Как выбрать клуб развития для ребенка
Как выбрать детский развивающий центр?
3 July, 2013
Про детские развивающие центры, детские клубы, центры раннего развития и другие дошкольные образовательные учреждения я могу говорить долго, поскольку смотрю на них с 3-х точек зрения:
- Как мама, которая посещает детский клуб со своими детьми (хотя сейчас туда чаще ходит с детьми наш папа);
- Как преподаватель творчества, посещающий семинары и тренинги по работе в детских центрах;
- Как дочка владельца детского клуба, которая знает большинство проблем изнутри.
Думаю, такая позиция позволит мне дать взвешенные и обоснованные рекомендации по выбору развивающего центра для Вашего малыша.
Попробуем разделить параметры выбора на 2 категории: самые важные и желательные.
Объясню почему. Все условия, которые должны быть в идеале, конечно, достижимы. НО в постсоветских странах понятие “раннее развитие” довольно молодо. В связи с этим фактом возникает ряд проблем:
1. Денежная составляющая. Бизнес, связанный с детским образованием, слабо прибыльный. Начинают его чаще всего на чистой инициативе. Как говорил доктор Комаровский: “Это в основном женщины, которые выпросили у своего мужа деньги, которые он мог бы потратить на другой серьезный и прибыльный бизнес” (цитата не дословная, взята из передачи об аутизме). Когда проходит время, детский клуб общими усилиями владельца и коллектива (а также благодаря постоянным денежным вложениям) встает на ноги, только тогда можно говорить о серьезных масштабах деятельности. Никаких дотаций и льгот от государства такие заведения, конечно, не получают. Так как многие центры развития работают не более 5 лет, что и говорить о серьезных масштабах.
2. Лицензия. Чтобы получить разрешительные документы, педагогический состав должен быть в сборе. А это возможно только в случае, если они уже работают и их труд оплачивается. Поэтому многие центры развития находятся на стадии сбора документов и подготовки к длительному процессу лицензирования.
3. Дипломы педагогов в сфере дошкольного образования. Любой детский клуб постоянно ищет хороших сотрудников, поскольку ВУЗов, выпускающих готовые квалифицированные кадры, мало. Педагогов, которые обучались за границей, ещё меньше. Курсы подготовки специалистов платные. Поэтому клубы ищут умных, образованных, интеллигентных людей, проверяют их знания, зачастую отправляют на дополнительные курсы, а уже потом разрешают работать с детьми. Это я к тому, чтобы при выборе клуба Вы не смущались отсутствия у педагога диплома по прямой специальности. Зачастую в клубах работают: психологи, учителя младших классов, художники, музыканты, филологи. О педагогах расскажу чуть ниже.
4. Методики. Это вообще интересная тема. Когда читаешь зарубежные ресурсы о Монтессори-центрах, замечаешь совсем иной подход. Да, там те же низкие полки, зонирование пространства, разнообразные игры и пособия, чтобы дети могли самостоятельно выбирать вид деятельности. Но там нет тех очень дорогостоящих предметов, которыми обязан быть увешен и обставлен отечественный Монтессори-центр. Иначе местное Монтессори-сообщество назовет твое заведение несерьезным суррогатом. А ведь Монтессори-центр – это скорее педагоги и свобода выбора, чем точные размеры помещения и дорогие пособия. Подготовка педагогов здесь тоже стоит внушительных денег. Хотя мне кажется, что было бы неплохо, чтобы квалифицированных Монтессори-педагогов было в разы больше. Кроме методик М. Монтессори и Н. Зайцева, остальные сложно полностью воплотить в групповых занятиях, которые проходят 2-3 раза в неделю. Поэтому методики Домана, Никитиных и другие зачастую применяются на занятиях лишь частично. Не смущайтесь, а лучше посоветуйтесь со своим педагогом и примените понравившуюся методику для регулярных занятий дома.
Я все это написала к тому, чтобы Вы понимали, что не всё в деле раннего развития зависит только от простого желания создателей и коллективов детских центров. А также к тому, чтобы ярлыки “лицензия”, “диплом”, “методика” не были для Вас решающим фактором выбора заведения, в котором будет заниматься Ваш малыш.
Что обязательно должно быть в хорошем центре развития?
- Обученные и опытные педагоги. Они являются ключевыми фигурами детских центров. Именно от них в большинстве случаев зависит, будет ли ребенку интересно, научится ли он чему-нибудь. Урок, проведенный педагогом, должен Вам понравиться. Даже в сложные моменты непослушания хороший педагог найдет выход из положения. И если у Вас возникнут вопросы или проблемы в процессе обучения, он сможет дать дельный совет.
- Программы. Любые занятия в детских клубах должны быть запланированы, а не возникать спонтанно. Вы должны знать, в каком порядке идут темы уроков, по какому принципу построен каждый отдельный урок. Если в центре развития нет планирования, это значит, что обучение здесь зависит от настроения педагога, его собранности и изобретательности – сегодня хорошо, а завтра плохо.
- Материалы для занятий. Чем разнообразнее игрушки и другие учебные пособия, тем лучше. Невозможно проводить качественные уроки регулярно на одних и тех же игрушках. Они могут повторяться, но не из занятие в занятие. Ребенку интересно узнавать что-то новое. Какой смысл водить ребенка в заведение, которое не может позволить себе качественные материалы для работы? Кстати, печатные пособия тоже могут использоваться в занятиях, но они тоже должны меняться под каждую тему. У совсем маленьких деток на уроке может быть несколько крупных картинок. У деток лет 5-ти, их может быть намного больше, но они должны быть интересными.
- Ответственный администратор. Он не проводит занятий и, возможно, Вам все-равно, какая у него внешность и голос. Но от него зависит, узнаете ли Вы все самое интересное из жизни клуба: праздники, новые курсы, перемены в расписании, акции и т.д.
- Чистота. Если в развивающем центре грязно, это свидетельствует о безразличии коллектива. Что можно говорить о других аспектах деятельности клуба?
- Ремонт. Он должен быть аккуратным. Очень хорошо, если, он будет ярким и детским. Вашему малышу будет приятно посещать красивое помещение. Вспомните себя в детстве, когда Вы приходили куда-нибудь, где были яркие стены и красивые рисунки.
- Активность коллектива. Осмотритесь, видите ли Вы, что здесь жизнь бьёт ключом: новые праздники, сезонная смена декора, новые курсы, программы, какие-нибудь семинары, поездки. Монотонное заведение зачастую варится в собственном соку. Вам скоро станет скучно и надоест сюда приходить.
Если перечисленные условия есть, то с большой вероятностью это хороший детский развивающий центр.
Есть ещё вещи, на которые Вы можете обратить внимание. Назову их желательными условиями:
- Большое помещение. Когда в группе занимается 6 мам и 6 детей, в маленькой комнате может стать душно. Соответственно, чем больше помещение, тем удобнее Вам будет.
- Раздевалки. Лучше тоже просторные. Когда приходит одновременно несколько групп, а мест для сидения нет, то Вам будет, как минимум, не комфортно.
- Возраст клуба. Лучше если он будет хотя бы старше года. У начинающих клубов много проблем: от педагогов и администратора до программ и пособий. Если, конечно, молодой клуб не является филиалом давно существующего.
Ещё пару слов о стоимости услуг:
- Совсем дешевыми они быть не должны, поскольку труд квалифицированных педагогов оплачивается достойно. Плюс регулярная закупка новых качественных пособий и материалов для работы тоже стоит денег. Экономя на клубе, как правило, Вы экономите именно на этих двух аспектах.
- Посещать или не посещать очень дорогие центры развития, Вы должны решить самостоятельно, взвешивая все плюсы и минусы этого заведения, отличие его от других, соответствие цены и качества, престиж и другие показатели.
- Развивающие центры со средней стоимостью услуг чаще всего бывают просто качественными, особенно если они отвечают вышеперечисленным параметрам.
Получилась длинная статья, в которой я постаралась учесть все важные моменты. Их много, но ведь детский клуб – место, где Ваш малыш будет расти и развиваться. Его выбору стоит уделить особое внимание.
Если у Вас возникли вопросы, пишите, я с удовольствием отвечу.
Источник
Многие светилы педагогической мысли настаивают на замене понятий «раннее» развитие на «своевременное». Иэто, конечно, не лишено смысла. Знакомиться с прекрасным никогда не рано, как и никогда не поздно. Однако настоящее искусство — сделать это вовремя, дать ребенку то, что ему в данный момент необходимо, т.е. по сути, все, но сделать это грамотно, дозированно, последовательно, интересно и увлекательно. Справиться с этим может каждая заинтересованная мама, имея в запасе немного свободного времени, воображения, смекалки, знаний и, конечно, желания. Но часто у одних мам попросту не хватает сил и опыта, у других времени в связи с заботами со старшими ребятишками. Тогда на подмогу приходят центры и клубы раннего развития, основной задачей которых является направить, объяснить, показать, предоставить наглядный пример и дать толчок к развитию как деток, так, кстати, и их мам.
Масштабность клуба
Крупные
Крупные центры зачастую имеют разветвленную сеть филиалов, обладают обширными площадями, большим набором пособий, дидактических материалов и игрушек. Они наработали себе имя, что дало им возможность расшириться, и что есть несомненным плюсом. Однако часто такие заведения работают по системе франшизы, что дает им право только носить имя и использовать проверенную методику. Однако человеческий фактор здесь остается непрогнозируемым. Легко можно попасть на нерадивого педагога, даже несмотря на высокую стоимость занятий.
Мелкие
Существуют почти всегда в единственном экземпляре, часто просто занимают несколько комнат в квартире на первом этаже. Тут вы не найдете просторных, светлых фойе или отдельных раздевалок. Все очень скромно, что сказывается, конечно, и на стоимости предоставляемых услуг. Однако такие заведения очень активно борются за каждого клиента, что положительным образом сказывается на их работе. Бюджеты у таких клубов раннего развития небольшие, поэтому, зачастую очень многое делается своими руками, мастерится, творится, на что вы должны обратить отдельное внимание. Если так, то это большой плюс центру и преподавателю.
Преподаватель
По сути, неважно какой клуб вы выберете, крупный или мелкий, популярный или малоизвестный, зарекомендовавший себя или абсолютно новый, главный ваш акцент направлен на педагога-воспитателя. Именно с ним, а не с клубом, работать вам и вашему чаду. Хорошо бы поинтересоваться его образованием, еще лучше, если все регалии можно найти в свободном доступе, например, на стене в холле. Добрый знак, если кроме специального образования, преподавательский состав время от времени проходит курсы, тренинги, специфические мастер-классы. Ведь обучение детей требует и непрерывного самообучения. Но никогда не делайте выводы сразу. Посетите урок, а лучше несколько, не приобретая абонемента. После пары занятий будет понятно, насколько преподаватель готовится к своим занятиям, насколько может собрать и увлечь детей (единоразовое посещение всей полноты картины не даст).
Месторасположение
Но какой бы ни был хваленый клуб или опытный педагог, если центр раннего развития находится дальше, чем в получасе езды от вашего дома, большого смысла в таких занятиях не будет. Сборы будут съедать у вас больше времени, чем сам обучающий процесс, а ребенок да и вы сами еще перед началом занятия уже будете на взводе. Особенно это касается годовалых или полуторагодовалых крошек. Весь процесс от начала и до финального аккорда должен приносить только удовольствие. Это главное условие, на которое вы должны ориентироваться.
Возраст ребенка
Существуют клубы, хотя их и меньшинство, которые предлагают свои услуги мамам и их малышам, начиная уже с 6-месячного возраста. Есть ли в этом большой смысл — спорный вопрос. Для мам, страдающих от некоторой социальной изоляции, несомненно есть. Для детей же в данный период внимание, находчивость и участие мамы во сто крат важней общения со сверстниками. Учитывайте также особенности возраста и маниакальное желание ребенка все попробовать на вкус, в том числе и игрушки, находящиеся в центре, при чем на пару со своими новыми друзьями. Начинать посещение клубов раннего развития рекомендуется с возраста 1-1.2.
Стоимость
Зачастую в центрах раннего развития возможны оплата за каждое посещение, а также приобретение абонемента, который обычно обходится несколько дешевле. При покупке абонемента сразу поинтересуйтесь, будет ли пересчет в случае болезни ребенка. В клубах с правильной политикой это обычная практика при предоставлении справки. Первое занятие не обязано быть бесплатным, но хорошо, если оно будет идти с некоторой скидкой.
Количество детей в группе
Независимо от размеров центра, а также площадей, отведенных для занятий, детей в группе при наличии только одного преподавателя не должно быть больше 6. Это оптимальное количество, чтобы педагог мог без труда уделить внимание каждому воспитаннику. Иногда занятие могут проводить сразу 2 воспитателя, тогда деток может быть на пару человек больше, с учетом, конечно, свободного пространства.
Организация занятия
Занятие, как для годовалых малышей, так и для деток постарше, должно проходить с учетом обязательной и частой смены видов деятельности. Моменты спокойных занятий должны чередоваться с физкультминутками, логоритмикой, танцами, ролевыми играми и т.д. Если преподаватель дает более 2-х заданий, предполагающих нахождение на одном месте и требующих сосредоточения — то это повод задуматься на счет его квалификации. Некоторые клубы раннего развития практикуют уроки в виде нескольких (чаще 3-х) получасовых модуля (либо 15-30-30) в одном занятии: это общеразвивающее занятие, зона Монтессори(тоддлер-класс) и физическая подготовка. Обычно такая структура урока отлично воспринимается детьми.
Предоставляемые услуги
Если это крупный центр или же сеть, то скорее всего там вы найдете все, чему сами в свое время мечтали, но так и не успели научиться: начиная с азов гончарного и столярного дела, заканчивая шахматами и песочной анимацией. Раннее развитие, подготовка к школе и иностранные языки считаются само собой разумеющимися приложениями. Мелкие клубы делают больший акцент как раз таки на раннее развитие и школьную подготовку без каких-либо излишеств, в виду стеснения в средствах и свободном пространстве. Такие клубы могут предложить очень узкий ряд каких-либо кружков, но среди них попадаются очень даже занятные и редкие, вроде пластилиновой анимации или флористики.
Специфика
Большинство клубов раннего развития не имеют какой-то определенной направленности, используя в своем арсенале множество методик, чередуя их на занятии. Однако существует ряд специфичных центров, придерживающихся строго выбранного метода, что несомненно отражается на дидактических пособиях, материалах, на самом проведении уроков и их стоимости.
Система Монтессори
Главный принцип данного метода — свобода ребенка в рамках дисциплины в специально подготовленной для этого среде. Учитель воспринимается как ее часть, не помогает малышу, а лишь мягко направляет, развивая тем самым самостоятельность и независимость ребенка. В таких центрах масса дидактического материала по системе Марии Монтессори: рамки-вкладыши, подвижный алфавит, буквы и цифры-шершавчики, всевозможные сортеры, шнуровки и т.д. Малыш сам выбирает материал и время работы с ним. Однако если родитель не придерживается принципов воспитания по этой системе дома, смысла посещения именно таких занятий в надежде на 100-процентный результат нет.
Вальдорфская педагогика
Максимально отличается от традиционной. Сама по себе отвергает раннее обучение, предлагая ребенку добывать знания исключительно опытным путем. В таких центрах главный акцент делается на использование природных натуральных материалов (камень, дерево), обязательных занятиях музыкой и эвритмией (художественное музыкальное движение), изучение сразу нескольких иностранных языков. Предполагает соответствующую подготовку ребенка к поступлению в вольдорфский детский сад.
Ряд клубов не позиционируют себя приверженцами какой-то определенной системы, однако активно используют на своих занятиях принципы той или иной методики, считая это своей «фишкой». Например, физическая подготовка и элемент игры в занятиях по Никитиным, обучение чтению по кубикам Зайцева, раннее рисование по Гмошинской, логоритмика Железновых. Использование этих элементов на занятиях несомненно несет положительный эффект, однако это обычная практика клубов раннего развития, и она никак не должна отображаться на стоимости уроков.
Роль родителей
Зачастую посещение клубов раннего развития предполагает нахождение на занятии одного из родителей. Однако если с детками от 1 до 2 лет — это обязательное условие, так как такое положение является максимально комфортным, как для малыша в таком возрасте, так и для родителя и педагога. То с ребятами постарше возможны варианты. Некоторые клубы предлагают родителям удалиться и оставить таких ребят наедине с преподавателем. У мам появляется свободный час, у ребенка — шанс поучиться самостоятельным отношениям в коллективе. В клубах, где занятия проводятся по системе Монтессори, отсутствие на уроках родителей является строгим правилом, при чем без возрастных ограничений. Но все же, если это возможно, первые несколько занятий лучше быть рядом со своим малышом для его и своего собственного спокойствия, пусть даже просто наблюдая со стороны, не вмешиваясь в процесс.
Цель и результат
Но каким бы приятным ни был процесс, все же мы все нацелены на результат. И результатов зачастую ждем незамедлительных. Ведь мы же деньги, как ни как, заплатили, подать теперь нам умного и воспитанного ребенка. Конечно, это не так. Никакой клуб не превратит в раз вашего сорвиголову в пай-мальчика, а заброшенного родителями невежду в интеллектуала, но он даст вам правильную направленность, толчок к действию, набор средств, решений и правил, которые, конечно, не могут быть полностью реализованы в часовом занятии, но при их использовании и соблюдении за стенами центра, дадут неизменно положительный результат.
Желаем удачного выбора!
Автор: Кристина Никулина
Источник