Как ведет себя ребенок на занятии по развитию речи
Занятия с ребёнком для развития речи в домашних условиях.
Как определить уровень развития речи у ребёнка?
Существуют нормы развития речи, например в 1 год ребёнок должен говорить от 10 до 15 лепетных слов, а к 1,5
годам до 40 слов.Период от 1.5 до 2 лет наиболее бурный в развитие речи.В 2 года у ребёнка появляется фраза.Более
подробно об этапах развития речи от рождения до 17 лет можно прочитать в статье Этапы нормального речевого развития.
Но не всегда действительность совпадает с нормой. В первую очередь необходимо проверить слуховое развитие
ребёнка. Родители должны обратиться к детскому невропатологу, ведь речь это основа высшей нервной деятельности.
Причин задержки речевого развития может быть несколько :
- травмы в родах;
- педагогическая запущенность;
- нарушение слуха.
Но часто, у ребёнка всё в норме.Речь идёт, лишь, о небольшой задержке речевого развития, которую ребёнок сам
наверстает с взрослением.
В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.
Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,
превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать
каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и
т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно
сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав».
Развитие понимания речи.
Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —
существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над
фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия
, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем
может действовать, что чувствует.
Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),
одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»
и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,
«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,
«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия
действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых
ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых
понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).
Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких
направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который
постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство
с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных
играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для
использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже
хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,
констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где
мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что
развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает
в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.
Развитие активной речи.
Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим
произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый
говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.
Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической
деятельностью ребенка.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности
подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит
он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны
руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем
и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-
бай!».
Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:
Игра «Бух»:
На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева
направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем
ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново
предметы слева направо и повторяем игру.
Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-
кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее
заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-
либо простые узнаваемые действия.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек
и картинок.
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.
Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.
Например:
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….(ко- договаривает ребёнок)
Козы?Нет,не козы!
На лугу, на лугу,
На лугу пасутся ….ко
Кони? Нет, не кони!
На лугу , на лугу,
На лугу пасутся….ко
Коровы?Правильно, коровы!
Пейте дети….. (молоко).
Будете здоровы!
Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.
Для этих целей подходят следующие игры:
Игра «Волшебный мешочек».
В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра
развивает тактильное восприятие.
Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.
Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения
пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →
Пальчиковая гимнастика.
Занятия дыхательной гимнастикой.
Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий
вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить
ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.
Формируем связную речь.
Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно
придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно
вперёд.
В итоге ,можно сказать, что любые занять по развитию речи с ребёнком дошкольного возраста должны проходить в
форме игры.
Вам будет интересно:
1.Вызывание речи у неговорящего ребёнка 1-2 года.
2.Этапы развития речи в норме.
Источник
Людмила Шевякова
Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта)
Методика проведения занятий по речевому развитию.
1. На занятиях по речевому развитиюрешается комплекс задач:
• по связной речи,
• звуковой культуре,
• грамматике,
• по словарной работе.
Всё занятие планируется так, что его итогом является связная речь — описание, рассуждение или повествование. Задания на развитие словаря, на грамматику, на развитие звуковой стороны речи — являются подготовительным этапом к составлению текста, поэтому всё это должно найти отражение в детских рассказах, будь то описание, повествовательный рассказ или рассуждение.
В занятии должна быть игровая мотивация, т. е. игровая цель, ради которой мы всё это выполняем. Например, помогаем Пончику приготовить борщ (тема «Овощи, спешим на помощь Матроскину и Шарику в Простоквашино (тема «Дом. птицы», помогаем найти пропавшего щенка (тема «Дом. животные», составляем книгу с рассказами или сказками,, помогаем бабушке Федоре навести порядок с посудой, а Маше – растеряше – стать аккуратной, готовимся к конкурсу, участвуем в телевизионной программе, открываем мастерскую и т. д. И для решения этой цели выполняем различные задания и упражнения на грамматику, на звуковую культуру речи, на развитие словаря, и как итог, составляем связный текст (описание, повествование — рассказ или сказка, рассуждение).
2. Связная речь. К связной речи относится:
• Описание
• Повествование
• Рассуждение
• Пересказ
Описание. В старшей группе учим детей самостоятельно описывать разнообразные объекты, придерживаясь чёткой структуры.
Для чёткого понимания детьми структуры описания можно использовать модель – круг,разрезанный на три неравные части: две маленькие части – начало и концовка, одна большая часть – середина, можно использовать модели в виде солнца или в виде ромашки. В этом возрасте используем деловое описание и художественное, дети учатся отличать деловое описание от художественного. Для описания используем план, как словесный, так и в виде схемы. Важно использовать мотивацию для описания, дети должны знать, для чего они описывают объект — например, потерялась собака или кошка, надо дать объявление в газету или по радио; надо встретить гостя, а встречающий не знает, как он выглядит, кто-то хочет сделать заказ по телефону, а это требует подробного описания, требуется сделать рекламу чего-либо, надо кого-то или что-то похвалить, чтобы помирить друзей, ну и т. д.
Повествование. Продолжаем обучать составлению повествовательных текстов – рассказов и сказок, используя средства выразительности – синонимы, описания, диалоги.Детей учим отличать сказки от рассказов по их языковым особенностям: рассказы обычно начинаются со слов «как-то раз», «однажды», «дело было», в них нет традиционных сказочных выражений, концовок. Сказки же чаще всего начинаются с традиционных зачинов типа «жили-были», «в некотором царстве», «за морями, за лесами», в сказках встречаются сказочные слова, выражения, обязательно присутствует сказочная концовка. У всех повествовательных текстов обязательно должны быть начало, середина и конец. Формируем у детей умение связывать между собой предложения и части текста, используя слова связки типа «и вот, тогда, и вдруг, неожиданно, к счастью и т. д. Чтобы дети чётко усвоили структуру рассказа, можно использовать модель – поезд (паровоз, два вагончика). Составление повествовательных рассказов может быть
• по картине,
• по серии сюжетных картин,
• по предметным картинкам,
• из личного опыта.
По серии картин использовать схему не имеет смысла, по остальным видам используем схемы.
Рассуждение. В старшем дошкольном возрасте формируем представления о рассуждении как типе речи, в котором присутствует тезис, доказательство и вывод. Обучаем рассуждать на разном материале – на литературных произведениях, на природоведческом материале, на объяснение отгадок к загадкам, на убеждении кого-либо в чём-то. При обучении рассуждению можно использовать символ – дерево, где ствол – тезис, ветки – доказательство, крона – вывод. При затруднении в рассуждении можно использовать совместное и коллективное доказательство, когда дети дополняют объяснение аргументами. Рассуждение обычно начинается со слов «я думаю», «по-моему», «я считаю», «мне кажется» — так выдвигаем свой тезис, затем идёт доказательство – «потому что, во-первых., во-вторых». И делаем вывод — «таким образом», «значит», «выходит», «получается», «следовательно».
Пересказ. Для пересказа следует подбирать произведения сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью.При пересказе проходим следующие этапы:
• Сначала читаем произведение без установки на пересказ,
• проводим беседу для уточнения идеи произведения (чему учит эта сказка, характеристики героев, разъяснения незнакомых слов и выражений, обратить внимание на языковые особенности (если есть фразеологизмы, эпитеты, сравнения, пословицы, поговорки).
• Читаем повторно с установкой на запоминание и последующий пересказ текста.
• Если произведение детям хорошо знакомо, то читать нужно сразу на установку пересказа. В старшей группе продолжаем интерпретацию детьми литературных текстов, когда в знакомые сказки вводится новый персонаж, или заменяется один персонаж другим героем, когда герои одной сказки попадают в другие обстоятельства (старая сказка на новый лад) или герой одной сказки попадает в другую сказку. Обучаем детей рассказывать тексты от лица литературных героев. Например, сказка «Лиса и козёл», сначала рассказать от третьего лица, потом – как рассказал бы хозяин, который вытащил козла из колодца, как рассказала бы Лиса своим лисятам, вернувшись домой, а как рассказал бы её козёл. В этом случае рассказывают только то, что увидел конкретный персонаж, рассказывает от первого лица. Также и по другим сказкам, можно вести пересказ от лица всех персонажей – детям нравится представлять себя сказочными героями и рассказывать, что с ними произошло. Здесь есть возможность детям понять, что чувствовали герои сказки, как каждый отнёсся к этой ситуации, проявляются артистические способности детей, развивается выразительность речи, фантазия, а самое главное – не падает интерес слушателей. Здесь можно использовать игрушки, кукольный театр, эмблемы, шапочки персонажей.
3. Словарная работа
В старшей группе большое внимание уделяется умению обобщать («Скажи одним словом», подбирать более точные по смыслу слова — синонимы – «Скажи по-другому» (на подбор синонимов): мальчик бежит – мчится, несётся, летит, торопится; снег идёт – падает, кружится, летит, сыплется, порхает, валится, ребёнок весёлый – радостный, счастливый, довольный, смеющийся., «Скажи точнее», «Подбери более точное слово», «А как ещё можно сказать?». Умение подбирать синонимы имеет большое значение при составлении текстов, чтобы в них не повторялись одни и те же слова. Развиваем понимание многозначности слов «О чём ещё так можно сказать?», «Какие ещё ты знаешь иголки?», «мальчик идёт, а кто и что ещё может идти?» В словарь детей вводим слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет, подбираем притяжательные прилагательные (волчий, заячий).
Упражнение на подбор антонимов «Скажи наоборот»: длинный — короткий, толстый – тонкий, широкий – узкий, горячо-холодно, карандаш – ластик, мыло – грязь, холод – жара и т. д.
При подборе антонимов также мотивируем задание– поможем Маше определить,какая одежда нужна ей к утреннику: не грязная, а (чистая, не мятая, а (глаженая, не старая, а (новая, не повседневная, а (нарядная, не тёмная, а … (светлая) и т. д.
Незаменимы игры в лото – в этих играх можно решать уйму задач. Перед началом игры воспитатель предупреждает, как должен отвечать игрок, если у него есть такая картинка, и только после правильного ответа воспитатель отдаёт ему картинку. Например, воспитатель показывает картинку, ребёнок говорит: это лимон, он кислый, можно усложнить – назвать два или три признака (цвет, вкус, форму)
При подборе детьми слов (предметов, признаков, глаголов, наречий) эффективно работает приём поощрения фишками, наклейками, фигурками, эмблемами, картинками.
Также хорошо активизируется словарь как в личных, так и в командных в соревнованиях «кто больше назовёт»
4. Грамматический строй речи
В старшей группе продолжаем учить согласовывать существительные с трудными формами глаголов, существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать существительные и прилагательные при помощи суффиксов (мороз — морозный, лист — лиственный, глаголы при помощи приставок (бежал — забежал – убежал, понимать смысловые оттенки вновь образованных слов (берёза — берёзонька, умный — умнейший). Составляем сложные предложения, используя различные союзы и союзные слова (потому что; оттого, что; так, как; из-за того, что и т. д.) Учим правильно употреблять трудные предлоги (из, из-за, из-под, к, над и т. п.)
Игра «Прятки» или «Чего не стало, кого не стало» перед детьми картинки с изображением живых или неживых предметов, например, детёнышей птиц или животных. Картинки по очереди переворачиваются, дети отвечают на вопрос «кого не стало?» — утят, цыплят, котят, медвежат и т. д.
Для упражнений можно использовать «волшебную шляпу» — кто надел эту шляпу, превратился в «Хвастунишку»:
Ведущий по очереди надевает «Волшебную шляпу»детям на голову: «У Вани есть шапка», ребёнок в шляпе: «А у меня много шапок».
Превратился в «Жадину»: Ведущий (им может быть и ребёнок)показывает картинку: «Чья чашка?» Ребёнок в шляпе: «Моя чашка»
— Чьё яблоко?
— Моё яблоко,
— Чья груша?
-Моя груша и т. д.
Как вариант игра «Потеряшки»: у всех детей по картинке.Дети по очереди обращаются к товарищам: «Лена, это чья футболка?»Лена: «Моя футболка». И обращаясь к другому ребёнку: «Саша, чьё пальто?»Саша: «Моё пальто»
При выполнении заданий по обогащению словаря или на развитие грамматического строя также важно продумывать мотивацию – зачем мы это делаем. Упражняем в использовании предлогов – помогаем животным отыскать своих детёнышей (зайчонок – под кустом, медвежонок – на дереве, лисёнок – за пеньком и т. п.) Поможем малышу собрать игрушки – достанем пирамидку из-за шкафа, паровозик – из-под кровати и т. д.
Д/игра «Увеличилка»: Маленький – большой – огромный; носик -нос — носище, хвостик – хвост -хвостище, ветерок — ветер – ветрище, домик – дом — домище, глазик – глаз — глазище и т. д.Мотивация может быть такая: чтобы художник правильно изобразил семью медведей,расскажем чем они отличаются друг от друга: медвежонок маленький, медведица большая, медведь огромный, значит, у медвежонка носик, у медведицы -(нос, у медведя — носище. (лапки, лапы, лапищи; зубки – зубы — зубищи и т. д)
Вариант игры: Два домика –в одном живёт Уменьшалка, в другом доме Увеличилка. Один ребёнок будет Уменьшалкой, другой — Увеличилкой, можно две команды. Воспитатель называет слова, первый ребёнок называет это слово с уменьшительным суффиксом, другой с увеличительным. Затем можно поменяться.
5. ЗКР
В старшей группе учим вычленять из фразы слова с заданным звуком, определять место звука в слове, различать гласные — согласные, звонкие — глухие, твёрдые — мягкие звуки, определять количество слогов в слове. Формируем представление детей о звуке, слоге, слове, предложении, тексте. Продолжаем отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи, умение пользоваться различной интонацией. Учим детей определять слова, сходные по звучанию, т. е. подбирать рифму.
Для дифференциации звуков можно использовать упражнение – «Услышал звук – хлопни в ладоши»: Медведь любит мёд. Поэтому он любит все слова со звуком «МЬ». Как услышите этот звук –хлопните в ладоши: мышка, мишка, майка, марка, мялка и т. д. Так можно давать задание на любые звуки.
Разные речевые задачи необходимо включать и в другие занятия: например, по математике – согласование существительных с числительными (восемь морковок, две редиски, согласование существительных с прилагательными в роде числе и падеже (не стало синего треугольника, красный круг лежит рядом с зелёным квадратом) Употребление наречий –справа, слева, вверху, внизу, подбор антонимов (тонкий — толстый, узкий — широкий) и т. п. Хорошо вписываются в занятия по математике рассуждение (докажи, что это круг, описание – (опиши фигуру).
Источник