Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка

Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка thumbnail

Общение — один из важнейших факторов общего
психического развития ребенка. Только в контакте
со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.

“В своей основе, — подчёркивает -Д.Б.Эльконин, —
потребность субъекта в общении в отношении с
другим есть потребность в оценке, которую
субъект от него получает и которую сам ему даёт”.

Изучение вопросов коммуникативного развития
ребенка как условия его социальной адаптации
актуально с позиции современного ценностного
образования. Для успешного вхождения в
социокультурную среду, выполнения различных
видов деятельности ребенку необходим достаточно
высокий уровень коммуникативных умений и
навыков. (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, А. А.
Бодалев, А. В. Запорожец, В. И. Кабрин, Я. Л.
Коломинский, М. И. Лисина, Б. Т. Лихачев, А. Р. Лурия,
В. С. Мухина, А. В. Петровский, А. Г. Рузская, Е. В.
Субботский, Р. В. Овчарова и др.). Новая система
ценностей в образовании связана с эмоционально
переживаемым значением и смыслом совместной
деятельности и общения взрослого и ребенка в
педагогическом процессе. (Т. И. Бабаева, Е. В.
Квятковский, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина).
Нарушение общения в детском возрасте ведет к
утрате эмоциональных контактов с взрослыми и
сверстниками, к недоразвитости функций речи, к
несостоятельности в установлении
взаимоотношений с окружающими (Г. М. Бреслав).
Недостаток эмоционального общения,
обеспечивающего приток сенсорной информации,
сенсорное голодание, перенесённое ребёнком в
дошкольном детстве, являются основными
причинами задержки развития специфических
структур мозга, и возникновения трудностей в
обучении (Н.В.Звягина, Т. С. Колосова, Л.В.Морозова,
1997).

Воспитательное воздействие человека на
человека предполагает правильное восприятие и
оценку друг друга людьми, вовлечёнными в этот
процесс. С рождения ребёнка его общение с
окружающими людьми направляется особой
потребностью. Она состоит в стремлении человека
к познанию самого себя и окружающих людей с целью
саморазвития. В дальнейшей жизни ребёнка процесс
развития общения движется в следующих основных
направлениях:

— развитие мотивов общения;

— развитие средств общения;

— совершенствование форм общения.

Когда дети включаются в разнообразные игры, то
поводом для общения с окружающими людьми для них
становятся игровые мотивы, которые
представляют собой сочетание потребности в
познании и движении. Общение влияет на
формирование у него самой по себе потребности в
общении с людьми, способствует развитию
потребности в знаниях, создаёт благоприятные
условия для развития контактности, умения ладить
с людьми.

Воспитание детей дошкольного возраста
осуществляется в семье и детских учреждениях.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским
садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне
развитых людей. Общественное воспитание
оказывает огромное влияние на формирование
личности будущих граждан общества. В детских
садах воспитанием детей занимаются
педагоги-специалисты, которые работают по единой
государственной Программе, в специально
созданных условиях. В семье, несмотря на
постоянно возрастающий культурный уровень,
взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные
педагогические знания, не умеют установить
правильные отношения между собой и ребенком, не
проявляют достаточной заботы о гармоничном
развитии его личности. Поэтому “Программа
воспитания в детском саду” предусматривает не
только непосредственную
воспитательно-образовательную работу с детьми,
но и широкую работу с родителями.

Специалисты детских садов систематически и
активно распространяют педагогические знания,
помогают семье правильно воспитывать детей,
пропагандируют лучший опыт семейного
воспитания, развивают преемственные связи между
общественным и семейным воспитанием.
Систематическое разностороннее педагогическое
просвещение родителей предусматривает
ознакомление их как с основами теоретических
знаний, так и с практикой работы с детьми.

Содержание работы с родителями должно
охватывать широкий круг вопросов, освещать все
стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего
формирования личности является забота об
эстетическом развитии детей: литература, музыка,
произведения живописи, народное творчество и т.д.
Формы работы дошкольных учреждений с родителями
разнообразны: живое слово, показ воспитательной
работы, организация выставок, педагогических
библиотечек, привлечение родителей к активному
участию в жизни детского сада и др.

Целесообразно знакомить родителей с
организацией досуга и праздников в условиях
дошкольного учреждения и семьи, привлекать их к
подготовке и проведению совместных мероприятий.

Совместные праздники и развлечения призваны
устанавливать тёплые неформальные отношения
между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и
детьми. Такие встречи помогают создать
эмоциональный комфорт в группе, сблизить
участников педагогического процесса. Родители
могут проявить смекалку и фантазию в различных
конкурсах. Использование досуговых форм
способствует тому, что благодаря установлению
позитивной эмоциональной атмосферы родители
становятся более открытыми для общения. Родители
на праздниках могут читать стихотворения, петь
песни, играть на музыкальных инструментах и
рассказывать интересные истории, а потом вместе
с детьми участвовать в различных конкурсах и
аттракционах.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в рисунке

Ведется эта работа в двух направлениях:
индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это
беседы, консультации, поручения родителям и т. п.
Для коллектива родителей организуются общие
консультации, групповые и общие родительские
собрания, конференции, выставки, лекции, кружки;
оформляются информационные и тематические
стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи,
вечера вопросов и ответов, встречи за круглым
столом и т. д.

Общаясь с родителями индивидуально,
воспитатель получает возможность установить с
ними отношения, основанные на взаимном уважении,
наметить пути действенной помощи семье, дать
родителям конкретные советы.

Совместные сборы детей и родителей в группах, в
которых они занимаются, придает детям заряд для
дальнейшего развития, а родителям -для работы и
воспитания детей. При встрече происходит
колоссальный обмен энергией и информацией. Все
это производит незабываемое впечатление, как на
детей, так и на родителей.

Некоторые аспекты проведения праздников для
педагогов (воспитателей, музыкальных
руководителей и т.д.):

  • Предпочтительно проводить праздник по заранее
    составленному плану, который в любой момент
    можно скорректировать.
  • Дети будут рады увидеть своих родителей не в
    традиционной повседневной роли, а в неожиданных
    ролях праздничного действия.
  • Любой праздник связан с культурной традицией,
    которая должна быть положена в основу плана
    праздника.
  • Лучше заранее подготовить номера с родителями,
    это заметно укрепит коллектив.
  • Дома желательно увлечь ребенка идеей праздника,
    пусть он тоже готовится к нему: выучит
    стихотворение, разучить песню, подготовит
    сценку.
  • Общий стол сплачивает коллектив.
  • Если вы захотите сделать праздник и начнете
    действовать, то скорее всего он у вас получится.
  • Не разделяйте игры на игры для детей и для
    взрослых. Нет ничего забавнее совместных игр и
    эстафет.
  • Ничто не увлекает детей так сильно, как тайна
    или сюрприз.
  • Очень большую роль играет интерьер помещения, в
    котором проходит праздник. Украсьте его в
    соответствии с идеей праздника.
  • Постарайтесь сделать одежду необычной и
    праздничной.
  • Каждый праздник должен иметь какой-то смысл,
    незабываемую форму, обучающий момент.

Таким образом, естественно предположить, что
эмоциональные контакты со взрослым могут
оказывать стимулирующее влияние на становление
вербальной функции благодаря тому, что вызывают
у ребенка желание говорить, как говорит взрослый.

Список литературы

  1. Д.Б. Эльконин “К проблемам периодизации
    психического развития в детском возрасте” –
    Вопросы психологии, 1971, № 4
  2. Р.С. Немов “Психология”, том 2 Москва, 1998.
  3. «Детский сад. Книга для заведующих», под
    ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.
  4. Л.Чистович, Е.Кожевникова “Разум, чувства и
    способности младенца”. “Петербург – 21 век”, 1996

Источник

Роль родителей в развитии эффективной коммуникации дошкольников

Семья, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений и коммуникацию ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. В связи с этим проблема подготовленности родителей к эффективной коммуникации с детьми дошкольного возраста очень важна.

Процесс просвещения родителей в вопросах эффективной коммуникации дошкольников рассматривается как специально организованный адресный процесс, направленный на обучение родителей самопроектированию своей личности в коммуникации с ребенком дошкольного возраста. Этот процесс основывается на следующих принципах:

  • изучение потребностей родителей, которые имеют свои четко выраженные специфические возрастные, социальные, психологические профессиональные и другие особенности;
  • опора на жизненный опыт взрослых и опыт их семейного воспитания;
  • заинтересованность родителей в занятиях, направленных на повышение уровня их педагогической культуры в вопросах коммуникации;
  • незамедлительное применение полученных на занятиях знаний, умений и навыков в практике семейного общения.
Читайте также:  Методики раннего развития ребенка презентация

Решение данной проблемы обусловлено следующими педагогическими концепциями:

  1. Педагогическое просвещение родителей.
  2. Применение на занятиях в родительской школе учебных, социально-ориентированных ситуаций.
  3. Активное использование рефлексивных приемов, способствующих умелому выстраиванию диалога взрослого с ребенком.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Многие родители задаются вопросом, а нужна ли вообще коммуникабельность ребенку? Ведь если у малыша «некоммуникабельный» тип личности, стоит ли разрушать его стереотипы? Возможно, именно так он чувствует себя наиболее комфортно. К тому же не все дети могут быть открытыми к общению одинаково максимально. Это заблуждение. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно. Задача родителей – научить своего ребенка черпать информацию любыми способами, поэтому учить ребенка общению очень важно.

Родители должны строго следить за каждым словом, обращенным к ребенку, ведь ребенок как никто восприимчив ко всему, что слышит. И, порой, неправильная установка с детства, может развить в ребенке отрицательные качества, которые будут препятствовать расти и развиваться ребенку правильно и гармонично. Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

Умение общаться является важным пунктом правильного развития ребенка. Уже родившись, малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Развитие коммуникативных способностей подразумевает понятие «нормативная ситуация», как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Читайте также:  Два года ребенку развитие

Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Родителям не стоит бояться воспитать «нарцисса». Просто малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства даже взрослых страхов.

Родители должны всегда интересоваться мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей необходимо чаще приглашать в гости знакомых детей.

Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо не только научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, ее эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребенок не понимает, восполняют неречевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности. Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение с взрослыми в этот период детства носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, ненасыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет очень важную роль в развитии детей, это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения с взрослыми. Разговаривая с взрослым, ребенок не прикладывает специальных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, когда речь малыша не слишком понятна. Общаясь с взрослыми, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения, правила могут остаться в «пассивном запаснике» и не использоваться ребенком в повседневной жизни, если в них у ребенка нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, необходима жизненная потребность в них. Данная потребность возникает при общении со сверстниками, которые не будут пытаться угадывать желания и настроения своего приятеля. Им надо все четко и ясно сказать: что хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной. Поэтому родителям необходимо проследить, чтобы ребенок не был изолирован от своих сверстников.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что развитие ребенка является результатом совокупного действия многих факторов, среди которых основное значение имеют те виды деятельности, где человек, начиная с раннего детства и на протяжении всей своей жизни, выступает субъектом общения, познания и труда, и главная роль в этом процессе принадлежит родителям.

Источник