Как вести себя в песочнице с ребенком 1 года

Как вести себя в песочнице с ребенком 1 года thumbnail

Может мне сюда и рано еще, нов се-таки спрошу.
Моей девице 1 год и 2 мес. Мы уже вылезли из коляски, шлепаем своими ножками, обзавелись ведром с совком и формочками и вышли на общую детскую площадку.
И тут я начинаю понимать, что что-то меня не устраивает в этой системе «песочницы». Может быть это моя психология срабатывает (я имею в виду ужен оценку ситуации) но я, кажеится, не знаю, как МНЕ себя вести.

Ситуация:
Настька выходит в песочницу со своими игрушками. Набегают чужие дети, старшее ее обычно на год-три, берут без спроса ее игрушки, моментально все растаскивая, нажимают все кнопки на ее велосипеде и чуть на нем не уезжают, и разбегаются. Некоторые еще могут отпихивать ее от ее же игрушек.
Я смотрю, мой ребенок нарпягается. Ей еще не понятна система «отстоим свое», и она просто расстраивается, старается забрать свои совки и ведра, а так как она почти совсем не говорит еще, то ее не понимают и , конечно, ничего не отдают. После чего, если я не вмешаюсь, ребенок может впасть в тихую истерику (уткнется мне в юбку и не оторвешь потом или просто плачет)
Понимаете, я не знаю как себя вести по отношению к этим детям.
Пока я, конечно, стараюсь отстаивать интересы ребенка в мягкой форме, прошу у детей ее игрушки (мягко очень) или переключаю ее на что-то другое и т.п. Но ведь чаще бывают экстремальные случаи, когда дети на меня, взрослую, не реагируют, а надавить на них я как-то себя вправе не считаю, если рядом их мать. Но матери обычно сидят и читают книжки.
И вот я все больше замечаю. что если раньше моя Настька хотела играть с другими детьми и не боялась их, то теперь вроде как пугается, робеет. Не хочет выходить на контакт.
На всякий случай отдает мне игрушки, если кто-то к ним тянется.:))) мол у мамы целее будет. При этом она никогда сама не берет чужого, только если я разрешу.

Я не знаю, как нме себя вести-то? Вроде на детей-то кидаться — тоже бред полный, я вообще не считаю, что игрушки это то, что надо делить. В песочнице все равны. Но все-таки мне неприятно, что детей не приучают просить разрешения. Только одна девочка у нас однажды спросила «можно?»
В итоге мы лучше гуляем на пустых площадках, а не там, где много детей. А нам в ясли в 2 года идти желательно. Но если там вот так, забьют мою Настьку!:((((((

27.06.2004 06:30:58, масяня+Настя

12 комментариев

1) поищите другую площадку
2) поиграйте в куклы, разыграйте ситуации, когда одна кукла забирает у другой игрушку — как ведет себя обиженная? Моя дочка, правда, на год старше, именно в этой игре научилась (и стала-таки применять на практике!) фразе «Отдай, сейчас я играю». И забирает сама, если не отдают.
28.06.2004 16:04:25, Айви

Я искала песочницу, где мамаши относились к этому вопросу примерно одинаково, т.е. следили, чтобы их чадо не забирало чужие игрушки, или взамен отобранной предложили что-нибудь. Но моя дочка не пыталась отобрать свои игрушки, а только неуверенно шагала вслед обидчику. Я либо отвлекала ее, либо пыталась вернуть нашу игрушку в обмен на что-нибудь.
28.06.2004 14:38:03, starka

Согласна с Медвеженком, Вы все это перерастете.Чуть позже Ваша малышка будет брать чужие игрушки и не давать свои, а еще чуть позже (года в 4)Вы будете недоумевать «А где же мамашка этого малыша, который вцепился в вашу игрушку, а Вашей дочке и поиграть нечем и взять ее(эту игрушку) неудобно». У нас эта проблема решалась просто:
1. Пакет игрушек для песка (без всяких наворотов, обычный пластик)для ОБЩЕГО пользования.
2.Мама, сидящая рядом в песочнице и развлекающая ВСЕХ детей, вне зависимости от возраста.
Удачи Вам в этом непростом деле.
28.06.2004 13:05:04, Pusya

Не обижайтесь, но немного смешно что вы так трагично все воспринимаете. Вы просто маленькие еще, к 2 годам вы будете как раз наоборот, агрессорами, и будете брать игрушки годовасиков.
Как себя веcти? Я бы смотрела по ребенку. По моему нет ничего нелепее ситуации когда мамы на равных начинают делить игрушки, отстаивать их у других детей… Ну лично я считаю что дети должны разбираться сами. Если ваша дочка плачет гуляйте пока без детей или с такими же по возрасту. Не берите во двор особо дорогие сердцу игрушки.
Перерастете вы все это, удачи!
28.06.2004 08:36:39, Медвеженок

Ващей девочке всего 1.2 года, она еще такая маленькая!
Моей дочке 1.7. У нас так сложилось: Стараюсь выбрать песочницу, где возраст детей не намного больше нашего, до 2 лет. 2-3-летки все практически «жадины» :), не прочь взять чужие игрушки, а свои не дают. Дети постарше, 4-5 лет, уже строят сложные конструкции и обижаются, если малыш что-то сломает, а это неизбежно, ломать — не строить 🙂 Девочка у меня общительная и любознательная, на месте не сидит. Одной лопатки с ведром ей мало. Мы выносим пакет игрушек, высыпаем их для общего пользования. Что дает нам моральное право самим взять чужие игрушки. Чужие ведь гораздо интереснее 🙂 Хорошо, если в песочнице уже есть пара-тройка малышей со своими игрушками, тогда они начинают делиться, меняются мирно. Все берут то, что «плохо лежит», а из рук выхватывать нельзя. Меняться моя Лена научилась буквально несколько дней назад, пыталась вытянуть у кого-то из руки лопатку, и ей показали, что надо дать что-то взамен. Так она вот что придумала: вчера подошла к мальчику, вокруг которого была куча игрушек, взяла две, мальчик только начал возмущаться, как она отдала ему одну, а с другой пошла играть 🙂 Мальчик остался с чувством легкого недоумения, в чем же подвох 🙂
До последнего времени я сидела вместе с ней в песочнице, лепила куличи. Заодно и контролировала общение с другими детьми, чтобы никто никого не обидел, лопаткой не задел, песка на голову не насыпал. У нас все мамы детишек до двух лет наблюдают за детьми. Если мама сидит на скамейке, я считаю, я имею полное право сделать замечание ребенку, если его поведение касается моего ребенка. Тем более что мои куличи все дети наперегонки ломают 🙂 Так же и не обижусь, если кто-то из мам заметит, что моя красавица песка в рот напихала или еще что-то.
Из всей этой длинной тирады хочу сделать один вывод: не позволяйте никому обижать вашего ребенка. Она должна чувствовать себя в безопасности!
27.06.2004 15:39:58, Юксаре

Вполне согласна со всем вышесказанным. Подписываюсь практически под каждым словом 🙂
Хочу еще добавить, что во-первых, на одной и той же площадке обычно собирается примерно одни и те же дети. Есть площадки более подходящие для совсем малышей, где старшим детям не интересно. Там и удобнее гулять с мелкими.
Во-вторых, существует некая довольно стабильная периодичность заполнения площадок детьми разного возраста. К примеру, с утра многие старшие дети в садиках-школах, поэтому на площадке больше малышей. Потом малыши расходятся спать, площадку занимают дети постарше, потом и они уходят спать и там уже подростки и дети страше 4-5 лет. Где-то после 16 появляются первые годовалые, после 17-18 — дети старше 3х (после садика), с 18 по 20 площадка битком, потом начинают все расходиться и после 21 уже на площадке только подростки. Это я к примеру для нашей любимой площадки, на каждой площадке могут быть свои особенности.
30.06.2004 22:06:42, Наташа Р

«…я вообще не считаю, что игрушки это то, что надо делить…»
И напрасно:)
Игрушки, как и все остальное, любят, когда разложены по полочкам: «мое», «чужое», «общее».
Так вот, в песочнице все равны только по отношению к пользованию общими игрушками.
Следовательно, необходимо создать «котел общих игрушек».
А вот «моя игрушка» — это личная неприкосновенная вещь, пока ребенок сам не захочет ею поделиться с другим.
То же относится и к чужой игрушке.
Так что, организуйте пакетик игрушек, которая дочка принесет для общей игры:)
Желательно, о том же договориться с другими мамами:)
Тогда сразу станет ясно, где чье:)
27.06.2004 09:06:01, Элла Прокофьева

Гуляя с сыном на площадке я поняла, что любой матери просто необходимо
быть ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ и деликатным дипломатом, умеющим любую ситуацию показать с
хорошей стороны и умеющим же во всем найти что — то смешное, веселое. Проиграть
это, объяснить…И для других детей тоже. Суметь построить отношения своего
малыша с другими, незаметно направлять эти отношения…Уф, как это трудно! =) Я в такой ситуации как у вас просто говорю детям (мягко и доброжелательно) «Почему ты взял без разрешения чужую игрушку? Ведь это его (сына) вещь. Попроси у него.» И когда Егорка протягивает игрушку сам, временное расставание с ней проходит гораздо спокойнее.
Еще как вариант — предложить обменяться. Т.е. если кто-то что-то берет у вас, то пусть взамен даст что-то свое. По моему, это честно.
Я считаю, что пока ваша малышка такая маленькая (как и мой — год и четыре), вам самой надо…ммм…конролировать (в пределах разумного, ессно) процесс ее общения с детьми. И наоборот (общение детей с ней). И, конечно, не брать кучу игрушек, раз вы достаточно трепетно к ним относитесь (в чем вас понимаю, т.к. каждую вещь своему ребенку выбираю тщательно и с любовью =). И, имхо, не стоит стесняться делать замечания чужим детям (тем более старшим), когда что-то в их поведении касается вас и вашего ребенка, и вас не устраивает.
27.06.2004 08:10:58, LaLin

У нас сложилась интересная ситуация. Народ гуляет компаниями (народу с детьми много). В компании дети более-менее близкого возраста и с родителями с более-менее сходной «линией поведения». Скажем, компания, где родителя (бабушки) не сидят с книжками, а участвуют в «процессе», гуляет приблизительно с 9:30 до 12. Около 12 выходят мамочки, кидающие детей в песочницу, и сидящие сами на лавочках с пивом. Площадок близко тоже много. Нередко на каждой площадке тоже свой контигент. Подходящую компанию нашла не сразу. Гулять на площадках во второй половине дня оказалось не очень удачным вариантом — много детей школьного возраста (правда, в каникулы они и утром гуляют, но каникулы — это отдельная статья). Мамочки «с пивом» раньше 12 дня редко выползают. Гуляю на площадках утром. А во второй половине дня — с велосипедом на набережную (ну, или еще куда, где можно ехать). Сейчас, конечно, компанию подобрать сложно — многие на дачах. Но к осени уже, наверное, большинство вернутся. В любой компании в песочнице соблюдался принцип — все игрушки вываливаются, каждый берет, что хочет. Мамы вмешиваются только в случае конфликтов.
В принципе, не надо стесняться обращаться к мамам, сидящим с книжками (если ребенок не отдает вам вашу игрушку). Большинство нормально реагируют — вмешиваются в конфликт.
Дочка у Вас еще маленькая, чтобы постоять за себя. Постепенно научится. У моей подобные проблемы возникли около 2 лет — она боялась, что заберут ее игрушки, отдавала мне или держала все в руках, прижав к себе. В садике научилась. В яслях и садике схема в песочнице (мама сидит с книжкой, ребенок делает, что хочет, берет, что хочет, в случае конфликта мама — надежный тыл) не работает. Поскольку в песочнице у всех детей своя мама (бабушка), а в садике — один воспитатель, для которого все дети более-менее равны. С нормальными воспитателями особых проблем, мне кажется, быть не должно.
27.06.2004 08:07:10, Штуша

Один из вариантов — не выходить с кучеи игрушек одновременно. Взять одну, максимим две. Тогда ребёнок будет за нее держаться, а дети будут не забирать ее, а как бы играть еи вместье с Вашим ребёнком(!! цель ) Если будут забирать — вежливо забираите обратно, так как она совершенно очевидно, что единственную игрушку у малкыша забирать нельзя. Другои вариант — нести много игрушек «на всех» и выступать в роли массовика-затеиника ненавязчиво отстаивая интересы своего ребёнка. Но для малышки скорее лучше первыи.
————————————————————————
27.06.2004 07:14:12, irina.

Мы наоборот набирали и набираем десятками. Дети вокруг нас кооперируются, на всех хватает. И сын быстро привык делится игрушками, ими обмениваться и т.п. А так как они его, он же себя хозяином положения чувствует, не переживает.
28.06.2004 11:07:44, ABDDavidoff

Источник

Этикет в песочнице. Советы ульяновского психолога мамам малышей

Казалось бы, что может быть проще, чем спокойно наблюдать, как ваш кроха играет в песочнице. Но нередко именно на детской площадке разыгрываются настоящие драмы, участниками которых становятся и сами мамы, и их дети. Причин для конфликтов тут масса: отобранные или сломанные игрушки, потерянные сандалии, «малышковые» драки…

Как правильно вести себя во время прогулки с крохой, чтобы не стать жертвой таких вот «песочных» скандалов? Прежде всего, уважать других «постояльцев» песочницы и соблюдать несколько негласно принятых правил.

Начнем с того, что придя на детскую площадку, вы должны быть готовы к тому, что другие дети будут брать игрушки вашего малыша. Поэтому не выносите во двор хрупкие и очень дорогие вещи. При этом зачастую в песочнице действует правило: если другой малыш забрал, например, машинку вашего сына, и ребенок не возражает, то родители так же не должны проявлять недовольство.

«В то же время нужно уважать право своего малыша на чувство собственности в отношении его игрушек. Если он не хочет отдавать машинку другому мальчику, то вы можете попытаться его уговорить,  то есть предложить ему отдать игрушку, а взамен взять мячик другого ребенка, но окончательное решение здесь за вашим крохой.  В любом случае, силой отнимать у него игрушки не стоит», — советует детский психолог Анастасия Миллер.

Также мамочки должны следить за тем, чтобы взятые их малышами чужие совочки и ведерки «возвращались» на место. Крайне неприлично просто бросать на площадке чужую машинку. Когда малыш потерял к ней интерес, ее нужно вернуть законному владельцу и не забыть сказать «Спасибо».

При этом, если формочки для песка и другая «мелочевка» во время игры в песочнице  условно считаются общими, и детки легко меняются «инвентарем», то вот просить «напрокат» чужие самокаты и велосипеды не принято.

Также считается не культурным приходить на площадку без игрушек. Даже если ваш ребенок с восторгом играет чужими  совочками, свои взять все равно необходимо, хотя бы для того, чтобы предложить их малышу, у которого заберет игрушки ваш кроха.  

На детской площадке не принято надолго оставлять ребенка на попечение других мамочек. Вы, конечно, можете попросить их присмотреть несколько минут за крохой, пока вы  зайдете домой или добежите до ближайшего магазина, но злоупотреблять чужой добротой не стоит.

Не желательно на глазах у всех остальных детей угощать своего ребенка конфетами или мороженным. Другие малыши также захотят лакомство и начнут просить у родителей эскимо. Это может создать другим мамочкам массу проблем: у кого-то нет с собой денег на мороженное или ребенку нельзя сладости из-за больного горла, аллергии, диатеза… По этим же причинам не стоит предлагать сладости чужим деткам.

В том случае, когда ваш ребенок начал проявлять агрессию по отношению к другим малышам или стал устраивать фонтаны из песка, необходимо приструнить шалуна, и объяснить ему, что он ведет себя некрасиво. Если ребенок не угомониться, то Вам лучше покинуть песочницу.

И, конечно же, во время прогулок с ребенком не стоит употреблять «крепкие выражения», выкидывать мусор на территории детской площадки или просто громко обсуждать по телефону личные вопросы…

«Если избежать конфликта не удалось, то не стоит делать замечания чужим деткам, их мамам или бабушкам. Помните, вы воспитываете своего ребенка, и никто не давал вам права воспитывать чужих детей и уж тем более их родителей. Поэтому, если начался конфликт или вы видите, что поведение чужого ребенка становится опасным для вашего крохи, то лучше всего взять своего ребенка и просто уйти. При этом объясните сыну или дочери, что произошло, допустим: «Ваня ударил тебя совочком, он поступил нехорошо, воспитанные детки так себя не ведут, мы лучше вместо того, чтобы с ним играть, сходим, покатаемся на качелях. Причем все это нужно говорить тихо, а не демонстративно громко,  ваша задача не пристыдить другую маму и ее ребенка, а разъяснить своему малышу, что же произошло», — объяснила Анастасия Миллер.  

Читайте также:  Костюмчик для ребенка 1 год связать

И самое главное, если вы отправляете  гулять с ребенком папу, то обязательно приклейте на свои игрушки стикеры или другие метки. В противном случае, ваш супруг может вернуться с прогулки с ребенком с чужими совочками и машинками, при этом растеряв половину игрушек своего малыша. 

Фото: vk.com, amorez.com

Источник

«Как вести себя в песочнице, когда моя дочка отбирает чужие игрушки?  Надо ли  делать акцент на том, что это чужое! А так как она у меня эмоциональная, то ор стоит жуткий ,когда я ей не разрешаю брать чужое. Меняться не хочет, хочет именно ту игрушку, которая у малыша…»[/i]

Знакомая картина, и знакомый вопрос, вот только ответ на него не так то и прост, поскольку песочница это первый опыт общения с детками разных возрастов. И каким он будет, напрямую зависит от мамы, поскольку именно мама на своём примере формирует у малыша модель взаимодействия с остальными детьми! Как это сделать, какие приёмы и методы использовать, на эти и другие вопросы я попытаюсь ответить! Для начала я предлагаю разобраться с понятием дружбы.

Наверное, редко кто задает себе вопрос, зачем нужны друзья нашему малышу. Мы даже не сомневаемся в том, что дружба – штука необходимая и очень важная. Все верно. Но далеко не все родители знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе, мы должны принять самое что ни на есть активное участие.

Малышей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым.

Интересно, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения. Давайте поможем нашим малышам правильно строить свои отношения с другими ребятишками и с самого раннего возраста преподнесем им уроки дружбы.

Да, именно на детских площадках самых обычных дворов приобретают наши малыши и малышки первый опыт межличностного общения. Попробуй-ка тут, покомандуй, как дома! А во дворе на первое место выходят суровые законы жизни. Ну, не такие уж и суровые, если разобраться. Но совком по голове вполне можно схлопотать… И даже если вы не очень любите гулять у детской песочницы и слушать разговоры других мамочек «за жизнь», время от времени это просто необходимо делать ради малыша. На самом деле, вопреки сложившемуся стереотипу, песочная прогулка для мамы — это не время отдыха, а серьезная работа, закладывающая основы большому количеству довольно глубоких моментов. Вот так вот…

Вполне возможно, что вам удастся отыскать мам-единомышленниц, с которыми будет очень интересно обсуждать перспективы развития детской дружбы. Но даже если нет, направьте свою энергию на совместные игры со своим и соседскими ребятишками. Наука игры со сверстниками – важный и полезный навык, который вы таким образом сможете привить своему ребенку.

Вот несколько простых правил знание, которых поможет облегчить процесс игры в песочнице:

Все, что в песочнице — ОБЩЕЕ! Там нет своих и чужих игрушек. Ребенку это не понятно!

1. Ваш ребенок НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН!

а) он не должен делиться

б) он может брать чужое

В) все принесенные в песочницу игрушки — мамины! Ваш ребенок и все остальные в силу своего возраста не могут быть собственниками чего-либо.

2. ВСЕ ПЕСОЧНЫЕ КОНФЛИКТЫ разруливает МАМА!!!! Вы закладываете (обучаете) модель ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с остальными. Ребенок учится ТОЛЬКО НА ВАШЕМ ПРИМЕРЕ!

Поэтому в песочнице:

а. Для вас нет слово «неудобно» или «неловко» перед другими за поведение своего малыша.

б. Вы активный участник процесса. Не ребенок, а вы просите поиграть и передаете своему лопатку, формочку и т.п. Если хотят что-то забрать у вашего ребенка, сразу же подходите и твердо произносите: «Это — МОЯ лопата (формочка и тп.)» и решаете САМИ делиться или нет.

Но при этом нужно помнить, что вплоть до 2,5-3 лет ребенок не отделяет себя от той вещи, которая находится у него в руке. Она является продолжением его. Поэтому если вы примете решение не в пользу своего ребенка, то готовьтесь к протесту. Малыш воспримет ваш жест, как будто оторвали часть его. Разумеется, ему больно. Собственно отсюда и ор в песочнице. Вы бы тоже орали, если бы по психологическим ощущениям чувствовали, что у вас оторвали часть руки.

Можно пробовать учить меняться. Сейчас вашему малышу это тоже непонятно по вышеуказанной причине. И опять же меняетесь ВЫ! На этот случай у меня была личная лопата (а если честно, то еще один песочный арсенал), которым я на глазах у сына менялась. А он глядя на меня учился.

3. В песочнице вы для ребенка Брестская крепость, воплощение защиты и полного понимания. Малыш должен твердо знать, что в любую минуту можно укрыться за вас и «отстреляться» от «вражеской атаки». Тогда, несмотря на общий ор, ваш малыш будет в песочных войнах сохранять эмоциональную стабильность.

На первый взгляд всё перечисленное выше может смутить но, прежде всего, нужно немного представлять себе особенности развития детских взаимоотношений. Так, малыши до двух-трех лет, как правило, не умеют самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Их очень интересуют другие дети, им нравится за ними наблюдать, рассматривать их, комментировать их действия, трогать руками. Они с удовольствием играют рядом с другими малышами. Рядом, но не вместе. В этом возрасте только взрослый может попытаться вовлечь малышей в какую-то общую игру. И при некоторых усилиях вполне можно организовать совместное строительство песчаного домика, игру в мячик, или «кошки-мышки» и прочие «бегалки» и «ловишки». 

Вообще, наблюдать за играющими крохами – одно удовольствие. И уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно заметить некоторые особенности поведения того или иного малыша. Вот этот карапуз – душа компании, он словно магнитом притягивает к себе ребятишек, и они с удовольствием поддерживают начатую им игру. А вот тот тихоня сосредоточенно лепит куличики в сторонке, поглядывая исподлобья на компанию.  Повзрослевшие малыши играть вместе могут. Но у них не всегда это получается. Вот две девчушки «кормят» куклу и укачивают ее в детской коляске. А уже через 5 минут обе пронзительно кричат и тянут несчастную «дочку» в разные стороны. Нужно ли вмешиваться родителям? В этой ситуации – да. Но не с криками: «А ну, прекратите сейчас же! Ира, отдай куклу Насте! Вы что, не можете играть нормально?!» Ну, и в таком духе. Не нужно «выяснять отношения» и разбираться кто начал первый, кто прав и кто виноват. Лучше подойдите к девочкам, присядьте рядышком и пожурите драчуний: «Вот, какая у вас хорошая доченька. Как ее зовут? Маша? Посмотрите, она же плачет. Ей больно, когда ее тянут за волосики. Давайте сначала Ирочка будет ее мамой, а ты, Настя, будешь доктором. И Ира приведет к тебе дочку лечиться. А потом мамой будет Настенька…» Дальше можно немного поиграть с девочками, направляя игру в нужное русло. Подобным образом можно урегулировать практически любой детский конфликт, давая детям понять, что удобный для всех выход найдется всегда. А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы. Даже если кто-то из малышей толкнул и ударил другого. Крик, шлепки и прочие «воспитательные» меры родителей лишь утвердят детей во мнении, что сила – главное оружие для выяснения отношений. Не нужно выяснять, почему Саша толкнул Дашу или засыпал ей глаза песком. Может быть, он это сделал случайно, а мы накинемся на него с обвинениями. Лучше присесть возле Саши, обнять его и рассказать спокойно и дружелюбно о том, что песок в глазах – это больно и неприятно. «Обидел ты Дашу, она плачет. Не нужно обижать других деток. Разве тебе будет приятно, если Даша точно так же поступит с тобой? Она первая тебя толкнула? Может, она сделала это случайно? Ты думаешь, что специально? Тогда нужно было просто попросить ее, чтобы она не толкалась, а не сыпать песок. Посмотри, какая она хорошая девочка! У нее такие красивые волосики, бантик… Давай извинимся перед ней, скажем: Даша, не обижайся, Саша постарается так больше не делать. Дадим Даше поиграть твоим самосвалом?» С эмоциональными и задиристыми ребятишками нужно проводить время от времени подобные беседы, учить их понимать чувства других детей, показывать, как решать конфликты без применения силы. Часто малыши обижают друг дружку еще и потому, что, в силу возраста, просто не понимают, что причиняют другому боль. И наша задача все это им объяснить.

Читайте также:  Питание ребенка в 1 год гербер

Но, не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев, малыши неплохо с этим справляются. А приобретенный таким образом опыт по истине бесценен. Позже можно обсудить с ребенком причину конфликта, подумать, правильно ли малыш поступил, похвалить маленького дипломата за верное решение.

Учимся знакомиться

Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ваш кроха подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: «Девочка, тебя как зовут? Аня? А меня Маша. Это что у тебя, кукла? А у меня смотри, какой заинька есть! Давай поиграем, как будто они поехали на море…» Все, знакомство состоялось, игра завязалась. А есть ребятишки, которые в силу природной застенчивости стесняются подойти к играющим малышам и предложить дружбу.

Чаще всего, это связано с особенностями психики того или иного ребенка. Все люди делятся на экстравертов и интровертов. Понятно, что в чистом виде эти два психотипа встречаются редко, но многие черты прослеживаются у каждого из нас уже с раннего детства. Малыш-экстраверт черпает информацию об окружающем мире от других людей, общение стоит у него на первом месте. Как правило, он не любит одиночества и в большинстве случаев предпочтет коллективную игру индивидуальной. Ребенок-интроверт наоборот больше любит проводить время в гордом одиночестве, играть самостоятельно., а информацию об окружающем получает из своих собственных ощущений и переживаний. У открытого экстраверта обычно не бывает проблем с общением, он сам ищет возможности завязать новое знакомство. Зато ему непросто занять себя самостоятельно. А вот если у вашего малыша прослеживаются черты интроверта, имеет смысл приложить некоторые усилия и помочь крохе научиться знакомиться, общаться, дружить. Одним словом, помочь ему стать более коммуникабельным.

Сделать это можно многими способами. Прежде всего, вам помогут любимые игрушки малыша. Поиграйте с крохой в игру «Знакомство». Пусть, как будто, зайка (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните крохе, что предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с «тем, кто сидел в пруду».

Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покататься вместе? При помощи игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, подкорректировать некоторые сложности в его поведении. Подобные ролевые игры объяснят крохе все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

            Всё это радужно и замечательно, но не стоит исключать и ситуации когда, конфликт на лицо и здесь главное правильно себя повести, что бы как можно быстрее сгладить неприятные ощущения, и вернуть улыбку своему обожаемому крохе:

Первое. Если у вас есть физическая возможность, возьмите малыша на руки и «изымите» его из зоны конфликта. Обоснование тут простое: пока ребенок видит желанный предмет или сверстника, с которым только что сцепился, — он не услышит ничего и никого.

Второе. Помните, что в тот момент, когда ваш малыш плачет, кричит или просто сильно расстроен — он не воспринимает ничего и никого. Любые, даже самые правильные ваши слова не достигнут цели. Воспитывать дитя надо в «нейтральное время», когда буря чувств улеглась.

Поэтому все, что нужно в конфликтный момент — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом с ним и вы его не отвергаете.

Третье: постарайтесь не думать о том, как сейчас на вас смотрят другие родители и что они думают о результатах вашего воспитания. Сосредоточьтесь на своем малыше. Ему важно услышать от вас правильные слова.

Не надо говорить ему: «Ты плохой мальчик (девочка)! Мама тебя не любит!» Да, к сожалению, это классика жанра, такое и сейчас еще можно услышать на детской площадке, правда, чаще все же из уст пожилых людей — бабушек или нянь.

С возрастом постепенно приходит понимание, что надо разделять проступок и того, кто его совершил. Поэтому скажите ребенку (максимум): «Ты плохо сделал» или «Как же ты, такая хорошая девочка и так нехорошо сделала». Помните также, что ребенок еще только-только осваивает социальные нормы, то есть только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И наконец, четвертое: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение. Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное — почему это произошло. Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось нехорошо. Видишь, Даша плачет. Давай теперь пойдем, ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. (Обычно бывает так, что ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.) И еще раз — не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите — он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Делая вывод, следует сказать о том, что песочница (и шире — детская площадка) — незаменимое для городского ребенка и его мамы место, где можно на мир посмотреть и себя показать. И она вам и вашему карапузу по-настоящему нужна. И вот тому несколько причин:

1.      Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться». В этих понятиях — залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг, на это требуется время — от нескольких недель до нескольких месяцев.

2.     

Песочница развивает социальный интеллект ребенка.

3.     

Песочница — клуб общения для мам. Маме маленького ребенка очень важно в течение дня общаться с другими взрослыми людьми, желательно имеющими сходные проблемы. Известно, что русская психотерапия — это общение с друзьями. Возможность поделиться какими-то мыслями или просто переброситься парой слов.

Всё в ваших руках, и мне очень нравиться фраза, «Чтобы сделать своих детей хорошими, нужно сделать их счастливыми…»

Перинатальный психолог Гаврилюк Елена

Источник