Как воспитать ребенка с высоким коэффициентом эмоционального развития
Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.
Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие — это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.
Что вы чувствуете?
Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.
Какие бывают эмоции
Радость | Грусть | Гнев | Стыд | Беспокойство |
Восторг | Печаль Огорчение Тоска Отчаяние | Недовольство Возмущение Раздражение | Неловкость Вина | Волнение Паника |
Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
Почему важно развивать эмоции
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.
Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.
Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.
Последствия неправильного эмоционального воспитания
Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.
- Стыд, вина, тревожность
Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
- Гиперпослушание (конформность)
Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.
- Агрессивность
Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.
Правила эмоционального воспитания
Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.
1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.
2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.
3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.
Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.
Источник
Чтобы воспитать эмоционально здорового ребенка, каждому родителю нужно знать и соблюдать Конституцию Ребенка. Это 10 основных положений, которые составил семейный психолог Александр Шахов для родителей, чтобы они помнили, как нужно правильно относиться к своему ребёнку и вырастили психически здоровую личность.
1. Дети- ангелы
Дети приходят к нам с небес, они чисты и невинны, как ангелы. Если ребенок проявляет какое-то негативное поведение — кто-то привнес в него это поведение. Не вините ребенка, что он ведет себя неправильно, изначально он чист. Ищите причину в окружении и прежде всего с себя.
2. У ангелов есть Босс.
Если ребенок – ангел, то у него есть Босс – Бог. Бог посылает нам детей, он же может их призвать назад и вы ничего с этим не сделаете. Это сложно принять мамам. Бог заботится о своих ангелах и это значит, что не от вас полностью зависит все, что случится с ребенком. Мы только помогаем Богу настолько, насколько можем. Доверяйте Богу. Не надо слишком опекать Ангела, запирать его в золотую, но клетку. Он должен свободно парить: бегать, играть, падать, вставать, за ним есть кому присмотреть
3. Ребенок – семечко.
В яблочном семечке уже заложена информация о том, какого цвета, размера и вкуса будет фрукт. Это значит, что таланты и способности ребенка уже заложены в нем и вам нужно помочь ребенку проявить их. Для этого надо предлагать ему варианты, наблюдать и поощрять. Это похоже на работу садовника: он изучает растение, наблюдает за ним, осторожно экспериментирует, чтобы помочь ему вырасти. Вам пригодится опыт других профессиональных «садовников» — педагогов и детских психологов. Помните, что родитель – это профессия. А профессии нужно учиться. Не будьте любителем
4. Есть разные цветы.
Если дети – цветы, то цветы бывают разные. Если вы – гордый тюльпан, а ваша дочурка – скромная незабудка, не пытайтесь сделать из нее тюльпан, а еще хуже – фикус. Вырастет «недотюльпано-недофикус». Мы разные. Ребенок может очень отличаться от вас по характеру, типу, целям. Ваша задача помочь ему распуститься тем цветком, которым он создан. Представьте мир из одних тюльпанов.
5. Ребенок только учится.
Он многого не знает, много не умет, многого еще не способен понять. Очевидные для взрослого вещи ему не понятны, в каком бы возрасте он ни был: 5, 9, 14 лет. Не требуйте, чтобы он с первого раза запомнил, научился делать, выработал привычку. Вам самим нужно много времени и сил, чтобы чему-то научиться и понять. А ребенок еще маленький, ему сложнее. И пожалуйста, не надо «Да я в твоем возрасте….». Перечитайте п.4
6. Дети – копиры.
В мозге у ребенка работает одна мощная генетическая программа: «выживай». Программа эта едина с детенышами всех млекопитающих «Выживай, подражая выжившим особям». Как котенок учится, наблюдая за мамой-кошкой, ваш ребенок учится только одним способом – слепо копируя поведение окружающих. Часто он не понимает смысла, но мозг делает свою работу автоматически. Если ваш ребенок чему-то научился, будьте уверены, что он это бессознательно скопировал. Поэтому окружите его нужными примерами и спокойно наблюдайте, как он их усваивает. Да, кстати, в первую очередь он будет копировать ваши слова, реакции и поведение. Чтобы ребенок читал, подавайте пример. Агрессивен? А вы не ссоритесь с мужем на его глазах?
7. У детства свой язык.
Пытаясь объяснить ребенку что-то, мы используем взрослые понятия, которые недоступны для его понимания. Общаясь с китайцем, говорите на китайском. Чтобы вас услышал и понял ребенок, научитесь говорить языком того уровня развития, на котором находится ребенок. Иначе он вас не поймет.
8. Сегодня вместе, завтра сам.
Помните, что ребенок только учится и учится подражая, самый лучший способ научить его делать – делать вместе с ним. И делать это столько раз, пока он не научится делать самостоятельно. Хотите, чтобы он стал убираться в своей комнате – убирайтесь вместе с ним. Приучить читать? Читайте вместе. Дети учатся играя. Превратите процесс в увлекательную игру и ваше чадо само будет хотеть выполнять нудные обязанности.
9. Растет туда, где внимание.
Почему крона деревьев всегда больше с южной стороны? Потому, что там есть тепло и внимание солнца. Это принцип: на что обращается внимание, то и развивается. Есть похвала за хорошее поведение – ребенок будет вести себя хорошо. Нет поощрения хорошему, он будет протестовать, привлекать внимание негативными поступками и, если вы будете его ругать и наказывать, а значит уделять внимание, это поведение будет «расти». Хотите управлять развитием ребенка – реагируйте безразличием на то, что вам не нравится и щедро поощряйте то, что нравится. Но имейте ввиду, что ребенок нуждается и в границах тоже. Где баланс не подскажет вам ни один педагог и психолог потому, что вы должны его найти сами
10. Любовь – это время, проведенное с ребенком.
Что самое ценное для ребенка? Не шоколадки, игрушки или мультики. Время, проведенное с мамой и папой – вот самое ценное для него. Если детей несколько, обязательно выделяйте время для общения с каждым ребенком отдельно, когда все ваше внимание достается только ему. Это должно быть регулярным. Слушайте его, играйте в его игры, пытайтесь понять его детские проблемы и серьезно к ним относитесь.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:
На лице все написано: как жить с синдромом стервозного лица
Речь о людях, которые постоянно кажутся надменными, обиженными, расстроенными или злыми. Они словно все время не в духе — даже в те моменты, когда причин для расстройства нет.
****************************************************************************
Про мужскую ответственность
Понятие «мужская ответственность» состоит из двух слов: мужчина и ответственность. Это значит нужно, чтобы мальчик вырос в мужчину — раз. И два — чтобы он принял ответственность именно за вас.
*********************************************************************************
Авторский тест на принятие себя
Проверьте, насколько вы себя принимаете и любите. От этого зависит ваша самооценка.
***************************************************************************
Стоит ли женщине проявлять инициативу?
Психолог рассказал изданию «Ридус», стоит ли женщинам проявлять инициативу в отношениях с мужчинами. Данный вопрос до сих пор вызывает споры среди представительниц прекрасного пола: некоторые женщины убеждены, что делать первой шаг ни в коем случае не стоит, другие же придерживаются более «современных» взглядов.
*********************************************************************************
Как полюбить себя
Любить себя — означает прислушиваться к своим потребностям и удовлетворять их. Так считает практикующий семейный психолог Александр Шахов. Эксперт отмечает, что у каждого есть свои собственные физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные желания.
*********************************************************************************
Почему мужчины бросают женщин? Мнение практикующего психолога
Часто брошенные женщины считают, что мужчина банально оказался бабником. Или эгоистом, который думает только о себе и избегает ответственности. Также в топе причин – отсутствие любви.
*********************************************************************************
9 заповедей настоящего мужчины
Признаюсь честно: сев за ноутбук, я долго смотрел в экран, пытаясь вспомнить и сформулировать, что такое быть мужчиной. Вдруг я ясно осознал, что в моей голове, как, уверен и в головах многих современных мужчин, среди вбитых в нее теорем Пифагора, формул кислот, дат мировых войн и прочих общеобразовательных и профессиональных знаний, нет самого основного – четкого определения, что значит быть мужчиной.
*******************************************************************************
Каких женщин предпочитают мужчины?
Если вы скажете, что у каждого человека свой вкус, то будете наполовину правы. Как существует идеал некоего принца, который разделяет большинство женщин, так можно вывести и общую формулу мужских предпочтений. Какие качества ценят представители сильного пола, рассказал практикующий семейный психолог Александр Шахов.
******************************************************************************
21 признак уверенной женщины
Почему у одних женщин есть все – работа, приносящая удовольствие и приличный доход, они путешествуют, ухаживают за собой и носят качественную одежду, их окружают хорошие люди, любящий партнер, а у других бесконечная череда серых будней, в которых они вынуждены ходить в офис, как на каторгу, получать за это гроши, а дома, между тем, лежат мужья-тюлени? Может звезды не так сошлись? Карма плохая? Чакры не расчакрены?
********************************************************************************
ПОПУЛЯРНЫЕ ВИДЕО
Чего мужчина не терпит в отношениях?
Психолог назвал 18 признаков уверенного человека
Как лечить нездоровую самооценку? 4 шага.
Счастливый брак невозможен без трех важных принципов
Тест на принятие себя и своего тела
Чего боятся мужчины?
Подписывайтесь на канал ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, чтобы не пропустить новые статьи и видео!
Источник
Эмоциональное воспитание это прежде всего развитие эмоциональной отзывчивости, или эмпатии, которая помогает нам строить здоровые отношения, поддерживать дружеские связи, и в целом быть добрыми, заботливыми людьми. Все мы рождаемся с внутренней теплотой к другим, но развить и отточить этот важный социальный навык — умение понимать других — нам могут помочь только родители. Вот несколько советов родителям, как воспитать в ребенке эмоциональную отзывчивость, и, соответственно, помочь развить эмоциональный интеллект.
1|| Чаще смотрите на мир глазами детей
Эмпатия — это способность понимать чувства и эмоции других людей, в этом и есть суть эмоционального интеллекта. Чтобы научить ребенка эмпатии, родителям нужно начать с себя: показывать, что они сами способны видеть мир глазами другого человека, и прежде всего — глазами своих детей.
Предвидя ситуацию или события, которые могут расстроить ребенка, родителям нужно вести себя соответствующим образом — проявить понимание, сочувствие, поставить себя на его место, принять его переживания со всей серьезностью, даже если на наш взгляд причина пустяковая. И только тогда вы сможете найти нужные слова, которые его успокоят и убедят, что папа-мама его понимают. «Нам пора уходить из парка, это грустно, конечно, но дома нас ждут дела и твои игрушки, которые уже заскучали», «Какой замечательный красный грузовик ты присмотрел! Мне жаль тебя расстраивать, но сегодня я не смогу его купить, хоть мне он тоже очень нравится»…
2|| Проявляйте эмпатию по отношению к другим людям
Гена эмпатии, конечно, не существует, но дети наследуют способность к сопереживанию от своих родителей просто потому, что копируют их поведение. Об этом важно помнить всегда — дети подражают тому поведению, которое мы демонстрируем, а не тому, которое мы проповедуем, сотрясая воздух разглагольствованиями. Можно сколько угодно говорить ребенку, что нужно быть добрыми и помогать другим, но если на деле ребенок не видит, как вы проявляете эту доброту к окружающему миру, не ожидайте, что ваши слова упадут глубоко в душу ребенку. Моделирование является мощным инструментом в эмоциональном воспитании.
Попробуйте демонстрировать чуткое поведение в вашей собственной повседневной жизни: пусть ваши дети видят вас заботящимися о пожилых, о животных, о других детях, как вы принимаете участие в благотворительных акциях, помогаете соседской бабушке донести покупки до дома… Глядя на своих родителей, дети понимают, что проявлять сочувствие и сопереживать другим это правильная норма поведения людей, а также они понимают как это делать, в каких случаях.
Советуем почитать: «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»
3|| Рассказывайте детям о том, какие чувства испытывают люди
Эмоциональное воспитание это в том числе и объяснение детям, как другие люди чувствуют себя в разных ситуациях. Каждый раз, когда видите удивленное лицо ребенка, встретившего грустного или, наоборот, веселого человека — проговаривайте с ним, что может вызвать в людях те или иные эмоции. Смотрите фильмы — акцентируйте внимание на чувствах героев: «Ее друг уезжает, и она грустит, ей не хочется с ним расставаться, ведь ей будет одиноко», «Мальчик расстроен, потому что он так ждал папу, а папа не смог приехать»…
Учите детей не просто сопереживать, а с желанием помочь. «Бабушка Вера только что потеряла своего мужа, ей очень плохо и грустно. Мне бы хотелось сделать для нее что-нибудь, чтобы показать ей, что нам очень жаль. Как ты думаешь, что мы можем для нее сделать?» Приглашая ребенка к такому разговору и активному участию в жизни окружающих людей, мы даем ему понять, что проявление чувств и сопереживания очень важно в человеческом общении.
4|| Говорите с ребенком о гипотетических ситуациях
Представьте, что вы с ребенком гуляете в парке, и видите, как другие дети спорят из-за игрушки. Ваш ребенок пристально наблюдает за их напряженным спором, и вы можете чувствовать в этот момент, что он внутренне сопереживает какому-то ребенку, и скорее всего, тому, который цепляется к игрушке, не отдает. Это идеальный момент, чтобы говорить об эмоциях всех детей, а не только того, кто вызывает симпатии. «Все мальчики хотят играть в эту машинку, не так ли? Как ты думаешь, что чувствует мальчик, который держит сейчас машинку? А что чувствуют другие мальчики, которые понимают, что их друг не хочет с ними делиться?»
Мы начинаем учить детей эмпатии, когда они еще совсем маленькие: мы это делаем своим поведением, показывая, как мы относимся к ним, когда они злятся, капризничают, плачут, напуганы и пр. Когда они становятся старше, наши действия становятся для них более важными, чем слова. Например, малыш на прогулке может воскликнуть: «Смотрите, какой большой нос у этого человека!» И если вы публично отругаете ребенка за это, то сработаете против себя. В такой ситуации ребенку нужно спокойно и мягко объяснить, что разные физические особенности могут заставлять людей чувствовать себя неуверенно, а когда кто-то указывает на них (большой нос, большие уши, большой вес), то и вовсе чувствовать себя плохо.
В возрасте примерно 5-6 лет дети уже могут понимать гипотетические ситуации и ставить себя на место других людей: мальчиков, ссорящихся из-за игрушки, или человека с большим носом. С детьми постарше уже можно проговаривать ситуации с более сложными эмоциональными реакциями, например, почему на одну и ту же фразу люди могут реагировать по-разному, и от чего это может зависеть.
Советуем почитать: «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»
5|| Признавайте эмоции без осуждения
Когда дети чувствуют себя в безопасности, они легко выражают свои эмоции, даже если эти эмоции негативные. Безопасность — то состояние, когда дети чувствуют, что будут поняты, приняты и безоговорочно любимы, что бы ни случилось. Но родители часто склонны хвалить за положительные эмоции и жестко реагировать на отрицательные. Дети усваивают, что проявление некоторых эмоций недопустимо. Например, мальчикам транслируется, что им нельзя плакать (тыжемальчик!), что злиться или жадничать это плохо и т.п. Но ребенок имеет право на проявление всей палитры своих чувств. И кому как не родителю он может показать свои переживания, какими бы они не были. Если мы не готовы понять его чувства сами, как мы можем учить его пониманию чувств других людей?
Каждая мысль и чувство вполне приемлемы и целесообразны в конкретной ситуации, их вызвавшей, и вместо того, чтобы накладывать табу на проявление слов или агрессии, спокойно и с сочувствием поговорите с ребенком, давая ему понять, что вы знаете, что он испытывает. А заодно и объясните, как с этими чувствами справиться. «Я вижу, что ты сильно расстроена, что не получила игрушку в магазине. Мне бы тоже было обидно! Это всегда обидно и больно, когда мы не получаем того, что хотим. Но не все наши желания могут быть исполнены сию секунду. Извини, что тебе приходится расстраиваться, но мы не купим эту игрушку, мы не можем ее себе позволить. Мне жаль, солнышко». Зачастую ребенку важна уже не игрушка, а понимание взрослого. Чувство защищенности, когда ты услышан и понят.
6|| Называйте эмоции и чувства своими именами
Один из ключевых способов стимулирования эмоционального интеллекта — правильный разговор о чувствах с ребенком. Ребенок не может описать вам свое состояние в силу ограниченности словарного запаса и отсутствия опыта, а вы — можете. Когда сын или дочь переживают эмоциональный всплеск, не просто успокаивайте и обещайте, что все будет хорошо, а проговаривайте то, что случилось и что в связи с ситуацией ребенок чувствует. Конечно, нужно использовать язык, доступный возрасту вашего ребенка, чтобы описать разные чувства, что он испытывает: гнев, ревность, зависть, разочарование, печаль, смущение, дискомфорт. Научившись осознавать свои эмоции и отслеживать причины, их вызывающие, ребенку легче будет с ними справиться, даже когда рядом не будет вас, чтобы помочь с этой тонкой настройкой.
Советуем почитать: «Как воспитать эмоционально здоровых детей»
7|| Говорите с ребенком о собственной уязвимости, признавайте свои ошибки
Вы даже не представляете, какая сила заключается всего в двух словах: «я тоже»! Для детей признание общего чувства или опыта очень важно. Когда взрослый человек делится своим собственным опытом и пережитыми эмоциями из своей жизни, а особенно из своего детства, он дает ребенку чувство уверенности в себе, в устойчивости мира, в том, что ситуация, в которой оказался ребенок, нормальна и решаема. Когда взрослый открывает перед ребенком свой собственный мир неловких, печальных или неприятных переживаний, которые он испытывал в детстве, он часто вызывает сочувствие со стороны ребенка, а сам ребенок перестает чувствовать себя одиноким в своих переживаниях.
Дети, особенно маленькие, всегда думают, что их родители совершенны. Однако специально культивируемая в детях такая мысль способна породить в них только комплексы, а не чувство уважения к вам. Не бойтесь спуститься с божественного пьедестала, и показать ребенку, что вы тоже можете ошибаться, что вам тоже бывает стыдно, что вас тоже не раз обижали, что вы тоже завидовали… Важно, чтобы дети видели своих родителей не как людей, которые всегда правы и никогда не ошибаются, а как людей, которые когда ошибаются, умеют признавать и стремятся исправлять свои ошибки. То, как они это делают, как раз и составляет первый опыт в решении своих проблем у детей.
8|| Дайте детям возможность самим проявлять эмпатию
Дети любят помогать, это врожденное желание человека, еще не задвинутое социальными предрассудками, бытовыми сложностями и прочими проблемами из взрослого мира. Дети любят чувствовать, как их участие меняет ситуацию в лучшую сторону, им нравится получать похвалу и добрые улыбки за их помощь. Их самооценка и уверенность в себе растет, они чувствуют себя важными и нужными, и, наконец, учатся понимать потребности людей и делать приятные вещи.
Предоставьте детям возможность пожертвовать некоторые свои игрушки или еду тем, кому они сейчас нужны, это станет хорошим поводом поговорить о нуждах и чувствах других людей и вашем участии. Как общество мы часто акцентируем внимание на тех, кто добивается чего-то сам, а не на тех, кто помогает другим. А ведь мысль о том, что нужно осознанно вносить позитивный вклад в социум, очень важна для того, чтобы воспитывать детей эмоционально гармоничными личностями.
9|| Не прерывайте и не принижайте выражение эмоций
«Не плачь. Хватит кричать. Ты в порядке. Это не больно! Это не важно!» Звучит знакомо, не правда ли? Родители часто принижают либо вовсе подавляют эмоции своих детей, что является, в общем-то, естественной реакцией, так как родители не хотят видеть своих детей страдающими от боли или переживаний. Это может быть в каких-то случаях продуктивной тактикой, однако, в большинстве случаев только усиливает негативную реакцию детей. Если мы, пытаясь успокоить ребенка, заверяем его, что нет причины быть так сильно расстроенным или обеспокоенным чем-то, то он со временем научится не выражать свои чувства, скрывать их, по крайней мере, от вас. Если наша цель эмоциональное здоровье ребенка и готовность к открытой коммуникации, то лучшая политика — признание его эмоций, их силы и глубины. «Папа ушел на работу, и ты грустишь, иди я обниму тебя», — так малыш чувствует себя понятым и чувствует сопереживание с нашей стороны, и он быстрее успокоится, он будет знать, что мы с ним, всегда в своем углу поддержки, и в любой момент нам можно довериться. А эта мысль — на долгие годы, она определяет ваши взаимоотношения на все годы ребенка, подростка, и потом уже взрослого человека. Если у вас получится установить такую связь на долгие годы, можно сказать, что с эмоциональным воспитанием своего ребенка вы справились на отлично.
Советуем почитать: «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»
10|| Поощряйте благодарность
Благодарность является общим знаменателем счастливых людей с развитым эмоциональным интеллектом. Благодарность повышает уровень счастья примерно на 25 процентов, это научно подтвержденное исследование. Родители могут воспитывать в детях благодарность каждый день, на примере банальных жизненных ситуаций. «Разве это не замечательно, что пошел снег? Мы налепим снеговиков!», «Здорово, что у тебя в школе есть библиотека, ты можешь взять из нее любую книгу почитать!»… Это могут быть простые послания к детскому подсознанию, что к вещам, которые окружают нас и которые с нами случаются, можно относиться разными способами, но лучше выбирать позитивное мышление, которое делает нас открытыми и добрыми к миру.
Настя Морозова,
по материалам Reader’s Digest
Источник