Как рисовать пейзаж ребенку 5 лет
Пейзаж гуашью поэтапно для детей от 5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Мастер класс по рисованию пейзажа гуашью от 5 лет
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область
Описание: мастер-класс предназначен для детей от 5 лет и их родителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Назначение: украшение интерьера, подарок , рисунок для выставок и конкурсов.
Цель: создание пейзажа в технике гуашь.
Задачи:
-учить детей рисовать пейзаж в технике гуашь;
-совершенствовать навыки работы в технике гуашь, практические знания о свойствах цвета, умение получать новые цвета путём смешивания других цветов;
-упражнять в работе кистью (всем ворсом, кончиком), умение использовать в работе мазки различной направленности и амплитуды;
-развивать глазомер, внимательность, интерес к работе с цветом;
-воспитывать интерес к жанру живописи пейзаж.
Доброго дня, уважаемые друзья и гости! Изобразительное искусство-это не только источник радости и красоты, но и величайшая сила, которая делает человека лучше, добрее, благороднее, красивее. Оно вдохновляет и учит нас мудрости.
Я люблю этот мир цветной,
Небо звездное, ветры нежные.
Может быть, покажусь смешной,
Воспевая поля безбрежные.
Я гляжу в небеса, когда
Счастьем полнится сердце ясное.
Даже если согнет беда,
Поднимусь, чтоб найти прекрасное.
Я хочу, чтобы лучше был
День сегодняшний, миг таинственный.
Каждый чтоб для себя открыл,
Радость светлую, путь единственный.
С высоты чтоб струился дождь.
Самый радужный, самый ласковый.
До чего ж этот мир хорош.
Он расписан земными красками!
(Светлана Краснова)
Сегодня мы с вами совершим прогулку по удивительной стране изобразительного искусства, это очень большой мир включающий в себя много тайн и загадок-нами ещё пока не изведанных, но да ведь и мы пока не волшебники, а ещё только учимся! Я приглашаю вас в волшебную страну, туда где лето никогда не кончается, где есть луга с никогда невянущими цветами, осеннее золото деревьев не станет тусклым, а снег никогда не потемнеет и не растает!
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина. или поле и шалаш
Обязательно картина называется … (Пейзаж)
Именно пейзаж и будет нашей главной темой сегодня, мы попробуем разобраться, что это такое и с «чем его едят»!
Слово «пейзаж» в переводе с французского означает — страна, местность, в живописи-это тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город). Но на самом деле значение и понятие пейзажа как части изобразительного искусства куда более глубокое и поэтичное.В энциклопедии Даля говорится, что пейзаж-это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. И я думаю, что это определение отражает самую суть пейзажа, ведь именно природа и отношение к ней человека является вдохновением для художников-пейзажистов.
С незапамятных времён природа играла очень важную роль в жизни человека! Следы первых пейзажей можно обнаружить уже в наскальной живописи. Рядом с фигурками животных и человека древние художники изображали на стенах своих пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы, создавая самые простые и первые пейзажи.
Наши предки славяне-что значит славящие свой Род, свою Родину, свою Природу жили в ладу с природой, они верили, что природа одухотворена, что всё в ней живое и имеет свою душу. Они одарили нас самыми прекрасными и самыми глубокими представлениями о Земле как о живом, сознательном, одушевленном Целом-Матушка Природа, Мать-Сыра-Земля-так ласково называли они её. Особое отношение к природе отразилось в творчестве народных мастеров-украшение бытовых предметов росписью, в народной вышивке, резных наличниках.
И сейчас спустя столетия, каждая встреча с природой впечатляет нас множеством различных ощущений- пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. Поэтому человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы, так в живописи появился жанр пейзажа.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Существует несколько наиболее известных видов:
Природный- это пейзаж с изображением лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Так например если художник изображает лето-(летний пейзаж), осень (осенний), зима (зимний), весна (весенний).
Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемой местности (ландшафтам) – горный, лесной, озёрный и многие другие.
Особое место в пейзажной живописи занимает морской пейзаж, называемый «марина» и пишут его художники маринисты. В переводе с итальянского языка марина-это морской вид или картина (а также рисунок, либо гравюра), изображающая море. И всегда главной темой маринистов является морской вид, сцены морских сражений, или иные события происходящие на море (шторм, безбрежное спокойствие морской глади, необыкновенные краски заката сплетающиеся с пенными волнами).
Я так люблю чарующий закат…
Особенно когда закат на море…
Как вдалеке пылающий фрегат…
Горит он парусами на приколе..
Часто художники пейзажисты изображают в своих картинах благоустроенную человеком природу, аккуратные дорожки, скамьи и парковые фонари-это парковые пейзажи.
А вот если на картине изображены виды городских улиц и кварталов населенных жителями и транспортом, то называться такой пейзаж будет…(городским).
Но пожалуй более всего мне милы пейзажи на которых художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю. Это картины сёл и деревень (сельский, деревенский пейзаж).
На закате солнце прекрасно!
А природа вокруг — заглядение,
От обыденной жизни в высотках
Есть в деревне душе утешение.
На закате подводишь итоги,
На рассвете дела начинаешь.
Как прекрасно, спокойно в деревне
Телом всем и душой отдыхаешь.
И прекрасные чувства в сознании
Вновь вулканом страстей оживают.
Ведь такой красоты как в деревне,
В городах увы не бывает!
(Алексей Касатин)
Как говорил знаменитый русский живописец Коровин: «В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».
Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить: утренние рассветы и прохлада ночи, жар полуденного солнца или яркие краски заката, глядя на которые возникает непреодолимое желание взяться за краски и кисть. Так появились лирические пейзажи-пейзажи настроения, где каждый художник показывает зрителю своё видение мира.
А помогают в этом художнику краски, и основное выразительное средство живописи-цвет.Так один и тот же пейзаж можно изобразить в разной цветовой палитре, с помощью цвета показать определённое время суток или года, свои чувства и настроение.
Сегодня мы посмотрим на один и тот же пейзаж, но по разному, добро пожаловать в нашу творческую мастерскую!
Материалы и инструменты:
-лист бумаги формата А3
-карандаш простой, ластик
-гуашь
-кисти
-банка для воды
-тряпочка для рук и кистей
-палитра
-зубная щётка
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с предварительного наброска простым карандашом. Горизонтальной линией делим лист бумаги пополам, затем в верхней части рисуем линии гор.
Затем круглый диск солнца и домики на берегу озера (нижняя часть рисунка). А теперь один и тот же пейзаж разукрасим разными красками…
Тихо меркнет вечерний закат.
Что красивей его может быть?
В восхищении шепчу я: «Виват!..»
Ради этого следует жить…
Есть ли что-нибудь лучше на свете?
Может быть что-то лучше и есть.
Только я не замру перед этим –
Посмотреть на закат — это честь…
Сначала мы нарисуем вечерний пейзаж и пожалуй самое волшебное время суток-закат. Начнём работать в тёплой цветовой гамме: жёлтый, оранжевый и красный-наносим фон от диска солнца к верхнему краю рисунка. Заключительным цветом в рисование неба будит синий и мазки белого для создания облаков (метод примакивания кисти).
Далее горы-работаем зелёным цветом с добавлением жёлтого на вершины.
Отражение земли рисуем в таком же порядке как и небо, добавляя в рисунок холмы, заканчиваем голубым цветом.
Далее работа чёрным цветом-силуэты деревеньки на берегу озера.
Также чёрным рисуем лес возле деревни и вдалеке. Белыми горизонтальными мазками изображаем отражение солнца на водной глади и само солнышко.
Для удобства изображение отражения в воде рисунок можно перевернуть. Со стороны солнышка отражение леса в воде слегка размываем водичкой.
На переднем плане рисуем силуэты трав и дерева.
Работа над вечерним пейзажем завершена.
Какая ночь, кто даже спал, проснулись
Луна светила, отраженьем жгла.
И облака вдоль края потянулись,
Мерцанье звёзд вдруг поглотила мгла.
Лишь отблески на мелководной глади,
Дорожкой узкою бегут навстречу мне.
Беру мольберт и ночи этой ради,
Пишу пейзаж в волшебной тишине.
(Олег Смирнов)
Краски заката исчезли уступив свой черёд звёздному небу-начинаем работу над фоном с тёмно-голубого цвета (разукрашиваем небо и озёрную гладь).
Затем верхнюю и нижнею часть рисунка затемняем синим цветом. И с помощью зубной щётки делаем набрызг белым цветом-звёзды (щётку нужно намочить в воде, сбрызнуть её излишки, затем набрать на щётку немного белой краски и с помощью пальчика сделать набрызг).
Холмы рисуем с помощью зелёного (травяной) цвета, вершины делаем более светлыми с помощью добавления белого. Для диска луны тоже используем белую гуашь.
Далее работа чёрным цветом-берег озера и дома, и белые блики на воде от луны.
Чёрным рисуем лес из ёлочек.
Также чёрным рисуем отражение в воде и травы с деревом на переднем плане рисунка.
Ночной пейзаж завершен.
…Нежно-розовое утро
Просыпается с восторгом…
Солнце льёт клубничной сластью
Бархатистые лучи…
А румяные цветочки
Провожают взглядом долгим
Упоительное нечто –
Сон, оставшийся в ночи…
(Елена Буторина-Палагута)
Для рисования утреннего пейзажа нам понадобится палитра, создаём розовый цвет.
Сначала наносим его на область неба, в верхней части вводим в него немного мазков белого цвета.
Затем более светлым розовым окрашиваем противоположную гору от солнышка,та словно она скрыта туманом.Для солнышка смешиваем на палитре жёлтый и белый цвета. Нижнею часть рисунка (озеро) окрашиваем в цвет неба, в саму нижнею часть добавляем мазки жёлтого и белого цветов.
Для следующих двух холмов создаём на палитре более насыщенный чем для неба розовый цвет.
Берег озера (дома, линию земли и лес) окрашиваем в рубиновый цвет. Для отражения солнышка используем жёлтый.
Затем рисуем отражение в воде, так же как и в предыдущих работах.
Завершающий этап утреннего пейзажа-это чёрные силуэты переднего плана работы (травы, дерево и птица).
Работы моих деток.
Благодарю за внимание! Творческого всем вдохновения и прекрасного настроения!
Рекомендуем посмотреть:
Горный пейзаж в технике гризайль поэтапно с фото
Иней. Рисование зимнего пейзажа в нетрадиционной технике поэтапно с фото для детей
Рисование пейзажа с детьми дошкольного возраста пошагово с фото
Рисование пастелью «Вечерний пейзаж» поэтапно с фото
Источник
Рисование — один из самых интересных и любимых видов изобразительной деятельности для детей-дошкольников.
Содержанием их творчества могут быть любые объекты и явления окружающей действительности, в том числе и природа, с которой ребёнок постоянно соприкасается.
Разнообразный природный мир пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, бабочки, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Свои впечатления дети стремятся передать в рисунках.
Но поскольку опыт у них невелик, то в детских работах часто встречаются одни и те же ошибки. Рассмотрим некоторые из них.
Ребёнок воспринимает лист бумаги как горизонтальную плоскость и размещает предметы «как на столе». Пространство неба и земли дети чаще всего изображают в виде узких полосок внизу и вверху листа. На линии, изображающей землю, ставят предметы в ряд.
В изображении объектов природы часто можно наблюдать явление гиперболизации качеств предмета, искажение при передаче их относительной величины (например, цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.д.).
Дети допускают ошибки и при изображении деревьев: рисуют толстые стволы, «обрубая» макушку, или же рисуют деревья треугольной формы.
Учитывая все сложности выполнения ребёнком пейзажного рисунка, понимая их причины, можно помочь детям преодолеть многие трудности. И первое, что необходимо — усвоить ребёнку понятие о линии, разъединяющей плоскости неба и земли.
Представления о протяжённости пространства, линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить, главным образом, путём наблюдений в природе.
Закрепить представления можно с помощью рассматривания произведений пейзажной живописи. Наблюдения за окружающей действительностью часто бывают кратковременными.
Поэтому использование произведений живописи позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить наиболее характерное для последующего изображения.
Рассматривая картину, ребёнок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, удалённые предметы располагаются на листе бумаги выше, близкие — ниже.
Подобное рассматривание и анализ целесообразнее проводить до занятия или в начале. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию.
Формированию представлений о линии горизонта, закреплению представлений о характерных признаках определённого сезона способствует дидактическая игра «Собери пейзаж».
Вначале предлагается лист, разделённый линией на две части (небо и земля). Дети усваивают, что с этой линии следует начинать рисование пейзажа. Далее на готовом фоне раскладывают изображения деревьев, цветов, травы, солнца, озера и т.д. в соответствии с определённым временем года.
Передача пространства в рисунке — наиболее трудная задача для детей дошкольного возраста, и даже если они поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать это на плоскости листа.
Для формирования представлений о линейной и воздушной перспективе предлагаю использовать дидактическое пособие: картину с изображением трёх планов пейзажа (ближнего, среднего, дальнего) со съёмными пластинами.
С детьми поочерёдно рассматривается каждый план картины. Выясняется, что дальний план находится ближе к линии горизонта. Деревья там кажутся маленькими и даже могут слиться в одну полоску. Чем ближе расположен предмет, тем он больше — на ближнем плане предметы нужно изображать крупно и более чётко.
Картина рассматривается при отсутствии одного из планов, в результате чего можно прийти к выводу, что пейзаж только тогда кажется завершённым, когда изображены и ближний, и средний, и дальний планы.
Также можно предложить детям дидактическую игру «Перспектива». На плоскости выкладываются силуэты домов, деревьев, облаков разной величины с учётом того, на каком плане должен находиться данный элемент картины.
При обучении детей рисованию пейзажей необходимо развивать у них умение передавать в рисунке внешние признаки разных пород деревьев. С этой целью можно рассмотреть строение, особенности лиственных и хвойных деревьев, загадать загадки, провести игру «Назови дерево».
Не менее важно и формирование у детей представлений о холодной и тёплой цветовой гамме, умения цветом передавать время года. При рассматривании репродукций картин следует делать акцент на том, какие краски использует художник в зависимости от того, какую пору года он изображает.
Зимой холодно, поэтому зиму рисуют холодными тонами. При изображении лета и золотой осени используют тёплые краски. Тёплая цветовая гамма — это солнечный свет, радость.
Далее детей следует обучать смешиванию красок для получения новых цветов и оттенков. Так, гуашевые краски смешиваются с белилами, чтобы добиться более светлых тонов.
Для закрепления представлений о цветовой гамме предлагаю дидактическую игру «Времена года». К картине с изображением той или иной поры года детям нужно подобрать соответствующие цветные карточки.
Таким образом, проведение целенаправленной работы с использованием наблюдений в природе, бесед, дидактических игр, рассматриванием произведений пейзажной живописи обогащает рисунки детей новыми темами и образами, помогает освоить правила применения таких средств выразительности, как цвет, пропорция, перспектива.
Мы — художники
Занятие по образовательной области «Искусство» (рисование) для детей старшей группы (5—6 лет)
Программные задачи: формировать у детей представления о жанре живописи (пейзаж), об элементах перспективы, умение применять правила построения композиции пейзажа; развивать художественное восприятие, умение создавать сюжетные рисунки; воспитывать эстетические чувства.
Материал и оборудование: репродукции картин разных жанров, картина «Опушка леса» со съёмными изображениями трёх планов пейзажа (ближний, средний, дальний), 3 муляжа бабочки разной величины, силуэты домов, деревьев, облаков разной величины, магнитная доска, указка, ширма, стенд, по количеству детей: гуашь, кисти, листы бумаги формата А4 с фоном и нанесённой линией горизонта, аудиозапись звуков леса.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. (Обращает внимание детей на стенд, где размещены репродукции картин разных жанров.)
Найдите картины, где изображена природа. (Дети показывают.) Назовите, что вы видите на этих картинах. (Ответы детей.) Как называется этот жанр живописи? (Пейзаж.) Верно.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или лес и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш —
Обязательно картина
Называется… (пейзаж).
А. Кушнер
Воспитатель демонстрирует картину «Опушка леса» со съёмными изображениями трёх планов пейзажа.
В. У меня есть ещё одна удивительная картина. Что на ней изображено? (Опушка леса.) Посмотрите (обращает внимание на ближний план картины), вокруг яркие цветы, высокие деревья, на которых хорошо видны листья — это ближний план картины.
Вот прилетела бабочка. Она выбрала самый красивый цветок и села на него. (Размещает на ближнем плане картины муляж бабочки большой величины.)
Вдруг подул ветерок, бабочка вспорхнула и полетела. Чем дальше она от нас, тем кажется меньше. (Меняет муляж бабочки на бабочку меньшей величины и размещает её на среднем плане картины.) И деревья вокруг ниже, и листья на деревьях зелёным облаком кажутся, и цветы с травой сливаются — это средний план картины.
Не сидится бабочке на месте. Полетела она дальше и вдалеке превратилась в крохотную точку. (Меняет муляж бабочки на самую маленькую и размещает её на дальнем плане картины.)
И деревья рядом стали очень маленькими и нечёткими, слились в зелёную полосу. Эта часть картины называется дальний план.
Воспитатель закрывает картину ширмой и убирает изображение ближнего и среднего плана, оставляя изображение дальнего, отодвигает ширму.
В. С этой удивительной картиной могут происходить чудеса. Что сейчас вы видите на ней? (Лес далеко.) Как называется эта часть картины? (Дальний план.)
Педагог добавляет изображение среднего плана.
В. Что изменилось в картине? (Появились небольшие деревья.) Как называется такая часть картины? (Средний план.) Нравится вам такая картина? (На ней чего-то не хватает.) А что нужно добавить, чтобы картина была закончена? (Ближний план.) Молодцы! (Добавляет изображение ближнего плана.)
Пейзаж только тогда кажется законченным, когда изображены и ближний, и средний, и дальний планы.
Давайте представим, что мы оказались на опушке леса, которая изображена на этой картине.
Звучит аудиозапись звуков леса.
Физкультминутка «Добрый лес»
Добрый лес, старый лес,
Полон сказочных чудес!
(Широко развести руки в стороны, повернуться вправо-влево.)
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
(Приседать.)
Паучок на паутинке
(Пальцами правой руки от плеча левой руки выполнить перебирающие движения вниз.)
И кузнечик на травинке!
(Пальцами левой руки от плеча правой руки выполнить перебирающие движения вниз.)
По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
(Выполнить подскоки.)
Подружились, лес, с тобой,
(Хлопать в ладоши.)
А теперь пора домой.
(Шагать на месте.)
В. Я предлагаю вам побыть художниками и нарисовать пейзаж. Перед вами — лист бумаги, разделённый на части. Как называется линия, которая разделяет небо и землю? (Линия горизонта.) Каждый план картины нужно заполнить рисунком.
Воспитатель дошкольного образования выкладывает на магнитной доске силуэты домов, деревьев, облаков разной величины.
В. Что будем рисовать на ближнем плане? (Ответы детей.) Как нужно изображать все предметы? (Крупно, чётко.)
Воспитатель дошкольного образования размещает на листе бумаги, прикреплённом к магнитной доске, названные детьми силуэты, воспитанники рисуют их.
В. Что изобразим на среднем плане? (Дети отвечают, воспитатель выкладывает на лист бумаги соответствующие силуэты, воспитанники заполняют изображением средний план рисунка.)
Что нарисуем далеко-далеко на линии горизонта — дальнем плане? (Дети отвечают и выполняют задание.)
Все справились с заданием, молодцы! Какой жанр живописи вы видите в своих работах? (Пейзаж.) Правильно, мы с вами рисовали пейзаж.
- Почему на ваших рисунках одни деревья большие, а другие совсем маленькие?
- Почему одни объекты расположены внизу листа, другие — на линии горизонта? (Ответы детей.)
У вас получились прекрасные картины! Давайте создадим собственную галерею и пригласим посетить её ребят из других групп.
Н. Свирбут
Журнал «Пралеска» № 9, 2018 г.
Источник