Как ведет себя ребенок в больнице 2 года
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник
По закону, родители или кто-то из близких имеют право круглосуточно находиться рядом с малышом, лежащим в больнице. Но это в идеале. На деле чаще бывает, что госпитализированный ребенок остается один в незнакомом и не всегда приветливом больничном мире. И возвращается оттуда с вылеченным телом и… раненой душой. Как же ему помочь прийти в себя?
28 июля 2020·Текст:
Людмила Привизенцева
Причин, по которым маленький пациент остается в стационаре без мамы или папы, достаточно. Помимо негибкости врачей и несовершенства наших законов, которые позволяют разные трактовки (а времени на доказательства своей правоты, как правило, нет), есть еще и чисто семейные обстоятельства. Например, в семье растет еще один ребенок, и его не с кем оставить, или младший — грудничок, которого мама кормит грудью. Папу под угрозой увольнения могут не отпустить с работы, бабушка с дедушкой нередко живут в другом городе, либо просто не горят желанием помочь. Так или иначе, но если в вашей семье возникла ситуация, когда ребенок должен остаться в стационаре один, имейте в виду, что бесследно для него этот опыт не проходит никогда. Даже для самых крепких из детей это — испытание.
Неважно, сколько времени ребенок провел в стационаре — несколько дней или пару недель, он все равно пережил стресс. И вернувшись домой, скорее всего «удивит» родителей непривычным поведением. Метаморфозы могут быть разными, слишком явными или едва заметными, но ни одну из них нельзя оставлять без внимания.
Что вызывает стресс?
Ребенок, которого положили в больницу, даже самую замечательную, оказывается в чрезвычайных условиях, а именно:
Лишается привычных условий жизни, что очень травмирует маленьких консерваторов, которыми являются почти все дети, плохо засыпающие не в своей кроватке или отказывающиеся есть чужой ложкой;
Осваивает новый режим дня — ранний подъем и отбой, обязательные медицинские процедуры (осмотры, уколы, перевязки и прочее), отсутствие прогулок и другие ограничения и требования;
Самостоятельно налаживает контакты с незнакомыми взрослыми: маленький, несамостоятельный и больной, он нуждается в помощи в любой житейской ситуации (переодевание, туалет, еда, мытье рук), и должен обращаться за ней к чужим людям и выполнять их распоряжения;
Без поддержки близких переживает последствия медицинских процедур — боль и страх;
Позиционирует себя в детском социуме, общаясь с соседями по палате или детьми в игровой комнате.
Едва за мамой или папой закрылась дверь, все перечисленные факторы становятся актуальными. А ведь у крохи нет ни опыта — он еще слишком мал, ни сил — из-за болезни. А все вокруг заняты своими делами, пациенты — болезнями, медперсонал — работой.
Это важно
Даже появляясь в больнице на несколько часов в день, родители могут повлиять на отношение малыша к пребыванию стационаре. Если они воспринимают ситуацию как данность, то крохе будет легче пережить трудности. Если же ругаются с врачами, во всем ищут недостатки или требуют невозможного, малыш встанет на позицию родных и будет неосознанно сопротивляться всему, что с ним происходит. И это вряд ли принесет пользу. Впрочем, все относительно. Но если вас не устраивают условия или врачи конкретного лечебного учреждения, лучше переведите ребенка в другое.
Последствия стресса
Пока малыш живет в условиях стресса, он не осмысливает происходящее и не делает выводов, просто живет одним днем и постепенно привыкает к новым условиям. Но оказавшись дома, он подсознательно «отыграет» пережитое и построит новую систему координат, где близкие и все прочие люди могут получить новый статус, а прежние обстоятельства — иную оценку. Если к процессу не подключаются родители, то малыш способен сделать неверные выводы, например:
утвердится во мнении, что родители его не любят и поэтому оставили;
будет бояться врачей, они злые и делают больно;
начнет мстить младшим брату или сестре, из-за которых мама не смогла быть рядом;
привыкнет манипулировать близкими, испытывающими чувство вины;
станет скрытным и недоброжелательным;
откажется слушаться, решив, что родители этого не заслуживают и др.
Чтобы уберечь ребенка от неправильных умозаключений, мама и папа должны понимать, что же именно с ним происходит. Последствия могут быть самыми неожиданными и зависят от многих деталей, но прежде всего от диагноза, характера медицинских процедур и степени выздоровления.
Если ребенок после больницы…
…все время капризничает
Перемены в поведении ребенка вызывает не только сам стресс — ментальные переживания, но и остаточные проявления недуга, а также последствия лечения. Допустим, кроха попал в стационар с пищевым отравлением и вроде бы полностью выздоровел. Но наверняка диета, на которую посадили малыша из-за недуга, и отсутствие прогулок привели к авитаминозу. Долгое время ребенку не хватало витаминов и кислорода, его организм ослаблен, отсюда повышенная утомляемость, вялость, и как следствие — ребенок стал после больницы капризным.
Что делать? Проявить терпение и мягкость, наладить прежний режим и восстановить пищевой рацион. Если через две недели ситуация не изменится, обратитесь к специалисту, в частности, гастроэнтерологу. Не исключено, что отправление привело к сбою в работе пищеварительной системы, из-за чего полезные вещества хуже усваиваются и их дефицит не восполняется. Возможно виновата сама мама, которая перекармливает карапуза, стараясь как можно быстрее устранить «последствия» болезни и вернуть потерянные килограммы. Переедание не способствует сохранению активности и бодрому расположению духа.
…много плачет
Это может быть страх и усталости от больницы, например, заболевание предполагало большое количество исследований и интенсивное лечение. А кроме того, ребенка могли обидеть — сверстники или кто-то из взрослых.
Что делать? Выяснить, что произошло, поможет игра в больницу. Соберите как можно больше игрушек — куклы и животные. Ребенок — врач, мишка — больной, лиса или коза — нянечки, а уколы делает кукла. Пусть кроха сам решит, чем займется делать каждый из персонажей. Возможно не сразу, а через какое-то время малыш обязательно «покажет» вам, что именно с ним произошло: кто-то из действующих лиц наверняка отругает больного медведя или даже накажет, заставит есть невкусную кашу, сделает болезненный укол, а то и замахнется шваброй и т.д. После этого возьмите инициативу в свои руки и предложите такое продолжение игры, например, пришла медсестра и поругала грозную нянечку, заставила ее попросить у малыша прощенья и обещать, что больше подобное не повторится. Или врач разрешил не есть кашу, разрешил выйти из-за стола и поиграть.
…беспокойно спит
Это случается по двум причинам: из-за пережитого стресса ребенка мучают кошмары, допустим он оставался на ночь один в темной палате, и ему это снится. Еще одна причина — повышенная возбудимость нервной системы, которая никак не может прийти в норму. В криках по ночам тоже виноваты кошмары. И надо знать, почему они появляются. А может быть ночью у ребенка возникают боли, от спаек после операции, или спазмы в мышцах ноги после перелома.
Что делать? Не исключено, что после полного выздоровления сон восстановится. Но лучше ждать этого и пойти к неврологу, который назначит процедуры, укрепляющие нервную систему, например, массаж, фитотерапию, витаминный комплекс или все в комплексе. Обязательно искать причину стресса — самостоятельно или с помощью психолога, во втором — обратиться к неврологу, который назначит процедуры. Обратите внимание на домашнюю атмосферу, она должна быть спокойной и доброжелательной. Уделяйте крохе максимум внимания, не оставляйте его одного надолго и не настаивайте на мелочах: хочет малыш спать с плюшевым медведем, пусть так и будет, просит не выключать свет или вместо поильника требует бутылочку с соской — выполните его просьбу.
…слишком много спит
Если это происходит в первые дни после выписки из больницы, беспокоится не о чем. Кроха выздоравливает, отсыпается, набирается сил. Важно также проследить, как он ведет себя во время бодрствования: играет, гуляет, общается со сверстниками как обычно — не надо тревожиться. Даже после сотрясения мозга ребенок уже через неделю возвращается к прежнему режиму.
Что делать? А вот когда через 2–3 дня ситуация не изменится, срочно идите к врачу. А вдруг у крохи развивается инфекция. Специалист разберется, где норма, а где — симптом ухудшения или осложнения.
…плохо ест
Многое зависит от диагноза, с которым ребенка госпитализировали. Если был сальмонеллез, то очевидно, что аппетит быстро не вернется. После удаления аппендикса — тоже самое. Или вырезание аденоидов: любая операция в ротовой полости чревата неприятными ощущениями во время еды. Вторая разгадка — ребенок требует повышенного внимания родителей, хочет чтобы с ним понянчились как с маленьким. Покормили из ложечки, поуговаривали. Он мог видеть в больнице как чужая мама кормила своего малыша. А его мамы не было рядом, то есть карапуз требует от родителей компенсации за отсутствие в больнице.
Что делать? Поуговаривайте, покормите с ложечки — а как же иначе. Наверняка этот прием быстро сработает, ни один здоровый карапуз не станет долго терпеть, что с ним обходятся как с младенцем. А кроме того, внесите перемены в детскую трапезу, добавьте элемент игры. Хорошо, если вся семья сядет за стол, будет общаться, шутить и радоваться встрече друг с другом.
…ничего не ест
Психически и физически здоровый, никогда не будет отказываться от пищи. Он может отвергать конкретное блюдо или продукт, съедать совсем немного, просто пробовать, но голодать не станет. Мама может и сама заглушать аппетит, постоянно предлагая ребенку сладости. Но если кроха действительно ничего не ест, надо принимать меры.
Что делать? Достаточно выждать один день. Если в к концу первых суток малыш ничего так и не возьмет в рот, есть какая-то проблема и надо идти к врачу или даже вызывать Скорую.
…боится врачей
Завидев белый халат, малыш начинает плакать, или убегает, или… Вариантов множество, а суть одна и та же: посещение поликлиники превращается в настоящий кошмар. Уговаривать и убеждать кроху в том, что общение с людьми в белых халатах приносит пользу, бесполезно. Если ребенок боится врачей, то скорее всего пережил что-то неприятное от контакта с одним из них, например, гастроскопию. Если действовать правильно, то благодаря гибкости детской психики, проблему можно решить. Но, увы, не всегда, так, пережитое до 3–4 лет скорее всего сотрется из памяти, а вот если малышу в 5 лет на живую вырезают аденоиды, то страх останется навсегда.
Что делать? Играть в добрых врачей, смотреть мультфильмы про Айболита и доктора Плюшеву. Купите набор маленького врача и белый халатик, и пусть малыш лечит членов семьи, друзей и игрушки. Почаще ходите в поликлинику, но не просто так, а с конкретной и обязательно очень небольшой задачей, например, взять справку, осведомиться о чем-то в регистратуре, или даже посчитать кабинеты на первом этаже. Когда ребенок перестанет бояться пересекать порог лечебного учреждения, усложните прием. Договоритесь с врачом, что просто зайдете к нему в кабинет поздороваться или показать какую-то незначительную царапину. Скажите малышу, что доктор быстро посмотрит, и вы уйдете. Кроха привыкнет вам верить и расслабится. А значит, следующий раз, когда потребуется визит по серьезному поводу, он не испугается.
Совет от психолога
Если малыша мучают воспоминания о боли, которую он испытывал из-за болезни или процедур, обратитесь к медицинскому психологу. У такого специалиста есть исчерпывающая информация о том, какие физические страдания вызывают разные виды боли и способы лечения. Задавая правильные вопросы, он найдет «болевую» точку и поможет преодолеть ситуацию.
…начал заикаться или перестал говорить
Все зависит от возраста, в котором это случилось: если ребенок совсем маленький и едва научился произносит первые слова, как попал в больницу и замолчал, ситуация не самая распространенная, но все же нормальная. Бывает, что у малыша активно развивается какой-то навык, в данном случае — речь, но стресс приводит к тому, навык теряется на какое-то время. Происходит откат назад, а потом все снова восстанавливается. Есть и более тревожное объяснение: больница стала пусковым механизмом, проявившим скрытый дефект — логоневроз, неправильное развитие речевого аппарата и другие. Такое могло случиться после домашнего скандала, испуга, переутомления и прочих происшествий, требующих повышенной мобилизации организма. Проблема просто ждала своего часа.
Что делать? Обратиться к специалистам. Они определят причину и степень недуга. Если она незначительная — малыш станет пациентом логопеда, если существенная — должен присоединится невролог.
…перестал слушаться, не хочет играть, не дает себя целовать и обнимать
Все это вещи одного порядка, а именно малыш отдалился от мамы или папы, к которым всегда стремился. Решение зависит от возраста, в котором это произошло. Не исключено, что пребывание в стационаре совпало с кризисом трех лет, который не обязательно приходится точно на три года. У одних он происходит раньше, у других — позже, но так или иначе, малыш решает, что уже стал достаточно взрослыми и слушаться маму совсем не обязательно. Возможно, он видел, что также ведут себя другие дети, соседи по палате или отделению, и скопировал их манеру. Еще один ответ: мама, которую малыш не отпускал из больницы, обещала вернуться через полчаса, но ушла на целый день и даже ночь, оставила одного. Разве ей можно верить теперь!
Что делать? Для начала, вспомните, как малыш вел себя до больницы. Но не исключено, что он и прежде был не очень-то и приветлив, периодически отклонял мамины ласки, чурался, сторонился. Речь идет о скрытом аутизме, который после больничного стресса может проявиться в полной мере. Чтобы не пропустить серьезный диагноз, идите к неврологу. Если карапуз до больницы был ласковым, то придется восстанавливать его доверие. Путь один — обещать и выполнять обещанное, чего бы это не стоило. Но прежде научитесь договариваться, не говорите ребенку, что вернетесь через полчаса, сообщите, что уходите за соком шоколадкой или игрушкой и появитесь, когда купите их. Еще один ход — не успеваете, позвоните, объясните, что задерживаетесь. Но так поступить можно раз или два, на третий малыш уже перестанет вам верить. Терпение, ласка и внимание обязательно принесут плоды. Для того, чтобы безвозвратно потерять доверие маленького ребенка, надо очень сильно постараться.
Больше полезных материалов о здоровье малыша — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Источник