Как сделать аудиограмму ребенку 5 лет

……….
Чем раньше ребенок пройдет диагностику, чем быстрее произойдет коррекция его слуха с помощью технических средств реабилитации (слуховых аппаратов или системы кохлеарной имплантации), тем больше у него возможностей реализовать слухоречевой потенциал и полноценно развиваться. Однако для младенцев и малышей дошкольного возраста не всегда можно использовать те же способы определения порогов слышимости, что и для взрослых. Как же обследуют юных пациентов?
Методы детской аудиометрии
- Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
- Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
- ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
- Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
- Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
- Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.
Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.
Как готовят малыша к условно-рефлекторной или игровой аудиометрии
Перед проведением обследования в течение примерно недели с ребенком занимается сурдопедагог либо родители. Для подготовки к условно-рефлекторной аудиометрии малыша приучают поворачивать голову в сторону источника звука. Чтобы стимулировать активность крохи, ему показывают игрушку или картинку.
Для подготовки к игровой аудиометрии дошкольника вовлекают в игру: покормить петушка, помочь зайчику собрать морковку и т. п. Взрослый производит звук, например говорит простые слоги или ударяет крышкой кастрюли, звенит колокольчиком. При этом ребенка просят выполнить действие: бросить пуговицу в коробку, надеть кольцо на пирамидку и пр. Такие занятия проводят 2–3 раза в день по 3–5 минут каждое.
Для извлечения звуков отлично подходят ударные музыкальные инструменты
Как проходит процедура тональной игровой аудиометрии
- Для обследования используют аудиометр – прибор, издающий сигналы определенной громкости.
- Ребенок слушает звуки с помощью воздушных или костных телефонов. Это позволяет измерить пороги слышимости звуков, как передающихся по воздуху, так и проведенных по кости.
- Если юный пациент слышит сигнал, то выполняет выученное действие.
- Врач отмечает силу звуков, которые вызвали реакцию, составляя таким образом аудиограмму.
- Процедуру проводят поочередно для каждого уха.
В игре ребенок забывает о стеснении и живо реагирует на звуки
Современная аппаратура позволяет быстро получить достоверную информацию о частотных специфических порогах слышимости по способу проведения: по воздуху и по кости, для каждого уха. При этом ребенок не испытывает ни малейшего дискомфорта, напротив, с интересом включается в игровой процесс.
Для детей от 4 лет возможно проведение классической тональной аудиометрии, когда юный пациент способен сознательно выполнять указания взрослых и самостоятельно нажимать на кнопочку.
Начни лечение сейчас!
Хочу проверить слух и вызвать специалиста по подбору слуховых аппаратов на дом.Тональная пороговая аудиометрия — самый распространённый (и простой) метод первичной диагностики уровня слуха. Вместе с ней обычно проводят импедансометрию.
Записаться на консультацию
Другие услуги
Диагностика слуха с первого года жизни
Подробнее
Слухопротезирование
индивидуальный подбор и настройка слуховых аппаратов по потребностям каждого пациента. Улучшение разборчивости речи.
Подробнее
Какие слуховые аппараты выбрать для детей
Подробнее
Подпишитесь на нашу рассылку и узнавайте о новых акциях и предложенях первыми!
Источник
Siamy
Sюзер
22 сен 2012, 19:27
Сразу оговорюсь, поиск выдал аналогичную тему 2009 года, ничего полезного в ней не нашла.
Хочу сделать сыну аудиограмму, но для начала интересуют все нюансы. Слышала, что бывает игровая и компьютерная. Компьютерная более достоверная, но при ней ребенок должен спать. Мой не заснет сам 100%, что в таком случае — снотворное?! Игровая наверное у нас не пройдет…Поэтому все же о компьютерной хочу узнать побольше. Кто делал, расскажите пожалуйста как все происходит!
Сын не говорит, даже не пытается повторять. Я понимаю все его жесты, его мычания и могу вести с ним…если можно так выразиться, «беседу». Но недавно стала замечать, что при этом он внимательно смотрит на мои губы и жесты. Стала проверять подозрения — звать из-за спины по имени, предлагать что-то заманчивое так, чтобы он не видел меня — он не реагирует. Очухивается, когда четко громко говорю у него над ухом. Логопед из поликлиники категорически отказывается принимать нас до 3,5 лет. На платных врачей денег нет (конечно же, здоровье ребенка несравнимо ни с какими деньгами, но кормить этого ребенка чем-то надо и самим кушать тоже! Так что очень прошу не рассуждать на эту тему).
Буду очень благодарна любой информации об аудиограмме у малышей, а также контактам специалистов, можно в личку :worthy:
КаТеЙкА
пользователь
22 сен 2012, 19:33
Siamy, дочке вот только пару недель назад игровую делали. Там ребенку одевают наушники и дают корзинку с геометрическими фигурками и вторую — пустую. Когда в наушниках появляется звук — ребенок должен из полной корзинки в пустую фигурку переложить, все длиться около 10 мин или даже меньше. Перед аудиограммой ребенку все спокойно расскажут. Моя сидела, все выполняла, хотя шилопопая.
Мы «Мелфон»е делали :4u:
На платных врачей денег нет
Попробуйте разово логопеда на дом вызвать, получите полную консультацию и план действий. Заниматься Вас никто не заставит. Нас как раз «платная» логопед отправила, в поликлинике по их осмотру «все хорошо».
Siamy
Sюзер
22 сен 2012, 19:38
КаТеЙкА, я боюсь, Славка не поймет, что делать, тем более в незнакомой обстановке 🙁
Да, забыла написать, до ЛОРа докапывалась, она ссылается на идеальную аудиограмму из роддома. А то, что ребенку уже без малого 3 года, это ничего :fingal: И вот еще, сынулька очень любит нырять в ванне, и в годик у нас был отит…Мало ли…
Paulinka
Sюзер
22 сен 2012, 20:29
Автор, мы ездили в центр на ленинском проспекте, Аудиологии и слухопротезирования вроде, но это на память. Посмотрите в интернете контакты, там же и подскажут как подготовить ребенка в Вашем возрасте :4u:
КаТеЙкА
пользователь
22 сен 2012, 20:37
Siamy, может стоит попробовать игровую, предварительно позвонить и уточнить, если вдруг не получится, ре сидеть не будет — надо платить или нет. С нас уже после оплату взяли. Мне надо было быстро, поэтому платно пошла.
А уши у него чистые, пробок нет? Я к чему спрашиваю — логопед нам дала телефон в другое место делать аудиограмму, там бесплатно, соответственно очередь, так вот они, прежде чем записать в очередь, просят принести список бумажек, одна из которых от ЛОРа, о том, что уши у ребенка чистые.
А, вот еще- аденоидов у вас нет? Аденоиды тоже могут снижать слух.
Оберегиня
Sюзер
23 сен 2012, 08:48
Но недавно стала замечать, что при этом он внимательно смотрит на мои губы и жесты. Стала проверять подозрения — звать из-за спины по имени, предлагать что-то заманчивое так, чтобы он не видел меня — он не реагирует.
Вот таким образом мама поняла, что у меня неладно со слухом. Когда мне было 2 года. Что вскоре подтвердилось: нейросенсорная глухота 3-4 степени. Как мама сделала? Вмесие со мной сходили к лору, лор выслушал и дал направление к сурдологу. А уж у сурдолога с помощью аудиограммы подтвердился мой диагноз.
Это не в компетенции логопеда. Логопед не проверяет слух! Он занимается только исправлением речевого недостатка.
Так что, сначала к лору по записи, жалуйтесь ему на пробемы с малышом, он обязан дать напрвление к сурдологу ( не даст, вы сразу идите с претензией к главврачу). А дальше вам всё объяснят.
Если, к сожалению, выявят пониженный слух ребёнка, то придётся заниматься не у логопеда, а у сурдологопеда.
Логопед из поликлиники категорически отказывается принимать нас до 3,5 лет.
Он прав! Как правило, логопеды не занимаются с малышами, младше 3 лет. И вообще он не специалист по выявлению недостатка слуха.
до ЛОРа докапывалась, она ссылается на идеальную аудиограмму из роддома. А то, что ребенку уже без малого 3 года, это ничего И вот еще, сынулька очень любит нырять в ванне, и в годик у нас был отит…
Лор не даст напрвление, жалуйтесь прямо главврачу. :angry: Тут время нельзя упускать. Чем раньше поймёте, в чём пробема мальчика, тем раньше ребёнок начнёт разговаривать. Из-за отита можно оглохнуть, можно оглохнуть из-за того, что принмал антибиотики, когда грипповали и т.д. Причин множество, не обязательно глухота врождённая, но и приобретённая позже.
Отпишитесь позже, как у вас получится. :4u:
Эрделька
Sюзер
23 сен 2012, 08:57
Я своему малому делала аудиограмму несколько недель назад. Да, ему 7 лет, но у нас аутизм, ЗПР (развитие на 4-5 лет). У нас была игровая: надевают наушники, идет звук — Динька должен был надеться на штырек пирамидки фигурку. Потом наоборот — снять. Слава Богу, врач попалась очень приятная, несколько раз объяснила Диньке, на примере показала и дело пошло. Да, направление нам дала ЛОР без вопросов.
Amarana
пользователь
23 сен 2012, 09:11
она ссылается на идеальную аудиограмму из роддома.
не могли вам в роддоме делать аудиограмму — это скорее была отоакустическая эмиссия. Именно она является первым методом для определения снижения слуха. Делают уже в роддоме. А аудиометрия — уже для определения степени снижения слуха. Даже к игровой ребенка нужно подготовить, наработать навык реакции на звук: услышал — надел колечко, не слышишь — ждешь….иначе смысла нет.
Антитеза
Sюзер
23 сен 2012, 09:17
Девочки, а это во всех роддомах должны проверять слух ребенка?
Amarana
пользователь
23 сен 2012, 09:22
На платных врачей денег нет
а что, сурдоцентра муниципального в москве нет??
Девочки, а это во всех роддомах должны проверять слух ребенка?
вообще то да ,это входит в скрининг новорожденных…..но не делают. Направляют только группу риска, и «знающих». Я с младшей трижды ходила, доставала их и перепроверяла :worthy:
Источник
Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.
Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.
Назначение аудиометрии
Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.
Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.
Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Общая информация
Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:
- компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
- поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
- игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.
Субъективная аудиометрия
Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.
Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:
- рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
- игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
- специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
- речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
- тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.
Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.
Объективная аудиометрия
Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:
- отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
- регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
- тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.
Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.
Аудиограмма ребенка
Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.
В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.
Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.
Самостоятельная проверка слуха
Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.
Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:
- попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
- отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
- аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.
Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.
Автор: Гусейнова Ирада
Источники: medscape.com, health.harvard.edu,
medicalnewstoday.com.
Источник
Пример аудиометрии у ребенка 4,5 лет
Юра Б., 4,5 лет. История заболевания: мальчик плохо слышит с рождения. Ребенок от первой беременности. Родители здоровы. Отцу при рождении ребенка было 39 лет, матери —31 год. В первой половине беременности у матери было маточное кровотечение. Роды в срок с помощью вакуум-экстрактора. У ребенка была родовая травма с кефалогематомой. Вес при рождении 4000 г. К груди приложили на 3-й сутки. Был на грудном вскармливании до I года. Первые зубы прорезались в 9 месяцев. Ходит с 9 месяцев. Не говорит с рождения.
ЛОРорганы: видимых патологических изменений нет. Исследование слуха: речь не слышит. Не говорит. Произведена аудиометрия по условнодвигателыюй методике. Реакция выработана при подаче в левое ухо звука 500 гц с 3-го предъявления. На остальные частоты при исследовании как левого, так и правого уха по воздушному и костному звукопроведению двигательная реакция получена при первом предъявлении этих тонов. Аудиограмма приведена на рисунке. Средняя потеря слуха в речевом диапазоне правым ухом 100 дб, левым 97 дб.
Диагноз: глухота IV группы звуковоспринимающего характера.
Этот ребенок на 1,5 года старше ранее описанных детей. У первого ребенка также была глухонемота (глухота IV группы) с аналогичной потерей .слуха (средняя потеря слуха в речевом диапазоне частот лучше слышащим левым ухом 95 дб). Однако если у 3-летпего ребенка условиодвигательная реакция была упрочена после 26 предъявлений, то у ребенка 4,5 лет для выработки реакции потребовалось предъявить всего 3 сочетания.
В то же время 3-летнему ребенку с незначительным нарушением слуха для выработки прочной двигательной реакции необходимо было предъявить 6 сочетаний. Хотя мы, как правило, начинаем исследование слуха с выработки условнодвигательной реакции на звук частотой 500 гц, у некоторых детей при больших потерях слуха получить двигательную реакцию на этот звук не удается. Однако реакция на этот звук в некоторых случаях образуется, если «возвращаться» к нему после выработки реакции на звук другой частоты (например, 250 гц).
Поиск такого звука, на который можно выработать условнодвигательную реакцию у некоторых детей (особенно при больших дефектах слуха и речи у маленьких детей), требует неоднократных повторных исследований в течение ряда дней.
Таким образом, отсутствие реакции на звук какой-либо частоты не означает отсутствия восприятия этого звука. Если не учитывать этой особенности образования условподвигательной реакции, то в аудиограмме получатся так называемые бреши (расцениваемые как отсутствие слухового восприятия данного звука), хотя фактически этот звук обследуемый воспринимает.
— Также рекомендуем «Оценка слуха у ребенка 3 лет и 8 месяцев — пример аудиометрии»
Оглавление темы «Аудиометрия у ребенка»:
- Значение аудиометрии у детей. Объективная тональная аудиометрия
- Кожно-гальваническая и двигательные реакции при аудиометрии у детей
- Аудиометрическая установка для детей. Детский аудиометр Лесака
- Телефонная игровая аудиометрия у детей
- Комплект аппаратуры для исследования слуха у детей
- Подготока и выбор метода объективной аудиометрии у ребенка
- Порядок и техника объективной аудиометрии у детей
- Примеры аудиометрии для оценки слуха у 3-х летних детей
- Пример аудиометрии у ребенка 4,5 лет
- Оценка слуха у ребенка 3 лет и 8 месяцев — пример аудиометрии
Источник