Как воспитать в ребенке усидчивость 4 года

Как воспитать в ребенке усидчивость 4 года thumbnail

Как воспитать в ребенке усидчивость 4 года

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

  • Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
  • В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
  • К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
  • Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.

Как воспитать в ребенке усидчивость 4 года

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

РостВысота стула
85 – 100 см.22 см.
100 – 115 см.28 см.
115 -129 см.32 см.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

  • Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
  • Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
  • Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
  • Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
  • Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
  • Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Источник

Воспитывать малыша — процесс очень трудоемкий. С каждым годом малыш становится активнее и усидеть на месте дома для него становится нелегко и скучно. В возрасте двух-трех лет неусидчивый кроха еще не доставляет неудобств и тревог родителям. Но как развить усидчивость у ребенка, который уже учится в школе? Формированию и развитию дисциплине, самостоятельности, внимания следует уделять время и силы уже тогда, когда малыш ходит в детский сад.

Как воспитать внимание и усидчивость у детей

Консультация для родителей воспитание у детей внимания и усидчивости проводится уже в младших группах ДОУ. В ходе нее обсуждаются различные вопросы:

  • Как развивается детская нервная система, и почему малыш не способен надолго удерживать внимание в возрасте до десяти лет,
  • Как развивать малыша в разные годы жизни (техника Марии Монтессори),

Увлекательные игры формируют интерес и усидчивость

  • Какие игры подойдут детям, чтобы приучить их быть более внимательными,
  • Как воспитать в малыше интерес к взаимодействию, обучению, усидчивой работе,
  • Какими способами улучшать и развивать память ребенка.

Важно! Некоторым детям с нарушениями в психоречевом развитии (ЗПР), сложнее научиться сосредоточенности, быть усидчивыми и внимательными. Так происходит ввиду нюансов созревания нервной системы. Улучшить навыки можно с помощью тренировок с неврологом и нейропсихологом.

Что требует наибольшего внимания

Важные моменты, на которые следует обращать внимание в процессе наблюдения за детьми:

  • Какой у ребенка темперамент. Меланхолики более спокойны, чем холерики.
  • Какова скорость реакций у малыша. Для некоторых делать монотонную работу проще, чем постоянно отвлекаться на активные игры.

В зависимости от этих критерий следует выстраивать процесс формирования усидчивости и внимательности ребенка.

Подбор занятия по возрасту

Усидчивость — навык, который развивается в процессе становления нервной системы. А она, в свою очередь, становится зрелой ближе к десяти годам. Именно поэтому, ребенку достаточно сложно усидеть на месте или заниматься одним делом в течение долгого времени.

Важно подбирать необходимые занятия для успешного становления навыка в каждом возрасте:

  • В 2-3 года можно «варить» суп из разных деталей либо предложить поиграть с разноцветными, яркими кубиками, конструктором.
  • В 4-6 лет тренировать память с помощью карточек, рисовать и раскрашивать.
  • С 7 до 10 лет предложить выполнить логическую задачу, найти вариант решения, поупражняться в арифметики.

Обратите внимание! Дети учатся на личном примере своих родителей. Поэтому очень важно подавать им хороший пример дисциплины, организованности и самодисциплины. Кроме этого, следует позаботиться о правильной организации режима дня, чтобы дети были сосредоточены и внимательны.

Развивающие игры с детьми

Почему важно завершать начатые дела и игры

В психологии существует понятие «Эффект Зейгарник», означающий, что мозг всегда лучше запоминает незавершенные дела. Статистика подтверждает, что среди выполненных и неоконченных дел, он выделит незавершенные в 2 раза чаще. Этот факт доказан наукой.

Получается такой механизм: в мозг поступает сигнал о начале дела, и, если его прервать, то мозг продолжит выполнять это задание. При этом постоянно станет подавать сигналы, что дело не завершено. Как следствие: нарушается концентрация внимания, нет спокойствия и фокусировки на занятии.

Чего делать не стоит

Как правило, на родительских собраниях в школах педагоги рассказывают об успехах и недочетах учеников. Самым лучшим решением для каждого взрослого будет не допускать конфликтов и недовольств за плохие успехи, ошибки.

Не стоит ругать за ошибки

Если что-то не получается, малыш начинает сердиться, бросать на полпути. Чрезмерно важно с помощью игровых приемов вернуть его к прерванному занятию и довести начатое дело до конца.

Вместо критики лучше показать вариант правильного решения, пояснив, что ошибаться — это естественно и нормально в процессе обучения.

Дополнительная информация! Если малыш устал, его внимание рассеянное, следует отложить на некоторое время занятие. Но обязательно довести его до логического конца.

Терпение и спокойствие — основа воспитания

Как у ребенка развить внимательность и усидчивость — понимать процессы последовательного воспитания. В основе успешных результатов всегда присутствуют терпение и спокойствие.

Если проследить за детьми, то станет очевидным: когда их торопят, кричат, они не только не усваивают знания, но и не хотят находиться рядом.

Развитие концентрации внимания у ребенка

Концентрация внимания упражнения для детей подразумевают индивидуальный подход к каждому.

Важные советы:

  • Начинать работать с концентрацией еще до того, как малыш пойдет в начальную школу.
  • Читать вслух сказки, увлекательные истории.
  • Играть в развивающие игры.
  • Свести к минимуму просмотр телевизора.

10 упражнений для развития усидчивости

Как можно научить ребенка усидчивости:

  • Собирать пазлы. Можно их делать своими руками.
  • Раскрашивать рисунки карандашами, мелками.
  • Готовить вместе.
  • Читать длинные, но обязательно интересные сказки.
  • Создавать различные поделки.
  • Искать отличия между двух картинок.
  • Собирать украшения своими руками.
  • Конструировать по образцу вместе.
  • Сортировать крупы, мелкие предметы.
  • Играть со счетными палочками.

Игры для развития внимания и памяти

Как с помощью игр развить концентрацию внимания у ребенка:

  • «Супермаркет» — игра в «магазин». Отправляясь за покупками, малыш должен запомнить все нужные предметы, которые нужны купить.
  • «Уборка». Привлечь ребенка к уборке и спрашивать, где должна лежать та или иная вещь.
  • «Карлсон». Перед ребенком поставить 3-4 игрушки. В течение некоторого времени он запоминает их расположение. А затем, сказав «Карлсон их расшалил», перемешать. Малыш должен снова поставить их так, как было.
  • «Картинки». Карточки лежат изображением вниз. Малыш должен находить две одинаковые, открывая по очереди и запоминая расположение.

Картинки для развития памяти у дошкольников

Способы переключения внимания

Как можно помочь ребенку стать внимательным — попробовать в игре следующие приемы:

  • Быстро менять тему разговора. Особенно помогает, когда малыш капризничает.
  • Сосредоточиться на приятном, а не настаивать на своем.
  • Придумать очень приятный ребенку способ достичь желанного. Вместо «А ну-ка делай» можно сказать «Давай скорее полетим в эту историю!».
  • Использовать упражнения из методики «Шульте» для более взрослых детей.

Упражнения для переключения внимания

Приучать малыша быть внимательным и усидчивым — увлекательное занятие для всех. Учить детей сосредоточению в процессе игры помогает легко и естественно раскрыть индивидуальные способности ребенка.

Источник

Воспитываем внимательность и усидчивость

Ребёнку 4-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка. Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи.

Что такое внимание?

Внимание является психологической характеристикой, когда человек может выбирать нужную для себя информацию, при этом отсеивая всё лишнее. То есть с помощью внимания происходит своего рода фильтрация информации. Если человек невнимателен и постоянно отвлекается, то в его мозг поступает множество ненужных сигналов внешнего мира, что может привести в перегрузке мозга со всеми вытекающими отсюда последствиями. Относительно детей дошкольного возраста можно сказать, что они могут сосредотачивать внимание только на интересных для них вещах, играх, предметах. Если ребёнку интересно, то он дослушает сказку до конца, будет долго играть в одну и ту же игру, но если на горизонте появится что-то более интересное, то его внимание сразу же переключается. Например, ребёнок с интересом слушает рассказ мамы, открыв рот, но вот в комнату вбегает старший брат и начинает играть в машинки – всё, рассказ мамы потерял для него всякий интерес, и он уже присоединяется к брату, чтобы поиграть вместе.

Каким бывает внимание?

В психологии выделяют три вида внимания.

1. Непроизвольное внимание появляется с самого рождения ребёнка, когда он реагирует на какой-то внешний раздражитель: голос мамы, свет, резкий звук и так далее.

2. Произвольное внимание определяется тем, что человек проявляет усилие, чтобы на чём-то сосредоточиться, прикладывает своё волевое усилие. Так как у детей-дошкольников волевой механизм развит ещё очень плохо, это и становится причиной рассеянности внимания. Ребёнок ещё не умеет организовать себя, чтобы не отвлекаться на другие предметы. Произвольное внимание играет большую роль в обучении, которое будет успешным, если школьник сможет усилием воли концентрироваться на рассказе педагога и определённой деятельности. Такой вид внимания обязательно необходимо тренировать и развивать.

3. Постпроизвольное внимание предполагает не усилие воли, а интерес. Так, например, хороший педагог и воспитатель всегда пытается вызвать у детей именно постпроизвольное внимание, это не утомляет детей во время занятий, они хорошо воспринимают и усваивают учебный материал. Но для этого взрослому приходится немало постараться, чтобы придумать что-то такое, что бы могло вызвать большой интерес у ребёнка. Дошкольник может долгое время слушать сказку, если она для него очень интересна, ребёнок замирает, он ловит каждое слово – это и есть постпроизвольное внимание.

Качества внимания

Выделяют несколько качеств внимания:
• Ёмкость — означает количество объектов, которые человек может охватить одновременно;
• Скорость переключения – показывает, насколько быстро человек может переключить своё внимание с одной вещи на другую;
• Устойчивость – предполагает способность необходимое время концентрировать своё внимание на одном предмете.
• Избирательность – означает способность отсеивать лишнее и воспринимать лишь необходимое;
• Распределение – это способность одновременно выполнять несколько дел;
• Произвольность представляет собой сосредоточение внимания, когда это требуется, прикладывая для этого усилие воли.

Все эти три качества необходимо воспитывать в ребёнке с самого раннего детства. Если какое-то из этих качеств не развито или развито плохо, то это приводит к проблемам в обучении и другим трудностям. Так, при маленькой ёмкости внимания ребёнок не сможет концентрироваться на нескольких предметах, удерживая их в уме. При неустойчивости внимания ребёнок постоянно отвлекается. При плохой избирательности внимания ребёнку не удаётся сосредоточиться на том, что требует выполнение поставленной цели.

Психологический аспект внимательности и рассеянности

У внимательных и усидчивых детей отмечаются успехи в учёбе, их развитие на ступень выше своих рассеянных сверстников. Почему одни дети усидчивые, наблюдательные и умеют сосредотачиваться, а другие постоянно пребывают в рассеянности? На это вопрос помогает ответить психологическая точка зрения на данную проблему.

1) Каждый ребёнок индивидуален, он рождается с определёнными природными задатками и способностями. Одни дети более активны, другие – пассивны, одни – молчаливы, другие – болтливы. Это обусловлено во многом нервной системой ребёнка. Поэтому если малыш рождён рассеянным и неусидчивым, то его нельзя в этом упрекать, а стараться помочь развить эти качества. Но при этом стоит помнить, что у каждого ребёнка существует верхний предел своих возможностей, и требовать от него чего-то большего будет просто бесполезно.

2) Значительное влияние на внимательность оказывает ещё и интеллектуальная активность, которая является врождённой. Чем ребёнок внимательнее, тем он и любознательнее. Но низкий уровень интеллектуальной активности ребёнка можно повысить, а помочь в этом могут грамотные педагоги, воспитатели и, конечно же, родители.

3) Парадокс, но иногда рассеянность совсем не означает невнимательность, а наоборот – высокую концентрацию внимания на каком-то одном деле, предмете. То есть ребёнок с головой погружается в занятие, не замечая ничего вокруг, при этом выглядя рассеянным. И это уже является крайностью, которая не может положительно влиять на становление личности и развитие ребёнка. В современном мире достаточно много детей «страдают» таким вниманием, например, когда ребёнок отрывается от реального мира и погружается в мир виртуальных компьютерных игр, не замечая никого и ничего вокруг.

4) На уровень внимательности ребёнка влияет стиль воспитания. Некоторые родители в самых благородных целях чрезмерно опекают своего малыша, такая гиперопека подавляет детскую инициативность и волю, поэтому произвольного внимания от таких детей добиться весьма проблематично. При свободном стиле воспитания, когда ребёнок предоставлен сам себе и над ним нет контроля со стороны взрослых, организовать внимание также очень непросто. Поэтому некоторые родители слышат от педагогов и воспитателей, что их ребёнок способный, но невнимательный.

5) Рассеянность внимания может быть обусловлена физиологическими факторами: заболеваниями, инфекциями, недостатком витаминов, неполноценным сном, неправильным режимом дня и т. п. Полезные игры и упражнения на развитие внимательности.

Вместо шляпы на ходу он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.
Вот такой рассеянный с улицы Бассейной!

Если это стихотворение С. Маршака подходит для вашего ребёнка, то необходимо как можно раньше принимать меры и развивать у него внимание, усидчивость и наблюдательность. Следует начинать уже с раннего дошкольного возраста, когда рассеянность ещё не стала полноценной характеристикой личности. В противном случае невнимательному ребёнку будет трудно даваться учёба в школе, он будет совершать много ошибок по невнимательности. Если вы не желаете ребёнку такой участи, то всё в ваших руках. Ниже приведены самые простые игры и упражнения, которые помогут вам в развитии внимательности у вашего ребёнка.

• «Найди отличия» — дети очень любят это задание. Ребёнку предлагается рассмотреть две картинки и найти в них отличия. Для дошкольника достаточно будет обнаружить в картинках 5 отличий.

• «Найди одинаковые фигуры» — это задание дети также выполняют с большим интересом. Ребёнку предлагается карточка, на которой изображено несколько фигур, среди которых две – одинаковые. Он должен внимательно рассмотреть фигуры и найти схожие.

• «Ошибки художника» — это задание очень весёлое и забавное, поэтому нравится всем детям без исключения. Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, на которой имеются ошибки. Ему нужно будет их найти. Например, на картинке нарисован пейзаж с цветами, которые растут наоборот, на дереве вместо листьев – грибочки и так далее.

• «Три движения» — подвижная и весёлая игра. Ведущий показывает первое движение – руки вверх, второе движение – присесть, третье – движение – похлопать в ладоши. Далее взрослый говорит лишь номер движения, а ребёнок должен его показать. Игру можно усложнить, если запутывать ребёнка – говорить номер движения, а в это время самому показывать совсем другое.

• «Что изменилось? – игра развивает не только внимание, но ещё и память. На стол выкладывается десять предметов, ребёнок их запоминает в течение одной-двух минут, после чего отворачивается, а взрослый один предмет убирает. Ребёнок должен назвать, что пропало. Другой вариант игры – предметы меняются местами. Предметы можно заменить картинками.

Это далеко не все упражнения, которые можно выполнять дома. Стоит подчеркнуть, что развить внимание, выполнив одно задание или поиграв в одну игру, невозможно. Для этого требуется систематическая работа с ребёнком. При этом важно учитывать, что у детей дошкольного возраста развитие происходит через игру, а не через скучные и утомительные занятия и выполнение однообразных упражнений. Продолжительность таких игр зависит от ситуации. Как правило, это 20 – 30 минут. Если вы замечаете, что ребёнок утомился раньше, то настаивать на продолжении не стоит. Если вы видите, что ребёнок спустя это время активно играет или выполняет задание, то лучше его не прерывать.

Что такое усидчивость и каковы причины неусидчивости?

Усидчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути. Неусидчивость ребёнка до трёх лет – это вполне нормально, потому что в этот период движение для него играет большую роль. Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых неусидчивость можно назвать хронической.

Каковы её причины?

Во-первых, это потеря интереса к предмету, игре. Например, ребёнок собирал конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если ребёнок полностью потерял интерес к игре, то как бы вы его не уговаривали, он не будет играть в неё дальше.

Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребёнок словно вечный двигатель, то это не всегда хорошо. Возможно, что причина такой хронической неусидчивости кроется в заболевании. Особенно стоит насторожиться, если ребёнок плохо спит, ни на минуту не может успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть мультик, если он постоянно что-то крутит, вертит, куда-то лезет, бежит. В таком случае не стоит откладывать визит к психологу и невропатологу, потому что такая неусидчивость нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты дадут точный ответ, что является причиной неусидчивости – заболевание или особенность темперамента ребёнка.

В-третьих, неусидчивость может быть вызвана неуверенностью в себе. Например, ребёнок однажды неудачно выполнил какое-то дело, и чтобы в дальнейшем вновь с ним не сталкиваться, он будет убегать от него, заранее предполагая, что у него опять ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться вследствие недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.

Развиваем усидчивость

Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и сложно, главное — делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Дальнейшие рекомендации вам в этом помогут.

• Играйте вместе с ребёнком, покажите ему, как нужно выполнять то или иное задание. Совместная деятельность объединяет семью и пробуждает в ребёнке интерес.
• Не забывайте, что подбирая игры и упражнения, важно учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребёнка. Например, некоторые дети кубики собирают очень медленно, детально изучая каждый кубик, а другие дети могут выполнять это задание в быстром темпе. Главное, чтобы ребёнок доделал задание до конца, а не бросил его, а после этого убрал всё на место: сложил в коробочку пластилин, кубики, убрал краски, прополоскал кисточку, вылил воду и т. п.
• Занимаясь с ребёнком, исключите приказной тон. Если вы что-то хотите от ребёнка, то пусть это будет не приказ, а просьба.
• Обилие игрушек – не самое лучшее для развития ребёнка. Его внимание от такого разнообразия будет только хуже. Пусть игрушек будет меньше, но зато они будут представлять ценность для ребёнка, иметь развивающий характер, а не только развлекательный. Если вы всё-таки не можете не баловать своего ребёнка игрушками, то выберите две-три игрушки, а остальные уберите, постепенно их меняя.
• Отличным способом развить в ребёнке усидчивость являются лепка, рисование, бисероплетение, аппликация и другие виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.

Заключение

К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих готовности ребёнка к обучению в школе. Станьте для своего ребёнка старшим другом, наставником, чаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда он с вашей помощью превратится из маленького несмышлёныша в любознательного, внимательного и усидчивого ученика.

Источник