Как создать среду для гармоничного развития ребенка малыша

Как создать среду для гармоничного развития ребенка малыша thumbnail

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

Читайте также:  Занятия для развития памяти ребенку

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источник

С курсом вы по шагам за 4 недели создадите дома развивающее пространство по Монтессори. В созданном вами пространстве малыш получит все условия для гармоничного развития и раскрытия потенциала в первый год жизни.

Вы научитесь лучше понимать ребёнка и сможете использовать этот навык, чтобы не упускать благоприятные возможности для развития. Также вы освоите техники эффективного общения и научитесь говорить с малышом так, чтобы он понимал и слушал.

В результате у вас появится больше свободного времени, а у малыша — развивающая и безопасная среда.

Как проходит курс

Доступ к курсу откроется вам в день старта ближайшего потока. Занятия можно смотреть в любое время и с любого устройства. Вас ждут три учебных модуля с короткими видеоуроками, аудио-дорожками и конспектами уроков, полезными списками и чек-листами.

Эксперт в течение 4 недель будет проверять и комментировать ваши домашние задания, а конце потока проведёт онлайн-встречу с участниками курсе, где ответит на все вопросы. Если вы выполните все домашние задания и напишите отзыв об итогах курса, то мы выдадим вам диплом.

После окончания курса, вы можете пересматривать уроки в течение года.

Старт следующего потока — 12 августа.

Эксперты курса

Как создать среду для гармоничного развития ребенка малыша

Практикующий Монтессори-педагог АМИ в группах 0—3, работает в нашем ММЦ «Отрада», мама троих детей

Как создать среду для гармоничного развития ребенка малыша

Практикующий Монтессори-педагог АМИ в группах 0—3. Высшее педагогическое и психологическое образование. Мама троих детей

Программа курса

Курс начнётся с вводного модуля. В нём мы знакомимся с принципами метода Монтессори и осваиваем техники тайм-менеджмента, которые помогут пройти курс без задержек.

Модуль 1. Создаём пространство для развития

Вы узнаете, как создать продуманное пространство в доме, которое будет благотворно влиять на развитие вашего ребёнка в первый год жизни. Рассмотрим, как развивать малыша творчески и почему важны растения в детской комнате. В модуле одно домашнее задание и дополнительные материалы: визуальная подборка основных составляющих интерьера для каждого периода, инструкция по изготовлению топпончино; таблица размеров мебели, список полезных и опасных растений для детской, идеи репродукций картин для детской.

Теория: 

  • Сензитивные периоды развития речи, движения, порядка
  • Особенности восприятия в возрасте с рождения до 1,5 лет
  • Важность зонирования среды и принципы выделения зон

Практика:

  • Организуем зоны сна, движения, кормления и физического ухода
  • Обеспечим безопасность созданного пространства
  • Создадим условия для творческого развития малыша

Мастер-классы: как эффективно спланировать зоны в квартире (от архитектора); пример зонирования в квартире для ребёнка 5 месяцев.

Модуль 2. Выбираем правильные детские товары

В этом модуле мы разберём, как правильно выбирать, размещать и предлагать ребёнку игрушки.

Теория: 

  • Алгоритм выбора полезных игрушек и мобилей
  • Как хранить игрушки, чтобы вызывать интерес малыша
  • Коммерческие товары для детей: как перестать тратить деньги на то, что вредит развитию

Практика:

  • Пошаговые инструкции для создания 5 мобилей
  • Предлагаем игрушки так, чтобы вызвать интерес малыша
  • Из вредных игрушек делаем полезные

Дополнительные материалы: список лучших развивающих товаров до года; подборка неклассических мобилей в духе Монтессори; бонусный урок о том, как сохранить порядок в среде.

Модуль 3. Общаемся с малышом

Расскажем, чем ребёнок отличается от взрослого, как он воспринимает окружающий мир, почему даже в младенчестве важна независимость и как помочь её развивать.

Теория: 

  • Роль взрослого в развитии ребёнка до года
  • Как научиться понимать потребности ребёнка
  • Принципы эффективного общения: говорить так, чтобы малыш вас слушал и понимал
  • Как общаться, чтобы ребёнок раньше заговорил
  • Какие запреты должны быть безусловными

Практика:

  • Учимся наблюдать за ребёнком
  • Общаемся с ребёнком по принципам эффективного общения

Дополнительные материалы: бонусный урок о выборе одежды и обуви для ребёнка до года; видео о развитии и воспитании ребёнка после года; список рекомендуемой литературы.

Ответы на частые вопросы

Что произойдёт после оплаты?
После оплаты вы получите подтверждение на почту. Утром в день начала курса также — доступ к видеозаписям уроков в личном кабинете. В личном кабинете также находятся PDF-конспекты и аудиозаписи лекций, чек-листы, списки литературы. С первого дня курса вы получите доступ в закрытую учебную группу и в чат с экспертом.

А если курс мне не подойдёт?
Если по какой-либо причине курс вам не подойдёт или вы не получите результат, то мы вернём 100% стоимости после вашего развернутого отзыва. Вы также можете отказаться от участия и запросить безусловный возврат в течение первых 2 недель после старта курса, без каких-либо вопросов с нашей стороны.

Реально ли пройти курс, если мало свободного времени?
Курс можно проходить даже во время прогулки с малышом — уроки доступны не только с компьютера, но и с планшета или телефона. Все ключевые видео-уроки дублируют аудио-записи и конспекты, к урокам прилагаются чек-листы. Наши эксперты помогут с выполнением заданий и ответят на все вопросы, а куратор вдохновит практическими примерами и лайфхаками.

Можно ли купить курс в подарок?
Да, просто после оплаты заказа напишите нам на editorial@mchildren.ru вашу почту и почту получателя подарка. Мы пришлем подарочный сертификат. Его вы сможете распечатать или переслать на почту. Получатель подарка получит письмо с доступом в день старта курса.

Этот курс — идеальный подарок семье на рождение ребёнка. А еще такому подарку обрадуются няни, педагоги и дизайнеры детских комнат.

Подойдёт ли мне курс, если я ничего не знаю о Монтессори?
Если вы чувствуете, что ещё не определились с методикой, по которой будете развивать своего малыша, то с курсом вы быстрее разберетесь, что такое Монтессори и насколько эта методика созвучна взглядам вашей семьи.

Метод Монтессори, который лежит основе курса — метод научной педагогики со столетней историей. Все наши эксперты — дипломированные Монтессори-педагоги с международными дипломами АМИ: вы будете учиться у лучших.

Основные положения метода Монтессори: уважение к ребёнку и помощь в раскрытии природного потенциала. Вы узнаете больше о методе на курсе, на практических примерах, и сможете оценить результаты, применяя практические рекомендации курса дома.

Подойдёт ли мне курс, если только готовлюсь стать мамой?
Да, конечно. Подготовка к рождению малыша — идеальное время для новых знаний о том, как создать развивающую среду для ребёнка. Так вы сможете подготовить пространство к появлению малыша заранее и не переживать, что у вас не хватает времени.

Что будет, если я не успею пройти курс за 4 недели?
У вас остается доступ к курсу на год, вы можете смотреть уроки в своем ритме. Ответы экспертов будут не так оперативны, как во время курса, но вы получите ответы в течение нескольких рабочих дней.

Источник

Ольга Новоселова
Как создать развивающую среду дома

Как создать развивающую среду дома

Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить малыша такой обстановкой и такой средой,которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность: приготовить кубики с буквами, азбуку на стене, бумагу и краски-карандаши для рисования, разнообразные карты и книги, спортивный инвентарь (кольца, турники, лесенки, канаты и пр., достать из ящика папины инструменты, строительные материалы (кубики и кирпичики, песок, измерительные приборы и многое другое, в общем, все то, что позволило бы значительно расширить мир ребенка.

Вы знаете, что происходит, если поместить самый обычный огурец в рассол? Правильно, он становится соленым. Точно также и с детьми. Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды, ребенок все равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка, имеющего под руками больше стимульного материала, развитие будет идти гораздо более динамичней и разносторонней. Поэтому даже просто создав для ребенка развивающую среду и не особо сосредотачиваясь на специальных занятиях, вы уже активизируете процессы его творческого и интеллектуального развития.

Итак, давайте сначала пройдемся по конкретным идеям, а потом выведем общие закономерности о том, как организовать развивающую среду дома.

Дома и стены помогают.

Стены — один из самых удобных способов размещения информации Вот что пишут Никитины в книге «Мы и наши дети»:

«Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания «на всю жизнь» таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.»

Пока ваш карапузик маленький, стены лучше украшать крупными яркими картинками. Под картинками можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке. Какие картинки можно размещать? Фотографии и картинки людей, растений, овощей-фруктов, животных, предметов домашнего быта и т. д. По мере роста малыша, картинки сменяются – можно повесить географические карты, карты животного и растительного мира, алфавит, цифры, геометрические фигуры, схему солнечной системы и т. д. Можно подписывать предметы интерьера словами, как это рекомендует Доман.

Основное достоинство подобного способа размещения информации — то, что она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается. Обратите внимание, что картинки обязательно должны быть большими – ребенок должен хорошо их видеть, не напрягая зрение. Картинки на стене можно закрепить английскими булавками, загоняя их по самую головку под обои или на скотч. Если у вас картинки формата А4, то удобно размещать картинки в мультифорах – приклеив ее один раз, вы потом просто можете периодически менять картинку.

Монтессори на кухне

Начинать работу по развитию мелкой моторики лучше с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики, а деткам постарше можно уже предлагать различные игры для развития мелкой моторики. И для этого необязательны покупные монтессори-материалы, так как огромное множество развивающих игр можно придумать с помощью подручных средств. И кухня в этом плане – настоящий клад!

Что можно делать?

o На поднос (противень для выпечки) тонким слоем равномерно сыпем любую мелкую крупу, проводим пальчиком малыша по крупе. Получится контрастная линия. А теперь предложите художнику рисовать самостоятельно – дождик, точки, волны и т. д.

o Насыпаем крупу в носок, и пусть ребенок их щупает. Можно сделать по 2 носка с гречкой, 2 с рисом, 2 с фасолью/горохом, 2 с сахаром/солью — и пусть карапуз ищет парные носки.

o «Золушка». Сортируем! Смешиваем крупную крупу, например фасоль и горох, и просим малыша рассортировать. Или можно сортировать по цвету, хорошо подойдет в этом плане изюм – например белый, коричневый и черный.Игры с ситом: смешиваем рис и манку,показываем малышу зернышки риса и крупинки манки и ставим задачу: как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Насыпаем смесь в сито и просеиваем. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито, сначала чистую манку, а потом рис. Дайте малышу самому поэкспериментировать.

o Ставим несколько емкостей (кастрюлек, больших чашек, в одну насыпаем крупу и даем ложку-поварешку – пусть пересыпает крупу туда-сюда.

o Берем емкость с узким горлышком и просовываем туда фасолинки, горох или рис. Можно взять пластмассовую банку из-под масла, наклеить на крышку рожицу, в месте рта сделать отверстие и «покормить» нарисованного человечка.

o «Сокровища». Закапываем в тазик с крупой какие-нибудь сокровища и пусть карапуз их ищет.

oЭксплуатируем детский труд: учим солить. Насыпаем соли и показываем, как солить. Можно также играть с манкой или с песком в песочнице.

o Поролоновые губки, которыми моют посуду – отличный конструктор! Они хорошо скрепляются и позволяют построить самые различные башенки!

o Тесто — можно настоящее, а можно соленое (1стакан муки:1стакан соли и немного воды). Месим, раскатываем, сворачиваем рулетики, лепим куличики и печеньки. Из соленого теста можно лепить различные фигурки, а потом их раскрасить красками.

o И еще помогаем маме — приносим-подаем картошку, шелушим лук, наводим порядок в картофельных очистках, или устраиваем звуковое сопровождение,для чего юному музыканту потребуется несколько кастрюль и ложка:).

Для юных цветоводов

Расстилаем большую клеенку, чтобы потом было легче убрать последствия. Насыпаем земли или песок, ставим горшочки и даем в руки совочек или ложку – пусть насыпает. Керамзит – помыть и насыпать в сетчатый мешочек (в таких иногда продают фрукты или некоторые игрушки, например, трогаем и перекатываем в нем камешки. И, конечно, сыпем их в цветочные горшки. При желании можно посадить настоящий цветок.

Клей-ножницы-бумага!

Отличные развивающие пособия можно изготовить самим буквально за полчаса. Покупаем картон, цветную бумагу – гладкую и бархатную, и вперед!

Вырезаем одного цвета кружки гладкий и бархатный, наклеиваем на картон и изучаем «гладкое-шершавое». Вырезаем различные геометрические фигурки (предпочтительней одного цвета для облегчения восприятия, клеим на один лист и изучаем геометрические формы, затем отыскиваем чего у нас в доме/на улице есть круглое-квадратное-треугольное.Изучаем размер: вырезаем кружок/квадрат/треугольник одного цвета, но разных размеров, клеим на одной линии, и ищем самый большой, средний, самый маленький.

Тематические альбомы:

Набираем кучу старых журналов, идеально подойдут «Юный натуралист» и подобные тематические. Вырезаем из них картинки животных, цветов, овощей, фруктов и др. Обратите внимание, картинки обязательно должны быть целыми, дети пока еще не умеют дорисовывать в воображение «отрезанную» часть картинки. Картинки клеим в тематические альбомы, например, «люди», «фрукты», «Большой и маленький», «Дикие животные», «птицы». Название альбома напишите большими печатными буквами, и каждый раз, когда начинаете смотреть альбом, прочитывайте его название. Можно сделать подписи к самим картинкам. Для чего нужны такие альбомы? Для того, чтобы дать ребенку основные понятия о мире, в котором он родился, о животных, разных машинах, о том, где граница города, в котором он живет, о простой математике, о том, что кусок жизни может стать фотографией. Для того, чтобы малыш понимал, что количество вещей может быть разным, что существуют хищные и домашние звери и птицы, что рыба плавает в воде, но люди могут ее выловить и съесть и т. д.

Вместо альбома с нарисованными картинками или фотографиями можно сделать гербарий. Собранные листья положите между двумя листами бумаги или газеты и прогладьте утюгом. Готовые высушенные листочки можно разместить в кармашках обычного маленького фотоальбома, можно наклеить в бумажный альбом или на страницы большого магнитного фотоальбома.

Хорошо, если около каждого листика вы разместите название растения, которому лист принадлежит. Можно также попробовать найти изображение растения целиком, изображение его семян или плода (все это можно найти в учебнике по природоведению для начальных классов) и разместить эти картинки рядом с надписью (в большом альбоме) или на следующем развороте (в маленьком альбоме).

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец по рисованию

Делая альбом с листиками для малыша, старайтесь, чтобы каждый следующий лист был очень не похож на предыдущий, иначе малыш заскучает и не будет рассматривать ваши гербарии.

Спички детям – игрушка!

Со спичками тоже можно придумать множество игр. Например, ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д. Можно делать рельсы, выкладывать елочку, строить дорогу или «сруб». Чем аккуратнее и выше сруб, тем лучше. А еще их можно классно втыкать в пластилин, изображая ежика!

Пуговицы в интерьере

Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Самое простое упражнение — разложить их в разные отделения в соответствии с диаметром или цветом. Сначала дети каждый раз прикладывают пуговку к эталону, а потом научаются сортировать их на глаз.

Еще более интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках. Это занятие напоминает работу с мозаикой. Только стоимость такой мозаики несоизмерима с покупной.

Можно выкладывать рисунки: подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Из такой мозаики можно выложить снеговика, домик, мячик, бусы и т. д.

Функциональные застежки

Застегивание пуговиц, безусловно, способствует развитию пальцев. Но это занятие можно усложнить и разнообразить за счет формы пристегивающихся предметов.

Берем коврик или одеялко, на него нашиваем пуговицы. К нему прилагаем некоторый набор тканевых моделек с прорезями посередине, которые можно пристегнуть к пуговицам, например, цветы, рыбки, солнышко и облака, фрукты. Тогда упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — морскую (если пристегивать надо будет рыбок) или лесную (если в качестве форм выступят силуэты животных).

Рамки с различными застежками относятся к классическим монтессори-материалам. Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умелости. Застежки стоит сделать различные – пуговицы, замочек, на липучках, шнуровку. Дома можно прикрепить подобные рамки к ножкам небольшого стола-тумбы, или стула. Такой способ крепления переносит упражнения с застежками в новую плоскость — вертикальную, которая гораздо ближе к реальности.

Взломщики

Прекрасно подходят для развития мелкой моторики игры со всякими мелкими предметами, типа палочек, ключиков и т. п. Совать спицы в розетки мы, конечно, не будем, а вот ключи в замочные скважины — запросто! Пусть добрая мама выдаст ребенку связку ключей разного формата и размера — и пусть он мучается,подбирает:). Если есть старый замок с ключами или без — тоже можно отдать на растерзание карапузу, полезно познакомить с разными видами замков — навесные, внутренние, показать, как работают те и другие.

Как правильно использовать мусор?

Любые пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов, шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм хорошо моем и отдаем карапузу. Их можно разворачивать-заворачивать, складывать одна в другую, изготавливать собственные погремушки – наполнить их разнообразными наполнителями (горох, бусинки, рис, манка и т. д.). Для изготовления погремушек лучше брать такие баночки, которые плотно закрываются или завинчиваются, чтобы не просыпалось содержимое.

Всякие коробочки – можно в самый маленький положить сокровище, и потом один в один спрятать коробочки, естественно, закрыть. Пусть дите открывает и ищет сокровище. Еще из коробочек можно строить башни,хотя такой конструктор не очень долговечен:). В большую коробку можно издалека кидать всякую всячину – тренируем ловкость и меткость.

Делаем бусы – на веревочку, леску или шнурок нанизываем все,что можно нанизать: бусинки, пуговички, макаронины, нарезаем колпачки от старых фломастеров колечками и тоже нанизываем. Можно сделать «колье» из сушек, очень удобно – можно по ходу дела подкрепляться.

Музыка

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других, с помощью нее можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Динамичная музыка активизирует и бодрит, мелодичная и ровная — успокаивает и расслабляет. Мы все от природы музыкальны. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, к шорохам леса, листьев и завыванию ветра, мы учимся различать интонацию, высоту, длительность. И чем более красивую и приятную музыку будет слышать малыш, тем лучше он будет слышать тональности и чувствовать ритм. Включайте музыку фоном, и пусть она потихонечку звучит, пока малыш играет. Идеально подходит классическая музыка, есть много композиций в «детской» обработке, и любая другая приятная инструментальная музыка.

Папины инструменты

Мужчины есть мужчины, даже если они пока еще маленькие. И потому достаем для них папину сокровищницу – инструменты. Накручиваем гайки на болты, учимся стучать молотком (для этой цели лучше приобрести маленький или игрушечный, выкручиваем шурупы из досточек, измеряем линейкой или рулеткой,чего-нибудь пилим:) или просто играем с импровизированным пультом управления, воображая себя пилотом самолета или водителем автомобиля.

Игры с водой.

С водой также можно придумать множество игр. Играть можно прямо в ванной или же налить в тазик воды и выставить его на пол. Если вы играете в ванной, то посадите в нее ребенка, не наливая туда воду, а просто пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя. Можно поставить под кран таз, чтобы вода набиралась в нем, тогда воду можно черпать и из таза, и наливать из крана. Воду можно переливать разными емкостями, можно кидать в нее разные игрушки и пробовать их поймать – двумя пальчиками, рукой, ложкой.Можно изучать физику: кидаем в воду разные предметы и смотрим, что тонет, а что нет.Можно лить в воду разные жидкости: кефир, сироп, чай, сыпать порошки – соль, сахар, манку, крахмал, кофе. и т. д. Можно отжимать губки — очень полезно для развития кисти рук.

А еще можно поручить помыть посуду)

Физическое развитие.

Крупная моторика не менее важна, чем мелкая, а потому очень желательно обзавестись спортивным уголком. Лесенка, кольца, турник — пусть ребенок лазает, учится хвататься, рассчитывать собственные силы. Пусть он сначала поднимается на одну ступеньку, постепенно, когда он станет более уверенным, он заберется. Упал – нестрашно, пусть малыш лучше научится падать дома на матах, нежели потом на улице.

Еще можно использовать элементы динамической гимнастики для развития гибкости, подвижности, чувства равновесия и просто мышечной силы — крутить малыша, переворачивать вверх ногами, кувыркаться, поднимать на пальчиках – обычно подросшим малышам это очень нравится, и скорее у вас устанут руки,чем они от вас отстанут:). Нередко динамическую гимнастику рекомендуют и совсем маленьким деткам, но тут нужно четко отслеживать их реакцию на такие упражнения и если им не нравится, то прекратить совсем или отложить до лучших времен.

Развиваем ловкость. Когда малыш научился ходить или даже ползать, начинаем играть в догоняшки. Можно создать полосу препятствий в виде стульев или других предметов, пусть ребенок учится их огибать, это лучше,чем потом собирать лбом косяки:).

Ходим по веревочке. Расстилаем на полу веревочку или рисуем мелом линию, для младших детей – можно дорожку, и идем по этой линии/дорожке.

Крутим колеса! Очень полезно