Как видит мир ребенок в 1 год

Как видит мир ребенок в 1 год thumbnail

Договориться с ребенком такого возраста непросто. Однако возможно. Вы совершенно верно отметили, что ребенок, будто вас не слышит, когда вы говорите о времени. Для годовалого малыша абстрактное слово минутка ничего не значит. Мир годовалого ребенка — это мир под названием «здесь и сейчас». Малыш пока не в состоянии справляться с прошлым и с будущим, не в состоянии помнить свое вчера и планировать свое завтра. Его внимание поглощено реальными людьми и реальными вещами, как он их видит в данный настоящий момент.

Поэтому, когда вы просите ребенка немного подождать, лучше говорить о конкретных вещах. Например, лучше сказать: «Сейчас я поставлю кастрюлю на плиту и налью тебе сок». Если планируются какие-то промежуточные действия, например, что-то положить в кастрюлю, прежде чем ставить на плиту, то лучше комментировать по ходу совершения этих действий, вовлекая ребенка в разговор. Например: «Я беру кастрюлю, ставлю в раковину, наливаю воду, кладу в воду картошку… и пр.». Таким комментированием, направленным на ребенка, вы делаете его участником приготовления пищи. К тому же к некоторым действиям малыша можно привлечь не только на словах. Например: «Наливаю воду — иди, я тебе покажу!» Можно приподнять ребенка над раковиной и показать ему, как наливается вода. Если вы располагаете временем, можете попросить ребенка помочь сложить картошки в кастрюлю — малыш с удовольствием вам поможет.

Если ваш тон будет увлеченным, ребенку станет интересно происходящее прямо здесь и сейчас на кухне, он готов будет подождать, пока вы закончите, а может быть, и вовсе забудет о своей просьбе, если она не жизненно важна для него.

Теперь немного о возрастных особенностях годовалого малыша, как их описывает Пенелопа Лич.

Ребенку для его развития необходимо постоянно накапливать знания о мире. Делает это ребенок с опорой на доступные ему пять чувств. К году накоплен уже большой массив таких знаний. Ребенок способен различать знакомые предметы, даже если видит их под непривычным углом зрения. Например, он может узнать свою бутылочку, хотя ее ему протягивают донышком вперед и видит малыш только белый диск.

Малыш различает знакомые звуки: например, если за дверью разговаривает несколько человек, кроха может безошибочно определить, что это папа возвращается домой и здоровается с соседом, хотя папы еще не видно. У малыша хорошо развито осязание: стоит его руке прикоснуться к мягкому любимцу, и он, не открывая глаз, прижимает его к себе. Запах любимого блюда, доносящийся с кухни, разжигает его аппетит, а развившиеся у него вкусовые ощущения позволяют ему отличать одно блюдо от другого.

Тем не менее интерпретация мира годовалым ребенком не всегда точна. Мир непредсказуем, и ребенок еще легко обманывается и в людях, и в вещах, особенно если они появляются перед ним не такими, какими он привык их видеть. Например, у него есть четкое представление о вашей внешности, поэтому, увидев вас с новой прической или в купальной шапочке, он может вас не узнать. Более того, смесь знакомого и незнакомого могут вызвать в нем тревогу, выливающуюся в плач.

Еще один пример. Когда папа возвращается с работы, ребенок выходит его встречать вместе с вами. Он привык, что папа каждый раз появляется из-за угла и идет вам навстречу. И вот однажды папа приехал на такси, он уже стоит рядом, а ребенок по инерции продолжает напряженно всматриваться в конец улицы. Папа наклоняется, чтобы поцеловать его, и тут малыш начинает с удивлением переводить взгляд с папы на то место, откуда он должен был появиться, и опять на папу.

Таким образом, строя общение с годовалым ребенком, необходимо помнить, что его восприятие и мышление предельно конкретны и наглядны. Мир, рисуемый воображением, пока малышу не доступен, следовательно, понятие времени тоже.

Источник

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  • Прохождение по родовым путям  вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов:  припухшие веки и  покрасневшие глаза.
  • Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между  матерью и малышом.
  • Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но  его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  • Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что  глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  • Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  • Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

1. В первый месяц мир ребенка представляется просто большим серым пятном. Хоть зрение у новорожденных в 1 месяц и не отличается четкостью, это не означает, что они не слышат или не могут воспринимать запахи родных.

2. Через месяц ребенок уже может различать силуэт мамы.

3. В 2 месяца ребенок начинает видеть, хоть и размыто, отдаленные предметы.

4. Как видите, лицо мамы в 3 месяца малыш видит достаточно четко.

Читайте также:  Гипертонус мышц у ребенка 1 год

Новорожденные малыши начинают отчетливо различать черты лица матери начиная с 3 месяцев. Это объясняется тем, что этот период времени у крошек происходит настройка бинокулярного зрения. Это означает, что ребенок постепенно начинает видеть обоими глазами одновременно и синхронно. Чтобы быстрее научить его распознавать внешность мамы или папы, рекомендуется как можно чаще менять мимику, улыбаться и разговаривать, глядя на него.

5. В 4 месяца мир начинает окрашиваться. Отдаленные предметы становятся все менее размытыми. Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

6. 5 месяцев. Картинка все четче.

7. В 6 месяцев отдаленные предметы уже не кажутся такими размытыми. К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

8. В 7 месяцев цвета становятся более яркими.

9. 8 месяцев. К 8 месяцам глаза младенца обретают свой постоянный цвет. В этом возрасте острота и глубина зрения ребенка почти такие же, как у взрослого человека. Малыш уже различает неяркие, пастельные тона. В период 8–12 месяцев он уверенно воспринимает предмет не только в целом, но и по частям.  Малыш начинает активно искать вещи, которые внезапно исчезают из его поля зрения, поскольку понимает, что предмет не перестал существовать, а просто спрятан. К году ребенок легко координирует движения глаз с движениями тела.

10. 9 месяцев.

11. 10 месяцев. Ребенок видит достаточно четко.

12. 11 месяцев.

13. 12 месяцев.

  • В этом возрасте много радости и пользы для развития зрения приносит игра в мыльные пузыри. Начинающий ходить малыш радостно разглядывает парящие в воздухе разноцветные шары.
  • Ребенок любит играть в ванной, наливая и выливая воду из предметов. Так малыш развивает координацию движений рук под контролем зрения. А «на суше» для этой цели подойдут занятия с пирамидкой.
  • Очень увлекательна игра в «повторялки»: пусть малыш копирует ваши жесты и мимику.
  • Продемонстрируйте, как можно выкладывать в линию кубики одного цвета, предложите ребенку сделать то же самое, при необходимости помогая ему. К 12 месяцам малыши, как правило, спокойно справляются с этим заданием.

    Источник

    На чтение 9 мин.

    В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша. В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение. Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.

    Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.

    Развитие психики малыша в 1 год – информация для родителей

    Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.

    Что такое психика – определение

    Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год

    Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить. Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки. Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.

    Читайте также:  Сделать коллаж для ребенка 1 год

    ☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝

    Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей. Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления. Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.

    Любовь и внимание родителей – самое важное для ребенка

    Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.

    Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

    Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.

    Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

    Стадии развития психики у детей

    Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна. Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым. Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

    • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
    • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

    Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

    Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

    Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.

    Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.

    Восприятие и совершенствование мышления

    Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.

    В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

    Как происходит развитие психических качеств

    В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

    Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

    Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

    Развитие речи годовалого ребенка

    ?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?

    С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной  речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет. За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.

    Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет

    Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.

    Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.

    Читайте также:  Фруктоза для ребенка 1 год

    ?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.

    Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна. Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи. В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.

    Чтение – способ развития психики

    Особенности развития психики малыша

    В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

    • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
    • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
    • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
    • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

    Основа воспитания годовалого малыша – понимание

    Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

    Общение с ребенком должно быть ежедневным

    Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

    При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
    Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается. Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

    Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

    Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

    О важности психологического контакта

    Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.

    В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

    Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.

    Кризис 1-го года длится недолго

    Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

    Это проявляется в:

    • обидчивости;
    • противоречивом поведении;
    • стремлении к самостоятельности;
    • в упрямстве и непослушании.

    Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

    Источник