Как успокоить активного ребенка 2 года

Как успокоить активного ребенка 2 года thumbnail

Дети неугомонны по своей природе. Чересчур тихий и малоподвижный ребенок способен вызвать у родителей тревогу: «Уж не болен ли?» Однако не меньше опасений возникает у тех, чье чадо неумеренно активно.

Детям, которым не сидится на месте, сложно сконцентрировать внимание, запомнить информацию, упорядочить мысли, расслабиться перед сном, опрометчиво ставят диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность». Зря. Ведь в большинстве случаев ваш малыш просто очень энергичен, эмоционален и любознателен.

Задача родителей – направить поток детской энергии в мирное русло. Только представьте, сколько значимой информации способен усвоить активный ребенок, как много полезных дел совершить!

Советы родителям маленького непоседы

Некоторые родители совершают непростительную ошибку, пытаясь успокоить слишком активного отпрыска. Они самостоятельно ставят сыну или дочери диагноз СДВГ и пытаются устранить проблему с помощью лекарств. Однако даже самые на первый взгляд безобидные успокоительные могут нанести малышу очевидный вред: вызвать проблемы со сном, раздражительность, плаксивость, вялость и тревожность.

Наличие у вашего ребенка СДВГ может подтвердить и опровергнуть только врач, помните об этом.

Как же успокоить расшалившегося малыша, который бегает по квартире с утра до вечера, сметая все на своем пути, отказывается делать уроки, не может и 10 минут спокойно посмотреть мультфильмы и постоянно донимает вопросами и безумными идеями родителей, воспитателей и учителей?

· Придерживайтесь определенного распорядка дня

Действия слишком активных мальчиков и девочек лучше ограничивать временными рамками. Пусть ребенок привыкнет к тому, что в 7.00 у него подъем, в полдень – обед, а с 17.00 до 19.00 – прогулка перед ужином. Дети, чей день структурирован, легче контролировать. Кроме того, расписание, которому ребенок следует изо дня в день, поможет развить ответственность, внимательность, повысит трудоспособность.

· Не перевозбуждайте ребенка

Родители с детьми, у которых неисчерпаемый запас энергии, стремятся сделать их день как можно более насыщенным. Плавание, бокс, утренние и вечерние прогулки, занятия в драмкружке, детская йога, чтение книг, рисование. И это помимо основных занятий в школе или игр в детском саду. Доля здравого смысла в таком подходе есть – ребенок может сполна выплескивать накапливающуюся в нем энергию. В идеале, к вечеру он должен чувствовать легкую усталость. Но не все так просто. Перевозбуждение нервной системы может привести к повышенной раздражительности и бессоннице. За день ребенок переживает столько событий, что к вечеру просто не успевает их «переварить».

· Следите за питанием

Некоторые продукты способны повысить активность вашего малыша. Научно доказано, что сахар в больших количествах приводит к тому, что дети становятся гиперэнергичными. Ограничьте употребление сладкого в вечернее время.

Введите в рацион сына или дочери полезные натуральные продукты: овощи, фрукты, злаковые, молоко, йогурты, нежирное мясо.

Есть продукты, которые обладают так называемым снотворным эффектом. Их рекомендуют употреблять перед сном. В списке – кефир, йогурт, теплое молоко, пара ложек меда, горсть миндаля.

· Не выясняйте отношения при ребенке

Гиперактивный ребенок всегда очень впечатлителен и эмоционален. Не стоит расшатывать его неокрепшую нервную систему, устраивая семейные скандалы или попросту разговаривая на повышенных тонах.

· Придумайте увлекательное занятие

Хобби для ребенка спасет родителей, которые потеряли всякую надежду заинтересовать маленького сорванца. Постарайтесь определить, что больше всего на данный момент интересует вашего отпрыска. Собирание ярких открыток, создание поделок из природного материала, занятия в танцевальном кружке. Главное условие – у ребенка должны гореть глаза при мысли о том, что впереди его ждут несколько часов, которые можно посвятить любимому занятию.

· Доверяйте домашние дела

Часто шумят и проказничают те дети, которым нечем заняться. Во-первых, это способ развлечься самостоятельно за неимением компании для игр. Во-вторых, таким образом можно привлечь внимание взрослых, которые вечно заняты и не хотят играть, бегать по улицам и хохотать во все горло. А вы пробовали поручить малышу взрослое дело? Вручите ему веник и совок – пусть подметет мусор в коридоре; дайте пакетик с гречневой крупой – пусть выберет инородные примеси.

Важно объяснить ребенку, что он будет занят очень ответственной работой и окажет неоценимую помощь маме и папе. Малыш непременно захочет проявить себя с лучшей стороны. Поэтому в течение нескольких часов будет усердно и молча пыхтеть в уголке, стараясь порадовать взрослых результатом своих трудов.

· Учите расслабляться

Если ваш ребенок полчаса назад кувыркался и прыгал на диване, наивно предполагать, что, несмотря на поздний час, ему захочется спать. Пусть переход из фазы «активное бодрствование» в фазу «отдых» будет плавным. Взрослым нужно помочь ребенку расслабиться не только физически, но и эмоционально. Для этих целей подойдет теплая ванна с 1-2 каплями лавандового масла, массаж, чтение книги перед сном, нежная колыбельная мелодия, приглушенное освещение, которое исходит от ночника в детской.

Особые проблемы и нарушения сна у детей

Почему современным детям все сложнее усидеть на месте

Источник

Гиперактивных детей все больше, разводят руками врачи и учителя, и не всегда знают, как с ними справиться. Обычно рекомендации специалистов сводятся к приему успокоительных средств и беседам с маленькими непоседами, немногие готовы докопаться до сути. В чем же все-таки реальная причина явления, «АиФ-Казань» рассказала казанский педагог, сотрудник инклюзивного лечебно-педагогического центра Гузель Султанова.    

Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: — Гузель, что не так с современными детьми? Сама сталкивалась с тем, что один ребенок может подойти к другому, стукнуть просто так.

Гузель Султанова: Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. Дети, которые ведут себя непосредственно, проявляют ко всему живой интерес и эмоции, порой вызывают неудобство у взрослых, привыкших жить по правилам. В реальности же здесь идет речь о том, что взрослый не может справиться с ребенком, заинтересовать его, по-настоящему встретиться и договориться о совместной деятельности. Другое дело, когда ребенок действительно нарушает границы и пространства других людей, не может усидеть на месте, закончить деятельность, сконцентрироваться, все время отвлекается. Он как будто не может находиться в состоянии равновесия, точки покоя, все время «истекает из себя» то в одну сторону, то в другую. Вот здесь уже впору говорить о гиперактивности, или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперкативности).

— С чем это связано? Откуда берется?

— Человек с первых дней после рождения познает свои границы через внешние контакты – сначала через прикосновения мамы, папы, близких, потом через предметы, с которыми взаимодействует. Вплоть до семилетнего возраста ребенок, прыгая, бегая, кувыркаясь, лазая всюду, испытывает себя, ощущает окружающее пространство, учится управлять своим телом. И чем больше он проявляет активности, тем комфортнее ему в дальнейшем. Отсутствие такого опыта ведет к тому, что ребенок не ощущает себя, не понимает, где его границы.

Увы, последние годы большая часть занятий, которые предлагаются развивающими детскими центрами и «правильными» родителями, направлена на развитие мышления. Мы «крадем» то время, когда ребенок мог бы познать свое тело. Как итог, у него с детства недостает телесных ощущений, контакта с поверхностями. Он не лазает по деревьям, занят сидением, мышлением, собиранием конструктора. К 7 годам не ощущает себя, постоянно пытается проверить, где его границы и нарушает границы других, добирает не полученный опыт.

— Как это выражается?

—  Например, в том, что он нарушает ход игры, толкается, ищет момента столкновения, чтобы познать себя. Мы часто видим детей, которые сшибают столы и стулья, не могут справиться с простыми заданиями по вышивке или плетению, просто потому что они погружены в свое мышление, не обрели понимания границ. Наверняка многие родители замечали, что играя в настольную игру, младший дошкольник не может проходить ее по правилам, ему хочется сразу вытащить все карточки, ходить вне очереди, и все по той же причине – ему важен не сам процесс, а познание сути окружающих предметов. Логика игры для него ещё не по возрасту.

Не радует и то, что родители рано начинают объяснять ребенку, что можно и что нельзя, в виде наставлений. Не дав самому договориться со сверстниками на детской площадке, отчитывая малыша, что нельзя брать чужую лопатку, что ему нужно делиться с другими и т.д., совершенно не учитывая возрастных особенностей. В частности, ребенок до 3 лет не разделяет себя с миром и все что его – это он и есть. Когда у него кто-то что-то просит, он отказывается давать, потому что его вещи равно одно целое с ним самим. А вот к 3,5 годам, когда ему становятся интересны другие дети, появляется уже любопытство относительно взаимодействия, когда он может что-то попросить, поменяться игрушками. Важно, чтобы родители позволили ему самому прожить этот опыт, иначе в дальнейшем можно ожидать конфликтов. До тех пор, пока через отпор других ребенок не поймет, где та граница, за которую он уже не может заходить в своих действиях.

Отдельная история, когда в семье растут двое детей. Старший воспитан по правилам, ему прививают манеру уступать, делиться, давать все младшему, не обижать. А младший ничем не ограничен, начинает толкаться, отбирать что-то, так как не встречает отпора. Как результат гиперактивное поведение.

— А когда родители слишком много позволяют детям?

— Это тоже крайность —  когда ребенок сам решает, что ему делать. Ты хочешь гулять? Мы пойдем к бабушке? Ему не по возрасту дают право принятия решения, и это опять потеря ощущения стабильности и границ. Свою лепту вносит отсутствие ритма дня одинакового для выходных и будних дней. Именно в этой стабильности и начинается чувство безопасности, которое так необходимо. 

— Гиперактивность у детей — проблема исключительно России?

— Она характерна для многих развитых стран. Дети живут головой, не зная границ своего тела. И самое главное, что современных детей невозможно заставить слушаться, опираясь только на статус взрослого. Побуждать их к чему-либо возможно только через внутреннюю мотивацию, познавательный процесс. На самом деле, проблема гиперактивности решается довольно простыми шагами, но не все родители могут включить их в свою повседневность. Для многих оказывается проще отвести ребенка на физиолечение, дать успокоительное средство.

Обнимайте, играйте, пойте колыбельные

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой: 

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3.  Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите  ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

Источник

Фото 1

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.

Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.

У детей это может проявляться:

Фото 2

  • суетой;
  • болтливостью;
  • хаотичными движениями без необходимости.

Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:

  • придерживаться четкого распорядка дня;
  • не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
  • следить за питанием, снизить потребление сахара;
  • не выяснять отношения при ребенке;
  • придерживаться позитивной модели общения;
  • выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
  • научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.

Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.

Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.

Гиперактивность считается симптомом неуравновешенной нервной системы.

Какие препараты можно использовать?

Фото 3Если другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.

Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.

Успокоительные средства

Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:

  1. Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
  2. Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
  3. Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
  4. Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
  5. Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.

Психостимуляторы

В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:

Фото 4

  1. Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
  2. Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
  3. Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.

Ноотропы

Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.

Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:

Фото 5

  1. Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
  2. Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
  3. Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
  4. Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.

Другие лекарства

Фото 6Детям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.

Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.

Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.

Если ребенок перевозбудился, нужно сменить обстановку на более спокойную, например, отвести его в другую комнату. Если малыш расстроен, можно обнять его и погладить по голове.

Успокоительный сбор для детей

Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.

Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать “Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.

Чтобы приготовить напиток, необходимо:

  1. залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
  2. поставить на водяную баню на 20 минут;
  3. настаивать в течение получаса;
  4. процедить.

Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить “Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.

Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.

Видео по теме

Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:

Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.

Источник