Как влияют переживания на развитие ребенка

Влияние эмоций и эмоциональных состояний
на развитие и обучение детей
Игнатьева Анжелика Викторовна
государственное бюджетное образовательное учреждение
Белебеевская специальная (коррекционная)
начальная школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида
Любое событие в жизни человека окрашено какими-либо переживаниями или эмоциями. Вспоминая свою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые мы испытывали в тот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий, действия, ситуации.
Эмоциональная сфера – явление достаточно сложное, в нее входят и эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые впоследствии становятся чертами характера. В психологии выделяют как положительные эмоциональные состояния (восхищение, радость, ликование и т.д.), так и отрицательные (зависть, гнев, грусть, обида, страх, вина и т.д.).
Эмоции детей носят более непосредственный характер, которые могут проявляться и во взгляде, и в мимике, и в движениях, и в словах. На протяжении дошкольного возраста эмоциональные состояния изменяются. Дети, как и взрослые, испытывают не только положительные, но и отрицательные эмоциональные состояния. В последние десятилетия произошли существенные изменения в жизни современного общества, которые привели к обострению уже имеющихся и возникновению новых социальных проблем. Это стало одной из причин недостаточного внимания со стороны общества к интересам и потребностям детей. По данным многих исследователей, темп современной жизни, ее эмоциональная насыщенность приводят к достаточно большим психологическим нагрузкам не только на взрослых, но и на детей. Психика ребенка еще неустойчива, легкоуязвима и восприимчива к воздействию внешнего мира. Дети стали больше испытывать чувство беззащитности, неуверенности в собственном благополучии, что вызывает у них состояние тревожности и различных страхов. Такая ситуация приводит к тому, что негативные эмоциональные состояния в большей степени влияют на развитие личности ребенка в целом. Поэтому изучение становления и развития эмоций в дошкольном и младшем школьном возрасте не потеряла своей актуальности. Многие проблемы взрослого человека произрастают из эмоционально неблагополучного детства. В этом возрасте еще не утрачена непосредственность выражения эмоций, свойственная ребенку, но вместе с тем, видно как происходит становление эмоциональной сферы, способности осознавать собственные чувства и чувства окружающих его людей.
По мнению А.Н. Леонтьева, эмоции выполняют роль внутренних сигналов, то есть несут информацию о событиях нашей жизни. Большой энциклопедический словарь дает нам следующее определение эмоции : «(франц. emotion — волнение — от лат. emoveo — потрясаю, волную) реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными). (3)
В психологической энциклопедии дается такое определение. Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Психологический энциклопедический словарь определяет эмоции как «психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида».(4)
Эмоции имеют психофизиологическую основу, то есть эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Отдельные свойства предметов или ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение, т.е. включается механизм непосредственной оценки организмом уровня благополучного взаимодействия со средой, происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Таким образом, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности и являются внутренним организатором процессов, которые обеспечивают внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
В психологии доказано, что эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но существуют и высшие эмоции – чувства, «обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками». (4)
Специальным исследованиям в области изучения эмоций, эмоциональных состояний были посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых. Такие авторы фундаментальных работ в области исследования эмоций как В.К. Вилюнас, К. Изард, Е.П. Ильин, Я. Рейковский отмечают, что серьезные исследования проблемы эмоций в психологии стали проводиться сравнительно недавно.
К определению понятию «эмоция» используются такие термины «чувства», «страсти», «переживания», «настроения», «эмоциональные состояния», «эмоциональные процессы», «эмоциональные реакции» и т. д. Мы придерживаемся комплексного (трехмерного) определения эмоции, которое находим у К. Изарда. Данный подход включает в себя физиологический, экспрессивный и субъективный компоненты. Согласно совокупному эффекту психического, вегетативного и психомоторного уровней реагирования эмоция «есть не что иное, как психофизиологическое (эмоциональное) состояние» (Е.П. Ильин). Упомянутый выше трехмерный комплекс включает не только психофизиологический, но и социально-психологический компонент (экспрессия, выразительные движения) как основу межличностной, социальной коммуникации.
В психологии во множестве эмоциональных проявлений выделяют четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. К. Изард выделил и описал десять фундаментальных эмоций.
По мнению ученых, эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность. Традиционно же, эмоции подразделяют на следующие виды: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение и конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.
Эмоция изначально является продолжением желания, потребности. Когда ребенок рождается, его желания удовлетворяются непосредственно прямым образом: мама по одному лишь его желанию, оказывается всегда рядом и дарит ему всю свою любовь, все свое внимание. Так ребенок удовлетворяет все свои желания, не прилагая к этому никаких усилий. Ребенок растет, и постепенно начинает отделяться от матери, разделяя себя, ее и других людей. И его желания, а, следовательно, и эмоции теперь встречают преломление на пути к удовлетворению, поскольку удовлетворять их напрямую, как раньше, уже не представляется возможным. Наступает стадия приручения аффектов и эмоций. Тогда начинают формироваться запреты, убеждения, нормы поведения. Если родители достаточно внимательны к проявлениям потребностей и эмоций своего ребенка и достаточно мудры, чтобы конструктивно объяснить ребенку, что эта эмоция значит и как правильно с ней обходиться, чтобы получить удовлетворение и одновременно соблюсти нормы приличия, то ребенок формирует здоровую схему удовлетворения желания, а эмоция становится в дальнейшем мотивом, побуждающим к действию.
По мнению некоторых ученых, исследователей, развитие эмоций осуществляется в контексте социальной ситуации развития, в которой ребенок лишь на первых порах оказывается пассивным объектом внешнего воздействия, приобретая по мере социализации, активную позицию. Данная точка зрения была доказана в экспериментах Э. Холодинского, В.Файмана, Запорожца А.В., Неверович З.Я., Леонтьева А.Н., Лисиной М.И. и др.
Махортова Г.Х. проведя ряд исследований, сделала вывод, что существует зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Так, агрессия родителей по отношению к ребенку может вызвать у него чувство страха, в дальнейшем способное перерасти как во внешнюю агрессию по отношению к самим родителям, к другим людям, или же трансформироваться в аутоагрессию, самобичевание, чувство вины. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. Результаты ее исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны.
Когда ребенок поступает в школу, то возникает значимое личностное новообразование — внутренняя позиция школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». Если важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. Школа, являясь специфическим институтом социализации, не может быть замещена ни семьей, ни группой сверстников. При недостаточном уровне адаптации к школьному обучению, коллективу, а также имеющийся отрицательный психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению самооценки и способствует развитию детских неврозов, формированию отрицательных черт личности, характера.
В настоящее время для образовательного учреждения становится главным развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Все это требует от учителя высокого уровня психологической компетентности: умения понимать ребенка, его особенности, своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую психологическую помощь и поддержку.
По мнению Крайниковой Т.А., своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития школьников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья. Процесс адаптации первоклассников будет протекать значительно легче при специально организованной педагогом-психологом психологической поддержке детей всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Исследования Крайниковой Т.А. показали, что необходимо «повысить психологическую компетентность учителей начальных классов, психологическую культуру родителей и психологическую грамотность учащихся, формировать у них потребность и готовность оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, интегрировать и скоординировать действия всех субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, учителей, учащихся, их родителей), оптимизировать взаимоотношения между ними на создание психологического комфорта для школьников». (8). Такой подход будет стабилизировать эмоциональные состояния детей и их адаптацию в школе.
Список литературы:
1. Акопян Л. С.Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): Автореф. дис. … доктор психол. наук. Самара, 2011.
2. Большой психологический словарь/Б.Мещеряков, В.Зинченко, — СПб, 2003.
3. Большой энциклопедический словарь. — Издательство: АСТ, Астрель, 2008.
4. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 560 c.
5. Изард К. Э. Психология эмоций/Перев. с англ.- СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
6. Изард К. Э. Эмоции человека. Москва: Директ-Медиа, 2008. — 954 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: «Питер», 2001.
8. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2007.
9. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007.
10. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт — Издат,2005.- 660 с., с. 527
11. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б.В. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР . — М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
12. Свеницкий А.Л. Краткий психологический словарь. — М.: Проспект, 2008. — 512 с.
13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М., 1976. 416 с.
Источник
Приходит женщина к мудрецу и просит совет о том,
как ей воспитывать своего ребенка?
Мудрец спрашивает: «Когда он родился?»
«Вчера!» — говорит женщина.
«Ты опоздала на девять месяцев», — отвечает мудрец.
1.
Беременность — это период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме плод, вплоть до момента его рождения.
Выделяют три триместра беременности:
I триместр — от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до 12-ти недель беременности.
II триместр — от 13-ти до 27-ми недель, характеризуется ростом плода и формированием основных систем.
III триместр — от 28-ми до 40-ка недель, характеризуется окончательным внутриутробным ростом и созреванием органов и систем плода.
С медицинской точки зрения, самым не простым, является I триместр — период повышенной чувствительности зародыша, эмбриона и плода к воздействию повреждающих факторов.
Сложными периодами с психологической точки зрения считаются I и III триместры. В самом начале беременности женщина может испытывать страх и беспокойство: есть беременность или нет, как это воспримут близкие, будут ли они рады, будет ли принято ее настоящее состояние и будущее материнство, получит ли она необходимую поддержку и одобрение, готова ли она к этому и т.д. А также происходит процесс важного перехода в новое для женщины качество, который сопровождается личностными изменениями. В конце беременности женщина часто переживает за то, как пройдут роды, как родится ребенок, какой она будет матерью, как справится со всеми хлопотами. Часто женщина боится, нормален ли будет ребенок? Какова будет встреча с маленьким беспомощным и зависимым человечком? Готова ли она принять ответственность за новую жизнь и приспособиться к требованиям материнства? Так же, по мере приближения родов, обычно женщина испытывает все большую усталость.
В течение всей беременности, женщина испытывает частые смены настроения и физический дискомфорт. Ей приходится заново приспосабливаться к собственному изменяющемуся внутреннему миру и новой социальной роли. Не стоит забывать о том, что в течение всей беременности женщина нуждается в эмоциональной и физической поддержке и заботе значимых близких людей (мужа, матери и др.).
Таким образом, беременность — это динамическое состояние, не только вынашивания и рождения малыша, зарождения новой жизни, но и важный момент рождения матери из дочери своих родителей, а также рождение новой родительской пары (взаимоотношения внутри семьи тоже претерпевают перемены).
Несомненно, беременность, роды и материнство — это кризисные периоды в жизни женщины на пути к зрелости, возможному личностному росту, повышению самооценки, это переход женщины в новое качество, который заслуживает отдельного разговора. Однако сегодня давайте рассмотрим такой важный и таинственный аспект беременности, как пренатальное развитие будущего малыша. Что он чувствует внутриутробно, и как это может повлиять на его дальнейшую жизнь и развитие?
Много ли нам известно об этом?
2.
Еще с древних времен в разных традициях беременным женщинам и парам, ожидающим рождение малыша, предписывалось особое положение. К чувствам и ощущениям беременной женщины прислушивались и придавали им важное духовное значение. Значимость данного периода вписывалась в контекст будущей взрослой жизни человека. Для обеспечения наилучших условий внутриутробной жизни не рожденного ребенка разные народы создавали различные ритуалы и правила поведения беременной женщины. В древней Индии, к примеру, беременной женщине было предписано заниматься духовными практиками и радовать себя прекрасными видами природы, для благоприятного формирования внутреннего мира будущего младенца. А в Китае, отец проходил обряд знакомства со своим будущим ребенком, разговаривая с ним и рассказывая ему о себе.
К 12-ти неделям беременности уже практически сложены все внутренние органы и ткани ребенка, которые впоследствии будут расти, развиваться и усовершенствоваться.
К концу третьего месяца ребенок уже чувствует прикосновения.
В 14-ть недель — хорошо слышит звуки материнского организма, речь и музыку извне. Он узнает голоса родителей, и ласковая речь, обращенная к малышу, его успокаивает. После рождения, он обязательно узнает голос матери, который будет действовать на него успокаивающе. Хорошо, когда в процессе беременности мама поет будущему малышу нежные песни. Спокойная классическая музыка усыпляет ребенка, а также подобные звуковые вибрации могут положительно влиять на интеллект будущего ребенка.
Важно, чтобы беременная женщина избегала резких криков, ссор и скандалов, а также негативных переживаний. Эмоциональное состояние матери передается ее малышу через кровеносную систему. У него так же, как и у матери, учащается дыхание и сердцебиение, если мама волнуется, переживает или боится.
Из современных исследований известно, что малыш обладает чувством вкуса и любит сладкое. Реагирует на физические травмы матери, ища спасения. Может запоминать слова и целые фразы, которые часто слышит. Реагирует на контакт через брюшную стенку — любит поглаживания и ласковые прикосновения. С 20-ти недель уже может проявлять свой характер, отворачиваясь, если ему что-то не нравится.
Таким образом, ориентируясь на современные исследования, мы можем думать, что, начиная с четвертого месяца беременности, будущий малыш уже по-своему сознает, что происходит вокруг.
Помимо некоторых установленных данных, мы имеет различные предположения относительно внутриутробного развития ребенка, которые позволяют нам думать о том, что развитие будущего малыша начинается задолго до его рождения.
3.
В настоящее время некоторые направления психологии (например, трансперсональная психология) рассматривают пренатальные переживания и процессы как основные в формировании психики человека.
В последние годы исследовано, что неблагоприятное состояние матери уже в период беременности влияет на формирование развития личности и адаптационных механизмов ребенка.
Приемная девочка была удочерена из дома малютки в восьмимесячном возрасте. Сейчас ей 3,5 года. Ребенок практически не разговаривает, скудный словарный запас соответствует годовалому малышу, фразовая речь отсутствует. Девочка проявляет агрессию к окружающим.
Из анамнеза нам известно, что патологии в родах не было, ребенок родился доношенным и физически здоровым. Биологическая мать случайно забеременела и буквально с первых месяцев беременности знала, что этот ребенок ей не нужен. В процессе беременности, биологическая мать думала о ребенке только как об обузе и помехе собственной жизни, ждала «избавления». Отказалась от ребенка сразу, ни посмотрев, ни взяв на руки.
Новые родители создают теплую и любящую атмосферу и занимаются с дочкой.
Быстрее всего с помощью любви, заботы и терпения, а также занятий со специалистами, данный ребенок преодолеет многие трудности к школьному возрасту, но опыт нелюбви собственной биологической матери, возможно, всегда будет иметь свои отголоски.
Многие авторы говорят о данном негативном влиянии. Человеческое развитие (по мнению Кренц И. и Х.), начинается с момента зачатия, следовательно, нарушения эмоциональных отношений с матерью могут повлиять на развитие личности уже внутриутробно, и таким образом внести свой вклад в предрасположенность к более поздней патологии. Они выделяют недостаток пренатальной привязанности (пренатальная травматизация), как возможный фактор риска (пренатальный стресс, женщина, думающая о ненужности беременности и ребенка, просто эмоционально недоступная, пренатальная депрессия и др.).
Психологическое состояние матери, видимо, является составляющей пренатальной окружающей среды ребенка. Особенно в течение определенных чувствительных фаз, данная среда может оказать такое влияние на пренатального ребенка, которое, возможно останется с ним на всю жизнь.
Сейчас существуют и применяются различные техники «возвращения» в перинатальный период, роды и младенчество с психотерапевтической целью. Опыт применения данных методик, позволяет рассуждать о том, что чувствует (чувствовал) не родившийся ребенок или младенец.
Мне известен, из подобной практики, пример всепоглощающего чувства одиночества, боли, страха, незащищенности и бессилия ребенка, мать которого не любила и, видимо, не хотела.
И мы не можем пока знать наверняка, что чувствует ребенок в утробе женщины, сомневающейся в его нужности или стойком непринятии будущего малыша и т.д., но такие примеры, заставляют нас серьезно задуматься об этом.
Ребенок взаимодействует с родителями еще до рождения. В этот период он уже способен испытывать ощущение эмоционального комфорта. И если это чувство не стало доминирующим в пренатальном периоде, то ощущение психологического дискомфорта будет преследовать его и в дальнейшем. Особенно ярко это ощущается в возрастные кризисы. Ребенок способен воспринимать отношение родителей к нему, отношение родителей друг к другу. Он испытывает комфорт или дискомфорт, запечатлевает ощущение собственной желанности, нуждается в общении и поддержке. Человек с негативным пренатальным опытом имеет скрытые психологические сложности во взаимодействии с окружающим миром.
Таким образом, мы видим, что пренатальные переживания становятся частью нашего бессознательного опыта, который в дальнейшем, может влиять на формирование личности и определять наш жизненный путь.
А некоторые ученые считают, что в данный момент мы уже можем говорить о том, что социальная ситуация развития ребенка, начинается не только до рождения ребенка, но даже до его зачатия.
Источник