Как влияет физическое развитие на речь ребенка
Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей
в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
Система оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность и, что не менее важно, привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [6.
Многочисленные исследования показали, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Возраст от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью и гармоничностью физического и умственного развития [7].
Однако, в последнее время наблюдается низкий уровень физического здоровья детей. В современных условиях жизни двигательная активность детей недостаточна. Данные статистики, примеры медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития физических качеств (выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость). По словам главного педиатра России А.А. Баранова, свыше 30% детей имеют отклонения в физическом развитии, за последние 15 лет эта цифра постоянно увеличивается, и это крайне тревожная тенденция.
Помимо снижения физических характеристик организма ребенка наблюдаются и другие отклонения в развитии. Одним из таких отклонений являются различные нарушения речи, которые оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка.
Речь – один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрудняют общение ребенка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов [4].
Преодоление и предупреждение речевых нарушений требует определенного логопедического воздействия, но способствовать этому процессу можно и средствами физической культуры.
Комплексное применение средств физической культуры, к которым относятся физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода) и гигиенические факторы (распорядок дня, гигиена сна, режим питания, гигиена тела, одежды, обуви, мест занятий), обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ:
— физкультурные занятия;
— физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультминутки, закаливающие мероприятия);
— активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья, соревнования);
— работа с родителями (задания на дом).
Многочисленные исследования говорят о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.А. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Кольцова и др.). Действующие во время двигательных действий мышцы дают постоянное поступление импульсов в мозг, стимулируя тем самым центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Когда ребенок приобретает двигательные умения и навыки, улучшается координация его движений. Развитие движений происходит при участии речи.
Многими исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, уровень развития речи ребенка прямо зависит от того, насколько развита его моторика [1,2,5]. Следовательно, при наличии речевых нарушений у ребенка особое внимание стоит уделять развитию его двигательной сферы. Среди детей логопедических групп в ДОУ часто наблюдается отставание в развитии двигательных навыков (плохая координация сложных движений, скованность моторики пальцев рук, выраженная замедленность движений), поэтому так важно развивать мелкую моторику детей специальными упражнениями.
Чем более совершенные движения выполняет ребенок, тем успешнее происходит процесс его психического развития. С этой целью целесообразно применять различные сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения с проговариванием, музыкальным сопровождением, логоритмикой.
Согласно выводам Н.А. Фоминой, исследовавшей влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической и особенно логоритмической гимнастикой у дошкольников 5-ти лет с общим недоразвитием речи, было выявлено значительное улучшение речевой функции. Их общий уровень развития речи и ее отдельных составляющих (фонематического строя, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, фразовой речи) оказался выше, чем у их сверстников с аналогичными дефектами речи [8].
Важным средством развития мелкой моторики на физкультурных занятиях в ДОУ являются игровые упражнения с предметами (мяч, мешочки для метания и др.). Мяч можно перебрасывать, бросать, ловить, катать. При действиях с мячом подключаются обе руки. С целью коррекции речевых нарушений игровые упражнения с мячом можно сопровождать речевыми приемами (стихи, речитативы, считалки). Также используется речевое сопровождение на уровне звука.
Так, в игре «Мы с мячом моим вдвоем звуки гласные поем» дети, прокатывая мяч в паре, пропевают гласные звуки, пока мяч катится.
Для тренировки четкого произношения гласных звуков в игре «Стучалочка» дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются с постепенным увеличением числа повторений на один выдох: «А» (одно стучание), «АА» (два стучания мячом) и т.д.
Для автоматизации, например, звука «с» в словах дети стоят по кругу и играют в мяч: — «Мячик мой, лети высоко! (бросок вверх), по полу беги скорей (катит мяч по полу), скок об пол, смелей, смелей!» (бросок 4 раза об пол).
Речевое сопровождение помогает подчинять движения тела определенному темпу. Громкость речи определяет их четкость и амплитуду. Для детей с отклонениями в развитии речи эффективность проговаривания стихов и других текстов одновременно с движениями проявляется в большей четкости, громкости и эмоциональности речи.
Различные побуждения в процессе физкультурного занятия, подвижной игры: «А кто сделает быстрее, лучше? Кто найдет?» и т.д. активизируют детей и побуждают к высказываниям. Детям с отставанием в развитии речи очень нужна речевая практика, а интерес, эмоции, возбуждение во время физкультурного занятия активизируют детей к произнесению слов [4]. Преимущество подвижных игр перед другими видами двигательной деятельности заключается в том, что они, вызывая у детей сильные эмоции, чувство удовольствия и радости, возбуждают желание участвовать в игре и точно выполнять ее правила [3].
Формирование интереса детей к занятиям физической культурой соответствует принципам гуманного педагогического процесса, в частности, обеспечению эмоционально-психологического комфорта, в соответствии с которым все формы занятий физической культурой должны обеспечивать не только соответствие нормам двигательной активности, но и создавать каждому ребенку чувство уверенности в своих возможностях, как физических, так и в речевой деятельности, в данном случае.
На физкультурных занятиях для детей с отклонениями речи также необходимо уделять внимание упражнениям на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие дыхания – очень важный этап коррекционного воздействия на детей с речевыми дефектами. Специальные дыхательные упражнения обычно используются в заключительной части занятия, как для коррекции речевых нарушений, так и для успокоения нервной системы в конце физкультурного занятия.
Таким образом, работая с детьми с нарушениями речи, особое внимание следует уделять их физическому воспитанию. Использование разнообразных физических упражнений, подвижных игр с задействованием речевого материала, дыхательных упражнений, будет положительно сказываться на результативности коррекции и речевых и двигательных нарушений. Должен быть обеспечен комплексный подход в реализации коррекционного образовательного процесса: и логопед и инструктор по физическому воспитанию должны работать в постоянной взаимосвязи для формирования и коррекции речевых умений и навыков детей.
Список литературы
1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109 с.
2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2010. – 352 с.
3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина / Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – с. 10-14.
4. Левина, Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. Учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной: – Москва, АльянС, 2013. – 367 с.
5. Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
6. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 112 с.
7. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
8. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: автореф. дис. на соиск. ученой степ. доктора пед. наук/ Н.А. Фомина; Майкоп, 2004. — 52 с.
Источник
Елена Смирнова
Консультация для педагогов МДОУ «Влияние физических упражнений на развитие речи»
Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.
Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии.
Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речиребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт. В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.
Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражненияпроводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.
Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.
Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.
Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.
Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Литература:
1. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
Источник
Видеть красивого, умного, здорового ребенка — желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.
Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему — движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение — это преграда любой болезни.
Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые — родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Работа по развитию обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования речи в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.
Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Физкультурные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся поэтапно и последовательно. Сначала формируются и развиваются основные движения: ходьба и бег, прыжки и равновесие. Эти упражнения хорошо укрепляют и развивают все мышцы тела, улучшают работу дыхательной системы, формируют двигательный опыт.
В зависимости от преимущественного воздействия на отдельные группы мышц. Общеразвивающие упражнения делятся на упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног и упражнения для туловища.
Упражнения проводятся без предметов и с предметами (с мячами, палками, лентами, веревками и флажками). Построение детей в шеренгу, колонну, круг, на команды способствует лучшей ориентировке в пространстве; в процессе перестроений лучше усваиваются определения и наречия.
Упражнения на развитие статики движений включаются во второй половине занятия, при этом большое внимание уделяется правильности выдерживаемой позы. Игры и упражнения проводятся из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитоболами, высокая эффективность которой было оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах. Гимнастика с использованием фитоболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах и его особая упругость. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам.
Детям с речевыми расстройствами необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение совместно с движением.
Упражнения фитобол-гимнастики просты на структуре движений. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами.
Очень интересна такая форма работы, как фитобол-сказки. Например, в старшей группе они могут быть использованы в качестве «бодрящей гимнастики» после дневного сна, а также для коррекциионной работы по
развитию связной речи.
Речевая моторика формируется постепенно: от звука к предложению, в сочетании с основными движениями (подъем и опускание рук, повороты и наклоны туловища, махи ногами и приседания).
Таким образом, двигательная активность детей и соблюдение соответствующего режима играют большую роль в обогащении словаря детей. При тесной взаимосвязи трех компонентов – речи, музыки и движения, активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные; детские эмоции, которые, в свою очередь, положительно сказываются на разработке детской мимики. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Следовательно, сочетание речи и движения под музыку и без, является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
На занятиях физкультурой я стараюсь помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
На занятиях я использую стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений и игр; речевки; считалочки; художественное слово; придумывание сказок про спортивное оборудование; развиваем сенсорику, моторику, зрительное восприятие.
С детьми дошкольного возраста использую игры с применением развития речи, имеющие много различных этапов: восприятие цвета, понятие о количестве, преодоление страха, взаимопомощь (например игры в сухом бассейне). Помимо игр использую приемы с мячом: отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове. Также на занятиях физкультурой и утренней зарядке использую фольклорный материал: потешки и прибаутки, считалки и скороговорки.
Детям очень нравится
Муниципальное казенное образовательное учреждение Мулымская СОШ
Консультация для педагогов
«Влияние физических упражнений
на развитие речи дошкольников».
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Н.Р.Банникова
п.Мулымья
Источник