Как справиться с неуправляемым ребенком 5 лет в детскомусадувоспитателю
Любовь Бадина
У Вас в группе трудный ребенок? Выход есть!
В последнее время в детских садах достаточно остро стоит проблема неконструктивного поведения детей. И многие из педагогов, работающих с детьми, находятся в затруднительном положении при ее решении. Наш детский сад компенсирующего вида, и тема оптимизации взаимодействия с детьми, демонстрирующими неконструктивное поведение, для нас очень актуальна. Да это и понятно! Если учесть, что основной контингент детей – это мальчики; во-вторых, в последнее время 70%- 85% от общего состава детей – преимущественно старшие дошкольники. Кроме того, особенностью учреждений компенсирующего вида является и то, что каждый учебный год детский коллектив в группах значительно обновляется. (Кто-то из детей выписывается, часть детей выводятся на ПМПК со сменой Программы).
Я, как педагог-психолог, ежегодно собираю информацию о детях «группы риска». К сожалению, с каждым годом, список таких детей увеличивается. Намечается тенденция к возрастанию детей с поведенческими проблемами.
Каким бы «золотым» ни был ребенок, все равно родителям и воспитателям приходится сталкиваться с такими его поступками, которые можно квалифицировать как плохое или неконструктивное поведение. В беседах с воспитателями и родителями чаще всего обозначаются такие его формы,как: нытье, негативизм, капризы, упрямство, «зажатость» или «закомплексованность», речевая расторможенность во время учебного процесса.
Но прежде, чем говорить конкретно о выше перечисленных поведенческих реакциях и методах воздействия на ребенка, необходимо остановиться на «ОБЩИХ ПОДХОДАХ К ПРОБЛЕМЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ».
Каждый педагог когда-то набирает вновь свою группу детей. Практика показывает, что целесообразнее в первые недели взаимодействия взрослого с детьми быть с ними и строгим и ласковым, постепенно устанавливая «границы дозволенного». По мере привыкания ребенка к взрослым и их требованиям нам, педагогам, необходимо научиться уважать его волю и его «Я».
Надо сказать, что и при появлении ребенкав семье следует придерживаться такой же позиции: сначала строгость и ласка, «установление границ», а затем уже взаимодействие с ребенком, образно говоря, на «демократической основе».
Для предупреждения негативного поведения важно дать ребенку представление о допустимом и недопустимом поведении. Используя метафору, предложенную доктором Фрицем Родлером, можно представить,что по степени дозволенности поведение детей делится на три цветовых поля: зеленое, желтое, красное.
Поле зеленого цвета обозначает такое поведение ребенка, которое мы, взрослые, допускаем и поощряем.
Желтое поле – поведение, которое допустимо лишь в исключительных случаях (только когда рядом взрослый,например: «Альбом с фотографиями можно рассматривать только с мамой или папой»,или: «Папиными инструментами можно пользоваться только вместе с папой»).
Поле красного цвета обозначает такое поведение, которое совершенно неприемлемо и недопустимо ни при каких обстоятельствах. (Например, «В детском саду нельзя бить детей и взрослых»).
При определении границ дозволенного можно использовать 4 «табу»: нельзя причинять вред природе, вещам, себе, другим людям.
В этой связи необходимо подчеркнуть важность и значимость групповых правил, по которым может жить детский коллектив в дошкольном учреждении. Эти «правила» обсуждаются вместе с детьми, воспитатель помогает их сформулировать.Например: «В ссоре мы только договариваемся, не получается договориться, обращаемся за помощью к воспитателю»;или: «Когда кто-то из детей грустит или обижен, предлагаем свою помощь, утешаем». Принятые «правила» можно оформить в виде схематичных изображений или иллюстративного материала (в зависимости от возраста детей). Введение «правил» на этапе, когда детский коллектив только-только формируется, во многом помогает не только дисциплину в группе «наладить», но и способствует созданию благоприятного, микроклимата, комфортного для каждого из детей. ЭТИ ПРАВИЛА НУЖНЫ УЖЕ В САМОМ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ!
И еще один важный момент, касающийся общего подхода к проблеме дисциплины – единые требования взрослых, воспитывающих ребенка (и родителей в семье, и воспитателей в группе): нельзя, чтобы один разрешал то, что запрещает другой.Разнобой в требованиях приводит к приспособленчеству: со строгим взрослым ребенок будет вести себя дисциплинированно, а с «добрым» — начнет «выкаблучиваться» и добиваться своего. И если, например, в группе раньше с дисциплиной обстояло все более — менее благополучно, а потом вдруг «стали вылезать» проблемы, это тоже должно стать сигналом, что взрослые какие-то вещи не согласовывают друг с другом, предъявляют к детям разные требования.
Важно помнить, что установление «границ дозволенного» — это одно из проявлений любви к ребенку.Необходимо и до родителей донести известную истину: Любовь и требовательность – зависимые друг от друга понятия, и они никак не исключают, а, наоборот, подразумевают проявление родительской любви.А позиция вседозволенности: пока ребенок еще мал, его нужно только баловать, все разрешать – это, напротив, причинение зла своему ребенку. Прогноз взаимоотношений,в основе которых лежит вседозволенность: возникновение затруднений взаимодействия их ребенка со сверстниками и другими взрослыми, что, вряд ли, сделает его счастливым.
А сейчас поговорим о конкретных формах неконструктивного поведения.
НЫТЬЕ. Порой оно настолько может быть раздражающим, что нам с вами приходится бороться с искушением «обрушиться» со своим гневом на ребенка: «Перестань сейчас же ныть; или я тебя накажу!». Обрушивая гнев на ребенка, мы тем самым даем ему в руки дополнительное оружие, которое он может использовать против нас же. Почувствовав, что ему удалось вывести взрослого из равновесия, позже он захочет манипулировать нами таким же способом, будет знать, что «нытье срабатывает». И чем больше гнева мы обрушиваем на ребенка, тем выше вероятность, что он снова станет ныть. Как в таких случаях вести себя с ребенком.
Для большинства детей достаточно просто проигнорировать нытье.
Если нет,то можно в спокойном и довольно прохладном тоне сказать: «Я ничего не могу разобрать, когда ты говоришь таким голосом, попробуй сказать спокойно, разборчиво, чтобы я могла понять, чего ты хочешь».
Еще один прием – отвлечение. Отвлечение можно «сыграть», для этого нужно в карманах иметь какие-либо «неожиданные пустяки» (какой-нибудь шарик, колечко, камушек и т. п.)Это может выглядеть так: начинается нытье. Взрослый делает вид, что поглощенно рассматривает вытащенный из кармана предмет.Рассматривает и удивленно рассуждает сам с собой: «Интересный, какой камушек. Точно помню, когда выходила из дома, он был синего цвета, а теперь коричневый. Может он, побывав в темноте, в кармане изменил свой цвет? Ну-ка ты, попробуй, положи его в карман, а потом вытащи, каким он станет?» Какие предметы могут стать вашими помощниками в подобных ситуациях, можно поискать, подумать.
Иногда помогают шутка, юмор.В некоторых ситуациях можно беззлобно пошутить: «Ой, какие большие слезки пропадают! Давай их в бутылочку соберем!» или «Смотри, у тебя на плече каприза сидит и плачет, давай ее прогоним!»
Особая проблема для воспитателя, когда ребенок использует нытье на занятиях. («Помогите мне!», «А у меня не получается», «А я не знаю, как это делать!»). В некоторых своих рекомендациях воспитателям я советовала попробовать такой прием, как использование сигналов. Можно придумать какие-то нарисованные символы, обозначающие конкретную вещь. (Например, красный восклицательный знак – «мне срочно нужна помощь» и т. п.) И договориться с ребенком, что воспитатель будет реагировать на его просьбы только в том случае, если он будет пользоваться подобными сигналами. Если ребенок бесконечно «дергает» вас по поводу того, что он не знает что дальше делать. В этом случае можно придумать для него схему последовательных операций выполнения задания и выложить ему на стол.
На мой взгляд,с такой категорией детей действенной может быть и пропедевтическая работа: перед занятием, содержание которого может оказаться для ребенка трудным, проговорить, что и как будете делать. Это может касаться занятий, связанных и с продуктивной деятельностью и с речевой.
Следующая форма неконструктивного поведения, с которой мы все практически сталкиваемся, это различные проявления бунтарского поведения.
Негативизм – стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям; ребенок может настаивать, что сыр – масло, синее – это зеленое, лев – это собака; как только взрослый соглашается с ним, мнение ребенка может измениться на противоположное.
Упрямство. Ребенок настаивает на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал («Я хочу»). Капризность – это вторая сторона нарушения поведения. Понимает, что нельзя, но настаивает («Я не хочу»). У слабых – капризы, у сильных – упрямство.
Взаимодействие воспитателя с капризным ребенком несколько перекликается с тем, как он ведет себя ребенком – «нытиком». Вот некоторые рекомендации по взаимодействию с капризными детьми.
Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза;
Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и равнодушие, что бы ребенок ни делал. Если ребенку когда-то удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать, к этому способу все чаще и чаще;
Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше;
Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и показать, что несмотря ни на что, вы его любите;
Ребенок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе;
Постарайтесь меньше «читать морали», устанавливать запреты, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Источник
АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
«Неуправляемые дети» в ДОУ
Неуправляемые, чрезмерно активные, замкнутые, непослушные, не идут на контакт со взрослыми и не вписываются в общую систему, — все эти черты объединяются в понятие «неуправляемые дети». Поведение детей всегда приводит в смятение взрослых. Особенно, если в таком поведении прослеживается явное непослушание. Успешно взаимодействовать с такими детьми не всегда под силу даже их родителям.
Что уж говорить о педагогах, которые должны организовывать образовательную работу с целой группой детей с различными особенностями? На помощь родителям и педагогам предоставляем советы разных специалистов по выявлению причин неадекватного поведения детей и организации эффективного взаимодействия с ними.
Внешние проявления неуправляемости или непослушания:
Как выглядят неуправляемые дети? Внешние проявления могут быть очень разными. Дети весьма изобретательны в этом плане, и каждый малыш осознанно или неосознанно выбирает свою линию поведения. Наверняка каждый из вас видел, как ребенок кричит (орет) без видимой причины и что-то требует от родителей, при этом он не слушает доводы старших и не собирается успокаиваться. Родители далеко не всегда могут в таких случаях успокоить свое чадо, особенно если подобные казусы происходят в людных местах. А, как правило, именно в общественных местах ребенок не слушается. Он пытается хватать предметы, которые брать нельзя, активно бегает, а на замечания посторонних людей реагирует не самым лучшим образом. Давайте поговорим о том, как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?
Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка. В то же время до поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.
Критериями патологической гиперактивности являются:
1. Беспокойные движения.
2. Неумение сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).
5. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Неумение играть тихо, спокойно.
8. Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.
9. Постоянные разговоры с кем-либо.
10. Навязчивость, приставание к другим.
11. Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.
12. Частая потеря вещей, игрушек.
Наличие у ребенка по крайней мере семи из перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу или к врачу- неврологу.
К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями, тем серьезнее проблемы в обучении и поведении.
Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к отставанию в учебе.
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества порицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные.
Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Советы родителям на раннем этапе развития ребенка в ДОУ:
1. Проконсультируйтесь у специалистов.
2. Воспитывая гиперактивного ребенка,избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
3. Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
4. Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
5. Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
6. При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
8. Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
9. Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
10. Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).
11. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите, на повышенных тонах.
12. Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.
13. Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.
Если вы заметили отклонения у ребенка на раннем развитии в ДОУ, необходимо «бить тревогу», «звонить в колокола». В нашем государстве и обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Наличие того или иного дефекта не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.
Они не знают, какую пользу могут приносить, как реализовать себя, свои возможности и особенности, свои интересы и потребности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. В силу своих личных качеств и отсутствие должной социальной помощи дети с ОВЗ составляют группу риска, они чаще оказываются в трудной жизненной ситуации. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений, навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.
Для решения этой задачи требуются усилия не только ученых, педагогов, родителей, но и общества в целом.
И замечательно, что сейчас в нашем современном мире, такие дети могут свободно посещать ДОУ, где у них есть не только возможность общаться со своими сверстниками, но и стимул развивать свои творческие способности. Да, им труднее, чем другим детям, не все получается сразу, но мы, взрослые и дети всегда рады помочь. Все ребята относятся к ним с добротой, пониманием и уважением. Многим тоже приходится учиться общаться с такими детьми, видеть в них личность, не смеяться, а научиться помогать, понимать и принимать.
В нашей стране, на сегодняшний день, используют следующие способы обучения детей с ОВЗ,которые имеют особые образовательные потребности:
1. Обучение интегрированное – это особый тип обучения, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким областям при изучении одной темы.
2. Обучение дифференцированное — это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ребенка, создается комфортная среда для обучения и развития полноценной личности.
3. Обучение инклюзивное – это совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными образовательными потребностями.
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Какие же методы работы могут быть использованы при планировании работы с детьми с ОВЗ?
Чтобы создать условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов) необходима разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ должна быть четко отлаженной, совместно спланированной (выбор темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач, совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.) Воспитатели и специалисты также должны находиться в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребёнку. Родитель будет недостаточна откровенен и не будет доверять специалисту, если не почувствует искреннего желания помочь его ребёнку. Прежде чем начать плавный переход к изучению личности ребёнка, его диагностике, необходимо предложить родителям соглашение на сотрудничество.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в педагогический процесс.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьёй, педагогу требуется тактичное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства, форме. Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьёй, имеющей ребёнка с особыми образовательными потребностями, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые бы максимально стимулировали членов семьи к активному решению возникающих проблем. С родителями должна вестись информационно-просветительская работа, включающая в себя детские выставки результатов работы за неделю, информационные стенды, консультации, памятки, рекомендации. Данная форма работы позволяет родителям получить необходимые знания по различным вопросам воспитания детей.
Детис ОВЗ должны быть включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. При организации занятий учитываются физические возможности детей. Задача педагога — добиваться эффективности каждого занятия, создавать для ребенка ситуации успеха, обогащать коррекционную работу новыми приемами и педагогическими технологиями.
И главное, донести до ребенка с ОВЗ, что у всех детей разные возможности и способности, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я такой же, как все! Ребенок должен почувствовать – то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным! Сотрудничество с ребенком, который имеет нетипичное поведение — это настоящее испытание и для семьи, и для воспитателей. Но это может стать и отличной возможностью для личностного и профессионального роста взрослых, которые общаются с таким ребенком для развития их педагогического творчества. Поэтому объединяйте свои усилия ради счастья маленького человека, который, несмотря на проблемы в поведении, так же как и другие, достоин любви, уважения, возможности реализовать свои способности.
Источник