Как успокоить ребенка 1 год
Лайфхакер собрал только работающие способы для разных возрастов.
Как успокоить новорождённого
1. Возьмите на руки, прижмите к груди
Универсальный способ, который работает для детей всех возрастов и даже для взрослых. Объятия успокаивают, дают чувство безопасности, убеждают, что ты не один в этом суровом и страшном мире. А ещё они увеличивают выработку гормона окситоцина (не зря его иногда называют «гормоном объятий»), который повышает уровень удовлетворённости жизнью и снижает боль.
В общем, берите младенца на руки, не забывая поддерживать ладонью головку в районе затылка, и прижимайте к себе. Плач, если не прекратится сразу же, наверняка станет тише. А там и до того, чтобы ребёнок успокоился, недалеко.
2. Запеленайте или, наоборот, распеленайте
У новорождённых еще сильны физические воспоминания о том времени, когда они были у мамы в животе. Поэтому, возможно, ребёнку надо ощутить, что он находится в безопасном, ограничивающем движения коконе. Спеленайте его.
Другой вариант (если плач начался уже в пелёнках) — освободите руки и ноги младенца от ткани. Может, его обернули слишком туго и он испытывает дискомфорт.
3. Дайте грудь, бутылочку или соску
Даже если малыш не голоден, сосание поможет ему успокоиться.
4. Покачивайте ребёнка под белый шум
Идеально, если у вас есть генератор белого шума. Тогда просто включите его и покачивайте младенца под эти успокаивающие звуки.
Впрочем, если специального прибора под рукой нет, не беда. Воспользуйтесь старым бабушкиным методом. Возьмите ребёнка на руки, ритмично покачивайте его и негромко монотонно шипите у него над ухом: «Ш‑ш‑ш‑ш».
5. Воспользуйтесь 5‑секундной методикой доктора Гамильтона
Видео, которое калифорнийский педиатр Роберт Гамильтон опубликовал на YouTube, уже собрало свыше 36 миллионов просмотров. И неудивительно — оно содержит в себе практически волшебный способ моментально успокоить плачущего младенца.
«Родители миллион раз просили меня поделиться этим рецептом», — так пояснил появление ролика сам педиатр. Роберт Гамильтон работает детским врачом в калифорнийской Санта‑Монике уже 30 лет, и описанный им способ — выжимка из многолетнего опыта.
Предложенную технику Гамильтон называет «удержанием». Она состоит всего из четырёх шагов, выполнение которых можно уложить буквально в 5 секунд.
- Возьмите младенца на руки и скрестите его ручки на груди.
- Прижмите скрещенные ручки левой ладонью к его груди и уложите ребёнка на эту же ладонь — под углом 45 градусов к полу. Пальцами той же, левой руки придерживайте за подбородок, чтобы головка не падала.
- Правой ладонью поддерживайте новорождённого под памперс.
- Удерживая ребёнка под углом 45 градусов, начинайте аккуратно его покачивать. Это может быть движение вверх‑вниз или из стороны в сторону. Выбирайте наиболее комфортный для вас вариант. Главное, чтобы движения были мягкими и плавными. Буквально через пару‑тройку секунд младенец замолчит.
Подробности смотрите в видео доктора Гамильтона:
Педиатр предупреждает: эта техника подходит для детей в возрасте до 3 месяцев. Позже они становятся слишком тяжёлыми, чтобы безопасно удерживать их в такой позиции.
И ещё одно замечание. Если ребёнок не успокаивается, значит, для плача есть серьёзные причины. Возможно, младенец голоден, ему жарко, а может, у него просто мокрый подгузник. Помогите новорождённому избавиться от физического дискомфорта, и он одарит вас долгожданными улыбкой и тишиной.
Как успокоить ребёнка в возрасте от 4 месяцев до года
К этому времени младенец окреп и начинает осознавать себя, поэтому простые физические методы уже не столь эффективны. Чтобы успокоить ребёнка, придётся подключать фантазию. Но начнём с классики.
1. Возьмите на руки
Снова напомним, что этот вариант подходит для всех возрастов. Используйте его как можно чаще. Прижимая ребёнка к себе, нашёптывайте ему что‑то успокаивающее ласковым негромким голосом.
2. Переключите внимание
Возьмите ребёнка на руки и подойдите с ним к окну, восторженно рассказывая что‑то вроде «Ух ты, посмотри, какой большой самосвал поехал!» или «Гляди, какая милая пушистая кошка во дворе!». Включите телевизор с мультиками. Поставьте любимые детские песенки и начните танцевать с ребёнком на руках.
Ваша цель — переключить внимание младенца с той ситуации, которая его обеспокоила и вызвала плач, на нечто новое и интересное.
3. Заместите эмоциональную активность физической
Возьмите ребёнка под мышками и позвольте ему попрыгать на кровати. Или сделайте гимнастику. Или подбросьте в воздух (невысоко). Необходимость сосредоточиться, чтобы скоординировать мышечную активность, заставит младенца прекратить плач.
Внимание! Этот способ не подходит, если есть хоть малейшее подозрение, что плач вызван падением или болью.
4. Переведите плач во что‑то смешное
Например, пощекочите ребёнка. Или возьмите его игрушку и устройте маленький кукольный театр. Говорите за неё смешным театральным голосом: «Ой, кто тут плачет? Тише, тише, я же боюсь!» — и прячьте её за спину. Цель — вызвать у младенца улыбку. Детский плач, если постараться, достаточно легко переходит в смех.
Как успокоить ребёнка от года до 3–4 лет
В этом возрасте большинство детей уже хорошо понимают взрослых, умеют и любят общаться. На этом и основаны наиболее эффективные способы успокоения.
1. Возьмите на руки и посочувствуйте
Прижмите плачущего ребёнка к себе, скажите ему что‑то вроде «Ты плачешь. Наверное, ты чем‑то расстроен. Скажи мне, что случилось, чем я могу тебе помочь?». С большой вероятностью он расскажет вам, что его тревожит. Это поможет решить проблему плача.
2. Добавьте осознанности
Попросите ребёнка плакать потише (например, чтобы не разбудить отдыхающую маму) или более низким голосом, «как медведь». Если он послушается, вы выиграли. Плач превратится в осознанные вокальные упражнения, от которых ребёнок быстро устанет.
3. Напомните о важном деле, ради которого стоит отложить плач
Это может выглядеть так: «Давай ты позже поплачешь, а то скоро станет темно и, если будешь долго рыдать, мы не успеем погулять». Таким образом вы не отнимаете у ребёнка право на слёзы. Просто просите перенести их на более удобный момент.
4. Найдите способ выместить распирающие ребёнка эмоции
Предложите ему, например, подушку: «Давай, чтобы не плакать, мы её побьём!» И вместе с ребёнком начинайте стучать по мягкой вещи кулаками. Можно вручить также надувной молоток или предложить побросаться пластиковыми шариками в стену. Подойдёт любой вид активности, который поможет избавиться от негатива.
5. Создайте смешной ритуал
Например, как только ребёнок начинает плакать, бегите за феном, чтобы срочно высушить слёзы. «Так, где же наш фен, где же я его потерял? О, а давай подуем на кота?» Это поможет переключить детское внимание и, возможно, даже рассмешит ребёнка.
6. Придумайте «таблетки от плохого настроения»
Это могут быть желейные мармеладки в виде мишек, шоколадные драже, любая другая маленькая сладость. «Кто тут у нас плачет? Срочно вызываем скорую, она везёт нам таблетки от плохого настроения! Съешь — и слёзы высохнут!» Основные правила при этом: «таблетка» должна быть одна, и, если ребёнок от неё отказывается, в этот раз её больше не предложат.
Как успокоить ребёнка 3–4 лет и старше
К этому возрасту дети уже полноценные личности. И причины для слёз у них гораздо разнообразнее, чем у младенцев. С каждой из них надо работать индивидуально. К счастью, ребёнок уже может чётко озвучить, что именно заставило его плакать, а это облегчает задачу.
Неизменным остаётся лишь одно: взять на руки, прижать к себе, поцеловать, сказать, как вы ребёнка любите и как ему сочувствуете. Сопереживание и поддержка помогают людям взять себя в руки в любом возрасте — и в 4 года, и в 15, и в 45.
Источник
Ни одна мама не может спокойно слушать плач ребенка. Если же взрослые дети могут как-то объяснить, почему они стали плакать, то новорожденные такой возможности лишены. Потому и помогать малышу приходится по наитию, старательно угадывая причины его дискомфорта.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ ГРУДНИЧОК МОЖЕТ ПЛАКАТЬ
Плач младенца – это всегда наличие некоторых раздражителей, которые мешают ему вести нормальную деятельность и активность. Среди таких раздражителей:
- Чувство голода.
- Чувство жажды.
- Сильная боль.
- Желание получить заботу и ласку.
- Любой дискомфорт.
- Усталость.
- Перегрев.
- Страх.
- Смена температур.
Поначалу мама еще не способна как-то определить, что именно требуется малышу. Но в процессе привыкания постепенно мама начинает узнавать по косвенным факторам, почему малыш ощущает дискомфорт и как с ним бороться.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ПЛАЧА
Обычно ребенок плачет оттого, что он голоден, ему больно или ему страшно. В таких случаях он будет плакать максимально громко и надрывно. Понять, что именно тревожит ребенка, можно по некоторым дополнительным признакам:
- Если ребенок голоден, то его плач будет очень сильным, продолжительным и интенсивным. В такой ситуации малыш станет сам искать материнскую грудь, находясь на ручках.
- Если ребенок испытывает боль, то тогда плач у него будет жалобным. Если боль резкая, то и плач будет громким и кричащим.
- Если ребенок испытывает страх, то в таком случае в его криках будет слышаться истерика. Плач резко начинается, но так же резко и обрывается – если вы решили успокоить ребенка. Это поможет сформировать доверие между мамой и новорожденным.
В других ситуациях обычно малыш начинает с призывного плача, который помогает привлечь внимание родителей. Ребенок ненадолго начнет кричать, а затем остановится, чтобы оценить родительскую реакцию. Если крик был проигнорирован, малыш вновь повторит свой плач. И ребенок не будет успокаиваться, пока дискомфорт для него не будет устранен.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ПЛАЧА МАЛЫША
Ребенок может плакать по самым разным причинам. На этом этапе развития он может общаться с родителями только таким вот способом. Если малыш не испытывает страха и не голоден, то тогда его плач может говорить о том, что он сидит в мокрых подгузниках. Малыш станет капризничать, хныкать, проявлять свое недовольство.
Иногда ребенок плачет, если он перегрелся или замерз. В таком случае понять причину легко, достаточно лишь прикоснуться к его коже. Мама может быстро оценить это и принять меры.
Бывает, что новорожденный плачет просто от усталости. Тогда не нужно его как-то развлекать. Он просто хочет остаться в тишине и заснуть.
ПЛАЧ ВО СНЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧЕМ ВЫЗВАН?
Бывает, что малыш начинает плакать прямо во сне без видимых на то причин. Специалисты считают, что связано это с одним из следующих факторов:
- Он испытывает голод.
- Ему приснился страшный сон.
- Он спит в неудобной позе.
- У него появились боли.
- Он хочет, что мама подошла к нему.
СПОСОБЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УСПОКОИТЬ МАЛЫША
Есть несколько действенных, проверенных многими мамами способов, которые позволяют успокоить малыша и устранить его плач. Давайте рассмотрим их на практике.
Первый способ
Самый простой и доступный способ – это пеленание. Не нужно считать, что пеленки – это аналог смирительных рубашек. На самом деле такая одежда помогает согреть малыша и придать ему правильное положение. Малыш чувствует, что он находится в материнской утробе, когда он закутан в пеленки, а потому перестает кричать. Важно лишь не перестараться с силой пеленания. Нужно, чтобы у ребенка оставалось небольшое пространство для движений.
Второй способ
Иногда малыш может плакать потому, что лежит в не самой удобной позе. Тогда можно просто сменить его положение. Лучше всего сделать следующее:
- Перевернуть ребенка.
- Поместить его так, чтобы его живот находился на ладони матери.
- Положить головку малыша так, чтобы она находилась на сгибе локтя.
Дети обожают такую позу, а потому быстро успокаиваются. Она хорошо зарекомендовала себя при коликах, так как давление рук помогает снизить болевой синдром. К тому же малыш сможет ощутить теплоту материнской кожи.
Другой вариант: поместить ребенка на колени по направлению ног. Обычно малыш легко укладывается в выемку между ног.
Третий способ
Самый сильный инстинкт у малыша – это инстинкт сосания. Понимание такого факта помогает быстро успокоить ребенка. Как только малыш будет плакать, можно дать ему соску. За пару минут ребенок успокоится. Этот метод советуют и специалисты.
Четвертый способ
Ребенку нужен определенный шум, чтобы успокоиться. Малыш, находясь в животе, слышит разные звуки в виде долетающих приглушенных отголосков. Это создает для него комфортную среду. Если создать для малыша такую же атмосферу, то он быстро успокоится.
Достаточно включить телевизор или поставить легкую музыку. Важно лишь отрегулировать громкость так, чтобы ребенку было комфортно.
Пятый способ
Этот способ используют мамочки на протяжении многих лет. Нужно взять малыша на руки и начать тихонько произносить звук «ш». Ласковая интонация помогает ребенку успокоиться. Важно лишь произносить такой звук довольно громко, иначе малыш может попросту его не расслышать из-за своего плача.
Шестой способ
Успокоить ребенка можно при помощи простой беседы. Если малыш начал плакать, вы можете говорить ему ласковые слова, смотря ему в лицо. Таким образом, вы даете ребенку понять, что он всегда защищен, а потому беспокоиться не о чем. Ребенок должен чувствовать поддержку и заботу.
Седьмой способ
Важно, чтобы ребенок мог двигаться. Пребывание в утробе матери позволяет малышу постоянно перемещаться, он двигает ручками и ножками, находясь в водах. Можно воссоздать такую же обстановку, что поможет ребенку быстрее уснуть. Укачать ребенка можно либо на руках, либо с помощью специальных колыбелей.
Восьмой способ
Мама своими руками может снять любую боль у ребенка. Детям очень важны касания родителей. Чтобы успокоить малыша, можно провести легкий массаж для него. Это быстро успокоит новорожденного.
Девятый способ
Часто малыши плачут из-за колик. Причиной таких колик является обычно кормление из бутылочки. Малыш неосознанно заглатывает воздух, и в результате этого получает давление в желудке. Чтобы избежать таких ситуаций, можно прикупить специальную бутылочку против колик. В ней не появляется вакуум, потому ребенок может не отрываться от кормления.
Десятый способ
Использование слинга – хороший способ всегда быть близко к телу родителей для грудничка. При этом малыш не стеснен в движениях. Это отличная методика для успокоения ребенка.
Знаете другие методы успокоения малыша? Делитесь ими!
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂
Еще почитать полезности можно на нашем сайте
Источник
Детские истерики – явление очень неприятное, с ним приходится сталкиваться большинству родителей, особенно, когда ребенку исполняется 1 год. Детские истерики неизбежны как определенный этап развития ребенка. Своими истериками и капризами ребенок старается достичь желанных целей либо выразить злость и гнев по поводу табу или ограничений. Поэтому родители должны знать, как бороться с детскими истериками у годовалых детей.
Понятие «истерика» и понятие «каприз» необходимо разграничивать. Поведение ребенка в этих двух случаях сопровождается криками, слезами, падением на пол. Капризы при этом носят продуманный характер, малыш действует преднамеренно, чтобы достичь желаемого. Обычно капризы свойственны детишкам до двухлетнего возраста. Истерики же возникают непроизвольно, ребенок теряет контроль над своими эмоциями, а его разочарование и гнев находят выражение в истерических приступах.
Родителям необходимо учитывать, что психика ребенка слабая, в моменты истерик малыш не может контролировать свои чувства и эмоции. Однозначно — ребенок не играет, его отчаяние и плач искренние. Он эмоционально напряжен и нуждается в вашей поддержке даже в случае, если его поступок не оправдан внешними причинами.
Как же поступать родителям, если истерики у годовалых детей становятся систематическими? Самый важный момент: если ребенок закатил истерику, не следует выполнять то, чего хочет добиться малыш.Если хотя бы раз мама разрешит ребенку в ответ на истерику взять вазочку, которую брать «нельзя», она закрепит у ребенка подобное поведение и истерики повторятся не единожды. Потакать ребенку в момент истерики – это значит научить малыша «истерить» для достижения своих целей, то есть капризничать. У ребенка очень скоро истерика станет любимым способом достижения целей.
Разговаривать во время истерики с ребенком не стоит. Не надо уговаривать, ругать, кричать – это не только безрезультатно, но и может стимулировать дальнейшее продолжение истеричного поведения. Оставлять ребенка одного также не стоит. Одиночество усугубляет отчаяние. Надо быть рядом, сохраняя спокойствие, пережидая эмоциональную вспышку ребенка. Когда вы поймете, что накал страстей спадает, нужно взять ребенка на ручки, пожалеть и успокоить. Зачастую дети сами не в состоянии завершить последний этап истерики, не могут прекратить слезы, поэтому им нужна помощь взрослого. Не стоит отказывать ребенку в ласке даже в случае его неправоты.
Категорически запрещается кричать на малыша во время его истерики, тем более нельзя его шлепать. Подобные меры лишь усугубляют состояние ребенка. Крик и шлепки – это тоже своего рода внимание к ребенку, а именно внимания ребенок и добивается от вас. Старайтесь оставаться спокойными, игнорируйте истерику насколько возможно. При этом находитесь в одном помещении с ребенком, занимаясь своими делами.Вскоре ребенок поймет, что его истеричное поведение не приносит желаемых плодов, а значит ни к чему и тратить на него свои силы.
Наблюдательность – хорошее качество, которое помогает родителю распознать предвестники истерики в детском поведении. Возможно, это будут поджатые губы или возрастающее сопение. Как только вы уловите придвижение начинающейся бури – постарайтесь тут же переключить внимание малыша на что-то занимательное. Отвлеките его внимание на игрушку, на происходящее за окошком. Имейте в виду, что этот метод эффективен только в самом начале истерики. Когда же ребенок находится в разгаре истеричного припадка, бесполезно пытаться переключать внимание малыша. Неудачные попытки усмирить ребенка выведут взрослого из состояния равновесия.
Помните, переутомление и усталость способствуют появлению истерики у ребенка. Вовремя укладывайте ребенка спать на ночной и дневной сон. Избегайте переутомления. Не злоупотребляйте подвижными играми, при усталости ребенка почитайте книжку, порисуйте. Сам ребенок еще не умеет вовремя прекращать бегать и скакать. Следить за утомляемостью ребенка – задача взрослых.
Таким образом, спокойное отношение родителей к детской истерике, не доведение ситуации до критического момента, не потакание истерическому припадку позволит бороться с детскими истериками более эффективно.
Источник
Говорить встревоженному ребенку «успокойся!» бесполезно. Словесных приказов реактивная нервная система не слушается. В стрессовой ситуации ее надо успокаивать другими способами. Мы прочитали советы Эрин Лейбы, доктора психологических наук, о том, как помочь ребенку успокоиться, если он встревожен (перед выступлением на сцене или перед контрольной, если испытывает неадекватный панический страх перед чем-либо, нервничает перед кабинетом врача и т.п.). Все эти способы обращаются напрямую к нервной системе, а не только к сознанию ребенка, а потому — эффективно работают.
Зачастую ребенок и сам не понимает, почему он испытывает страх и тревогу перед чем-либо или кем-либо. А раз не понимает, то и контролировать себя не может. В этот момент его самого контролирует симпатическая нервная система, которая в ответ на нечто страшное выдает вполне физиологическую реакцию: в кровь выбрасывается адреналин и норадреналин, повышается частота сердечных сокращений, кровяное давление, учащается дыхание. Эта реакция досталась нам от предков, которые в опасной ситуации, чтобы выжить, либо защищались, либо убегали. Современный ребенок тоже может убежать в случае опасности, но если опасности вроде как нет, да и взрослые рядом твердят, что «все хорошо», то организм разрывается от противоречий и выдает палитру поведенческих расстройств: ребенок может кричать, трястись, прятаться, цепляться, закатывать истерику, совершать странные или глупые действия. Все это попытка избежать стрессовой обстановки или ситуации.
Родители, не понимая истинной, глубокой причины поведения ребенка, могут даже наказать его за такое агрессивное, «невоспитанное» с их точки зрения поведение. Но это большая ошибка родителей. Таким образом они нисколько не помогают ребенку справляться со своими страхами, а только наоборот усугубляют положение — добавляют новый страх получить наказание за то, что он чего-то боится.
Исследования мозга уже давно подтвердили тот факт, что людям, а особенно детям, чрезвычайно трудно (если вообще возможно) мыслить логически и контролировать свое поведение во время стресса. Чтобы начать поступать осознанно, им нужно сначала выйти из состояния истерики, паники или ступора. А для этого требуется как минимум 20 минут с того момента, как причина, вызывающая тревожность и страх, исчезла с горизонта.
Так что же может помочь ребенку быстрее успокоиться, восстановить чувство безопасности и справиться со своим беспокойством?
1|| Стимулируйте блуждающий нерв. Блуждающий нерв — это главнокомандующий парасимпатической нервной системы, отвечающей за сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях, но только если он сам полностью здоров. Если ребенок постоянно испытывает тревожность, страх перед неудачей вплоть до потоотделения, сердцебиения, сухости во рту и другого физического дискомфорта — это причина наведаться к неврологу, чтобы проверить, как себя чувствует блуждающий нерв, все ли в порядке с его тонусом. Повышенная тревожность может быть следствием сбоя в работе блуждающего нерва.
Что же касается быстрого решения проблемы, то успокоить ребенка можно стимуляцией блуждающего нерва в момент беспокойства: предложите ребенку пожевать жевательную резинку, спеть любимую песенку, медленно и равномерно дышать, съесть кусочек горького шоколада (который так же является парасимпатическим регулятором) или банально прополоскать горло.
Почему все эти способы работают? Блуждающий нерв самый длинный и он проходит рядом с голосовыми связками, где на него легче всего воздействовать. Сигналы от спокойного дыхания, жевания, пения расшифровываются мозгом как сообщение, что объект (ребенок) больше не находится под атакой, что быть готовым, грубо говоря, к бегству или нападению больше не нужно.
2|| Предложите поиграть в дыхательные игры. Легко сказать — дыши медленно. Не у каждого ребенка это может получиться сразу. Поэтому можно не говорить о том, что надо дышать размеренно, а предложить игру, в процессе которой у ребенка как надо выровняется дыхание. Например, можно повыдувать мыльные пузыри, подуть на вертушку, медленно задувать воображаемые свечи на кончиках пальцев, поиграть в конкурс свистунов, сделать упражнение «вдыхай через нос, выдыхай через рот».
3|| Делайте упражнения на пересечение средней линии тела. Средняя линия — это линия, которую мы воображаем на своем теле ровно посередине. Линия, которая делит тело на левую и правую половины. Если вы когда-либо практиковали для себя или детей кинезиологию (гимнастику мозга), то это понятие вам очень хорошо известно, так же как и то, что упражнения на пересечение срединной линии помогают снять избытычное возбуждение и успокоиться. Самые простые упражнения:
— поднимать высоко колени и дотрагиваться до них противопоставленной ладонью или локтем (правое колено — левая рука, левое колено — правая рука);
— представить себя ветряной мельницей: немного податься вперед, вытянуть руки и махать ими, пересекая срединную линию;
— рисовать в воздухе одной рукой большой знак бесконечности (лежащую восьмерку), сменить руки.
4|| Сделать тяжелое физическое упражнение. Это тоже способ обмануть нервную систему, перенаправить внимание, отвлечь его от тревожащих стимулов. Отжимания от пола или стены, таскание школьного рюкзака, переноска стопок книг — все это помогает быстрее снять стрессовое состояние.
5|| Проговаривать свое состояние. Дэниел Сигел — доктор медицинских наук, детский психиатр, а также автор книг о воспитании детей — постоянно использует в своей психотерапевтической практике результаты исследований о мозге. Он советует родителям помогать тревожным детям проговаривать свои состояния, свои эмоции, рассказывать о том, что их расстраивает. Перед этим детей нужно немного успокоить выше названными способами, а разговор о своем состоянии подключит к работе левое полушарие мозга, которое анализирует полученный опыт и дает ощущение, что все под контролем.
6|| Максимально сузить фокус внимания. Исследования мозга показывают, что расслабления можно достичь путем максимального сужения фокуса внимания. Иными словами, попросите ребенка думать о какой-то одной-единственной вещи и только о ней. Например, о резиновой желтой уточке. Еще лучше — носить с собой какую-то вещь, которая в нужный момент будет собирать на себя все внимание ребенка, например, «палочка волшебного спокойствия», «баночка тишины»… Если ребенок часто испытывает тревожные состояния дома, заведите такую баночку дома. Их очень просто делать: в небольшую бутылочку (пластиковую или из прочного стекла) насыпьте бусины, помпоны, блеск, мелкие резиночки и прочий легкий мелкий наполнитель, залейте водой и приклейте крышку на суперклей. Можно в воду добавить глицерин, тогда взболтанный наполнитель будет медленнее оседать на дно банки.
Если ничего под рукой не оказалось, практикуйте с ребенком визуализированные места спокойствия и счастья: «Закрой глаза и представь себе место, где ты сейчас хочешь оказаться. Там тепло, спокойно и тебе полностью комфортно, твое любимое место…». Пусть ребенок заведет его в своем воображении, привыкнет к нему и в моменты тревоги словно бы перемещается туда.
7|| Используйте юмор. Исследования мозга показывают, что юмор значительно снижает уровень тревожности и стресса. Юмор может отвлечь, расслабить напряженные мышцы, высвободить эндорфины, которые как раз и борются со стрессом. Если видите зажатого взволнованного ребенка, попробуйте поиграть с ним в какую-то смешную игру, вспомнить что-то смешное, заговорить смешными словами, рассказать смешной стишок, включить смешное видео и так далее.
Кроме того, Эрин Лейба советует родителям
говорить с ребенком каждый раз после того, как ситуация тревоги уходит. Успокоившийся ребенок, как правило, готов к разговорам по душам. Используйте эти моменты для закрепления его уверенности в себе, для закрепления результата работы над собой. Вы можете спросить: «По шкале от 1 до 10 насколько трудно было сегодня написать контрольную/выдержать поход к доктору/ и т.п.?», «Сегодня было легче, чем в прошлый раз?», «Что тебе помогло справиться с волнением?», «Все оказалось не так страшно, как ты представлял вначале?», «Ты заметил, что стал гораздо смелее, чем раньше?», «Что бы ты сказал себе в прошлом, когда волновался?». Такие вопросы помогают ребенку размышлять в состоянии спокойствия и быть более уверенным в себе в будущем, когда момент тревоги снова настанет. Если настанет…
— Настя Морозова
Источник