Как сказать ребенку о смерти матери в 3 года

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем

Эта статья не будет легкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям написать об этом.

Даже если ваш ребенок совсем еще мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

В моей многолетней психологической практике детским и семейным психологом мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушел из жизни. Это был запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребенку.

Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребенку о том, что папы уже нет в живых.

Недавно был случай, когда отец семейства утонул в реке, а двое его детей продолжали долгое время думать, что он в командировке. Я рассказывала маме детей о том, как лучше сообщить детям о том, что случилось.

В этой статье я расскажу вам о том, как, на мой взгляд, лучше всего говорить с ребенком о смерти. Возможно, есть психологи, которые смотрят на этот вопрос по-другому. Я же поделюсь с вами моим опытом работы с детьми и теми инструментами, которые мне всегда помогали.

Как говорить с ребенком о смерти

Для ребенка страшна идея конечности. Ему трудно своим сознанием объять и принять идею того, что то, что есть сейчас, когда-нибудь закончится насовсем. Мысль о том, что когда-нибудь умрут значимые для ребенка люди и исчезнут из его жизни – очень пугающая. Идея того, что контакт будет прерван и не будет возможности общаться очень пугает ребенка, и у него может появиться сильная тревога по этому поводу и даже развиться различные страхи.

Поэтому так важно не уходить от этой темы, а отвечать на вопросы ребенка и разговаривать с ним об этом.

По-моему мнению, для ребенка важно создать идею того, что кроме этого мира есть еще и другой мир, про который мы мало знаем. Здесь, на земле, мы называем его «Небеса». Именно туда отправляются те, кто уходит из этой жизни. При этом, с родными людьми, которые на «небесах» можно продолжать общаться и они могут наблюдать за нами оттуда. Когда ребенок слышит об этом, то его тревога становится меньше или даже уходит.

Не важно, верующий вы человек или нет. Эта идея не привязана к какой-либо религии. Важно дать ребенку идею того, что ни что не заканчивается, а лишь меняет свою форму и место прибывания.

Вы можете рассказать ребенку терапевтическую историю «Снежинка-капелька», которую я придумала для того, чтобы можно было поговорить с ребенком на тему смерти, если его начнет беспокоить этот вопрос. Эту историю можно рассказывать не только маленьким детям, но и школьникам.

«Жила была маленькая Снежинка. Однажды засветило солнышко и снежинка стала таять. Она думала, что умирает, а оказалось, что она просто превратилась в Капельку. Потом Капелька упала в ручеек и решила, что умерла, так как растворилась в ручейке. Но она быстро поняла, что просто стала частью ручейка.

Потом ручеек впал в реку и Капелька подумала, что теперь уж она точно умерла. Но потом она осознала, что просто стала частью быстрой реки.

Затем река впала в большой океан. И снова Капелька подумала, что теперь она точно исчезла. Но потом Капелька поняла, что стала частью большого океана, и ей это очень даже понравилось.

Как-то раз она лежала у самой поверхности океана и из-за тёплого солнышка вода вместе в Капелькой стала постепенно испаряться! Капелька снова подумала, что умирает. Но оказалось, что она стала подниматься в небо с другими капельками и превратилась в пар. А потом она поднялась в красивое облачко и поняла, что из пара снова стала капелькой!

А потом пошел дождик и Капелька пролилась на землю в виде дождя вместе с остальными капельками и впиталась в землю. Ну всё, подумала Капелька, теперь-то я уж точно умерла. Но под землей протекал подземный родник, она слилась с ним и снова стала частью родника. Вместе с родником она потекла под землей, навстречу реке, куда потом впадал подземный родник.

И тогда Капелька поняла, что когда настанет зима, она замерзнет и снова станет Снежинкой. И что она не умирает, а все время меняет свою форму и путешествует в разные места.

Далее, я рассказываю ребенку, что если умирает кошечки, собачки или любые другие зверюшки, то их души тоже улетают на небеса. Там они радостно прыгают, резвятся, играют друг с другом и даже могут летать. В тех мирах очень красиво и хорошо. Но точно никто не знает, как там все происходит.

Я предлагаю придумать и нарисовать ребенку этот небесный мир. Ребенок рисует, как он себе его представляет – здесь нет никаких ограничений для его фантазии. Мы с ним обсуждаем эти рисунки и я спрашиваю с интересом, что там нарисовано.

Затем я перехожу к вопросу о человеческой жизни. Мы продолжаем говорить о том, что когда человек проживает свою долгую жизнь, он оставляет свое тело и его душа тоже улетает на небеса. А самое замечательное, что с теми родными, кто уже улетел на небеса, можно разговаривать, можно писать им письма и даже рисовать им рисунки.

Можно привести ребенку в пример родных, которые ушли из жизни ранее (бабушек/прабабушек, дедушек/прадедушек) и рассказать, что они смотрят на вашу семью с небес, радуются нашим успехам и шлют нам свою любовь.

На тему того, как рассказывать ребенку о смерти, я очень рекомендую вам добрый, душевный, мудрый семейный фильм «Собачья жизнь». В основе фильма лежит идея о том, что душа собаки постоянно переходит из одной собаки в другую, каждый раз в поиске своего предназначения и смысла жизни. Разные собачьи судьбы, но за кадром — голос одного и того же главного героя — собаки Бэйли, жизнь которой красной нитью проходит через весь фильм.

В этом фильме также затронуты темы семьи, любви, верности, преданности, дружбы. Вы получите большое удовольствие от просмотра.

Кроме того, что это просто хороший фильм для семейного просмотра, его важно посмотреть детям и взрослым, у кого есть домашние питомцы. Ведь рано или поздно с нашими любимым питомцами приходится прощаться (как бы грустно нам ни было это осознавать). А эта прекрасная мудрая философская притча о том, что душа любимого животного на самом деле никуда не исчезает. Так что, если вы сейчас горюете и оплакиваете любимого питомца, фильм точно поможет вам легче пережить потерю.

Фильм также может быть началом беседы с ребенком, которого беспокоят вопросы на тему смерти. Думаю, что смотреть его можно примерно с 7-летнего возраста вместе с вами и вашими комментариями.

Ещё мои читатели очень хорошо отзывались о мультфильмах «Тайна Коко» и «Кубо, легенда Самурая». А вы смотрели фильм «Собачья жизнь»? Понравился вам фильм? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях фильмами и мультфильмы на эту непростую тему. В том числе и для взрослых (только пишите в комментариях — для кого предназначен). Давайте подскажем друг-другу идеи.

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса

Часто родители задают такие вопросы:

Нужно ли самим начинать говорить с ребенком на тему смерти?

Начинать самостоятельно говорить на эту тему я не рекомендую. Зачем? Если у ребенка возникнут такие вопросы и он будет их задавать, волноваться, тревожиться — тогда можно ответить ровно столько, сколько спрашивает ребенок, без деталей и подробностей.

Также, если у ребенка ушел из жизни близкий человек или любимый питомец, и ребенок переживает, плачет и при этом не говорит на эту тему и не задает вопросов, я рекомендую обязательно поговорить с ним, используя рекомендации из моей прошлой публикации. Не оставляйте ребёнка наедине с его переживаниями, даже если они ничего не спрашивает.

Если рассказывать ребенку про другой мир, не захочется ли ему туда отправиться?

Очень многие родители в своих комментариях выразили беспокойство о том, не повлияет ли идея того, что есть «небеса» после смерти на желание ребенка отправиться «в другой мир» Подумайте вот о чем. В мире миллионы верующих людей разных религиозных конфессий — буддисты, индуисты, христиане, мусульмане, иудеи и т.д. В каждой из этих религий так или иначе есть идея того, что после физической смерти в этом мире душа продолжает свою жизнь где-то еще. Но в семьях верующих не происходят миллионы детских суицидов, правда?

Ребенку легче принять идею смерти, конечности, близких и любимых людей, а также любимых питомцев, если он думает о том, что их души улетают на небеса. При этом не нужно радужно и красочно расписывать эти «небеса», делать их привлекательными и интересными. Вы можете просто сказать о том. что точно никто не знает, что там и как. И ЭТО ПРАВДА, Никто не знает. Поэтому это не является обманом. Это мягкий способ помочь ребёнку принять идею смерти.

Кроме того, важно сказать о том, что на небеса невозможно попасть по своему желанию, Туда можно попасть только прожив длинную и счастливую жизнь.

Подростковые суициды происходят от того, что ребенок не справляется со своими психологическими проблемами и вовремя не получает необходимую помощь близких людей. Если у родителей и подростка нет добрых, доверительных, уважительных отношений, то взрослые просто не замечают тревожных сигналов в поведении ребенка, не следят, чем он занимается в жизни или в соц. сетях, не понимают, что он стоит на краю пропасти.

Не потеряет ли ребенок доверия ко мне, если я его буду обманывать?

Это тоже самое, что беспокоиться, не потеряет ли ребенок доверия к вам, когда узнает, что Дед Мороза и Зубной Феи на самом деле не существует, игрушке не живые и чудес не бывает. Вы же не рассказываете всю правду, что Дед Мороз — это сосед Вася с приклеенной бородой, а любимый зайка не живой, а просто изделие из хлопка и синтепона. В детстве дети верят в волшебство, в сказку и обычно взрослые поддерживают у ребенка эту веру и не беспокоятся, что ребёнок вырастет и потеряет к ним доверие. Кроме того, как я уже писала выше, никто не знает, что там на самом деле.

Поделитесь в комментариях:
— Была ли вам статья полезна?
— На какие еще вопросы по этой теме ответить в следующей публикации?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соц-сетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

Еще больше рекомендаций, как справиться с детскими капризами, нытьем и непослушанием вы сможете узнать на бесплатном онлайн-курсе «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник

Когда кто-то из близких ребенку людей уходит из жизни, перед взрослыми встает проблема: как сообщить ребенку о смерти дорогого ему человека?

Здесь возможны два варианта развития событий. Первый, когда взрослые решают ничего не говорить. Ими может двигать желание оградить ребенка от шокирующего известия и собственные сильные чувства. Родители могут опасаться, что ребенок будет страдать также сильно, как и они сами сейчас страдают, а может быть и сильнее, ведь он еще ребенок. Или наоборот, что их ребенок слишком мал, чтобы в достаточной мере понять произошедшее.

Следует заметить, что сам ребенок, конечно, замечает происходящие вокруг изменения, например, грусть матери, обсуждение событий, которые обычно связаны с уходом кого-то из жизни. Он тревожится из-за этого, а отсутствие объяснений способно усугубить это чувство и вынудить ребенка придумывать собственные причины происходящему.

Второй вариант, когда родители решают не скрывать от ребенка факт смерти близкого человека. Постарайтесь сделать это спокойно. Если вам тяжело справиться с сильными эмоциями — пусть с ребенком поговорит тот, у кого это получается, кто-то, кого ребенок знает и доверяет — родственник, близкий друг семьи.

Скажите ребенку только ту информацию, которая посильна ему по возрасту. Например, спросите у дошкольника, помнит ли он бабушку, к которой они ездили на лето, расскажите, что она была уже старенькая, последнее время болела, а потом она умерла. Младший школьник и подросток уже гораздо больше знают о смерти, поэтому им проще понять, что произошло.

Дайте ребенку выразить свою реакцию на произошедшее. Она может быть разной: некоторые дети никак не проявляют чувства, кто-то предпочитает грустить о произошедшем наедине, а некоторыми овладевают бурные эмоции. Хорошо иметь рядом фотографии, с их помощью можно вместе с ребенком вспоминать светлые события из жизни близкого человека, связанные с ребенком, например, поездки в гости. Ребенок может рисовать свои воспоминания, перенося свои чувства на лист бумаги.

У детей могут возникать вопросы о том, где сейчас находится бабушка после смерти, и значит ли это, что все умирают. Некоторые дети могут задавать эти и подобные вопросы снова и снова в течение некоторого времени, что совершенно нормально. Таким способом дети интегрируют этот новый и непривычный для себя опыт, делая его более понятным и осознанным. Ваши спокойные и терпеливые ответы (их содержание зависит от собственных представлений и верований родителей о загробной жизни) очень помогут ребенку в этом.

В небольшом количестве случаев бывает, что ребенку длительное время не удается переработать опыт встречи со смертью близкого. Это может быть связано с неблагоприятной внешней ситуацией, когда близкие не могут обеспечить теплую и терпеливую поддержку ребенку, или быть результатом внутренних факторов —
чрезмерной возбудимости и т.п. Если ребенку продолжительное время снятся плохие сны или у него бессонница, он чрезмерно вялый или, наоборот, необычно тревожный и беспокойный, родителям следует обратиться к специалисту — педиатру, психологу.

Спасибо за внимание! Детский психолог Александр Орлов

Если эта информация оказалась полезной — подпишитесь на канал, и первыми узнавайте о новых «секретах»!

Полезно знать:

Как справиться с ябедничеством

Почему так важно прощать ребенка сразу

Можно ли ставить ребенка в угол

Источник

Говорить правду

Если умер кто-то из членов семьи, то ребенку стоит сказать правду. Как показывает жизнь, все варианты вроде «Папа/мама уехали в командировку на полгода» или «Бабушка пока переехала в другой город» могут иметь отрицательные последствия.

Во-первых, ребенок просто не поверит или решит, что вы недоговариваете. Потому что он видит, что что-то не так, что в доме что-то случилось, отчего-то плачут люди, занавешены зеркала, нельзя громко смеяться. Детская фантазия богата, а создаваемые ею страхи для ребенка вполне реальны. Ребенок решит, что или ему самому, или кому-то в семье грозит что-то ужасное. Реальное горе понятнее и легче, чем все те ужасы, которые может навоображать ребенок.

Во-вторых, правду ребенку скажут «добрые» дяди-тети, другие дети или сердобольные бабушки во дворе. И еще неизвестно, в какой форме. И тогда к горю добавится и ощущение того, что родные люди ему лгали.

Кому лучше поговорить?

Первое условие: близкий и родной ребенку человек, самый родной и близкий из всех оставшихся; тот, кто жил и будет дальше жить с ребенком; тот, кто хорошо знает ребенка.

Второе условие: тот, кто будет говорить, должен достаточно держать себя в руках, чтобы говорить спокойно, не сорваться в истерику или неудержимые слезы (те слезы, что наворачиваются на глаза, – не помеха); ему придется договорить до конца и еще побыть с ребенком, пока тот осознает горькую новость.

Для выполнения этой задачи выберите время и место, когда вы будете «в ресурсном состоянии», и не делайте этого, сняв напряжение алкоголем. Можно использовать легкие природные успокоительные, например валериану.

Ребенок не будет винить того, кто расскажет ему о произошедшем

Часто взрослые люди боятся быть «черными вестниками». Им кажется, что они нанесут ребенку рану, причинят боль. Другой страх – что реакция, которую вызовет новость, будет непредсказуемой и ужасной (крик, слезы, с которыми взрослый не будет знать, как справиться). Все это не так. Увы, то, что случилось – случилось. Удар нанесла судьба, а не вестник. Ребенок не будет винить того, кто расскажет ему о произошедшем: даже маленькие дети различают событие и того, кто о нем говорит.

Как правило, дети испытывают благодарность к тому, кто вывел их из неизвестности и оказал поддержку в тяжелую минуту. Острые реакции крайне редки, поскольку осознание того, что случилось нечто необратимое, боль и тоска приходят позже, когда умершего начинает не хватать в повседневной жизни. Первая реакция – это, как правило, изумление и попытки представить себе, как это: «умер» или «умерла»…

Когда и как сказать о смерти

Лучше не затягивать. Но иногда приходится взять небольшую паузу, потому что сообщающий должен и сам немного успокоиться, чтобы во время разговора держать себя в руках. И все-таки говорите так быстро после события, как сможете. Чем дольше ребенок остается в ощущении, что произошло что-то плохое и непонятное, что он наедине с этой неизвестной опасностью, тем для него хуже.

Выберите время, когда ребенок не будет переутомлен, когда он выспался, поел и не испытывает физического дискомфорта, когда ситуация настолько спокойна, насколько это возможно в данных обстоятельствах. Сделайте это в месте, где вас не прервут и вам не помешают, где можно будет спокойно поговорить. Сделайте это в привычном и безопасном для ребенка месте (например, дома), чтобы потом у него была возможность пойти и, если понадобится, побыть в одиночестве или использовать привычные и любимые вещи. Любимая игрушка или другой предмет могут иногда успокоить ребенка лучше, чем слова.

Чем дольше ребенок остается в ощущении, что произошло что-то плохое и непонятное, тем для него хуже

Маленького ребенка обнимите или возьмите на колени. Подростка можно приобнять за плечи или взять за руку. Главное, чтобы этот контакт не был ребенку неприятен, и еще – чтобы он не был чем-то из ряда вон выходящим. Если в вашей семье не принято обниматься, то лучше не делать ничего необычного в данной ситуации. Важно, чтобы при этом он видел и слушал именно вас, а не глядел одним глазом в телевизор или окно. Установите контакт глаза в глаза.

Говорите коротко и просто. При этом главная информация в вашем сообщении должна дублироваться. «Мама умерла, ее больше нет» или «Дедушка болел, и врачи не смогли помочь. Он умер». Не говорите «ушла», «уснула навеки», «покинула» – это все эвфемизмы, метафоры, которые ребенку не очень понятны. После этого сделайте паузу. Больше говорить не надо. Все, что ребенку еще понадобится узнать, он спросит сам.

Что дети могут спросить?

Маленьких детей могут интересовать технические подробности. Закопают или не закопают? А черви его будут есть? И потом вдруг спросит: «А на мой день рождения он придет?» Или: «Умер? А где он сейчас?»

Не удивляйтесь, не возмущайтесь, не считайте, что это признаки неуважения, какой бы странный вопрос ребенок ни задал. Маленькому ребенку трудно сразу понять, что такое смерть. Поэтому он «укладывает себе в голове», что это. Иногда получается довольно причудливо. На вопрос: “Умер – это как? А он теперь какой?” можете отвечать сообразно собственным представлениям о жизни после смерти, говорите понятными ребенку словами, короткими предложениями.

Ни в коем случае не пугайте. Не говорите, что это за грехи, в наказание, и избегайте объяснения, что это «как уснул и не проснулся»: ребенок может начать бояться спать или караулить других взрослых, чтобы не спали, а то вдруг не проснутся. Как правило, спрашивают с тревогой: «А ты тоже умрешь?» Отвечайте честно, что да, но не сейчас и не скоро, а потом, «когда ты будешь большой-большой, когда у тебя в жизни появится еще много людей, которые будут тебя любить и которых будешь любить ты…» Обратите внимание ребенка на то, что у него есть родственники, друзья, что он не одинок, что его любит много людей еще и помимо вас. Скажите, что с возрастом таких людей станет еще больше. Например, у него появится жена/муж, собственные дети.

Первые дни после потери

После того как вы сказали главное – просто молча побудьте с ним рядом. Дайте ребенку время воспринять услышанное и отреагировать. В дальнейшем поступайте в соответствии с реакцией ребенка. Если ребенок отреагировал на сообщение вопросами, то отвечайте на них прямо и искренне, какими бы странными или неуместными вам эти вопросы ни показались. Если ребенок заплакал, обнимите его или возьмите за руку. Если ребенок убегает, не ходите за ним сразу. Посмотрите, чем он занят, через небольшое время, минут через 20-30. Что бы он ни делал, постарайтесь определить, хочет ли он вашего присутствия.

Иногда люди имеют право на горевание в одиночестве, даже очень маленькие. Но это следует проверить. Если ребенок уселся играть или рисовать, потихоньку присоединитесь и поиграйте или порисуйте с ним вместе. Не предлагайте ничего, играйте, действуйте по его правилам, так, как ему нужно. Если он плачет, попробуйте обнять и утешить. Если отталкивает, скажите «я рядом» и посидите рядом, ничего не говоря и не делая. Потом потихоньку начните разговор. Скажите сочувствующие слова. Расскажите о том, что будет происходить в ближайшее время – сегодня и в ближайшие дни. Если ребенок хочет побыть один, просит вас выйти из комнаты или отходит от вас, – пусть побудет.

Тема смерти может появиться в его играх (например, он будет хоронить игрушки), в рисунках

Не меняйте в этот день и вообще в первое время привычный распорядок дня. Не пытайтесь делать для ребенка что-нибудь исключительное: например, дать шоколад, который ему обычно запрещен, или приготовить что-то, что обычно в семье едят на праздники. Пусть еда будет обычной и еще – той, которую ребенок съест. На разбирательства про «невкусное, но полезное» ни у вас, ни у него в этот день нет сил.

Перед сном посидите с ним подольше или, если потребуется, пока не уснет. Разрешите оставить включенным свет, если он боится. Если ребенку страшно и он просится к вам в кровать, в первую ночь можно взять его к себе, но не предлагайте сами и постарайтесь не вводить это в привычку: лучше все же посидеть рядом с ним, пока он не уснет. Расскажите ему, какой будет жизнь дальше: что будет завтра, послезавтра, через неделю, через месяц. Известность успокаивает. Стройте планы и выполняйте их.

Участие в поминках и похоронах

Брать на похороны и поминки стоит только в том случае, если рядом с ребенком будет человек, которому ребенок доверяет и который сможет заниматься только им: вовремя увести, успокоить, если тот заплачет. Тот, кто сможет спокойно объяснять ребенку, что происходит, и защитить (если понадобится) от слишком настойчивого соболезнования. Если над ребенком начнут причитать «ой ты сиротинушка» или «как же ты теперь» – это ни к чему. Кроме того, вы должны быть уверены, что похороны (или поминки) пройдут в умеренной атмосфере (чья-нибудь истерика может ребенка напугать). Наконец, брать с собой ребенка следует, только если он сам этого хочет. Ребенка вполне можно спросить, как он хотел бы попрощаться: пойти на похороны (рассказ, как это будет), или, может быть, ему лучше потом сходить с вами на могилу?

Если вы сочтете, что лучше ему не присутствовать, и захотите отправить в другое место (например, к родственникам), то расскажите ему, куда он поедет, почему, кто там с ним побудет и когда вы его заберете. Например: «Завтра ты побудешь у бабушки, потому что тут к нам придет очень много разных людей, они будут плакать, а это тяжело. Я приеду за тобой в 8 часов». Конечно, люди, у которых ребенок остается, должны быть по возможности «своими»: теми знакомыми или родными, к которым ребенок и так часто ходит в гости и знаком с их распорядком дня. Договоритесь также, чтобы они относились к ребенку «как всегда», то есть не жалели вслух, не плакали над ним.

Умерший член семьи выполнял по отношению к ребенку какие-то функции. Может быть, купал или забирал из детского сада, а может быть, именно он перед сном читал ребенку сказку. Не пытайтесь заменить собой умершего и вернуть ребенку все потерянные приятные занятия. Но постарайтесь сохранить особенно важное, то, нехватка чего будет особенно ощутимой. Скорее всего, в эти самые моменты тоска по ушедшему будет острее обычного. Поэтому отнеситесь терпимо к раздражительности, плачу, гневу, к тому, что ребенок недоволен тем, как вы делаете это, к тому, что ребенок захочет быть в одиночестве и будет избегать вас.

Ребенок имеет право горевать

Не избегайте разговоров о смерти. По мере «обработки» темы смерти ребенок будет подходить и задавать вопросы. Это нормально. Ребенок пытается понять и принять очень сложные вещи, используя тот мыслительный арсенал, который у него есть.

Тема смерти может появиться в его играх (например, он будет хоронить игрушки), в рисунках. В первое время не пугайтесь, что у этих игр или рисунков будет агрессивный характер: жестокое «отрывание» рук и ног у игрушек; кровь, черепа, преобладание темных цветов в рисунках. Смерть отняла у ребенка близкого человека, и он имеет право сердиться и «говорить» с ней на своем языке. Не кидайтесь выключать телевизор, если в передаче или мультфильме мелькает тема смерти. Не убирайте специально книги, в которых эта тема присутствует. Возможно, даже лучше, если у вас найдется «отправная точка», чтобы еще раз поговорить с ним. Не пытайтесь отвлекать от подобных разговоров и вопросов. Вопросы не исчезнут, но ребенок пойдет с ними не к вам или решит, что от него скрывают что-то страшное, что угрожает вам или ему.

В среднем период острого горя тянется 6-8 недель

Не пугайтесь, если ребенок вдруг стал говорить что-то злое или нехорошее о покойном. Даже в плаче взрослых людей проскальзывает мотив «на кого ты нас покинул». Поэтому не запрещайте ребенку выражать свой гнев. Пусть выговорится, и только потом говорите ему, повторяйте, что покойный не хотел его оставлять, но так уж вышло. Что никто не виноват. Никто не хотел, чтобы это произошло. И что умерший его любил и, если бы мог, никогда бы не оставил.

В среднем период острого горя тянется 6-8 недель. Если по прошествии этого времени ребенка не оставляют страхи, если он мочится в постель, скрипит зубами во сне, сосет или грызет пальцы, крутит и/или рвет на себе брови или волосы, раскачивается на стуле, подолгу бегает на цыпочках, боится оставаться без вас даже на короткое время – все это сигналы для обращения к специалистам. Если ребенок стал и остается агрессивным, драчливым или стал часто получать мелкие травмы, если ребенок слишком послушен, старается держаться около вас, часто говорит вам приятные вещи или заискивает – это тоже поводы для тревоги.

Главное послание: жизнь продолжается

Все, что вы скажете и сделаете, должно нести в себе одно основное послание: «Случилось горе. Это страшно, больно, плохо. И все-таки жизнь продолжается и все наладится». Перечитайте эту фразу еще раз и скажите ее самому себе, даже если покойный настолько вам дорог, что вы отказывается поверить в жизнь без него.

Если вы читаете это, вы – неравнодушный к детскому горю человек. Вам есть кого поддерживать и ради чего жить. И вы тоже имеете право на свое острое горе, имеете право на поддержку, на медицинскую и психологическую помощь. От самого горя, как такового, никто еще не умирал: любое горе, даже самое страшное, рано или поздно проходит, это заложено в нас природой. Но бывает, что горе кажется невыносимым и жизнь дается с большим трудом. Не забудьте поберечь и самого себя.

Об эксперте

Марина Травкова, психолог, системный семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов.

Материал подготовлен на основе лекций психолога и психотерапевта Варвары Сидоровой.

Источник