже не присутствуя при их общении (например, на занятиях).

Читайте также:  Конфликты в семье и с ребенком 5 лет

Итак, чем грешат «тянучи» логопеды?  Самый распространенный случай – «логопед тянет время и деньги».

Не существует большой разницы, частный это логопед или человек, который работает в муниципальной организации, центре, школе и т.д. «Тянучке» выгодно,  чтобы время излечения ребенка проходило как можно дольше и клиенты были привязаны к нему и не надо искать других, тратить на это силы и время. Он может растягивать удовольствие получения денег до бесконечности и ваш ребенок будет доволен и Вы думать «Какая классная учительница». Как без пользы потратить 30-40 минут занятия? Можно рассказывать ребенку сказки про «веселый язычок», можно загадывать загадки, можно лепить грибочки или рисовать цветочки. Родитель никогда не догадается, что логопед тратит время впустую. Но учтите, всё то же самое можно делать, развивая речь ребенка. Когда мне родители говорят: «Мы тоже можем катать машинки, показывать кукольный театр», я отвечаю: «Хоть машинки, хоть паровозики, хоть куклы – главное, чтобы был результат, главное, чтобы заговорил. А логопед просто знает что, как и зачем делать».

Но «Тянучки»- это обычно исключение из правил и таких людей мало. Обычно мы всегда честно выполняем свою работу. Поверьте, не существует точных сроков излечения. Не в одной книге или пособии по логопедии Вы не найдете, сколько времени занимает исправление одного звука или «неправильных окончаний», или ОНР… Не найдете не потому, что кто-то скрывает эти сведения, просто точных цифр не существует. У  какого-то ребенка переход с ОНР-1 на ОНР-2 займет 3 месяца, а у другого – год. У каждого ребенка организм строго индивидуален.

Почему же люди уходят от одних логопедов и приходят к другим? У меня бывают детки, которые раньше занимались с другими логопедами. Причины «ухода» бывают разные. Но чаще всего – «мы занимаемся столько-то месяцев и все без толку». Иногда после обследования ребенка я убеждаюсь, что  предыдущий логопед все делал правильно. Но бывало, что логопед 3 месяца ставит один звук Ш, точнее артикуляционные упражнения (начиная со свистящих зачем-то). А нужно было всего лишь показать, как произносится звук Ш («Как шипит змея) и показать на компьютере анимационный мультик с ползущей змейкой. Так что мы поставили Ш и Щ за пять занятий.

Совет третий – старайтесь присутствовать на логопедических  занятиях, заглядывайте в тетрадь с домашними заданиями, дабы иметь представление о том, что происходит с вашим ребенком. Как можно больше и чаще общайтесь с логопедом после занятий.

Мнение-«наш логопед делает все неправильно» . Намеренно или в связи с отсутствием квалификации- логопед  вполне может бестолково тратить драгоценное время, занимаясь с ребенком с моторной алалией звукопостановкой или предлагая ребенку с сенсорной алалией делать логопедический массаж Новиковой. И это продолжается 2 месяца изо дня в день. Когда родитель задает вопрос, «А зачем именно вы это делаете»следует ответ, «Не мешайте мне, я готовлю ребенка к постановке звуков».  Родителям конечно невдомек, что массаж лица делается только  в случае наличия у ребенка, подтвержденного невропатологом, диагноза дизартрия (даже не стертая дизартрия, т.е. несильно выраженная, а настоящая – бульбарная, псевдобульбарная с выраженной спастикой или вялостью мышц артикуляционного аппарата). Дорогие родители! Вас обманывают! Вместо того, чтобы лечить, Вашего ребенка  просто гладят по головке за Ваши (очень большие) деньги.

Предположу Вашу реакцию – «Вам хорошо рассуждать! Вы логопед! Вы знаете, как проверить, обманывают или нет!».  Здесь тоже нет ничего сложного – ваш ребенок занимается отнюдь не с последним логопедом на этом свете! Посетите поликлинику, в каждой есть логопед, проконсультируйтесь там. Найдите любого другого логопеда, он обследует Вашего ребенка, назовет Вам диагноз, проконсультирует по поводу методики работы. Поищите информацию в интернете – в нем очень много доступной информации. Не стесняйтесь задавать вопросы вашему логопеду, не бойтесь сказать, что Вы консультировались у другого специалиста. Это в свою очередь ради «спортивного» интереса заставит его перечитать все учебники и освоить новые методики, чтобы излечение Вашего ребенка шло как можно скорее и качественнее. Наука не стоит на месте.

Итак, как найти хорошего логопеда? Какой же логопед поможет Вашему ребенку? Тот, кого Вам хвалили знакомые. Тот , кто приятен Вам как человек – ведь общаться придется не один раз. Тот, к кому вы сможете относиться как к учителю – ведь придется выполнять его задания. Тот, кто имеет необходимые знания  и необходимый опыт работы. Не пускайте на самотёк – приходите, смотрите, читайте, спрашивайте, консультируйтесь.

Уважаемые родители! Уверяю Вас —  почти все можно излечить, исправить. Это лишь вопрос времени и желания учиться и лечиться!

Желаю Вам и Вашим деткам быть здоровенькими!!!

Логопед Валерия Витальевна, Московская область

Читайте также

Логопедические упражнения со стихами

Логопеды в Нижнем Новгороде

Детские сады Нижнего Новгорода с логопедическими группами

Источник