Как снять тонус языка у ребенка 5 лет
Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.
Симптомы гипертонуса языка у детей
Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.
При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.
Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».
Причины гипертонуса
Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:
- проблема с эндокринной или сердечно-сосудистой системой в период вынашивания плода;
- врожденная патология младенца или хромосомная аномалия;
- гемолитическое заболевание у ребенка;
- гипоксия плода;
- порок спинного или головного мозга;
- проживание в экологически неблагоприятном регионе;
- сильный стресс, физическое или психическое перенапряжение женщины во время беременности;
- резус-конфликт;
- чрезмерная нервная возбудимость;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя, наркотических веществ и курение матери;
- инфекционные болезни у малыша или его мамы во время беременности.
Диагностические мероприятия
Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).
Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.
Что делать?
При повышенным тонусе лицевых мышц необходимо нормализовать работу нервной системы. В зависимости от возраста и особенностей ребенка, врач подберет оптимальные упражнения и физиопроцедуры.
Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.
Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.
Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:
- ребенок открывает ротик и на несколько секунд фиксирует положение;
- с закрытыми челюстями ребенок широко улыбается;
- кончиком язычка кроха проводит поочередно по верхней и внешней части зубок;
- малыш рисует язычком на небе различные фигурки.
Массаж языка и губ
Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:
- классический – язык поглаживают, растирают, разминают;
- точечный – массажируются биологически активные точки, где сосредоточены нервные окончания;
- аппаратный – производится при помощи вакуумной и вибрационной техники.
При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.
Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.
В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.
Массаж губ | Массаж языка пальцами | Массаж зубной щеткой |
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движения | Большой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередно | Слева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку |
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губой | Процедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спирали | Теперь на поверхности языка делают круговые движения |
Легкое пощипывание вокруг губ | Далее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языка | От корня к кончику органа щеткой ставят точки |
Каждое упражнение делают около 2–3 раз | Орган сжимают по бокам | Похлопывают всю поверхность языка |
— | В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечку | Точечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка |
— | — | Повторяют круговые движения. |
Специальные упражнения
Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:
- зарядку выполняют регулярно;
- упражнения делают перед зеркалом;
- главное – качество, а не количество повторений;
- начинать нужно с простых задач, постепенно переходя к более сложным;
- гимнастику проводят в игровой форме, но при этом следят за правильным выполнением упражнений.
Статистические | Динамические | ||
Лопатка | Открыть ротик как можно шире, язык расслабить и положить на нижнюю губу | Тик-так | Открыть рот и улыбнутся, кончиком языка поочередно касаться уголков губ |
Гриб | Плотно прижать язычок к небу и открыть ротик | Качели | Протягивать язык то к носу, то к подбородку |
Хобот | Губки сомкнуть и вытянуть вперед | Стук копыт | Плотно прикладывать язык к небу с характерным цоканьем. |
Чем опасен гипертонус?
Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.
В будущем гипертонус лицевых нервов, губ и языка может сказаться на произношении звуков и слов ребенком.
Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:
- нарушение речи;
- искривление позвоночника;
- отставание в общем и умственном развитии;
- формирование неправильной осанки;
- проблемы с работой внутренних органов малыша;
- нарушение двигательной активности и координации.
Профилактические мероприятия
Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.
Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.
Источник
Многие люди скептически относятся к тому, что профессионально проведенный логопедический массаж языка позволит ребенку не только научиться выговаривать разные звуки в словах, но и строить целые предложения.
Логопедический массаж языка для детей проводится для целого ряда положительных изменений, которые видят не только сами родители чада, но и все окружающие люди.
Основные задачи логопедического массажа для детей
Ниже приводим список основных задач, с которыми он позволяет справиться:
- Коррекция правильного произношения звуков (звукопроизношения);
- Улучшение состояния голосовых связок и голоса;
- Нормализация дыхания во время разговора;
- Устранение психических и моральных напряжений у детей, которые страдают из-за неправильно поставленной речи;
- Уменьшение влияния заикания, дизартрии на повседневную жизнь детей;
- Общее улучшение речевого аппарата и мышц, отвечающих за звукоизвлечение;
- Укрепление глоточных рефлексов;
- Создание правильной траектории движений органов артикуляции.
Список проблем, при которых прописывается логопедический массаж языка для ребенка достаточно большой, но все же главная задача — это устранение дефекта речи у детей.
Часто у детей наблюдается избыточное количество вырабатываемой слюны, поэтому врачи назначают подобные процедуры, чтобы снизить этот эффект.
Показания и противопоказания
У малыша могут наблюдаться врожденные или приобретенные отклонения, которые требуют обязательного назначения логопедического массажа языка. Среди них хотелось бы отметить следующие проблемы:
- Нарушение голоса или его частая потеря;
- Дефект речи;
- Дизартрия;
- Увеличение эффективности от занятий с индивидуальным логопедом;
- Непроизвольное слюновыделение;
- Проблемы с развитием артикуляционных мышц;
- Заикания и проблема с произношением из-за сильного напряжения мышц.
Данный список показаний к проведению массажа языка у детей разного возраста может быть расширен на основе индивидуального назначения врачом. В любом случае, понадобится тщательный осмотр специалистом.
Существуют и определенные противопоказания, при которых проведение этой процедуры становится просто недопустимым:
- Развитие острых респираторных заболеваний или пик простуды
- Гингивит и конъюнктивит
- Стоматит
- Увеличение лимфоузлов и лимфотока
- Поражение ротовой полости в результате развития герпеса
Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, поэтому только квалифицированный врач способен окончательно выбрать вариант лечения вашего ребенка.
Так же как и массаж слезного канала у детей, наша процедура требует большой концентрации внимания, так как ответственность за последствия лежит за вами.
Каждый пациент должен с пониманием относиться к подобным решениям, поскольку от них напрямую зависит не только здоровье человека, но и его дальнейшая судьба, если он хочет избавиться от проблем с речью в раннем возрасте.
Условия для проведения процедуры в домашних условиях
Диагностика опытными врачами с применением современного оборудования позволяет выявить основные проблемы, связанные с речевым аппаратом.
Логопед имеет возможность на основе полученных анализов получить структуру и причину нарушения, что значительно упрощает дальнейший процесс лечения.
Обязательно исследуется мышечная структура шеи, мимические и артикуляционные мышцы, а также верхняя часть тела. Такой подход позволяет учесть даже самые мелкие особенности развития у детей речевых функций.
Теперь перейдем к особенностям проведения логопедического массажа языка в домашних условиях.
Процедура проводится в хорошо проветренной комнате. Если на начальном этапе длительность процедуры составляет всего лишь 5-7 минут, то после 4-5 занятий время увеличивается до 15-20 минут. Не стоит забывать, что от возраста ребенка также многое зависит.
Например, грудничкам допускается проводить процедуру не более 1-2 минут. В дошкольном возрасте процедура проводится в течение 15 минут, а в младших классах этот интервал можно увеличить до 20 минут. Но не забывайте и об индивидуальных особенностях каждого малыша.
Общий курс логопедического массажа языка для детей составляет 10-20 процедур в зависимости от сложности диагностированной проблемы.
В неделю рекомендуется проводить не более 2-3 сеансов, чтобы не вызывать раздражение языковых рецепторов. Отдельную подготовку к процедуре должны пройти и сами родители ребенка, ведь важно верить в то, что это действительно полезно и эффективно.
Обязательно посмотрите следующее видео, о том как делать логопедический массаж детям. Мастер-класс, полезные советы и рекомендации от профессионала.
Манипуляции с языком ни в коем случае не должен доставлять дискомфорт или болевые ощущения, в обратном случае его рекомендуется просто прекратить. Если сразу ребенок будет с боязнью относиться к этим действиям, то после 4-5 сеансов его собственное мнение кардинально изменится.
Логопедический массаж языка зубной щеткой
Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. В нашем случае, мы разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка.
Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна.
Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка.
Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице.
Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.
Язык ребенка должен быть полностью расслаблен – для этого следует нежно помассировать область в подчелюстной ямке.
Все поглаживания кроме зубной щетки проводятся большими пальцами рук без сильных надавливаний. Они должны быть направлены от центра языка к его боковым поверхностям. Повторимся, что вы не должны забывать о том, что требуется как можно чаще менять марлевые салфетки для сбора слюны.
Ожидаемый результат
Если логопед прописал вашему чаду проведение специального логопедического массажа языка, вы должны с пониманием относиться к этому, ведь имеются явные отклонения и проблемы.
Прохождение всего курса позволит не только улучшить произношение звуков, но и укрепит артикуляционные мышцы, которые задействованы в разговоре у каждого человека.
Заключение
Прежде чем приступать к процедурам со своим чадом, мы рекомендуем пройти специализированные курсы логопедического массажа. Времени это займет не много, зато вы будете уверены в своих силах и точно знать, что не навредите.
Обучение логопедическому массажу краткосрочное, его можно пройти в пару занятий. Обратитесь к своему детскому врачу за консультацией по этому вопросу.
С маленькими детьми нужно быть всегда очень чуткими и бдительными. Научиться правильно делать массаж новорожденным возможно и самостоятельно, но никак не обойтись без рекомендаций педиатора.
Источник
Логопедический массаж представляет собой комплекс определенных занятий с малышом, которые призваны улучшить его произношение и психоэмоциональное состояние. У ребенка в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней может происходить отставание в развитии речи. Чтобы ему полноценно контактировать с миром и не испытывать дискомфорта, необходимо проводить занятия по коррекции речи.
Понятие
При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.
Требования к проведению речевого массажа
Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.
Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.
Внимание! Массаж проводят в одноразовых перчатках. На руках не должно быть длинных и острых ногтей. Снимают все украшения, вплоть до браслетов на запястье, чтобы не причинить дискомфорта ребенку.
При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.
Какой специалист назначает
К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.
Показания и противопоказания
Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:
- задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
- неправильное произношение звуков (дислалия);
- замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
- задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.
Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:
- грибковые или гнойные поражения кожи;
- гематомы в ротовой полости, на губах;
- инфекционные раны на кожных покровах;
- эпилепсия;
- онкология любой стадии;
- туберкулез;
- сосудные болезни;
- проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
- аллергические проявления.
Справка! Массаж не проводят при вирусных и простудных заболеваниях. Нельзя начинать процедуру ранее чем через 2 недели после выздоровления ребенка.
Массаж лица для развития речи
Упражнения для лба
Логопед осуществляет следующие действия:
- Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
- Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
- Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.
Упражнения для щек
Щек массируют следующими подходами:
- Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
- От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
- Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.
Упражнения для языка
Важно! Процедуру проводят лежа. Перед манипуляциями ребенку дают попить теплый ромашковый отвар, который расслабляет мышцы языка. Можно проводить массаж руками в стерильных перчатках, но лучше использовать специальные зонды. Они уменьшают неприятные ощущения и снижают вероятность возникновения рвотного рефлекса.
Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.
При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:
- покалывающие, колебательные и вращательные движения;
- надавливания на разные стороны языка;
- движения вкруговую;
- скольжение;
- вдавливание и ослабление.
Массаж подбородка
Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания. Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения.
Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.
Видео
Логопедический массаж детям раннего возраста должен проводить опытный врач-логопед. Назначение выписывает терапевт после полного обследования состояния здоровья ребенка. В домашних условиях родители могут проводить массаж только после консультации со специалистом.
Источник