Как улучшить зрение ребенку 3 года
Содержание:
- Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»
- Методика 2. «Цифровая гимнастика»
- Методика 3. «Точечная гимнастика»
- Методика 4. «Зрительная дуга»
Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.
ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!
Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»
Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?
Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.
- Отойдите от окна на 1 метр.
- Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
- Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
- Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
- Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
- И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
- Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.
Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.
Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.
Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.
Методика 2. «Цифровая гимнастика»
Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.
Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.
Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.
«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.
Методика 3. «Точечная гимнастика»
Направлена на улучшение остроты зрения.
Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.
Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.
Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.
«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.
Методика 4. «Зрительная дуга»
Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.
Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.
Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.
Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.
Источник
Рассказывает Людмила Катаргина, главный детский офтальмолог, заместитель директора по научной работе ФГУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, руководитель отдела патологии глаз у детей.
Школа – к очкам?
Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Людмила Анатольевна, считается, что ничто так не портит детское зрение, как школа. Насколько это соответствует действительности?
Людмила Катаргина: Многое зависит от причин снижения зрения. Если речь идёт о болезнях глаз, то зрение может быть снижено с рождения или начать снижаться в любой другой период жизни. Если говорить о миопии (близорукости), то эта проблема чаще начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, в период резкого нарастания зрительных нагрузок (особенно если ребёнок много времени проводит с гаджетами), и достигает максимума в школьные годы.
По данным статистики, в 1-м классе миопия фиксируется у 4,1–8,6% учащихся. Среди выпускников общеобразовательных школ частота миопии достигает 26%, гимназий и лицеев – 50%.
К сожалению, зрение современных детей с каждым годом становится хуже – офтальмологи последние 10 лет отмечают рост заболеваемости миопией. По данным диспансеризации в РФ, частота миопии увеличилась в полтора раза и возросла её степень.
– В ухудшении зрения часто винят гаджеты. Но оградить детей от них невозможно. Использование, например, планшетов предполагается даже на школьных уроках. Как минимизировать вред от электронных устройств?
– Как при чтении обычных, так и электронных книг нужно соблюдать правила гигиены зрения. Нельзя пользоваться гаджетами в темноте (освещение не должно быть слишком тусклым или слишком ярким), подносить портативное устройство (или бумажную книгу) близко к глазам (оптимальное расстояние – 30–35 см). Текст на всех гаджетах должен быть крупным (чтобы ребёнок мог читать, не напрягая зрение). Помните золотое правило офтальмологов – каждые 20 минут необходимо делать перерывы в работе (отрывать свой взгляд от монитора, смотреть вдаль, менять положение тела).
Для профилактики миопии ребёнок должен не менее 2–3 часов в день проводить на свежем воздухе, заниматься спортом. Оптимальными для глаз считаются виды спорта, которые переключают зрение с близкого расстояния на дальнее (бадминтон, настольный теннис, волейбол). Это обеспечивает естественную релаксацию глаз. Кроме того, нельзя перегружать зрительную систему во внеурочное время – ребёнок не должен весь день напролёт сидеть, уткнувшись в книгу, независимо от того, бумажная она или электронная.
– Можно ли детям читать лёжа или в транспорте? Некоторые врачи говорят, что это даже полезно…
– Читать лёжа не рекомендуется, поскольку трудно выдержать необходимое расстояние до бумажного или электронного носителя. При чтении на боку расстояние от книги до каждого глаза может быть неодинаковым, что приводит к большему напряжению и асимметричной нагрузке на шейный отдел позвоночника.
Недолгое чтение в транспорте – если освещение хорошее и нет сильной тряски – вреда не принесёт. Нежелательно читать в машине – сильная тряска требует дополнительных усилий для фиксации глаз, туловища и головы, а это способствует быстрому утомлению.
Есть общее правило: если при чтении вы чувствуете дискомфорт и не понимаете его причину, лучше прервать чтение.
Очки или линзы?
– Многие родители против ношения очков и линз. Считается, что в них глаз может облениться и совсем перестать работать.
– Нельзя носить неправильные (субъективно подобранные очки) – от них действительно вреда может быть больше, чем пользы. Но грамотно подобранные очки или линзы ребёнку с плохим зрением необходимы – без них зрительный аппарат испытывает чрезмерное напряжение, что способствует прогрессированию близорукости.
При врождённой миопии, астигматизме, анизометропии не носить очки вдвойне опасно, так как могут возникнуть осложнения – ленивый глаз (амблиопия) и/или косоглазие.
– Что лучше для детей – очки или линзы?
– У каждого средства есть свои плюсы и минусы. Очки – бесконтактный и самый безопасный способ коррекции зрения. Сегодня существуют очки специальной конструкции (перифокальные или прогрессивные), которые позволяют снизить темп прогрессирования миопии.
Линзы незаменимы в тех случаях, когда невозможно использование очков (например, при врождённой миопии или анизометропии, астигматизме). Линзы позволяют получить более чёткое зрение (как центральное, так и периферическое) и не создают ограничений в занятиях спортом. Но линзы требуют специального ухода, поэтому они подходят сознательным и дисциплинированным детям либо тем, кто постоянно находится в поле зрения взрослых. При ношении контактах линз существует риск развития осложнений, связанных как с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции), так и с несоблюдением правил хранения и ношения линз (инфекции). Линзы нельзя использовать во время острых воспалительных заболеваний глаз и организма.
Нюансов много, поэтому вопрос выбора способа коррекции должен решаться врачом-офтальмологом.
Ночное лечение
– Правда ли, что ночные линзы – самый прогрессивный способ обуздания близорукости?
– Это один из новых и эффективных способов временного снижения или устранения миопии. Ночные (ортокератологические) линзы замедляют темпы прогрессирования миопии на 40–70% по сравнению с обычными очками. Средний возраст начала ношения ночных линз – 9–10 лет, но при необходимости они могут быть применены и раньше.
Дополнительный бонус от использования ночных линз – улучшение зрения в течение дня после ночного ношения. Но для этого линзы нужно использовать регулярно. При длительном перерыве зрение возвращается к исходному уровню (в среднем через 3–4 недели).
– В каких случаях и в каком возрасте может идти речь о необходимости операции?
– Хирургическая коррекция зрения при близорукости проводится при стабилизации миопии (то есть в возрасте 18+). В более раннем возрасте эффект от операции может быть непредсказуем.
– Когда появятся способы не сдерживания прогрессирования близорукости, а улучшения зрения у детей?
– Если говорить о близорукости, то такие методы уже существуют. Они включают и медикаментозные, и хирургические методики, а также оптические и физические методы воздействия.
Для улучшения зрения у детей с различными другими заболеваниями используют современные медикаментозные препараты (генно-инженерные, антиглаукоматозные, противовоспалительные, антиангиогенные препараты для введения внутрь глаза), новые способы лазерной и инструментальной хирургии. Достигнуты большие успехи в лечении врождённых катаракт с использованием искусственных хрусталиков с раннего возраста, активно применяются лазерные хирургические методики, проводимые без вскрытия глаза. Есть определённые результаты в лечении катаракты, глаукомы, увеитов и др. Однако существуют тяжёлые заболевания, трудно поддающиеся лечению, в отношении которых пока ведутся научные исследования.
– Можно ли улучшить зрение с помощью правильного питания или приёма специальных добавок?
– Для правильного развития и работы глаз необходимо, чтобы рацион ребёнка был сбалансированным, а все необходимые компоненты (белки, жиры, углеводы, витамины и биологически активные вещества) поступали в организм ребёнка в нужном количестве.
Для уменьшения усталости глаз при зрительной нагрузке и профилактики развития дистрофии сетчатки офтальмолог может назначить препараты, содержащие антоцианы (экстракт черники) и каротиноиды (лютеин, зеаксантин), цинк, селен, витамины А и Е. Чаще такие вещества выпускаются в виде БАД. Целесообразно использовать также препараты полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), которые благоприятно воздействуют на многие функции организма, в том числе и на зрение. Однако во всём нужно соблюдать меру. Биологически активные добавки обычно имеют многокомпонентный состав, из-за чего могут вызывать аллергические реакции.
Источник
Конечно, поставить диагноз и назначить лечение может только специалист-офтальмолог. Но и от мамы зависит многое.
Первый офтальмологический осмотр у ребенка проводят сразу после рождения, второй — в три-четыре месяца. Следующий визит к врачу — в год, и далее — раз в полгода, пока ребенку не исполнится три. После этого, если нет никаких нарушений, и мама не видит отклонений, визиты нужно повторять раз в год. Ведь чем раньше диагностируют нарушение, тем благоприятнее прогноз. Но регулярно посещать врача — недостаточно.
Важно правильно организовать ребенку режим дня, чтобы он достаточно высыпался, бывал на воздухе, чередовал зрительную нагрузку с двигательной.
Необходимо научить малыша правильно сидеть за столом, не горбиться, подобрать ему стол и стул по росту, а кровать — жесткую и ровную, с маленькой подушкой. И ограничить просмотр телевизора и работу за компьютером.
От нуля и старше
С ребенком больше общается мама, и если у докторов в роддоме не было никаких подозрений, нужно следить: симметричны ли у ребенка глазные щели, нет ли выделений из глаз, не красные ли они. Уже в возрасте двух недель малыш ненадолго фиксирует взгляд, реагируя на маму. К двум месяцам у ребенка появляется нормальная фиксация взгляда, его глазки «не разбегаются», а к концу 4-го месяца ребенок способен долго задерживать взгляд. Проверить, хорошо ли ребенок видит, довольно просто: покажи ему яркую, красивую игрушку.
Малыш должен на нее отреагировать — потянуться, улыбнуться. Если этого не происходит — срочно к врачу! Если у ребенка косоглазие (часто оно является следствием позднего токсикоза, внутриутробных инфекций, родовых травм), лечение иногда начинается с момента рождения по схеме. В годовалом возрасте зрение определяют по специальным методикам, но диагностика зависит от того, насколько ребенок идет на контакт, и, если малыш боится врачей, имеет смысл обратиться в медицинский центр, где в офтальмологическом кабинете работает и детский психолог. Но есть и субъективные моменты, которые нельзя оставить без внимания. Например, годовалый ребенок очень спокойный и тихий, он не очень активно познает окружающий мир. Это может означать, что он его попросту плохо видит.
Дальнозоркие и близорукие
С года до пяти детский организм интенсивно растет и развивается, в этом возрасте значительно увеличивается размер глазного яблока, улучшается рефракция — преломляющая способность глаза. Меняется острота зрения — нормальная — 1.0, формируется постепенно, не сразу. Малыши рождаются дальнозоркими, и до 3 — 5 лет в большинстве остаются такими. Но близорукость может начать развиваться и в возрасте 3 лет.
Если малыш начал щуриться, рассматривая что-то на расстоянии 3-4 метра, подходит к телевизору ближе, наклоняется к книге или рисунку — это повод для беспокойства. Подумай, не злоупотребляешь ли ты ранним приобщением к грамоте? Максимальное время для занятий с ребенком до пяти лет — 40 минут!
Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 15 минут, чтобы ребенок побегал, попрыгал, сделал гимнастику или посмотрел в окно.
Тебе нужно быть особенно бдительной, когда в очках и ты, и отец малыша — ведь предрасположенность к близорукости передается по наследству. Наследственный фактор может проявиться в 3-5 лет, и в семь, когда ребенок идет в школу, и в период полового созревания, и после тяжелого инфекционного заболевания (грипп, корь, краснуха, скарлатина). Пусковым фактором может стать и слишком быстрый рост ребенка — глаз «не успевает» за скелетом, и интенсивные зрительные нагрузки.
Очки, линзы и коррекция
Прошли времена, когда ребенка в очках в школе дразнили. Сейчас можно подобрать для ребенка оправу, которая ему понравится, или линзы. Их назначают уже с семилетнего возраста, если ребенок их переносит. Разумеется, ухаживает за линзами и ставит их мама. Когда ребенок не может или категорически не хочет носить очки, но ему необходима постоянная коррекция, линзы могут стать выходом.
При близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки назначаются только для дали, а при близорукости более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи.
Близорукий ребенок, которому очки нужны только для дали, не должен носить их все время, читать и играть в них. Дальнозоркость чаще врожденное, а не приобретенное состояние.
Первые признаки: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных случаях — понижение зрения вдаль. Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи. При прогрессирующей близорукости или дальнозоркости может быть назначена лазерная коррекция, но не раньше 18 лет и при стабильном состоянии не менее полутора лет.
Ленивый глаз
Бывает, что глаз, внешне совершенно здоровый и нормальный, плохо видит. Важно вовремя поставить диагноз и принять меры — ведь это заболевание поддается лечению только до 9 лет. Диагностировать амблиопию («ленивый глаз») может только врач, но есть несколько косвенных признаков, которые должны тебя насторожить.
Обрати внимание, как смотрит ребенок после сна. Если один глаз он открывает не полностью, если для того, чтобы посмотреть на тебя, он поворачивает голову — есть повод для беспокойства.
Летом проследи, с какой стороны ребенок загорел сильнее — если один из его глаз «ленивый», эта сторона больше загорает.
Ленивый глаз нужно заставить работать, для этого офтальмолог назначает аппаратное лечение, режим окклюзии (здоровый глаз заклеивается гипоаллергенной наклейкой), специальные упражнения на тренировку зрения по индивидуальной схеме.
Универсальные советыНачинай профилактические мероприятия уже с 2-3 лет. Учи ребенка чаще моргать — чтобы не пересыхала роговица, не горбиться, чаще менять взгляд с ближних предметов на дальние.
Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется, игры с использованием мяча.
Длительность непрерывного просмотра телевизора или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, для ребенка от семи лет — не больше часа, но не непрерывно. Оптимальное расстояние для зрения — 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.Свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Убери из поля зрения ребенка бликующие и отражающие поверхности.
Приучи ребенка чередовать зрительную и двигательную активность, а уроки старайтесь делать в дневное время, при естественном освещении.
Солнечные очки ребенок должен носить только на ярком свете, днем. Подбери качественные, не пластиковые, а стеклянные. Гимнастика для глазЧерез 20-30 минут занятий ребенку нужно делать перерывы для упражнений. Кстати, они подходят и взрослым.Точка на стекле — тренировка аккомодации и конвергенции.Наклей на оконное стекло на уровне глаз ребенка цветную метку диаметром 3-5 мм.С расстояния 30 см. двумя глазами ребенок смотрит на точку 5 секунд, затем — вдаль, на дома, деревья — 5-10 секунд.Повторить 5 раз. Закончить упражнение взглядом вдаль.
Движения глазных яблок — направлены на снижение зрительного утомления и профилактику его возникновения.
Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук ребенок массирует глазные яблоки — 10 сек.При неподвижном положении головы посмотреть вверх, вниз, налево, направо, совершить вращательные движения по часовой стрелке и против нее — 10 сек.Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.Умываясь, поочередно побрызгать на глаза теплой и холодной водой.
Для гимнастики глаз хороши ещё и очки-тренажеры перфорационные:
Продаются вместе с инструкцией.
Продукты для глаз
Следи, чтобы в питании ребенка в достаточном количестве присутствовали продукты, полезные для зрения.
Витамин А входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза и зрительного пигмента колбочек. В чистом виде не содержится ни в овощах, ни в фруктах, но многие из них — абрикосы, морковь, спаржа, свекла, паприка, персики, черная смородина, черника, вишня, дыня, щавель, тыква — содержат каротин, провитамин А. Каротин усваивается только с жирами. В чистом виде витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, печени.
Витамин С защищает хрусталик от образования свободных радикалов. Его содержат: смородина черная и красная, помидоры, цветная капуста, земляника, щавель, цитрусовые, смородина красная, крыжовник, лук зеленый, горошек зеленый, дыня, вишня.
Витамин В2 входит в состав зрительного пурпура, который защищает сетчатку от ультрафиолетовых лучей. Он содержится в семечках подсолнечника, почках, печени, молочных продуктах.
Так же есть витаминные комплексы для глаз…
Источник