Как воспитывать ребенка без криков в 5 лет

Как воспитывать ребенка без криков в 5 лет thumbnail

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия. Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия. И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх. Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин. Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

Почему ребенок не слышит спокойного тона?

Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.

  1. Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
  2. Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
  3. Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».

Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.
Читайте также:  Глазные капли для ребенка 5 лет покраснение

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

  1. Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
  2. Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
  3. Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
  4. Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
  5. Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
  6. Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
  7. Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
  8. Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
  9. Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
  10. Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
  11. Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
  12. Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
  13. Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.
Читайте также:  Развивающие задания ребенок в 5 лет

Мой ребенок понимает только крик? Воспитание детей без криков. Разговор с психологом.

Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.

Статья обновлена: 13.05.2020

Источник

Устанавливаем правила и придерживаемся их

Фото: Unsplash

Мы воспитываем детей с оглядкой на собственное детство. Часто это бессознательное повторение фраз и действий, которые мы слышали ещё от мам и пап и которые не всегда нам нравились. Побои дома считаются самым бесполезным и унизительным поступком со стороны взрослых. А как насчет крика?

Недавние исследования психологов утверждают, что крик сродни физическому насилию. Автор книги «Не кричите на детей» Даниэле Новара предлагает запомнить пять правил, которые помогут воспитать детей, не срываясь на крик:

1. Последовательность

Как только дети заметят несогласие между родителями, они попытаются надавить и добиться своего от родителя, который проигрывает. Поэтому очень важно устанавливать правила вместе и соблюдать их. Дети — отличные манипуляторы: раз заметив в вас нерешительность и способность прогнуться, они запомнят это и будут пытаться продавить вновь и вновь.

Например, если вы вместе установили правило о том, что сладкое можно есть только после сытного обеда, а через несколько дней один из родителей тайком подсовывает ребенку кусочек шоколада со словами «Только не говори маме/папе!», ваша репутация в глазах ребенка становится изрядно подмочена.

2. Четкость

Установленное вами правило должно быть доступным для понимания. Если вы формулируете какое-то правило для детей, оно должно быть предельно понятно и не вызывать дополнительных вопросов.

Например, «Не делай много помарок в домашней работе!». А «много» — это сколько? Или «Опять ты опаздываешь! А ну скорее одевайся!». Гораздо лучше сказать «Поторапливайся, осталось совсем мало времени!» вместо того, чтобы в очередной раз акцентировать внимание на способность ребенка копошиться перед выходом из дома и тем самым принижать его.

Иллюстрация из книги «Не кричите на детей»

3. Реалистичность и адекватность

Под реалистичностью надо понимать то, что ребенок должен быть в состоянии применить правило на практике, под адекватностью — что правило должно соответствовать возрасту ребенка.

Для каждого возраста — свои правила.

Например, идти с маленьким ребенком в гости, где есть много веселых развлечений, одев его в «парадную» одежду, и требовать её не пачкать — нереалистично. Делать миллион замечаний и портить вечер себе и ребёнку — ещё хуже. Требования и ожидания их выполнения должны быть адекватны, реалистичны и подходить по возрасту.

4. Выполнимость

Правила должны быть не только понятны, они должны быть выполнимы. Отправляя ребенка гулять с друзьями в 15.00 в парк, который находится в 20 минутах ходьбы от дома, нельзя требовать его возвращения к 16.00. Даже если ребенок вернётся к этому времени, он будет высмеян друзьями и зол на вас.

Избегайте фраз: «Играй, но только не испачкайся», «Льет как из ведра, смотри не промочи ноги», «Бегай, но не вспотей!», «Смотрите не ссорьтесь!» Они бессмысленны и вредоносны.

5. Разумность

Правила для детей не должны писаться «на коленке». Запрещать детям подходить к окну, только потому что вы вчера вечером видели в фильме, как какой-то ребенок не удержался на подоконнике и выпал с седьмого этажа, — неразумно. Лучше объясните правила поведения у открытого окна, не разрешайте садиться на подоконник и находитесь с ребенком в одной комнате.

Всегда задавайте себе вопрос: «Полезно ли для развития моего ребенка то правило, которое я хочу установить? На чьих потребностях оно основано — на моих или на его?»

Устанавливая правила воспитания своих детей, не забывайте о главном: они любят вас и ждут поддержки. Непониманию и осуждению они будут подвергаться в течение жизни ни раз. Так не омрачайте их счастливое детство!

Больше советов и лайфхаков в книге «Не кричите на детей: Как разрешать конфликты с детьми и сделать так, чтобы они вас слушали».

Источник

Многих конфликтных ситуаций с детьми можно избежать, если просто с ними поиграть.

Часто бывает, что мы сталкиваемся с ситуациями, когда в определенные моменты нужно достичь от ребёнка определенных действий. Чтобы он сделал какое-то действие, выполнил просьбу или перестал баловаться и мешать. А ребенок как будто бы нас не слышит, кажется самым непослушным и медленным на всем белом свете. Ситуация усугубляется и часто заканчивается криками и слезами. Поделюсь с вами некоторыми советами, как достигать нужного от ребёнка без крика, угроз ,слёз и испорченного у обоих настроения. 

Способ 1. Соревнование «Кто быстрее». Дети очень это любят. Например, вы собираетесь выходить из дома, спешите, нет времени, а ваш ребенок медленно надевает ботинки, отвлекается на игрушки и вообще никуда не спешит и вас не слышит. Скажите ему волшебные слова «давай, кто быстрее оденется и выйдет на улицу!» Поверьте, ребенок начнет с вами соревноваться, а вы ему подыгрывайте! А если у вас их двое, так вам повезло вдвойне «Кто быстрее» можно использовать до лет 7 спокойно. Они с радостью будут между собой соревноваться «кто быстрее поест, кто быстрее оденется, кто быстрее сядет в машину, или кто быстрее соберет рюкзак»!

Дети любят соревноваться! Используйте это!

Читайте также:  Какой диаметр колес выбрать для ребенка 5 лет

Способ 2. Игра «Замри». Вспомните, как плохо действуют фразы « Не бегай!», «Не носись»! А ребенок сломя голову бежит и вас не слышит. Или вам нужно его одеть или чем-то намазать (кремом от солнца) или вытереть грязь, а он крутится и вертится. Предложите ему игру, когда вы говорите слово «ЗАМРИ!» он замирает и можно только дышать и моргать, если задвигался, то он проиграл! Поиграйте в это пару раз дома. Он научится замирать и когда вам нужно будет обездвижить ребенка, то говорите «Замри!». Беспроигрышный вариант, проверено на сотнях детей!

В игре «Замри!» можно использовать супер-геройские элементы. Например, «ты заморожен пушкой Мистера Фриза!» или «Ты сейчас Мистер Фриз!»

Способ 3. Игра «Волшебный клей». Если вам нужно, чтобы ваш ребенок усидел на месте, да еще и молчал игра «Волшебный клей» — отличный способ этого добиться. Скажите, что у вас есть волшебный невидимый клей — вы его открываете и приклеиваете ребенка . Главное, что нужно от вас — это сыграть невидимый тюбик, правдоподобно приклеить и заклеить ротик ребенка и после отыграть то, что ребенка вы приклеили и не можете сдвинуть с места. Радости и хохота будет много. На дошкольниках эта игра работает отлично.

Можно сказать ребенку, что его привязал Человек-паук своей паутиной.

Способ 4. Считаем до 10! Все гениальное — просто! Например, вам нужно ускорить ребёнка, который медленно собирается или идёт! Радостно и задорно скажите: « Я считаю до 10, закрываю глаза и ты, например, складываешь свои карандаши!» и начинаете это делать! Ребёнок в миг подключится к вашей игре и с радостью уберет и сделает то , что вам надо! Тут главное, как преподнести! Не нужно нудно требовать, бурчать и, не дай Бог, угрожать ребенку наказанием или еще каким то анти-гуманным и древним методом воспитания и злобно говорить «считаю до 10»! Я противник старых прабабушкинских способов. Играйте во всё и самые скучные и, на первый взгляд, нудные дела ребёнок сможет делать с радостью, весельем и азартом. А плюсов много: вы не нервничаете и достигаете поставленных целей. Ребёнок в игре себя чувствует как рыба в воде!

Осталось 10 секунд! Вспомните фильмы и мультики с бомбами. Можно превратить рутинные действия в игры «нужно успеть»!

Способ 5. Дайте выплеск энергии ребёнка! Мне очень хорошо запомнилась фраза моего педагога по психологии: « Дети тоже люди, и они устают». Когда вам нужно, чтобы дети сели и вас послушали, сделали какое-то дело,а они носятся и готовы своей мощью сбить всех на пути, дайте им выплеснуть свою энергию, потанцевать или поиграть в догонялки. 5 минут не устали, значит 10 минут, 10 нет — значит 15 и тут уже можно приниматься за спокойные дела. Энергия гармонизировалась и психологическая разрядка произошла. Природа ребёнка-дошкольника такова, что её покорить себе невозможно, нужно просто договариваться с ребенком через игру.

Дайте ребенку выплеснуть энергию, даже если ее бесконечное количество!

Способ 6. Смена интонации. Мы говорим громко, а дети всё громче шумят и хохочут. Что сделать, чтобы привлечь их внимание? Говорите: «Я сейчас буду говорить тихо, меня услышит самый внимательный» и начинаете тихо говорить или даже просто артикулируете губами без звука. Ребенка вмиг это заинтересует и привлечет. Дети станут тише и начнут заинтересованно прислушиваться к вам.

«Я сейчас буду говорить очень тихо»

Способ 7. Переключение внимания. Если дети заигрались в игру или балуются, и вам нужно, чтобы они собрали внимание и требуется переключить (отвлечь) их, этот способ отлично сработает. Например, их что-то рассмешило и они не могут успокоится, а вам нужно их успокоить. Поверьте, кричать громче детей страшным голосом — бесполезно. Хотя, такие методы очень популярны в наших среднеобразовательных школах. Вам нужно сказать: «Послушайте, что за звук на улице» и они постепенно друг за другом начнут прислушиваться к звуку на улице, даже если там ничего не шумит. Можно добавить игру, кто больше услышит звуков в тишине. Помолчать, послушать, а потом вместе посчитать звуки.

Дети очень легко переключают внимание с объекта на объект и это можно использовать.

Используйте семь способов управлять детьми и у вашего ребенка никогда не будет детских травм и негативных воспоминаний, как мама орала на него в магазине за развязанные шнурки. Используйте семь способов управлять детьми и у вас будет репутация настоящего Конфуция и мудреца у своего ребенка!  

Вы и ваши дети после использования 7 способов управлять детьми.

Источник