Как улучшить зрение ребенку 1 год
Рассказывает Людмила Катаргина, главный детский офтальмолог, заместитель директора по научной работе ФГУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, руководитель отдела патологии глаз у детей.
Школа – к очкам?
Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Людмила Анатольевна, считается, что ничто так не портит детское зрение, как школа. Насколько это соответствует действительности?
Людмила Катаргина: Многое зависит от причин снижения зрения. Если речь идёт о болезнях глаз, то зрение может быть снижено с рождения или начать снижаться в любой другой период жизни. Если говорить о миопии (близорукости), то эта проблема чаще начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, в период резкого нарастания зрительных нагрузок (особенно если ребёнок много времени проводит с гаджетами), и достигает максимума в школьные годы.
По данным статистики, в 1-м классе миопия фиксируется у 4,1–8,6% учащихся. Среди выпускников общеобразовательных школ частота миопии достигает 26%, гимназий и лицеев – 50%.
К сожалению, зрение современных детей с каждым годом становится хуже – офтальмологи последние 10 лет отмечают рост заболеваемости миопией. По данным диспансеризации в РФ, частота миопии увеличилась в полтора раза и возросла её степень.
– В ухудшении зрения часто винят гаджеты. Но оградить детей от них невозможно. Использование, например, планшетов предполагается даже на школьных уроках. Как минимизировать вред от электронных устройств?
– Как при чтении обычных, так и электронных книг нужно соблюдать правила гигиены зрения. Нельзя пользоваться гаджетами в темноте (освещение не должно быть слишком тусклым или слишком ярким), подносить портативное устройство (или бумажную книгу) близко к глазам (оптимальное расстояние – 30–35 см). Текст на всех гаджетах должен быть крупным (чтобы ребёнок мог читать, не напрягая зрение). Помните золотое правило офтальмологов – каждые 20 минут необходимо делать перерывы в работе (отрывать свой взгляд от монитора, смотреть вдаль, менять положение тела).
Для профилактики миопии ребёнок должен не менее 2–3 часов в день проводить на свежем воздухе, заниматься спортом. Оптимальными для глаз считаются виды спорта, которые переключают зрение с близкого расстояния на дальнее (бадминтон, настольный теннис, волейбол). Это обеспечивает естественную релаксацию глаз. Кроме того, нельзя перегружать зрительную систему во внеурочное время – ребёнок не должен весь день напролёт сидеть, уткнувшись в книгу, независимо от того, бумажная она или электронная.
– Можно ли детям читать лёжа или в транспорте? Некоторые врачи говорят, что это даже полезно…
– Читать лёжа не рекомендуется, поскольку трудно выдержать необходимое расстояние до бумажного или электронного носителя. При чтении на боку расстояние от книги до каждого глаза может быть неодинаковым, что приводит к большему напряжению и асимметричной нагрузке на шейный отдел позвоночника.
Недолгое чтение в транспорте – если освещение хорошее и нет сильной тряски – вреда не принесёт. Нежелательно читать в машине – сильная тряска требует дополнительных усилий для фиксации глаз, туловища и головы, а это способствует быстрому утомлению.
Есть общее правило: если при чтении вы чувствуете дискомфорт и не понимаете его причину, лучше прервать чтение.
Очки или линзы?
– Многие родители против ношения очков и линз. Считается, что в них глаз может облениться и совсем перестать работать.
– Нельзя носить неправильные (субъективно подобранные очки) – от них действительно вреда может быть больше, чем пользы. Но грамотно подобранные очки или линзы ребёнку с плохим зрением необходимы – без них зрительный аппарат испытывает чрезмерное напряжение, что способствует прогрессированию близорукости.
При врождённой миопии, астигматизме, анизометропии не носить очки вдвойне опасно, так как могут возникнуть осложнения – ленивый глаз (амблиопия) и/или косоглазие.
– Что лучше для детей – очки или линзы?
– У каждого средства есть свои плюсы и минусы. Очки – бесконтактный и самый безопасный способ коррекции зрения. Сегодня существуют очки специальной конструкции (перифокальные или прогрессивные), которые позволяют снизить темп прогрессирования миопии.
Линзы незаменимы в тех случаях, когда невозможно использование очков (например, при врождённой миопии или анизометропии, астигматизме). Линзы позволяют получить более чёткое зрение (как центральное, так и периферическое) и не создают ограничений в занятиях спортом. Но линзы требуют специального ухода, поэтому они подходят сознательным и дисциплинированным детям либо тем, кто постоянно находится в поле зрения взрослых. При ношении контактах линз существует риск развития осложнений, связанных как с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции), так и с несоблюдением правил хранения и ношения линз (инфекции). Линзы нельзя использовать во время острых воспалительных заболеваний глаз и организма.
Нюансов много, поэтому вопрос выбора способа коррекции должен решаться врачом-офтальмологом.
Ночное лечение
– Правда ли, что ночные линзы – самый прогрессивный способ обуздания близорукости?
– Это один из новых и эффективных способов временного снижения или устранения миопии. Ночные (ортокератологические) линзы замедляют темпы прогрессирования миопии на 40–70% по сравнению с обычными очками. Средний возраст начала ношения ночных линз – 9–10 лет, но при необходимости они могут быть применены и раньше.
Дополнительный бонус от использования ночных линз – улучшение зрения в течение дня после ночного ношения. Но для этого линзы нужно использовать регулярно. При длительном перерыве зрение возвращается к исходному уровню (в среднем через 3–4 недели).
– В каких случаях и в каком возрасте может идти речь о необходимости операции?
– Хирургическая коррекция зрения при близорукости проводится при стабилизации миопии (то есть в возрасте 18+). В более раннем возрасте эффект от операции может быть непредсказуем.
– Когда появятся способы не сдерживания прогрессирования близорукости, а улучшения зрения у детей?
– Если говорить о близорукости, то такие методы уже существуют. Они включают и медикаментозные, и хирургические методики, а также оптические и физические методы воздействия.
Для улучшения зрения у детей с различными другими заболеваниями используют современные медикаментозные препараты (генно-инженерные, антиглаукоматозные, противовоспалительные, антиангиогенные препараты для введения внутрь глаза), новые способы лазерной и инструментальной хирургии. Достигнуты большие успехи в лечении врождённых катаракт с использованием искусственных хрусталиков с раннего возраста, активно применяются лазерные хирургические методики, проводимые без вскрытия глаза. Есть определённые результаты в лечении катаракты, глаукомы, увеитов и др. Однако существуют тяжёлые заболевания, трудно поддающиеся лечению, в отношении которых пока ведутся научные исследования.
– Можно ли улучшить зрение с помощью правильного питания или приёма специальных добавок?
– Для правильного развития и работы глаз необходимо, чтобы рацион ребёнка был сбалансированным, а все необходимые компоненты (белки, жиры, углеводы, витамины и биологически активные вещества) поступали в организм ребёнка в нужном количестве.
Для уменьшения усталости глаз при зрительной нагрузке и профилактики развития дистрофии сетчатки офтальмолог может назначить препараты, содержащие антоцианы (экстракт черники) и каротиноиды (лютеин, зеаксантин), цинк, селен, витамины А и Е. Чаще такие вещества выпускаются в виде БАД. Целесообразно использовать также препараты полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), которые благоприятно воздействуют на многие функции организма, в том числе и на зрение. Однако во всём нужно соблюдать меру. Биологически активные добавки обычно имеют многокомпонентный состав, из-за чего могут вызывать аллергические реакции.
Источник
Вопрос – можно ли восстановить зрение у ребенка волнует многих родителей. Чтобы понять это, следует иметь представления о заболеваниях зрительных органов.
Самыми распространенными недугами зрительной системы являются:
- Спазм аккомодации, называемый ложной близорукостью. Это заболевание возникает в результате спазма мышц глаза, вызванного чрезмерным утомлением зрительной системы. Для устранения недуга достаточно дать глазам отдохнуть, расслабиться. Если не проводить профилактические мероприятия, заболевание может перерасти в близорукость;
- Миопия (близорукость). Это заболевание характеризуется тем, что человек не может сфокусировать взгляд на объектах, расположенных вдали. Заболевание имеет три стадии. Его возможно приостановить на первой стадии;
- Гиперметропия (дальнозоркость). У детей школьного возраста и подростков встречается реже. Человек плохо видит предметы, расположенные вблизи;
- Астигматизм. Изображение выглядит размытым, поскольку лучи, проходящие через роговую оболочку, по-разному преломляются. Этот недуг обычно сопровождается миопией или гиперметропией;
- Амблиопия (синдром «ленивого» глаза). Заболевание, при котором один глаз частично или полностью не работает. Если не принять вовремя мер, то дефектный глаз может перестать видеть вообще.
Строение глаз у детей, заболевания глаз
Причин падения зрения достаточно много.
Практически все новорожденные имеют физиологическую дальнозоркость (4-5 диоптрий).
Дальнозоркость у ребенка – это особенное строение глаза. Он короче нормы. Можно ли восстановить в этом случае зрение? Можно ли «дорастить» глаз? Восстановление зрения в младшем возрасте возможно, если речь идет о гиперметропии. Во многом положительный ответ на этот вопрос связан с генетикой ребенка.
В процессе роста строение глаза меняется – становится длиннее переднезадняя ось глазного яблока, увеличивается кривизна хрусталика и роговицы.
Например, если малыш в четыре года страдал дальнозоркостью в +4, то, возможно, к семи-восьми годам зрение восстановится. Если у ребенка зрение было +6 и выше, то стопроцентного зрения вряд ли можно ожидать.
При наличии близорукости перспективы менее радужные. Это заболевание не может исчезнуть в связи с взрослением ребенка. Близорукость характеризуется удлинением переднезадней оси глазного яблока. Меньше без хирургического вмешательства она стать не может. Это равносильно тому, что размер ноги с 37 сделать 34. Возможно ли восстановление зрения при миопии? Полностью это заболевание вылечить невозможно. Однако это не означает, что надо бездействовать. Родители должны приложить усилия, чтобы приостановить ухудшение зрения.
Во-первых, необходима корректировка зрения с помощью оптики (очки или линзы).
Во-вторых, можно приостановить прогрессирование близорукости. Скажем, при диагностировании миопии установлена острота зрения в -1. Можно постараться остановить заболевание на этом уровне, а не ждать ухудшения зрения до -3 или -4.
Лечение близорукости
Наиболее часто встречаемое заболевание у детей – близорукость. Ее лечение должно проводиться комплексно. Наилучший результат достигается в сочетании физиотерапевтического лечения, специальной гимнастики для глаз, приема лекарственных препаратов, витаминов и микроэлементов.
При высокой стадии близорукости или быстром ее прогрессировании показано хирургическое вмешательство.
Первый шаг в лечении – подбор очков или линз (линзы — в старшем школьном возрасте). Это не лечение, а возможность скорректировать зрение. При близорукости слабой и средней степени офтальмолог назначает очки для дали. Их не требуется носить постоянно. Очки нужны для постоянного ношения при высокой степени миопии или при её прогрессировании.
В некоторых случаях врач назначает очки «расслабляющие», имеющие линзы с незначительным плюсом. За счет этого происходит расслабление аккомодации.
Положительный эффект достигается и при тренировке ресничной мышцы. Суть этого процесса: поочередно подставляются линзы с плюсом и минусом.
Для приостановления развития миопии возможно и медикаментозное лечение. Детский офтальмолог может назначить сосудорасширяющие препараты, глазные капли, которые улучшают питание глаз. Прием комплекса витаминов и микроэлементов также показан при миопии.
Аппаратное лечение безболезненно, поэтому оно особенно подходит для детей дошкольного возраста, но и показано школьникам и подросткам. Это физиопроцедуры, которые ребенок проходит на специальных приборах.
Воздействия аппаратов различно:
- Электростимуляция;
- Магнитостимуляция;
- Лазерная стимуляция;
- Фотостимуляция;
- Тренировка аккомодации;
- Тренировка зрительного нерва и мышц глаза;
- Массаж;
- Рефлексотерапия.
Серьезные заболевания (катаракта, глаукома) аппаратными методами не лечатся. Но дальнозоркость, близорукость, астигматизм поддаются коррекции.
При глазных заболеваниях и их профилактики офтальмологи рекомендуют ежедневное проведение гимнастики для глаз. Ею можно заниматься несколько раз в день по 10-15 минут. В гимнастический комплекс для глаз включены упражнения на осевые и круговые движения глазными яблоками, упражнения на расслабления органов зрения, рассматривание предметов, расположенных близко и вдали.
При высокой степени миопии или стремительно прогрессирующей проводится хирургическое лечение.
Источник
Содержание:
- Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»
- Методика 2. «Цифровая гимнастика»
- Методика 3. «Точечная гимнастика»
- Методика 4. «Зрительная дуга»
Современные специалисты разработали множество способов, направленных на значительное улучшение зрения при близорукости и дальнозоркости, а также на исправление или уменьшение косоглазия и астигматизма в том случае, если эти две аномалии не очень сильно выражены (к сожалению, при их высокой степени помогает только оперативное вмешательство). Как делать упражнения для улучшения зрения самому и научить им ребенка, рассказывает офтальмолог Марина Ильинская.
ВАЖНО! Если к моменту начала лечения ваш ребенок уже носил очки, то при любых вариантах зрительной гимнастики используете очки с линзами на одну-две диоптрии слабее, чем те, которые ему выписали. Если их сила изначально не превышает 1 диоптрию, все упражнения надо выполнять без очков!
Методика 1. «Ступенчатая гимнастика»
Быстро включает в активную работу аккомодационный аппарат, тренирует все его элементы и тем самым значительно улучшает зрение в короткие сроки. Как она выполняется?
Для начала проделайте упражнение сами, чтобы потом подробно объяснить ребенку технику его выполнения.
- Отойдите от окна на 1 метр.
- Вытяните вперед одну руку, повернутую ладонью к себе, и внимательно рассмотрите рисунок кожи на ладони.
- Теперь переведите взгляд на оконную раму и столь же внимательно рассмотрите ее мелкие детали.
- Далее взгляните за окно, но на расстояние не более 50 метров. Если там стоит дерево, как следует рассмотрите его ветки.
- Затем переместите взгляд на 100 метров вдаль. Если там есть дом, рассмотрите его окна и балконы.
- И только после этого взгляните далеко в небо — словно смотрите за горизонт, в бесконечность.
- Поэтапно верните взгляд на ладонь, рассматривая в обратном порядке дом, дерево, раму.
Повторите упражнение: ладонь, рама, дерево, дом, небо. И обратно: небо, дом, дерево, рама, ладонь. Каждый раз на 5–10 секунд фиксируйте взгляд на объекте, заставляя аккомодационный аппарат включаться на требуемом расстоянии. Далее «поскакали через ступеньку»: ладонь — дерево, рама — дом, небо — дерево, дом — рама и обратно. Движение глаз плавно по «ступенькам» проводится 3 минуты и столько же примерно должны двигаться глаза скачкообразно через «ступеньку». Но закончить гимнастику необходимо обязательно плавно: небо, дом, дерево, рама, ладонь.
Упражнение для получения стойкого эффекта улучшения зрения необходимо делать каждый час при длительных зрительных нагрузках, например, выполнении домашних уроков, работе с компьютером.
Гимнастика подходит для детей с пяти лет. Но чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи от взрослого, чтобы освоить упражнение. Детям постарше достаточно объяснить, что упражнение поможет улучшить зрение и позволит больше никогда не носить очки, а затем на собственном примере показать, как выполняется гимнастика.
Методика 2. «Цифровая гимнастика»
Для начала активно потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Далее закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя (это не имеет значения для достижения результата). Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.
Всего такая гимнастика займет не более 2 минут. Но после ее окончания, убрав от лица ладони и открыв глаза, вы приятно удивитесь тому, насколько четким, контрастным и цветным стал окружающий мир.
Освоив упражнение, объясните ребенку, как его правильно выполнять. Первое время советую делать гимнастику вместе с ребенком, а затем достаточно будет просто напоминать о ней.
«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Например, при многочасовом сидении за уроками по вечерам нужно проделывать упражнение ежечасно. Для взрослых же добавлю: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.
Методика 3. «Точечная гимнастика»
Направлена на улучшение остроты зрения.
Возьмите обычный лист бумаги и остро отточенным черным карандашом нарисуйте на одной линии 10 черных точек с интервалами между ними около 5 мм. При очень плохом зрении интервал можно увеличить до 7 мм, но не более. Поставьте лист перед глазами на расстоянии 40 см. Вы должны четко видеть все точки и иметь возможность их пересчитать. Теперь попросите помощника медленно отодвигать лист с точками от ваших глаз, останавливаясь каждые 20 см. Как только вы перестали четко видеть все точки, и они слились в сплошную линию, дальше отодвигать лист не нужно. Замерьте расстояние от глаз до листа бумаги и запишите его. После этого некоторое время перемещайте лист с точками то ближе, то дальше от глаз, но не превышайте пока записанное расстояние. Гимнастику полезно выполнять в течение 3-5 минут не менее 3-4 раз ежедневно.
Это упражнение в комплексной терапии эффективно и быстро повышает остроту зрения.
Обучите ребенка правильному выполнению упражнения и внесите его в список обязательных. Его нужно делать не реже трех раз в день. Расстояние от глаз до слияния точек в одну сплошную линию необходимо замерять не чаще чем раз в 7–10 дней, отмечая достижения.
«Точечная гимнастика» также помогает улучшить зрение вблизи всем людям старше 40 лет, страдающим затруднениями при чтении. Техника выполнения та же самая, но начинать считать точки необходимо не с расстояния в 40 см от лица, а с того, на котором вы можете их увидеть (скажем, 50–70 см). Далее старайтесь пересчитывать точки на расстоянии меньшем, чем то, на котором вы увидели их четко в начале упражнения. Постепенно вы заметите, что перестали уставать при работе с обычным текстом.
Методика 4. «Зрительная дуга»
Эта методика подходит не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Она помогает при спазме аккомодации, повышает остроту зрения, снимает компьютерный синдром.
Делать такое упражнение довольно просто. Сядьте на стул перед окном. Опустите взгляд на колени, внимательно на них посмотрите, и начните медленно поднимать глаза вверх, фиксируя взглядом и рассматривая по нескольку секунд все интересные объекты, которые вы заметите, в том числе расположенные за окном: дома, деревья, облака, небо. Перенесите взгляд на верх оконной рамы и карниз. После этого столь же постепенно опустите глаза, рассматривая все попадающиеся на пути предметы и по возможности четко фиксируя их детали. Повторите движение глаз по дуге три раза подряд. Окончив упражнение, трижды зажмурьте глаза и широко их откройте. Затем объясните ребенку, как выполнять гимнастику, усадив его на стул рядом с собой.
Эта гимнастика великолепно подходит людям, по много часов работающим за компьютером и страдающим выраженным зрительным утомлением. Ведь в конце дня, проведенного у монитора, вы наверняка замечали, что к вечеру зрение нарушается, затуманивается и вам становится труднее четко видеть вдаль. «Зрительная дуга» наряду со «Ступенчатой гимнастикой» и с «Цифровой гимнастикой» помогает устранить эту проблему в краткие сроки.
Упражнение необходимо повторять несколько раз в день, особенно при регулярных длительных нагрузках на глаза.
Источник