Как спорт влияет на умственное развитие ребенка
Нельзя переоценить влияние спорта на здоровье человека. Когда люди ведут активный образ жизни, они чувствуют себя более энергичными. Особенно важен спорт в жизни ребенка, ведь он позволяет укрепить организм и сделать его более выносливым. Но на этом положительное влияние физических нагрузок не заканчивается: также они благоприятно сказываются и на умственном развитии детей, укрепляют их интеллект. Как же это происходит?
Как занятия спортом влияют на мозг ребенка
Человеческий организм остро нуждается в физической активности. За последние несколько десятков лет наша жизнь в корне поменялась – люди стали все больше времени проводить сидя за компьютером дома или на работе. Особенно сильно от этого страдают современные дети. Для полноценного развития им просто необходимо больше времени проводить на свежем воздухе: бегать, прыгать, играть в подвижные игры.
Разумные нагрузки полезны для здоровья всем от мала до велика. Но мало кто знает, что спорт не только позволяет сделать организм крепче, но и способствует развитию мозга человека. Ученые выяснили, что подвижный образ жизни влияет на рост нервных клеток, которые улучшают различные функции интеллекта, а именно память и мышление.
К тому же, спорт делает человека более бодрым. Для детей это особенно важно, ведь ясность ума и умение сохранять концентрацию напрямую влияет на качество усвоения новых знаний в школе. Недостаточное количество прогулок на свежем воздухе и сидячий образ жизни, наоборот, делают ребенка сонным и вялым. Ему сложнее сосредоточиться на занятиях, чем подвижным сверстникам, что отражается и на успеваемости, и на желании учиться. Поэтому важно приучать детей к спорту, ведь он значительно повышает качество их жизни.
Какие виды спорта подходят лучше
Не все виды спорта одинаково полезны для детского организма. Родителям не стоит отдавать ребенка на такие секции, где существует высокий шанс получить серьезные травмы. Например, для маленьких детей не очень подходят те виды единоборств, в которых возможно травмировать голову. На какие бы занятия не пал выбор, необходимо тщательно заботиться о безопасности маленького спортсмена.
Для детей всех возрастов отлично подойдут следующие виды спорта:
- Плавание. Этот вид спорта оказывает уникальное влияние на организм человека. Он не только способствует укреплению иммунитета и тренировке всех групп мышц, но и снимает стресс. Учитывая нагрузки на психику современных школьников, это приходится очень кстати.
- Танцы. Они дают умеренную физическую нагрузку, учат ребенка лучше контролировать свое тело, улучшают координацию. К тому же, танцы – это огромный простор для творчества.
- Гимнастика. Даже легкий спектр гимнастических упражнений способен значительно улучшить кровообращение. Этот вид спорта очень полезен для детей, ведь он нейтрализует негативное влияние сидячего образа жизни, которому так подвержены современные школьники.
- Командные виды спорта. Футбол, волейбол, баскетбол – все эти секции не только дают организму полезную нагрузку, но и прививают ребенку социальные навыки. Работа в команде позволяет научиться взаимодействовать с другими людьми, что очень пригодится во взрослой жизни.
Как совмещать физические нагрузки и развитие интеллекта ребенка
В спорте, как и в любом другом виде деятельности, важна мера. Секции не должны изматывать ребенка, после них он должен чувствовать легкую усталость, но не разбитость. Не стоит заставлять детей заниматься не интересным для них видом спорта, занятия должны посещаться с удовольствием.
Также важно помнить, что секции не заменят прогулок на свежем воздухе. Солнце и кислород – это те составляющие, которые напрямую отражаются на самочувствии человека. Планируя режим дня для ребенка, про них нельзя забывать ни в коем случае.
Для полноценного и физического и умственного развития детей важно не только совмещать подвижную и интеллектуальную деятельность, но и оставлять им время на досуг и отдых. Чрезмерная загруженность будет только вредить. Соблюдая эти рекомендации, удастся гармонично организовать распорядок дня ребенка, что позволит ему расти умным, здоровым и счастливым.
Источник
Вы задумывались, что обычная зарядка по утрам и прогулки по лесу могут влиять на Ваши доходы? Какая связь? Очень даже прочная и закономерная. Мы с Вами уже обсудили, что наш образ жизни влияет на хорошую работоспособность памяти и мозга. В прошлой статье мы поговорили о питании для памяти и работы мозга. Сегодня хочу рассказать о том, какая физическая активность влияет на мозг. Посмотрим, как взаимодействуют спорт и мозг.У людей, ведущих активный образ жизни, в целом, общий уровень интеллектуального развития выше по сравнению с теми, кто такого образа жизни не ведет. Почему, спросите Вы?
Есть обычная, понятная закономерность: во время физической активности к мозгу проливает кровь с питательными веществами и кислородом, а наш мозг потребляет огромное количество кислорода, он ему жизненно необходим. Но это не единственный эффект. Спорт и мозг связаны более сложными взаимовлияниями. Рассмотрим, какими.
Как спорт и физическая активность влияет на мозговую деятельность?
Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).
Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.
То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.
Как влияет питание на работу мозга
Профессиональный спорт и мозг
Тогда, скажете Вы, профессиональные спортсмены (легкоатлеты, боксеры, лыжники) должны быть сверх интеллектуалами. И будете правы.
Возможности их развития действительно гораздо выше, чем возможности человека, который пролеживает все время на диване.
И, кстати, если Вы прочитаете биографии современных спортсменов, Вы увидите, что это разносторонние личности, которые много чем увлекаются и многие из них достигли значительных успехов вне спорта, просто об этом никому не известно.
Но есть две причины, почему далеко не все из профессиональных спортсменов проявляют высокие интеллектуальные способности. Во-первых, потенциал развития есть у каждого, а вот реализуют его не все. Личностные качества и ценности имеют не меньшее значение, чем наработанные навыки.
Если спортсмен привык после тренировок смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, то можно ли говорить о том, что он реализует свои возможности? Да и не всегда в тренировочном графике найдётся время на обучение, чтение и занятия.
Во-вторых, умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. В ряде случаев спортсмену регулярно приходится испытывать неимоверные усилия и напряжение. А это как раз только негативно сказывается на работе нервной системы. Поэтому не все является полезным.
Какие последствия хорошей работоспособности мозга?
Качественная и регулярная физическая активность развивает наше тело и мозг. Следствием этого является наше более быстрое, более качественное мышление, ясность мысли, меньшая усталость и большая выносливость интеллектуальных способностей.
Качественное мышление и меньшая усталость приводят к тому, что Вы больше успевает в своих рабочих задачах, обучении, проектах с сохранением качества работы, что в конечном счёте положительно сказывается на Вашем доходе.
Какие виды физической активности являются наиболее полезными?
Гимнастика
Любая даже самая щадящая гимнастика, которую вы выполняете регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Способствует усилению питания мозга.
Ходьба
Особенно на свежем воздухе благоприятная для обогащения клеток кислородом. А кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода.
Свежий воздух — это тот фактор, который имеет мгновенный эффект. Если Вы долго бьетесь над трудной задачей, попробуйте выйти на свежий воздух и медленно прогуляться. Как правило, во время таких прогулок приходит озарение и новые мысли.
Плавание
Сочетание нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии. Плавание и ходьба — самые безопасные виды нагрузок, которые можно применять практически всем.
Дыхательная гимнастика
Снабжает голову кислородом, что во всех отношениях идет на пользу нашей памяти. Не требует дополнительного времени, можно выполнять между делами, в любой обстановке.
Йога
Статические упражнения с растяжкой и развитием гибкости, дополнительными дыхательными техниками обеспечивают развитие как тела, так и Вашего мозга.
Танцы
Любые виды танцев (парные и одиночные) — это превосходное занятие. Помимо всесторонней нагрузки на организм танцы хорошо тренируют координацию, владение телом, благоприятны для осанки часто поднимают нам настроение. И ещё тренируют эстетику движений.
Если Вам позволяет здоровье и время, то Вы можете заниматься любым видом спорта на любительском или полу профессиональном уровне: бег, лыжи, велосипедный спорт, атлетика и многое другое.
Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и другие)
Заслуживают отдельного внимания, поскольку сочетают в себе несколько важных моментов: физическую активность, множество положительных эмоций, тренировку внимания и скорости реакции. Также игровые виды спорта часто проходят на свежем воздухе, что крайне полезно для мозга. Поэтому играйте на здоровье!
Чего избегать при занятиях спортом?
Самое главное в любых занятиях физической активностью — это соблюдать ряд правил, чтобы физическое упражнение приносило пользу и не вредило.
- В спорте не должно быть риска травм, особенно головы (бокс, боевые искусства, экстремальные виды спорта). Если Вы заботитесь о своем интеллекте и при этом желаете заниматься подобными видами спорта, старайтесь максимально обезопасить себя средствами защиты.
- Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы Вы не чувствовали полную истощенность. Хорошее занятие придаёт лёгкую усталость, которая после некоторого отдыха сменяется приливом сил.
- Отсутствие сильных и частых экстремальных занятий. В некоторой степени экстремальные занятия возможны, но лишь изредка. Частые выброс гормонов стресса, в том числе адреналина вызывает активность нашего мозга, направленную на выживание. Наши же другие интеллектуальные ресурсы, важные для работы и учёбы, отходят на второй план. Вы, думаю, знаете, как трудно сосредоточиться, когда нервничаешь и боишься. Для хорошей работы внимания и памяти необходимо спокойное позитивное настроение. Помните об этом, если часто бываете в стрессовых ситуациях.
Как Вы видите, каждый может найти для себя подходящую физическую активность. Спорт и мозг, спорт и интеллектуальная деятельность замечательно сочетаются и дополняют друг друга. Помните, что любая минимальная активность уже лучше, чем её отсутствие. Даже пятиминутная гимнастика по утрам даёт свой небольшой, но ценный эффект.
Пожалуй, самая главная сложность — это выработать привычку регулярно заниматься. Прежде всего, я рекомендую попробовать разные виды деятельности и найти для себя самый приятный, комфортный, тот, что дарит максимум удовольствия.
Если Вы начнете заниматься с обилием положительных эмоций в комфортом темпе, то шансы на то, что привычка приживается, значительно возрастают.
Скачать полную инфографику «Спорт и мозг»
Успехов и хорошего настроения!
Источник
Всем салют, устраивайтесь поудобнее, попробую поделиться своими мыслями.
Я как папа двух малышей, еще пока до школьного возраста, но школа не за горами 🙂 Я часто задаюсь вопросами, стоит ли своих детей приучать к активным физическим упражнениям и как это делать. Читал много статей на эту тему, слушал экспертов, смотрел видео. Однозначно да, стоит, но в меру!
Еще на мои глаза попался интересный факт, что физические упражнения помогают в усвоении материалов, как у взрослых детей, так и у совсем малышей.
Если вы думали, что успеваемость вашего ребенка зависит исключительно от количества часов, проведенных в школе, то вы глубоко ошибаетесь. Учеба в школе и хорошие оценки являются результатом множества факторов — от интеллекта ребенка и до обстановки, в которой он находится.
И одним из главных, по большей части игнорируемых факторов влияния, является физическое здоровье.
Можете свое мнение оставлять в комментариях. И что бы следить за событиями канала не забудьте подписаться.
Физическая активность и здоровье могут реально повысить способность человека к обучению. По мнению Национальной Медицинской Академии, физические упражнения могут значительно улучшить когнитивные способности, здоровье и успеваемость ребенка.
Факторы, влияющие на успеваемость ребенка в учебе.
Помимо уровня интеллекта, важную роль в образовании играют психологические, социальные, экономические, личностные и экологические факторы. Воздействие этих факторов варьируется от человека к человеку и даже от страны к стране!
Как упражнения влияют на успеваемость?
Исследования ученых показывают, что дети, которые получают адекватные физические упражнения и ежедневно проявляют активность, как правило, имеют следующие характеристики по сравнению с менее активными детьми:
- Улучшается внимание, память
- Улучшение сердечно-сосудистой функции
- Улучшение физической формы
- Улучшение метаболизма
- Улучшение здоровья костей
- Лучшие навыки решения проблем
- Улучшение успеваемости на экзаменах
- Незамедлительное и долгосрочное улучшение успеваемости учащихся
- Лучше реакция и творческое мышление
- Положительное настроение
Влияние упражнений на мозг.
Согласно исследованию немецких ученых, регулярные аэробиологические упражнения (это упражнения со своим весом, аэробика) улучшают функционирование гиппокампа — области мозга, вовлеченной в обучение и вербальную память.
Воздействие упражнений на память и мышление носит как прямой, так и косвенный характер.
Регулярные физические упражнения дают возможность уменьшить различные воспаление, и стимулируют высвобождение факторов роста. Эти факторы роста являются химическими веществами в мозгу, которые влияют на рост новых кровеносных сосудов, здоровье клеток мозга, а также на выживание новых клеток мозга.
Косвенно, достаточные физические упражнения улучшат качество сна и настроение. Это также уменьшает стресс и беспокойство.
А сколько по времени нужно заниматься подумаете вы?
Дети в возрасте от 6 до 17 лет должны ежедневно заниматься аэробикой не менее 60 минут, а взрослые в возрасте от 18 до 65 лет — не менее 30 минут в день. Что бы держать себя в тонусе этого будет достаточно.
Регулярные физические упражнения являются жизненно важной частью поддержания здорового организма.
Здоровый организм, в свою очередь, будет поддерживать ваши умственные способности на высоком уровне, и ваш потенциал совершенства может быть реализован.
Спасибо что дочитали статью. Если Вам есть что сказать или дополнить, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Это поможет мне улучшать контент.
Источник
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ
А.В.Иванова
Учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 Зеленодольского муниципального района РТ», город Зеленодольск.
«Интеллект ребенка неразрывно связан с его подвижностью» «Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта» Г.Доман., Д.Доман., Б.Хаги
Физическое воспитание является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Сегодня наверняка все понимают, что без физического воспитания полноценное развитие ребенка невозможно. И тем не менее большинство людей знают, что нужно гулять на свежем воздухе, делать по утрам зарядку, но находят невероятное количество причин для оправдания своей пассивности. Почему так происходит? Потому что в детстве этого ребенка не приобщили к движению, не дали почувствовать, ощутить возможности его организма. Поэтому задача учителей физической культуры дать нашим детям почувствовать «радость движений», но мы должны помнить и о принципе «не навреди».
Но установка на здоровье , как известно, не появляется у ученика сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, то есть состоит в «обучении здоровью».
Сегодня вопросы физического воспитания школьника являются сферой деятельности не только врачей, но и педагогов. На здоровье растущего человека оказывает влияние вся совокупность методов обучения. К сожалению, существующая посей день, система педагогических требований исходит из потребностей образовательных учреждений, из необходимости выполнять учебные планы, программы. Но нет программы, которая строилась бы на потребностях растущего организма и его самосохранения.
С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы и, как следствие, учащимся необходимо более продолжительное время тратить на выполнение домашних заданий. В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время, в выходные дни и каникулы. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.
Память, речь, мышление – свойства очень необходимые для учащихся и на них нужно опираться это бесспорно. Но разве только они составляют личность ученика школы? Если мы будем опираться только на эти свойства, то такой подход ошибочен. Можно научить решать задачи, можно выучить стихотворение, но как можно заставить прыгать выше, подтягиваться больше, бегать быстрее? Это учащийся должен захотеть сделать сам. Связи умственного развития с занятиями физическими упражнениями многообразны. Само физическое воспитание и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.
Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.
Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга). Физические упражнения положительно влияют на организм лишь тогда, когда их правильно выполняют, что способствует формированию основных навыков движений – таких, как ходьба, бег, прыжки, метание и т.д. Очень важно научить детей красивой ходьбе. Это достигается систематическими занятиями.
Освоение современных учебных программ и, в частности, для учащихся с углубленным изучением какого-либо предмета сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течении всей учебы в школе. Учащийся, поставивший перед собой цель добиться успехов в учебе, осуществит мечту быстрее, если будет регулярно заниматься физкультурой и спортом.
О значении физического воспитания и умственного развития хорошо сказал Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течении хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится. А в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».
Если в дошкольном возрасте большинство детей двигается достаточно много, то с началом обучения в школе положение заметно меняется. Считается, что двигательная активность сокращается вдвое. Существенное значение в этом возрасте приобретают организованные формы занятий физическими упражнениями.
Физически активными к 10-му классу остаются 20-30% мальчиков и только 10% девочек. Немалая «заслуга» в этом принадлежит родителям, которые недооценивают роль физической культуры для ослабленных и часто болеющих детей. Они оберегают их не только от повседневных физических нагрузок дома, но и стремятся освободить своих детей от уроков физкультуры в школе. От такой заботы вряд ли можно ожидать укрепления здоровья будущего поколения. Всем родителям следовало бы знать слова, которые были высечены на скале в Древней Элладе: «Хочешь быть сильным-бегай, хочешь быть красивым-бегай, хочешь быть умным-бегай!»
Формирующийся аппарат ребенка становится ведущим, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что мышцы и мозг функционально едины. Мозг управляет мышцами, но и физические упражнения влияют на динамику нервных процессов в коре головного мозга.
Двигательная активность и, в частности, физические упражнения, являются естественной потребностью школьника, непосредственно воздействую на функцию всех органов и систем. Установлено, что физически подготовленные люди в два раза реже болеют. Еще в 18 веке знаменитый французский врач Тиссо писал, что ни одно лекарство в мире не может заменить действия движения. Великий русский физиолог И. П. Павлов говорил о “мышечной радости” после выполнения физических упражнений.
В Древней Элладе спартанцы с детства проходили серьезную физическую подготовку, становились не только полководцами, но и выдающимися политическими деятелями, так например, царь Леонид, Аристотель, Плутарх, Платон одновременно с риторикой и философией занимались гимнастикой и борьбой.
Однако движения должны быть рациональными, оптимальными для организма в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Например, в школьном возрасте происходит формирование основных органов и систем, и важнейшую роль в этом играют систематические занятия физическими упражнениями. Особенно важно следить за осанкой, улучшать деятельность дыхательной мускулатуры. Формирование опорно-двигательного аппарата происходит при оптимальном уровне физических нагрузок. Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития подростка, помогает освоить сложную школьную программу, укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время учащегося, развить кругозор и предупредить болезни.
Более того, специалисты физической культуры и спорта утверждают, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и осознание им всех происходящих в его организме биохимических процессов, и влияние их на здоровье.
К примеру, на моих уроках всегда непрерывное движение. Занимаются все, никто не стоит без дела. Мои наблюдения показывают, что после пятиминутной разминки дети становятся восприимчивей, быстрее решают задачи, лучше усваивают новый материал. А вообще я работаю в тесном контакте со всеми учителями предметниками. И если кто-то из ребят получил двойку, скажем по математике или литературе, то это и моя боль. Ведьбольшинство ребят учатся на «4» и «5», а особенно спортсмены. Хорошая успеваемость обязательное условие для тех, кто занимается в спортивных секциях.
Главным показателем успеха учеников, является конкурентоспособность в различных областях знаний, его уверенность в своих знаниях. Всё это проявляется в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Мои ученики принимают активное участие во всероссийской предметной олимпиаде школьников по физкультуре, в массовых соревнованиях школьного, муниципального, регионального этапов. Есть учащиеся которые учатся на 4 и 5 и отличны во всем, например, Козлова Ангелина 3a класс – имеет 2 взрослый разряд по спортивной гимнастики, призер открытого Российского шахматного интернат-конкурса «Мат тяжелыми фигурами», призер олимпиады по русскому языку; Хакимов Раниль 3г класс– занимается хоккеем на траве игрок команды Динамо-Зеленодольск, призер на спортивном празднике «Фестиваль ГТО», победитель в Первенстве РСДЮСШОР по хоккею на траве, призер школьной олимпиады по физической культуре, победитель очной Республиканской олимпиады по математике «Математический марафон», победитель очной Республиканской олимпиады «Найди ошибку», призер Республиканского конкурса среди команд школьников «Одна команда»; Рахимова Рената 3г класс – имеет 2 взрослый разряд по фигурному катанию, призер в открытом Первенстве Татарстана по фигурному катанию на коньках, победитель спортивного праздника «Фестиваль ГТО», победитель международной олимпиады по татарскому языку, победитель Всероссийского марафона «Веселая математика».
Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах. Исходя их вышесказанного, можно сказать, что слаженная работа всех функциональных систем обеспечивает здоровье современного ученика.
Занятия физкультурой и спортом развивают не только физические качества, но и формируют характер, дисциплинируют, помогают найти решение в сложной ситуации, формируют целеустремленность, самообладание, стойкость характера. Примеров тому великое множество, когда люди, состоявшиеся в спорте, добивались карьерного роста в профессиональной деятельности, даже далекой от спорта.
Литература
- Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. — 160 с.
- Волков К.В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде. — Л.,1960.-102с.
- Романенко В.А. Двигательные способности человека. — Донецк: УК Центр, 1999.-84с.
Источник