Как влияет асоциальное поведение родителей на развитие ребенка
Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не созда-ют условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополу-чие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, не-умении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают нака-зания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большин-ство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На Основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запе-чатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став и взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения И поколение происходит социальное наследование стиля отно-шений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенес-ли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Под кинологией поведения понимается непринятый в данной культуре щи поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирова-ние всего организма. Они вызываются многими причинами — ут-ратой любимого, близкого человека, разводом и повторным бра-ком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствия-ми, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофа-ми и т.д.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу пережива-ний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситу-ация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибо зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситу-ация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физи-ческая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напря-женная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нор-мальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства люб-ви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, — дети чутко улавлива-ют даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родите-лей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издева-тельства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теп-лого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изме-нить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, вос-питывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесни-ков, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства — от младенчества до взрослости — психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ре-бенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные проце-дуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагопо-лучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уров-ни человеческого функционирования (личностный, межличност-ный, социальный, физиологический, психологический, сомати-ческий и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий повто-ряются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются деть-ми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, про-являющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличен-ном реагировании.
Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабли-вается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде пси-хических отклонений являются способом выживания [34, 56].
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого пси-хического состояния — психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлет-ворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, про-исходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных лич-ностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная — умень-шение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмо-циональная — снижение эмоционального тона при взаимоотно-шениях с окружающими; психическая — невозможность удовлетворения основных потребностей).
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без по-печения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и па-губное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.
Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психи-ческое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрос-лые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ре-бенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он на-блюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, под-ражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится за-воевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их цен-ности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного деть-ми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознатель-ная программа «наследия предков», заложенная в человеке семь-ей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чув-ства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].
Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се-мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невоспри-имчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со-циального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там на-ходятся их родители!
Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родите-лей, вызванное такой средой, но не их самих.
Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.
У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит на-силие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в даль-нейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношения-ми родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родите-ли которого занимают низкое социальное положение, не работа-ют, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в анти-санитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жи-знью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, вырос-ших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая само-оценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической под-держки должна строиться по принципу оказания помощи и под-держки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления — оказание помощи ребенку и изменение отноше-ний в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близ-кие люди — родители. Лучше всего ребенку жить со своими роди-телями. Никакие учреждения социально-педагогической поддерж-ки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гос-тиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов — сделать все, чтобы подготовить ребенка к само-стоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
Сегодня много говорят об открытии института приемных се-мей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребен-ка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок про-живает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и от-ношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвра-щение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью — самый хороший результат работы учреждений социаль-но-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смер-ти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для дости-жения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматичес-кой ситуацией у человека возникает переживание, которое по-казывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уве-ренности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий — очень болез-ненный момент, который трудно подкрепляется положительны-ми жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим челове-ком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открыти-ем. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он пове-рит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуман-ном мире, останется надолго инфантильной личностью.
Источник
05.11.2018
Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребёнка.
Влияние пьянства родителей на развитие личности ребенка
Одним из самых мощных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Это всегда тлетворно влияет на психофизическое развитие ребенка. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, возникает вообще отсутствие всякого воспитания, дети лишаются родителей, попадают в детские дома и т.д. Алкоголизация приводит к нарушению внутрисемейных отношений. Их деформация вызывает нарушение психологического климата семьи, создает внутри семьи психотравмирующую ситуацию.
Чаще всего из двух родителей пьющим является отец, хотя в последние годы женский алкоголизм становится все более частым явлением. Нередки случаи, когда оба родителя злоупотребляют алкоголем.
Установлено, что для алкоголизированных семей характерно недостаточное внимание к воспитанию ребенка чаще всего со стороны отца. А известно, что отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он играет роль модели при ранней идентификации. Невыполнение отцом своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.
Отрицательные черты характера родителей (вспыльчивость, неуравновешенность, непредсказуемость), наличие других вредных привычек чаще приводит к распаду семьи.
Появление в семье отчима нередко усугубляет сложность межличностных отношений, а рождение детей от нового брака влечет за собой полное «социальное сиротство» ребенка отца-алкоголика.
Психотравмирующая обстановка в семье предъявляет повышенные требования к нервно-психической сфере ребенка. Подобная обстановка вызывает у ребенка развитие различного рода неврозов. Детские неврозы – это психогенное расстройство, оно вызвано ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. У таких детей часто фиксируют склонность к агрессивному поведению, резкие перепады настроения, ночные страхи, головные боли, нарушение аппетита, головокружения и обмороки, понижена сопротивляемость детского организма, что приводит к частым заболеваниям. В таких семьях значительно снижена и социальная дееспособность детей. У них отмечается снижение работоспособности, пониженный уровень произвольного внимания, что в значительной мере становится причиной их неуспеваемости и низкого развития познавательных интересов. Алкоголизм приводит к снижению материального достатка семьи, ухудшению бытовых условий, недостаточному вниманию со стороны родителей к насущным проблемам личностного развития ребенка. Эти дети, как правило, безнадзорные, чаще недосыпают, больше времени проводят у телевизора, мало читают, не занимаются спортом.
Нередко встречается прямое культивирование патологических форм поведения – еще один механизм формирования уродливого характера. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так и должен вести себя настоящий мужчина. Подозрительные и чрезмерно осторожные родители могут сознательно развивать в своих детях такие свойства характера, которыми они сами обладают и которые ценят (родители награждают своих детей не только своими генами, но и формируют их нравственный и характерологический облик, причем с возрастом роль социальных воздействий всегда больше роли биологических факторов).
Большинство людей с уродливым характером получили его не по наследству, а потому, что родители сделали их такими. Ребенок – это почти воск, из него можно вылепить все, что угодно. Если же сам скульптор окажется ущербным, то его творение будет уродливым и жалким. Вот пример, не сходящий со страниц газет и журналов: «Родители — хронические алкоголики с асоциальным поведением. Единственный сын их без присмотра, порой голодный. Ему негде учить уроки, ночевать тоже не всегда есть где – родители выгоняют его из дома, чтобы не мешал их пьяной компании. Ребёнок всегда боится, стыдится своих родителей, стремится скрыть их асоциальное поведение от одноклассников. Растёт забитым, нерешительным, пугливым, несчастным, не может постоять за себя, ищет защиты у старших. Старается угодить своим потенциальным защитникам, выполняет их просьбы. Среди этих «друзей» появляются подростки с асоциальным поведением, заставляющие мальчика воровать. Тот не хочет этого делать, старается избежать, но ему не удается. Участвует в мелкой краже, попадает в милицию».
«Синдром избиваемого ребенка»
В последние десятилетия на страницах различных научных и научно-популярных изданий мелькает выражение «синдром избиваемого ребенка». Этот термин предложили детские врачи США, и он в разных вариациях довольно широко используется. Следствием хронического избиения ребенка является болезненная робость, тревожность, повышенная агрессивность, грубость. Все эти личностные реакции могут быть у кого угодно, но у жертв хронических избиений эти формы реагирования являются главными, тотальными, подобным образом ребенок ведет себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей. В наши дни цивилизованные люди, казалось бы, должны более доброжелательно относится друг к другу. Диккенсовские времена, когда порка детей была настолько обычным явлением, что без неё трудно представить жизнь детей и подростков той эпохи, уже прошли. Но все же и в 20 веке такой анахронизм сохраняется.
В «Литературной газете» №25 за 1977 год приведены данные об отношении к детям в разных государствах: ежегодно в Англии родители забивают насмерть примерно 700 детей, а ещё 4700 превращаются в физических калек. Страшные цифры. Если бы подобную статистику опубликовали во всех государствах, то результаты, наверное, были бы не менее ужасными.
Группа ученых изучила 22 семьи, в которых росли 33 подростка, периодически подвергавшихся избиению своими отцами и матерями. Условно эти семьи можно разделить на два типа. К первому типу можно отнести семьи, члены которых относились к своим детям так, как к ним когда-то относились их собственные родители. Супруги конфликтовали друг с другом, нередко дрались, объединяло их враждебное отношение к собственным детям, на которых они выплескивали свои переживания. Этот тип семьи обозначают как авторитарный.
Второй тип семьи – сверхпотакающий. Супруги отличаются поначалу слишком либеральным отношением к собственным детям. Детям не запрещали шалить, удовлетворяли всех их желания и капризы. В конце концов в подростковом возрасте дети выходили из повиновения, и тогда родители не выдерживали и в сердцах избивали детей.
Причины детского бродяжничества и наркомании
Обращают на себя внимание побеги детей с нарушениями влечений; дети уходят из дома (и соответственно из детского учреждения) без всякой внятной цели, сидят на чердаках голодные, грязные. Одни бегут из-за дурного отношения родителей, другие из-за жажды приключений (неистребимое желание бродить по улицам, разглядывать витрины магазинов, ходить в кино), третьи из-за нежелания учиться и т.п.
Чаще всего ведущим механизмом бродяжничества детей являются реакции протеста против несправедливого, по мнению подростка, отношения к нему со стороны старших или сверстников. В результате ребенок убегает из дома и из школы. Такие реакции протеста могут, закрепившись, часто повторяться уже в ответ на незначительные замечания, укоры, требования. Меняется и настроение таких детей: оно становится хмурым, недоброжелательным, капризным. У некоторых из таких детей и подростков развивается чрезмерная подозрительность, обостренное восприятие любой несправедливости, стремление везде видеть и фиксировать плохое отношение к себе, всеобщую несправедливость и пр. Так, под влиянием длительных психотравмирующих ситуаций и обостренного переживания реальных, а чаще мнимых, несправедливостей у таких подростков постепенно меняется характер, деформируется личность, они становятся трудными в общении. Не всегда таким детям удается помочь: из-за несвоевременного лечения, невозможности ликвидировать психотравмирующие условия в семье и школе, продолжающегося алкоголизма родителей и многих других причин. В таких случаях «трудное» поведение еще больше усиливается. Наступает глобальное изменение личности человека, во многих случаях уже необратимое.
Нелады в семье – вот причина озлобленности подростков, неспособности найти выход из положения, которое порой выглядит тупиковым, или безысходным, а это питательная почва для наркомании. Каждый приходит к наркомании своим собственным путем, но во всем этом проглядывает общая закономерность – семейная дезадаптация, имеющая множество вариантов. Схема тут примерно такая: неблагополучие в семье, отсюда безнадзорность или реакции протеста у подростка, он уходит м семьи, ищет на стороне авторитеты и образцы для подражания, потом наркомания. И почти всегда на пути неустроенного подростка оказывается торговец наркотиками, который пригревает несмышленыша, дает ему попробовать наркотик (обычно сначала бесплатно), потом требует за наркотик деньги. А где их достать? Начинаются воровство, проституция, бродяжничество, конфликты с законом.
Выделяют много механизмов патохарактерологического формирования личности: прямое культивирование, подражание, безнадзорность, синдром избиваемого ребенка, потворство и др. Многие наркоманы происходят из неблагополучных семей, которые ни в коем случае нельзя путать с неполными. Решающая роль в происхождении патохарактерологического формирования личности принадлежит воспитанию.
Дефекты воспитания, хроническая травматизация могут сломать характер любого ребенка. Однако чаще всего это происходит с теми детьми, в психике которых уже есть какие-то особенности: в таких случаях неправильное воспитание обнаруживает и резко заостряет скрытые черты характера, доводя их до гротескной формы. Поэтому у большинства людей с социально обусловленной деформацией личности имеются выраженные в той или иной степени признаки органического поражения центральной нервной системы. Последние могут сами по себе пройти (при лечении у специалистов) без всяких последствий, но если наслаиваются еще и социально обусловленные формы патологии, то смешение этих нарушений с большим трудом поддается лечению.
Механизмы закрепления неправильного поведения
С помощью каких механизмов закрепляется неправильное поведение? Таких механизмов несколько. Основные из них – реакция протеста и реакции подражания, но главное – на что они направлены и с каким знаком, положительным или отрицательным они протекают. Если ребенок или подросток подражает положительным образцам, если он берет пример с достойных людей, это одно. Для ребенка окружающий мир – это прежде всего его родители. А если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, если ребенок берет пример с циничных, жестоких и злых людей, разве что-нибудь, кроме вреда, это может принести? Подавляющее большинство людей с асоциальным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя (или просто оказались окруженными) не те объекты для подражания. В школе их учили одному, а им захотелось (иногда даже в знак протеста) подражать тем, кто поставил себя вне общества. «С кем поведешься, от того и наберешься» — эта старая народная мудрость верна во все времена.
Реакция протеста также может быть направлена и на зло, и на добро. Протест бывает активным и пассивным. Ребенка в семье обижают, он переживает это, перестает разговаривать в присутствии членов семьи. Он пассивно протестует против несправедливого к нему отношения. Это нормальная реакция, но ведь она может закрепиться, усилиться, генерализоваться, тогда ребенок будет вообще молчать в обществе людей хотя бы чем-то похожих на его обидчиков или вообще не имеющих никакого отношения, — подобная реакция будет уже ненормальной, требующей лечения. Бывают реакции активного протеста: дети убегают из дома, дерутся, портят веши, воруют. Некоторые из них, стремясь обратить на себя внимание и в то ж е время крыть свою несостоятельность, отвлечь внимание от своих реальных недостатков, ведут себя нарочито нахально, агрессивно. Психиатры наблюдали детей, которые в ответ на несправедливое замечание или порку сжигали вещи родителей, старались сделать им какую-нибудь пакость. Если реакции протеста не приводят к стойкому конфликту с окружением, не затуманивают глаза человеку, не лишают его здравомыслия, то они помогают личности отстоять себя, закрепить свою индивидуальность, защитить свое достоинство.
Воспитание ребенка – это процесс в высшей степени активный, но если родители и воспитатели не будут сознательно и решительно формировать в ребенке нужные для адекватной социальной адаптации свойства характера, то, став взрослыми, дети будут обречены на одиночество, непонимание, несчастливую жизнь.
Исследования последних лет показывали, что асоциальность родителей вызывает аналогичное состояние у детей. Обман, взятки, ложь, пьянство родителей накладывают неизгладимые черты на личность несовершеннолетних. Алкоголизм вызывает обеднение семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети становятся заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям; развивается мрачный, озлобленный, раздражительный характер, появляется агрессивность, постоянное чувство тревоги, как бы в защиту от всяких пьяных неожиданностей.
Асоциальное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, служит основной причиной их алкоголизации и аморального поведения. Наряду с негативными явлениями, характерными для неблагополучных семей, дети и подростки в них систематически подвергаются избиению. Их выгоняют из дома. Они вынуждены скитаться. Появилась новая значительная категория детей-изгоев, месяцами не имеющих постоянной крыши над головой.
С уважением педагог-психолог Досько Елена Александровна
Источник