Как воспитывать ребенка с проблемами развития

Как воспитывать ребенка с проблемами развития thumbnail

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Содержание [Скрыть]

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка одесса

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка в доу

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

Источник

Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развития

Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развитияФото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Трудно ли жить с приемными детьми и делить с ними свой кров, еду, свои предметы быта? Трудно ли днем и ночью заботиться о них, постоянно общаться с ними и решать их проблемы? Это лишь часть вопросов, которые потенциальные приемные родители задают себе, решившись на такие перемены в своей жизни. Еще больше вопросов возникает позже, когда приемные дети уже находятся в новой семье. Когда-то эти вопросы задавала себе и учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина, ныне приемная мама четверых детей с особенностями развития.

КАК ВОСПИТАННИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ

Почти шесть лет в ее доме живут трое детей с особенностями в развитии, а один из ребят уже стал выпускником ее приемной семьи. Татьяну трудно назвать неподготовленным человеком, по образованию она дефектолог и более 40 лет работает с детьми с ментальными нарушениями. Сын Татьяны частенько бывал у нее на работе, и для него нет детей с особенностями — есть просто дети.

С первого по седьмой класс Татьяна была учителем у двоих своих приемных детей в ЦССВ: она учила их не только читать, писать, считать, но и самым элементарным бытовым вещам, которым учит своего ребенка мама. Экскурсии, поездки, приготовление вкусностей для именинного стола, круглосуточное житье-бытье в лагере отдыха, совместные покупки и так далее.

«Для меня работа с детьми с особенностями развития — не просто работа, это огромный период жизни вместе с ними. Поэтому мои ответы на поставленные выше вопросы будут, наверное, нетипичны. Когда ты отработал четыре десятилетия в учреждении для детей-сирот, для тебя уже не бывает чужих детей, понятие „свой — чужой“ размывается. В моем понимании забота о детях и есть проявление любви к ним. Это забота о красивой и удобной одежде, вкусной и здоровой еде для них, о досуге, о душевном покое, беспокойство об их будущем. За шесть лет жизни под одной крышей с моими ребятами я не узнала ничего принципиально нового о них. Но все мои, скажем, академические знания и практические умения приобрели более яркие краски, обросли множеством грустных и забавных примеров», — считает Татьяна Шоркина.

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ — КАКИЕ ОНИ?

«Это необыкновенно доброжелательные дети: любого человека они встречают улыбкой, готовностью подружиться, поделиться всем, что есть. Их трудолюбие, исполнительность и старательность абсолютны. Нелегко бывает научить их чему-либо. Но если они научились, это станет для них любимым занятием. Это может быть и плетение браслетов, и мытье посуды, и чистка от сорняков дорожки на даче. Мне иногда кажется, что ощущение лени для них незнакомо, во всяком случае, они успешно с этим борются», — делится Татьяна.

Читайте также:  Методики развития ребенка в доу

Проработав с детьми с ментальными нарушениями несколько десятилетий, Татьяна не представляет, чтобы ее дети строили козни, пыхтели злобой по отношению к какому-либо человеку, даже если этот человек нанес им обиду, сделал больно. Беззлобность, незлопамятность — одна из главных их черт. «Они умеют искренне радоваться любому подарку, дорожить любым проявлением заботы о них», — рассказывает приемная мама.

Когда Татьяна взяла приемных детей, ее отношения с ними постепенно менялись.

«Мой сын выбрал самую естественную для него модель поведения — старшего брата. Мне же было нелегко убрать дистанцию между нами, которая была обязательна на работе, но мешает дома. Мне иногда бывает нелегко „выключить учительницу“, а детям перестать видеть во мне только педагога. На пути друг к другу мы с детьми обошли много острых углов. Успех зависел от желания и усилий обеих сторон», — вспоминает Татьяна.

ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

  • Гипертрофированная доброжелательность — обратная сторона общительности
    «Любой человек, проявивший к моим детям внимание, благосклонность, становится для них родным. Они узнают его всегда и везде, бросаются к нему навстречу, терзают бесконечными расспросами», — сетует приемная мама. Дети с ментальными нарушениями очень легко вступают в разговор с незнакомыми людьми, сразу забывая о какой-либо опасности. Конечно, необходимо разъяснять нормы поведения. По факту рассказывать о недопустимости проявлений навязчивости к малознакомым и даже к хорошо знакомым людям. Проигрывать ситуации, когда с ребенком может заговорить чужой человек, отрабатывать варианты ответов и модели поведения.

  • Недостаточная информированность о внешнем мире, несформированность коммуникативных навыков и моделей поведения в социуме — в магазине, транспорте, на прогулочной площадке, в других общественных местах.

    Татьяна рекомендует пошагово отрабатывать модели поведения, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Например, давать возможность самостоятельно купить, спросить, отнести, посмотреть, сказать и т. д.), но незаметно наблюдать за действиями ребенка. «Как я уже упоминала, мои дети имеют разные интеллектуальные и физические возможности. Для некоторых огромное достижение самостоятельно выйти на улицу и зайти обратно домой, то есть вызвать лифт и нажать на нужные кнопки домофона. Справившись с этой задачей, ребенок может самостоятельно отнести мусор, погулять на игровой площадке. Но также есть дети, которых я должна подготовить к самостоятельной жизни. И это долгий путь. Первые месяцы я или сын гуляли вместе с ними около дома и по округе, но постепенно стали оставлять их одних, незаметно наблюдая со стороны», — вспоминает Татьяна. Но это в прошлом. Сейчас ее ребята прекрасно ориентируются в округе, самостоятельно добираются до колледжа, посещают музеи, кинотеатры и так далее.

  • Дети с особенностями очень зависимы в быту.
    «Несмотря на их трудолюбие и неистребимое желание что-то сделать, помочь, они постоянно забывают последовательность действий, не понимают, что возможны варианты решения бытовых проблем. Здесь требуется время и ваше большое терпение. Давайте детям небольшие задания, помогайте при их выполнении, постепенно уменьшая размер помощи. Очень трудно идет процесс освоения разумного использования бытовой химии. Но, даже научив ребенка чистить, мыть, стирать, складывать, сыпать и лить в воду то что надо и сколько надо, время от времени проверяйте процесс и результат. Надо сказать, что со временем такие проверки становятся ситуативными», — советует Татьяна Шоркина.

  • Неумение дать адекватную оценку своему поступку.«Абстрактно ребенок понимает, что лгать, красть, ругаться — это плохо. Но меняется ситуация, настроение ребенка, и табу отходит на второй план, потому что „очень хочется“, потому что так получилось. Поэтому со стороны взрослых необходим контроль, помощь и разъяснение», — отмечает приемная мама.

    Чтобы помочь детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, в семье Татьяны ведут своеобразные дневники «Мои успехи и ошибки». В них ребята фиксируют свои школьные пятерки, добрые бытовые дела, спортивные достижения. В графе для ошибок мальчишки записывают не только свои проступки, но и как их исправляли. Каждый месяц вместе с мамой они подводят итог: подсчитывают пятерки, хорошие поступки. Победитель награждается аплодисментами и сладким подарком. Дневник помогает им подтянуться в учебе, критично относиться к своим поступкам, осознать свои и чужие ошибки.

  • Неумение организовать игру, досуг.«Во-первых, предоставьте детям ассортимент — книги, игры и игрушки, гаджеты, краски, альбомы и так далее. Во-вторых, помогите им выбрать занятие или направьте их выбор в нужное русло: „интересная сказка“, „замечательный журнал“, „узнаешь много нового о животных“. Примите активное или пассивное участие в досуге, проконтролируйте проведение досуга, если он самостоятелен. Неустанно регламентируйте просмотр TV, манипуляции с гаджетами. Что касается прогулок — если ребенок может гулять один, прогулка должна быть в определенном или разрешенном месте. Это должно контролироваться, и любую вольность необходимо строго пресекать, так как, даже отойдя недалеко, ребенок может не найти обратную дорогу», — советует приемным родителям Татьяна.

Источник