Как воспитывать ребенка без крика и наказаний 2 года

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия. Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия. И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.
Кнут или пряник?
Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.
Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх. Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин. Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.
Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.
Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.
Почему ребенок не слышит спокойного тона?
Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.
- Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
- Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
- Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».
Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».
Причины родительского крика и эмоции ребенка
Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.
Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.
Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.
Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.
- Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
- Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
- Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
- Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
- Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.
Когда наказывать и кричать нельзя категорически
Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:
- кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
- кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
- кризис 7-го года жизни;
- подростковый кризис.
Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:
- во время болезни;
- в момент приема пищи;
- если ребенок увлеченно играет;
- перед сном и в период пробуждения;
- если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
- если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.
Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.
Воспитание без наказаний и криков возможно
Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.
- Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
- Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
- Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
- Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
- Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
- Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
- Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
- Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
- Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
- Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
- Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
- Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
- Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.
Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.
Как наказывать правильно
И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.
- Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
- Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
- Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
- Исключение физического воздействия.
- Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
- Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
- Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.
Мой ребенок понимает только крик? Воспитание детей без криков. Разговор с психологом.
Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.
Статья обновлена: 13.05.2020
Источник
Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.
Как работает наказание?
Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.
Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!
Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.
Что же такое наказание?
Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!
Наказывать ли ребенка за непослушание? Возможно ли обойтись без наказаний?
Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.
Основные принципы воспитания детей без наказаний
- Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
- Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
- Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
- Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
- Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
- Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
- Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
- Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
- Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
- Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
- Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
- Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.
Читайте также: Как воспитывать ребенка-манипулятора — советы для родителей.
Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.
То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.
Читайте также: Что делать родителям во время ссоры детей — как вести себя правильно?
Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?
- Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
- Допускать естественные последствия – истинные наказания.
- Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
- Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
- А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
- Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
- Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.
Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.
Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.
А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!
Источник
Многих конфликтных ситуаций с детьми можно избежать, если просто с ними поиграть.
Часто бывает, что мы сталкиваемся с ситуациями, когда в определенные моменты нужно достичь от ребёнка определенных действий. Чтобы он сделал какое-то действие, выполнил просьбу или перестал баловаться и мешать. А ребенок как будто бы нас не слышит, кажется самым непослушным и медленным на всем белом свете. Ситуация усугубляется и часто заканчивается криками и слезами. Поделюсь с вами некоторыми советами, как достигать нужного от ребёнка без крика, угроз ,слёз и испорченного у обоих настроения.
Способ 1. Соревнование «Кто быстрее». Дети очень это любят. Например, вы собираетесь выходить из дома, спешите, нет времени, а ваш ребенок медленно надевает ботинки, отвлекается на игрушки и вообще никуда не спешит и вас не слышит. Скажите ему волшебные слова «давай, кто быстрее оденется и выйдет на улицу!» Поверьте, ребенок начнет с вами соревноваться, а вы ему подыгрывайте! А если у вас их двое, так вам повезло вдвойне «Кто быстрее» можно использовать до лет 7 спокойно. Они с радостью будут между собой соревноваться «кто быстрее поест, кто быстрее оденется, кто быстрее сядет в машину, или кто быстрее соберет рюкзак»!
Дети любят соревноваться! Используйте это!
Способ 2. Игра «Замри». Вспомните, как плохо действуют фразы « Не бегай!», «Не носись»! А ребенок сломя голову бежит и вас не слышит. Или вам нужно его одеть или чем-то намазать (кремом от солнца) или вытереть грязь, а он крутится и вертится. Предложите ему игру, когда вы говорите слово «ЗАМРИ!» он замирает и можно только дышать и моргать, если задвигался, то он проиграл! Поиграйте в это пару раз дома. Он научится замирать и когда вам нужно будет обездвижить ребенка, то говорите «Замри!». Беспроигрышный вариант, проверено на сотнях детей!
В игре «Замри!» можно использовать супер-геройские элементы. Например, «ты заморожен пушкой Мистера Фриза!» или «Ты сейчас Мистер Фриз!»
Способ 3. Игра «Волшебный клей». Если вам нужно, чтобы ваш ребенок усидел на месте, да еще и молчал игра «Волшебный клей» — отличный способ этого добиться. Скажите, что у вас есть волшебный невидимый клей — вы его открываете и приклеиваете ребенка . Главное, что нужно от вас — это сыграть невидимый тюбик, правдоподобно приклеить и заклеить ротик ребенка и после отыграть то, что ребенка вы приклеили и не можете сдвинуть с места. Радости и хохота будет много. На дошкольниках эта игра работает отлично.
Можно сказать ребенку, что его привязал Человек-паук своей паутиной.
Способ 4. Считаем до 10! Все гениальное — просто! Например, вам нужно ускорить ребёнка, который медленно собирается или идёт! Радостно и задорно скажите: « Я считаю до 10, закрываю глаза и ты, например, складываешь свои карандаши!» и начинаете это делать! Ребёнок в миг подключится к вашей игре и с радостью уберет и сделает то , что вам надо! Тут главное, как преподнести! Не нужно нудно требовать, бурчать и, не дай Бог, угрожать ребенку наказанием или еще каким то анти-гуманным и древним методом воспитания и злобно говорить «считаю до 10»! Я противник старых прабабушкинских способов. Играйте во всё и самые скучные и, на первый взгляд, нудные дела ребёнок сможет делать с радостью, весельем и азартом. А плюсов много: вы не нервничаете и достигаете поставленных целей. Ребёнок в игре себя чувствует как рыба в воде!
Осталось 10 секунд! Вспомните фильмы и мультики с бомбами. Можно превратить рутинные действия в игры «нужно успеть»!
Способ 5. Дайте выплеск энергии ребёнка! Мне очень хорошо запомнилась фраза моего педагога по психологии: « Дети тоже люди, и они устают». Когда вам нужно, чтобы дети сели и вас послушали, сделали какое-то дело,а они носятся и готовы своей мощью сбить всех на пути, дайте им выплеснуть свою энергию, потанцевать или поиграть в догонялки. 5 минут не устали, значит 10 минут, 10 нет — значит 15 и тут уже можно приниматься за спокойные дела. Энергия гармонизировалась и психологическая разрядка произошла. Природа ребёнка-дошкольника такова, что её покорить себе невозможно, нужно просто договариваться с ребенком через игру.
Дайте ребенку выплеснуть энергию, даже если ее бесконечное количество!
Способ 6. Смена интонации. Мы говорим громко, а дети всё громче шумят и хохочут. Что сделать, чтобы привлечь их внимание? Говорите: «Я сейчас буду говорить тихо, меня услышит самый внимательный» и начинаете тихо говорить или даже просто артикулируете губами без звука. Ребенка вмиг это заинтересует и привлечет. Дети станут тише и начнут заинтересованно прислушиваться к вам.
«Я сейчас буду говорить очень тихо»
Способ 7. Переключение внимания. Если дети заигрались в игру или балуются, и вам нужно, чтобы они собрали внимание и требуется переключить (отвлечь) их, этот способ отлично сработает. Например, их что-то рассмешило и они не могут успокоится, а вам нужно их успокоить. Поверьте, кричать громче детей страшным голосом — бесполезно. Хотя, такие методы очень популярны в наших среднеобразовательных школах. Вам нужно сказать: «Послушайте, что за звук на улице» и они постепенно друг за другом начнут прислушиваться к звуку на улице, даже если там ничего не шумит. Можно добавить игру, кто больше услышит звуков в тишине. Помолчать, послушать, а потом вместе посчитать звуки.
Дети очень легко переключают внимание с объекта на объект и это можно использовать.
Используйте семь способов управлять детьми и у вашего ребенка никогда не будет детских травм и негативных воспоминаний, как мама орала на него в магазине за развязанные шнурки. Используйте семь способов управлять детьми и у вас будет репутация настоящего Конфуция и мудреца у своего ребенка!
Вы и ваши дети после использования 7 способов управлять детьми.
Источник