Как снимать напряжение у ребенка в 2 года
Когда мы думаем о стрессе, то склонны рассматривать его как состояние «только для взрослых». Хотя мы можем осознавать, что определенные события, такие как школьные презентации, тесты, выступления и спортивные соревнования могут вызывать у наших детей беспокойство и тревогу, но в то же время мы думаем, что детские чувства не так интенсивны и к тому же недолговечны. Еще мы думаем, ну какой у детей может быть стресс, у них же нет забот о деньгах, о воспитании, о работе…
Но на самом деле школьная жизнь, внеклассные мероприятия, семейные обязательства и домашние дела, а также отношения с друзьями и одноклассниками все это провокаторы стресса у наших детей. А мы, как хорошие взрослые, должны научить наших детей справляться с эмоциональными проблемами, такими как стресс, тревога и депрессия, а также научить справляться с физическими реакциями на них (крик, истерика, агрессия и т.п.).
Вот 8 способов, которые реально помогают снять стресс у детей. Кстати, многие из них помогают и взрослым. Попробуйте!
1. Осознанное дыхание
Когда ребенок испытывает чувство стресса и беспокойства, его дыхательный рисунок изменяется. Он начинает делать короткие, быстрые и неглубокие вдохи, что только усиливает чувство беспокойства. Осознанное дыхание — медленный вдох через нос, задержка дыхания на несколько секунд, затем медленный выдох через рот — поможет вашему ребенку сосредоточиться на чем-то другом, кроме стресса и беспокойства, и как только его дыхание замедлится, он почувствует себя более спокойным. Внимательное дыхание это идеальный инструмент, который может быть использован в любом месте в любое время, когда это нужно вашему ребенку. Это особенно важно, потому что вы не всегда можете быть рядом с вашим ребенком, чтобы помочь.
Техника выдувания пузырьков является одной из лучших осознанных дыхательных техник для очень маленьких детей, поскольку она позволяет им учиться через игру. Просто дайте им контейнер с мыльными пузырями, чтобы они могли практиковать выдувание пузырьков с помощью палочки. Они быстро поймут, что если они дуют слишком сильно или слишком быстро, пузырь лопнет, прежде чем он успеет принять форму. Но дуя медленно и целенаправленно, они могут надуть идеальный пузырь. Пусть они практикуют технику с реальными пузырями в момент стрессовой ситуации, а потом уже смогут делать это, используя только свое воображение.
2. Сенсорная сосредоточенность
Когда ваш ребенок чувствует себя подавленным, предложите ему сесть в тихом месте и использовать каждое из своих пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус), чтобы идентифицировать себя с окружающим миром. Что видит, слышит и обоняет ваш ребенок? Сначала это может показаться немного глупым, и если ваш ребенок чувствует себя так, это совершенно нормально! Суть в том, чтобы сосредоточиться на сенсорной информации, которую он получает от окружающего мира, а не на навязчивых, тревожных мыслях, которые он чувствует.
3. Счет или чтение
Когда ребенок перегружен и тревожен, напомните ему о простой методике снятия напряжения — нужно что-то подсчитывать или что-то читать. Не художественную литературу, конечно же, он не сможет сосредоточиться на сюжете, нужно найти что-то такое, что позволит всего лишь заземлиться, затормозить свою набирающие обороты тревожность. Пусть это будет алфавит — его можно читать или проговаривать в прямом и обратном порядке. Ну или подсчитывать квадратики на обоях, линии в тетради, просто считать вслух или про себя до ста и обратно. Когда ребенок научится делать это молча, у него всегда будет с собой невидимая стратегия, которая поможет успокоить ум и тело.
4. Йога
Йога для снятия стресса — это не что-то новое. У йоги много преимуществ, например: стабилизация психического здоровья, расслабление, улучшение дыхания, снижение частоты сердечных сокращений. Неудивительно, что многие родители, чьи дети страдают от тревожных расстройств, обращаются к йоге для облегчения их состояния. Все больше школ, особенно на западе, включают йогу в свои еженедельные планы уроков, чтобы учить детей успокаивать свое сознание и тело, когда они чувствуют себя подавленными. Если вы ищете простой способ познакомить своих детей с йогой, посмотрите эти книги:
Книги Лорен Паджалунги о йоге для детей
Они были написаны специально для детей в помощь родителям, чтобы сделать занятия йогой не только интересными для времяпрепровождения, но и правильно выполненными, полезными и эффективными.
5. Ведение дневника (или журнала благодарности)
И дети, и взрослые могут извлечь пользу из практики ведения дневников и различных журналов. Есть журналы благодарности, арт-журналы, читательские дневники и просто личные дневники. Умение записывать наши чувства на бумаге имеет большое значение для понимания себя, развития личности, способности свободно выражать свои мысли, рефлексировать, анализировать… Вот несколько идей для ведения дневников и журналов:
- Журнал благодарности. Психологи называют журнал благодарности «зубной щеткой для ума». Это и правда отличный способ втянуться в писательскую рефлексию, занимает всего-то пять-десять минут перед сном. Помогает детям привыкнуть к тому, чтобы уделять немного времени на осмысление прошедшего дня и записать свои мысли на бумаге. Журнал благодарности уникален тем, что он предназначен для тренировки нашего мозга, чтобы научиться проживать каждый день с чувством счастья и позитива. Поощряя наших детей сосредотачиваться на хорошем в своей жизни, мы помогаем им улучшить умственное благополучие, уводя их от негативных, подавляющих мыслей. Нужно просто открыть вечером дневник и вспомнить несколько хороших вещей, которые произошли за прошедший день в жизни ребенка. Другими словами, за что я благодарен сегодняшнему дню? Поэтому он и называется «Журнал благодарности». Можно купить готовый вариант.
- Дневник-анкета. Если ребенок слишком мал для ведения «большого» журнала или имеет проблемы с концентрацией внимания в течение длительного периода времени, можно выбрать дневник-анкету. Это такой дневник (или журнал), который заполнен кучей пустых блоков или строк с подсказками, что на них следует записать. Такое своеобразное досье на самого себя: сколько тебе лет, твои любимые цвета, игры, книги, твоя мечта и так далее… Такие дневники в продаже тоже есть, еще называются смэшбуки.
- Творческий дневник. В продаже есть много готовых творческих дневников, в которые ребенок может не только записывать мысли, но и рисовать, вклеивать что-то, сочинять… К тому же, готовые дневники для творчества имеют внутри много заданий, которые помогают сделать творчество более разнообразным. Большинству детей нравятся именно такие варианты. Каждый раз, когда ребенок чувствует, что нарастает тревога или становится грустно, можно обращаться к такому дневнику и сосредотачиваться буквально на одной странице. Все психологи подтвердят, что творчество успокаивает. Мы рекомендуем вот этот дневник.
6. Успокаивающая банка
Также известна как банка с блестками, потому что это просто банка, наполненная блеском, глицерином (или прозрачным детским маслом) и водой, а также любыми другими мелкими деталями (бусинками, пуговками, мишурой и прочим). Суть работы успокаивающей банки в том, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка, и пока он будет в процессе наблюдения за тем, что происходит в банке, он сможет отвлечься от тревожных мыслей и успокоиться. Потрясите банку и поставьте — ее содержимое будет медленно опускаться на дно. Чем больше в воде глицерина, тем медленнее блестки будут оседать. На видео — подробный мастер-класс, как сделать несколько вариантов таких банок.
7. Рисование через соломинку
Этот способ снятия стресса тоже основан на восстановлении дыхания тревожного ребенка. Но применить его можно только в помещении, если есть средства для рисования. На улице, сами понимаете, подойдет только первый способ — с реальными или воображаемыми мыльными пузырями. Когда ребенок делает глубокие вдохи, он бессознательно возвращает себя в спокойное состояние. А если совместить глубоки вдохи-выдохи с творчеством, то стресс снимется в два раза быстрее. И у вас останутся шедевры живописи!
Все, что вам нужно сделать, это капнуть несколько разбавленных акварельных пятен на лист бумаги, а затем попросите вашего ребенка распространить краску вокруг, продувая воздух через питьевую соломинку.
8. Раскраски
Вы, вероятно, заметили, что книжные магазины полнятся раскрасками для взрослых под названием раскраски-антистресс? И это неспроста. Попробуйте сами в момент стресса и тревоги воспользоваться одной из таких раскрасок, и увидите, насколько они расслабляют и затягивают. Конечно, для полного удовольсвтия понадобятся еще и хорошие фломастеры, но оно того будет стоить. Почему-то мы, взрослые, не задумываемся о том, что раскраски-антистресс отлично подходят и детям школьного возраста. Как только наши малыши вырастают, мы перестаем покупать им раскраски, а очень даже зря. Просто надо купить уже другие — с множеством мелких деталей, с изящными сюжетами. Их существуют просто тонны в магазинах и в интернете, только успевай скачивать.
Раскраски, которые можно купить:
Острова. Раскраска для мечтателей
Удивительные города
Креативные книги для раскрашивания и снятия стресса
Магическая арт-терапия
Антистресс
Арт-терапия. Раскраски-антистресс
Арт-терапия. Книга-антистресс
Раскраски, которые можно скачать (в pdf-формате):
Раскраски о жизни русалок
Бабочки
Котики спят
Пингвины и снежинки
Раскраски в японском стиле
Раскраски с фолк-элементами
Альбом с птицами
Милые животные в лесу
Надеемся, что многие из этих способов выручат вас и вашего ребенка в момент тревоги. Кстати, о том, как помочь тревожным детям, мы писали в материале «7 СПОСОБОВ ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ БЫСТРО УСПОКОИТЬСЯ»
— Настя Морозова, использованы фрагменты материала Calm and Collected: 13 Stress Relief Activities for Kids
Источник
Наступила середина учебного года. Для одних ребятишек он первый в детском саду, для других – в школе. Дети утомились от занятий, кружков и секций, нахождения «в рамках». Самое время напомнить ребенку, как справляться с перегрузами, и научиться самому не давать эмоциональному напряжению завладеть малышом. О том, как это сделать порталу ННмама.ру рассказала психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт Любовь Богданова.
Разгребаем эмоциональные завалы
Если не мыть посуду несколько дней – образуется большая гора грязных тарелок и кастрюль, с которой придется долго заниматься, чтобы навести чистоту. Точно так же обстоит дело и с внутренними напряжениями: если от них не избавляться регулярно, они накапливаются и потом расчисткой эмоциональных завалов заниматься гораздо сложнее. А у детей они тоже случаются.
Советы психолога
1. Осознайте, что если ваш ребенок начинает носиться как угорелый и кричать во все горло – это значит, что у него внутри накопилось много психологического, физического и эмоционального напряжения, и его переизбыток просится наружу. Подумайте, есть ли в вашем семейном укладе жизни с ребенком пространство и время для своевременного гармоничного выхода таких напряжений.
2. Осознайте собственные внутренние убеждения и установки. Вдруг вы никогда не разрешаете ему «разрядиться» естественным и свойственным ребенку способом – через тело, голос и дыхание?
Многие родители старательно изучают, как привить ребенку внешние составляющие чистоплотности (как приучить ребенка к горшку), но эмоциональная чистоплотность, увы, остается без внимания.
3. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка было пространство и время для разрядки, а в те моменты, когда внутреннее напряжение вырывается наружу – не подавлять ребенка, не осуждать его, а прививать ему навыки социально приемлемого поведения.
Если у ребенка начинается выплеск активности, вместо одергивания его и упреков в его адрес:
- радуйтесь, что у ребенка внутренняя структура личности еще не «забита», он слышит естественные природные импульсы, помогающие самостоятельно сохранить хорошее здоровье и психику. И помните о своей родительской задаче научить ребенка такому поведению, которое одновременно будет гармоничным и для него самого и для внешнего мира.
К сожалению, складывающиеся в последнее время общественные представления о детях как о существах, которые должны быть «удобны» во взрослом мире, все дальше уводят семьи от здоровья и благополучия.
Посмотрите вокруг, много ли вы знаете взрослых и детей, которые могут похвастаться хорошим физическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью и хорошими взаимоотношениями? Если для своей семьи вы желаете лучшего – учитесь действовать по-другому: учитесь у природы и приспосабливайте естественные способы к обстоятельствам современной жизни.
- Говорите ребенку, что вам нравится, как он двигается, прыгает и кувыркается, как он поет или что-то восклицает, какую игру или танец он придумал. Это хорошо, что он такой активный, сильный и веселый, что у него громкий голос.
Именно родительское неодобрение и родительские запреты создают самые глубокие психологические травмы, в силу которых человек довольно быстро уже сам
— запрещает себе проявлять инициативу,
— заявлять о своей потребности,
— быть творческим,
— делать что-то, что приносит внутреннее удовлетворение,
— привыкает жертвовать собой,
— подавлять себя, ориентироваться только на мнение других людей. Если что-то подобное вы чувствуете в своей жизни – это повод разобраться в себе. Главное – не разрушать своими руками формирующуюся структуру личности ребенка.
- Предложите ребенку другую форму, другую возможность для свободного и спонтанного (если нужно – громкого, шумного, активного) выплеска его внутренней энергии.
Приведу пример ваших слов ребенку: «Сыночек, я вижу, ты здорово научился прыгать! Это хорошо, что ты такой ловкий и сильный. Но у нас есть правило: дома на диване мы не прыгаем. А вот мы с тобой сегодня пойдем на прогулку, там на площадке есть батут, вот там я с удовольствием посмотрю, как ты будешь прыгать. Там даже еще сильнее можно будет прыгать, ты там по-настоящему покажешь класс! А дома от прыжков у нас мебель будет портиться и вообще сломается. И мы с папой будем очень расстраиваться. Так что запоминай: прыгать хорошо — но обязательно в подходящем месте».
Создайте свод домашних законов
1. Создайте «правила», которыми определяется разрешенное и запрещенное поведение ребенка. Обсудите их со всеми взрослыми, которые общаются с ребенком, особенно – с тем, кто живет с ребенком. Помните, что у родителей приоритет в правилах для своего ребенка перед бабушками и дедушками.
2. Эти правила должны быть известны ребенку. Расскажите ему о них, научите его им следовать. Обратите внимание, что от вас потребуется период обучения, спокойной помощи, поддержки и поощрения ребенка в том, чтобы запомнить правила и их придерживаться. Ориентируйтесь на 21 день ежедневного увлекательного обучения с вашей стороны. Если такого обучения взрослые не проводили – несправедливо и незаслуженно ругать ребенка, критиковать и делать замечания.
3. В этих «правилах» у ребенка должно быть разрешенное место и время «быть ребенком» — шуметь, бегать, прыгать, быть свободным и спонтанным.
К сожалению, необходимость отложить во времени спонтанный выплеск, если он уже начался у ребенка, тоже создает для него напряжение: не всегда внутреннюю волну человек может «включить» себе по расписанию. Но отложенная разгрузка гораздо лучше запрещенной разгрузки.
Я советую обязательно взять в свой родительский арсенал полезные игры, в которых регулярно будет происходить естественная психоэмоциональная разгрузка. Именно так она не будет накапливаться, а то немногое напряжение, что естественно возникает у каждого человека каждый день, будет гармонично и своевременно высвобождаться. О том, какие игры для эмоциональной перезагрузки существуют, я расскажу в следующей статье.
Любовь Богданова — психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, дыхательный терапевт.
Источник
Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно. Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него? Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка, избавиться от тревог и научат выражать эмоции. Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.
Причины появления стресса у детей
Многие знают, как влияет стресс на ребёнка. Поэтому необходимо выяснить причины возникновения недуга и признаки стресса:
- 0-2 года. Разлука с родителями, особенно с мамой. Постоянные переезды с места на место, которые сказываются на режиме дня.
- 2-4 года. Частое отсутствие мамы и папы, их развод, появление нового человека в семье.
- 4-7 лет. Конфликты в семье. Поход в детский сад, где ребёнок на долгое время остается без родителей, в окружении незнакомых людей. Невозможность нормально общаться с воспитателями и другими детьми в саду.
Причины стресса в подростковом возрасте
- Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
- Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
- Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
- Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
- Развод родителей.
Способы преодоления стрессовых ситуаций
Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:
- Разрешите детям напрыгаться.
Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс. Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше. Отведите его в игровой центр на батут, который идеально подойдет для снятия стресса.
- Раскрасьте каждый день.
Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем. Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи.
- Снимите с ребёнка маску.
Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску. Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка. Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка. Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!
- Отпустите стресс по течению.
Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки. Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению. Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.
- Соберите гирлянду дружбы.
У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие. Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы. Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.
- Игра в важное имя.
Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.
- Пальчиковые рисунки.
Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.
- Здесь и сейчас.
Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?». Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь. Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».
- Выпустить пар.
Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.
Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.
Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.
Источник