Как справиться с гиперактивным ребенком 1 год

Как справиться с гиперактивным ребенком 1 год thumbnail

Проблемы «вечных двигателей» мы обсуждаем с психиатром, доктором медицинских наук, профессором Галиной Козловской.

Признаки неблагополучия

Типичный обладатель синдрома СДВГ – это «вождь краснокожих» из рассказа О’Генри. Но кроме излишней двигательной активности у него наблюдаются:

  • вегетативные расстройства: нарушения сна, мраморность кожи, излишняя потливость, сухость и тусклость волос, признаки кожного диатеза…
  • проблемы с аппетитом: то ребенок прожорлив и ест все подряд, то, наоборот, отказывается от еды;
  • нестабильность веса: он то прибавляет в весе, мало питаясь, то худеет, несмотря на повышенный аппетит.

Дефицит внимания у ребенка с СДВГ – настоящий бич. Сосредоточить его больше, чем на 3-5 минут, удается с трудом. Но эти 3-5 минут могут быть продуктивными, если ребенку дать интересное задание и, главное, работать вместе с ним.

Гиперактивные дети жаждут внимания, навязчивы, встревают в разговоры взрослых, перебивают собеседников, не соблюдают правил игры… Дети отказываются общаться с ними, вызывая тем самым у «вечных живчиков» раздражение, ревность, зависть.

Агрессивен или несдержан?

Гиперактивных детей часто обвиняют в агрессивности. Но они скорее импульсивны. Такой ребенок может налететь, пихнуть, повалить, разрушить, но это не целенаправленная агрессия. Таким детям не свойственна зависть, жадность. Они, наоборот, готовы дружить. Хотя дружба у них поверхностна: они не умеют терпеть, жертвовать.

Ребенок с СДВГСДВГ в школе. Фото — фотобанк Лори

В каком возрасте проявляется СДВГ?

Порой даже внутриутробно. Повышенная подвижность плода, особенно в ночное время, может указывать на будущую гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность проявляется в первый год. Младенец с трудом выдерживает пеленание, очень подвижен и во время сна, и во время бодрствования. Но явно гиперактивность видна в первый школьный год, когда все дети могут высидеть урок, а наш живчик – нет.

В чем причина?

Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.

Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате поражения генных структур.

И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам, любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.

Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.

Что делать родителям?

Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.

Не надо сдерживать активность младенца. Распеленайте его, дайте ему возможность свободно двигать ручками и ножками.

Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.

Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку, кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна. Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.

А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.

Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.

Лекарство – спорт

В школьном возрасте гиперактивным детям необходима спортивная нагрузка. Полезны занятия, помогающие тренировать волю: карате, ушу. Командные виды спорта типа футбола тоже хороши, но для ребенка постарше. В младшем школьном возрасте гиперактивные дети плохо усваивают командные правила.

Подростки

К 12-13 годам двигательная расторможенность уходит и без лечения. Однако проявляется другая проблема: гиперактивный ребенок уже научился обращаться с обществом так, как общество обращалось с ним. Поведение его становится асоциальным: появляется склонность ко лжи, воровству, побегам из дома… Воля не сформирована, поэтому такие подростки – легкая добыча для криминальных структур.

Подросткам, страдавшим в детстве СДВГ, необходим бо´льший родительский контроль, чем их здоровым сверстникам. И в то же время такой ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Получая моральное вознаграждение за хорошие поступки, гиперактивные дети воздают сторицей.

Прогноз на будущее

Какие профессии больше подходит таким людям?

Им по душе работа, связанная с беготней: курьер, коммивояжер, рекламный или страховой агент. С повышенным вниманием окружающих: актер, танцор… С путешествиями: фотокорреспондент… Они могут стать хорошими организаторами. Если только не дать им пойти по кривой дорожке.

Читайте также:  Ребенок 1 год чешет волосы

Личное мнение

Вилли Токарев: «У меня японская система воспитания детей. Какими бы суматошными они ни были, я ничего им не запрещаю. Табу накладывается только на то, что вредит их здоровью. Если родители будут расставлять запреты, это переломит – характер ребенка. К тому же дети – народ очень впечатлительный.

Результат я вижу по дочери и сыну: они очень талантливые. Им нравится музыка, пускай ею занимаются. Дочери 9 лет, она участвует в моих концертах, поет бэк-вокалом. Думаю, и сын, как подрастет, тоже будет ей подпевать.»

Источник

Гиперактивных детей все больше, разводят руками врачи и учителя, и не всегда знают, как с ними справиться. Обычно рекомендации специалистов сводятся к приему успокоительных средств и беседам с маленькими непоседами, немногие готовы докопаться до сути. В чем же все-таки реальная причина явления, «АиФ-Казань» рассказала казанский педагог, сотрудник инклюзивного лечебно-педагогического центра Гузель Султанова.    

Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: — Гузель, что не так с современными детьми? Сама сталкивалась с тем, что один ребенок может подойти к другому, стукнуть просто так.

Гузель Султанова: Часто к гиперактивности ребенка причисляют любую его «подвижность», в таком случае это определение не правомерно и не уместно. Дети, которые ведут себя непосредственно, проявляют ко всему живой интерес и эмоции, порой вызывают неудобство у взрослых, привыкших жить по правилам. В реальности же здесь идет речь о том, что взрослый не может справиться с ребенком, заинтересовать его, по-настоящему встретиться и договориться о совместной деятельности. Другое дело, когда ребенок действительно нарушает границы и пространства других людей, не может усидеть на месте, закончить деятельность, сконцентрироваться, все время отвлекается. Он как будто не может находиться в состоянии равновесия, точки покоя, все время «истекает из себя» то в одну сторону, то в другую. Вот здесь уже впору говорить о гиперактивности, или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперкативности).

— С чем это связано? Откуда берется?

— Человек с первых дней после рождения познает свои границы через внешние контакты – сначала через прикосновения мамы, папы, близких, потом через предметы, с которыми взаимодействует. Вплоть до семилетнего возраста ребенок, прыгая, бегая, кувыркаясь, лазая всюду, испытывает себя, ощущает окружающее пространство, учится управлять своим телом. И чем больше он проявляет активности, тем комфортнее ему в дальнейшем. Отсутствие такого опыта ведет к тому, что ребенок не ощущает себя, не понимает, где его границы.

Увы, последние годы большая часть занятий, которые предлагаются развивающими детскими центрами и «правильными» родителями, направлена на развитие мышления. Мы «крадем» то время, когда ребенок мог бы познать свое тело. Как итог, у него с детства недостает телесных ощущений, контакта с поверхностями. Он не лазает по деревьям, занят сидением, мышлением, собиранием конструктора. К 7 годам не ощущает себя, постоянно пытается проверить, где его границы и нарушает границы других, добирает не полученный опыт.

— Как это выражается?

—  Например, в том, что он нарушает ход игры, толкается, ищет момента столкновения, чтобы познать себя. Мы часто видим детей, которые сшибают столы и стулья, не могут справиться с простыми заданиями по вышивке или плетению, просто потому что они погружены в свое мышление, не обрели понимания границ. Наверняка многие родители замечали, что играя в настольную игру, младший дошкольник не может проходить ее по правилам, ему хочется сразу вытащить все карточки, ходить вне очереди, и все по той же причине – ему важен не сам процесс, а познание сути окружающих предметов. Логика игры для него ещё не по возрасту.

Не радует и то, что родители рано начинают объяснять ребенку, что можно и что нельзя, в виде наставлений. Не дав самому договориться со сверстниками на детской площадке, отчитывая малыша, что нельзя брать чужую лопатку, что ему нужно делиться с другими и т.д., совершенно не учитывая возрастных особенностей. В частности, ребенок до 3 лет не разделяет себя с миром и все что его – это он и есть. Когда у него кто-то что-то просит, он отказывается давать, потому что его вещи равно одно целое с ним самим. А вот к 3,5 годам, когда ему становятся интересны другие дети, появляется уже любопытство относительно взаимодействия, когда он может что-то попросить, поменяться игрушками. Важно, чтобы родители позволили ему самому прожить этот опыт, иначе в дальнейшем можно ожидать конфликтов. До тех пор, пока через отпор других ребенок не поймет, где та граница, за которую он уже не может заходить в своих действиях.

Отдельная история, когда в семье растут двое детей. Старший воспитан по правилам, ему прививают манеру уступать, делиться, давать все младшему, не обижать. А младший ничем не ограничен, начинает толкаться, отбирать что-то, так как не встречает отпора. Как результат гиперактивное поведение.

— А когда родители слишком много позволяют детям?

— Это тоже крайность —  когда ребенок сам решает, что ему делать. Ты хочешь гулять? Мы пойдем к бабушке? Ему не по возрасту дают право принятия решения, и это опять потеря ощущения стабильности и границ. Свою лепту вносит отсутствие ритма дня одинакового для выходных и будних дней. Именно в этой стабильности и начинается чувство безопасности, которое так необходимо. 

Читайте также:  Возрастные нормы развития ребенка от 0 до 1 года

— Гиперактивность у детей — проблема исключительно России?

— Она характерна для многих развитых стран. Дети живут головой, не зная границ своего тела. И самое главное, что современных детей невозможно заставить слушаться, опираясь только на статус взрослого. Побуждать их к чему-либо возможно только через внутреннюю мотивацию, познавательный процесс. На самом деле, проблема гиперактивности решается довольно простыми шагами, но не все родители могут включить их в свою повседневность. Для многих оказывается проще отвести ребенка на физиолечение, дать успокоительное средство.

Обнимайте, играйте, пойте колыбельные

9 советов родителям гиперактивных детей от Гузель Султановой: 

1. Четко определите ритм жизни ребенка, когда у него обед, когда прогулка. Формируйте одинаковые ритуалы перед сном, это дает ощущение уверенности. У многих мам присутствует «синдром отличницы», когда они боятся установить какие-либо правила ребенку, от чего тот «стоит на голове».

2. Как минимум до 7-летнего возраста сделайте крен на подвижные игры, прогулки, где ребенок может делать то, что ему хочется. Не подменяйте эти возможности занятиями в спортивных секциях. Дайте ребенку двигаться, сколько ему нужно и как он хочет. Не обязательно учить их каким-то играм. Если помните, в советское время дети проводили на улице 5-6 часов в день.

3.  Дайте ребенку как можно больше телесного контакта: обнимайте, качайте. Если больше времени проводите с младшими детьми, ежедневно выделите хотя бы 15 минут на то, чтобы побыть только со старшим, сделайте так, чтобы он тоже ощутил себя ребёнком, с которым нянчатся. Говорите  ласковые слова, пойте колыбельную и т.д.

4. Уберите из своей речи объяснения, дайте ребенку получить личный опыт. Если он бежит на дорогу или играет с запрещенными предметами, не читайте ему лекций, просто подойдите и разверните в обратном направлении, взяв за руку или плечо. Заменяя слова действиями. Мы даем ребенку телесный опыт, ему он более понятен.

5. Строим четкие границы в отношениях с ребенком. Если маме больно, когда малыш дергает ее за волосы, убираем его руку, не терпим.

6. Не торопим ребенка, даем ему почувствовать свои эмоции. Часто в суете родители не дают этого сделать. Пришли забирать из садика и «быстрей одеваться», не дав даже слова сказать о том, что сегодня он пережил. В ответ ребенок начинает еще больше скакать и тянуть время.

7. Посмотрите на своего ребенка с его позиции, восхититесь тем, сколько в нем энергии, наполненности, энтузиазма. Впустите это в свою жизнь, возможно, у вас будет больше точек соприкосновения. Примите его как некое благословение, которое пришло в семью через его личность.

8. Не забывайте: если все члены семьи чересчур сдержанные, то ребенок просто входит в свободную роль и проявляет чувства, в которых все ограничены. Так он неосознанно сохраняет баланс в семье

9. Обратите внимание на личность педагога, который находится с ребенком в садике. Некоторые считают, что малыш должен выполнять его приказ только потому, что взрослый так хочет. С современными детьми такое не прокатывает, здесь работает принцип действия из внутреннего побуждения. Нужно увидеть, что движет ребёнком, и направить этот познавательный интерес в мирное русло. Только так можно договориться с ребенком, даже самым активным.

Источник

Анонимный вопрос  ·  6 ноября 2018

5,0 K

Преподаватель и наставник Юниум. Эксперт в области развития детей.  ·  unium.ru

А ещё можно хорошие книжки почитать о воспитании гиперактивных детей! Мы собрали неплохую подборку для родителей, которым не всё равно!

Г.В. Старшенбаум «Трудные характеры. Как с ними справиться?»

Понятие «трудный характер» распространено и известно повсеместно. Хотя бы раз в жизни каждый из нас встречался с людьми, про которых можно было бы сказать, что они обладают этим самым трудным характером. А как общаться с ними? И что делать, если и за собой наблюдаем такие черты, но хотели бы с ними бороться? «Трудные характеры. Как с ними справиться?» – это не просто книга, это тренажер, с помощью которого можно найти действенное решение изложенных выше проблем. Выполнять упражнения лучше в паре, поэтому подключайте вторую половинку, ребенка или друзей.

Фабер Мазлиш «Главная книга для родителей. Искусство слушать и говорить»

Порой родители злятся на то, что дети не хотят выполнять тех или иных просьб. Но быть может мы просто не так говорим?

Сегодня мы рекомендуем вам книгу, которая объяснит, как разговаривать с детьми, и что самое важное – слышать и принимать их позицию .

Успехов вам и спокойствия!

Врач-педиатр. Закончила Российский национальный исследовательский медицинский университет…  ·  health.yandex.ru

Если ребенок гиперактивный, то рекомендуют обратиться на прием к невропатологу. А также, к психологу, есть специальные методики по воспитыванию гиперактивных детей. И множество советов для понимания и осознания родителям.
Ведь гиперактивный ребенок в семье — это очень сложная ситуация психологически для родителей.
Самое основное — забота и спокойствие родителей… Читать далее

Читайте также:  Как давать киви ребенку в 1 год

Специалист центра психотерапии «Алвиан» https://medalvian.ru/

Первый и самый важный совет: обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту, не стройте догадки и предположения.
Гиперактивность является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вместе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с… Читать далее

Обратиться к детскому психологу , вовлекаить ребенка в кружки по его интересу , не рать , не обвинять , и попробоватьвстать родителю.Учителю на позицию ребенка , придумыватьпсихологу ролевые игры ине давитьна такого ребенка.

Как научиться правильно вести себя с ребенком с СДВГ?

Обычно такие дети непоседливые, активные, им трудно концентрировать внимание на чем-то в течение продолжительного времени. Нужно понимать особенности ребенка с СДВГ, заинтересовывать его через игру. Развивать внимание и память.

Любой ребенок нуждается в тепле, заботе, принятии. Меньше критики, больше поддержки и терпения. Важно, чтобы активность ребенка находила конструктивный выход — в подвижных играх, занятиях спортом, плаванием. Важно, чтобы у ребенка была возможность двигаться, сбрасывать напряжение. Чередовать периоды двигательной активности и интеллектуальной деятельности.

Важно понимать, что ребенок плохо себя ведет не потому, что он плохой, а потому что по-другому не может, не умеет. Поэтому нужно прояснять мотивы поступков, давать ему альтернативу, как можно себя вести в той или иной ситуации.

Прочитать ещё 1 ответ

Как бороться с детскими страхами?

Психолог, работаю с теми, кто хочет жить счастливо  ·  milovalv.ru

  1. Страхи у ребёнка усиливаются, если их замалчивать и игнорировать, делать вид, что ничего не происходит. Много энергии уходит на подавление и контролирование состояния, ребёнку становится от этого тяжелее, поэтому первое, что надо сделать признать, что трудности такие есть и не отмахиваться от тревог и опасений ребёнка.
  2. Быть чутким к состоянию ребёнка. Внимательно выслушивать, если он говорит о том, чего боится, уточнять, переспрашивать.
  3. Проявлять сочувствие, если ребёнок боится, быть рядом и поддерживать. Ни в коем случае не стыдить и тем более не дразнить.
  4. Попросить ребёнка нарисовать свой страх. Дальше можно поговорить о рисунке, добавить деталей и сделать его «нестрашным» или «смешным». Можно этот рисунок смять , разорвать, запереть в ящик стола, выкинуть или даже сжечь (пусть ребёнок подскажет варианты)
  5. Вместе с ребёнком сочинять истории о героях, которые испытывали похожие страхи и справились с ними (способы справиться вы вполне можете посоветовать своему ребёнку, вы же взрослый).
  6. Занимайтесь с ребёнком спортом, совместными подвижными играми — движения хорошо помогают справляться со стрессом и тяжелыми эмоциями, а присутствие близких всегда поддерживает.
  7. Прочитайте книгу Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Вам это поможет лучше понять, с чем вы имеете дело, и чем можете помочь.
  8. Обратитесь за консультацией к психологу.

Прочитать ещё 2 ответа

Какой самый пугающий факт о человеческой психике знают психологи и психотерапевты?

Я психолог, гипнотерапевт. Один из самых пугающих фактов, которые я усвоил из своей практики — жизнь среднестатистического человека определяется тем, что ему внушили с детства. Это можно сказать о всех людях, кто не занимался специально ревизией внушенных идей. Так происходит, потому что ребенок в детстве не имеет достаточно критического мышления, чтобы самому оценить ситуацию и принять решение. По итогу выходит, что все воспитание детей — это история внушений. И само по себе это не плохо. Плохо то, что люди редко вырастают из того, что им внушили.

Посмотрите фильм «Начало». Он очень показательный в этом смысле. Идея как семя. Посей ее, и она вырастает в нечто большее. В итоге систему из таких внушенных идей мы называем характером, складом личности. А что в той личности уникального? Практически все ей дали другие, такие же люди, которым тоже что-то внушали. Разве это то, что следует называть личностью?

Вы думаете, что ваши мысли — они ваши? Так ли это на самом деле? Здесь не нужно впадать в шизофрению или паранойю, а следует порефлексировать о своих убеждениях и установках. Есть ли основания считать, что я должен быть именно таким? Что мир устроен именно так, как я его сейчас вижу?

Кто такими вопросами не задается, тот продолжает жить примерно так же, как и муравей. Да, наша психика более многогранна и сложна. Но подобно муравью, у обычного человека свое место, которое ему предопределила система.

Мало чего может быть так же пугающе, как мнимая свобода.

Прочитать ещё 57 ответов

Как улучшить память и внимание у школьника?

Технарь, люблю ребенка, компьютерные игры, книги, фильмы и музыку, свою работу…

Память и внимание работают лучше, когда мозг получает хорошее витаминное питание, кислород в достаточном количестве. Для этого необходимы частые прогулки на свежем воздухе, употребление в пищу рыбы и подобных продуктов, включающх в себя омега-кислоты и т.д. Периодически необходимо делать зарядку для спины и шеи, что так же положительно влияет на состояние мозга. Занимайтесь с ребенком играми на внимательность (например, искать отличия в предметах), читайте и пересказывайте книги, разговаривайте о прошедшем дне, прибегайте к ассоциативному мышлению как можно чаще.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник