Как ребенку справиться с эмоциями в 4 года
Ася Ракшина
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4–5 лет
Учим детей управлять своими эмоциями. Кризис 4-5 лет.
В 4–5 лет дети уже не такие маленькие, но еще и не взрослые. Они многое хотят, но пока не владеют собой настолько, чтобы воплощать желаемое. Они еще не так хорошо управляют своим телом, поступками, поведением, эмоциями, как хотелось бы взрослым. Часто возникают ситуации, когда ребенок знает, как надо себя вести, но сиюминутные порывы уводят его в противоположную сторону. Он потом может раскаиваться и уверять, что так больше не будет (и в этот момент он в этом убежден, но проходит полчаса (значительный отрезок времени для ребенка, и оказывается, что урок до конца не усвоен.
В возрасте 4–5 лет дети учатся понимать как собственные эмоции, так и чувства других людей. По внешнему виду детей, как правило, видно, когда у них плохое настроение, а когда они, наоборот, чувствуют радость, удивление, восторг. Дети выражают эмоции и чувства ярко и непосредственно, хотя сами еще недостаточно хорошо распознают их у других по выражению лиц, движениям. Понятнее всего для детей такие эмоции, как радость, грусть, страх, злость, удивление (так называемые основные эмоции). Когда детей учат различать эмоции людей с помощью картинок или фотографий, они часто путают выражение страха и удивления. Ребенок может не разобраться в нюансах мимики, но, как правило, в жизни дети хорошо «считывают» энергетику яркой эмоции, ее положительную или отрицательную окраску.
В этом возрасте дети уже могут рассказать о своем самочувствии, эмоциональном и физическом. Это помощь воспитателям и родителям в понимании детей, их состояния. Дети могут не только ответить на вопрос взрослого «Как ты себя чувствуешь?», но и сами, когда это надо, обратить их внимание на свое состояние и дать ему название. Дети средней группы должны двигаться вволю. Если такой возможности по какой-то причине нет, накапливается напряжение – и физическое, и психоэмоциональное из-за испытываемого дискомфорта. В таком состоянии дети становятся капризными, эмоционально неуравновешенными, непослушными, словно у них перестают срабатывать «тормоза».
Представьте ребенка, у которого потребность в движениях выше, чем у других в группы. Такого, который своей подвижностью постоянно отвлекает других детей, которого «много». Чем больше его сдерживать, тем больше он будет возбуждаться, а значит, хуже управлять собой и меньше реагировать на обращения педагога.
Достаточная физическая активность может и должна быть специально продумана. Это верный способ профилактики и устранения психоэмоционального утомления. В арсенале игровых средств обязательно должны присутствовать игры – как подвижные, так и спокойные, с помощью которых можно переключить внимание расшалившихся дошкольников, успокоить.
В разных ситуациях ребенок сталкивается со всяческими соблазнами. Увлекательные занятия совершенно естественно вызывают у него интерес и любопытство, а если они ограничиваются правилами, сила эмоций может даже вырасти. Это побуждение бывает настолько ярким, что затмевает представления о нормах поведения и последствиях поступков. Прямо сейчас ребенку хочется делать что-то очень неуместное, запретное, мешающее другим, и это желание настолько завладевает им, что правила поведения становятся неважными. Ребенок может не забывать о них, он просто в данный момент не придает им значения.
Внешние яркие стимулы искренне обезоруживают ребенка, которому пока не по силам бороться с побуждениями. Иначе говоря, разум еще недостаточно контролирует эмоции. Это делает ребенка зависимым, слабым, ранимым, возбудимым. Ребенок пытается отстаивать свою потребность признания, порой это принимает форму капризов, упрямства, истерик. Проявление характера в этом возрасте является показателем кризиса, то есть указывает на то, что процесс взросления ребенка запущен. И так будет продолжаться до тех пор, пока он не станет старше, пока не созреют необходимые психические функции и не сформируются устойчивые связи между ними.
Одна из важных составляющих взросления – это определение собственных границ и правил. Что мне позволено, а что нет? Кто устанавливает правила? Могу ли я их нарушить, смягчить?
Понимание того, что и как надо делать, формируется у детей быстро. Достаточно 2–4 раза сказать, показать и попробовать. Но устойчиво выполнять правило ребенок будет только после многократных повторений. Особенно это касается правил, которые обозначаются словесно, то есть не подкрепляются невыгодными для ребенка последствиями. Так же трудно формируются различные правила, предполагающие ограничения, прекращение 7 действий. Например, «остановись», «не бегай», «успокойся», «заканчивай», «это нельзя» и т. д.
Будет ли ребенок реагировать на воспитателя, зависит от сложившихся правил отношений. Чем последовательнее педагоги будут придерживаться значимых норм, тем легче ребенку будет ими пользоваться и соблюдать.
Чтобы научить детей 4–5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить что можно, что нельзя и что нужно делать. Необходимы упражнения.
В среднем возрасте закладываются способы отношений ребенка с социумом, которые постепенно становятся привычными. Пословица «Посеешь привычку – пожнешь характер» уже действует в полной мере. Время от времени эмоциональные реакции пятилетних напоминают поведение детей младшего возраста. Важно помнить, что это временное явление, а проявление взрослым терпимости позволяет гасить приступы агрессии и бурные негативные эмоции.
Но это не означает, что надо делать все, лишь бы сохранить мир в группе. Любое происшествие – это материал для детского опыта. Ребенок должен понять, что определенные действия приносят вред другим, что он не единственный, у кого есть какие-то потребности, что агрессия в адрес окружающих – не лучший способ получать желаемое. Если ребенок на собственном опыте поймет, как это грустно и обидно, когда дети не берут его в игру из-за жадности или драчливости, то у него будет повод задуматься о последствиях своего поведения. Пусть находит способы мириться, делиться, приносить извинения.
Особенностью эмоционального развития детей в этом возрасте является частота возникновения у них детских страхов.
На пятом году жизни окружающий мир все шире распахивается перед ребенком. При этом недостаток опыта делает ребенка беззащитным перед ним. Недосказанные фразы, эмоции взрослых, склонность к фантазированию заставляют ребенка додумывать то, чего он не знает. Вымысел порождает самые разные страхи, которых к концу пятого года жизни появляется достаточно много.
Есть страхи условно нормальные для данного возраста. Например, боязнь сказочных персонажей, темноты, животных, страх, что он умрет или что умрет мама, папа, бабушка. Страх смерти, как правило, возникает как ответ на размышления детей о неизвестном и недоступном.
Но есть и страхи невротического характера, которые встречаются у чрезмерно опекаемых детей или в семьях с холодным стилем отношений. Излишняя забота или сдержанность родителей мешают малышу проходить эмоциональную закалку, формировать готовность к самым разным чувствам и эмоциям. Ребенок может жаловаться на что-то конкретное (в темноте прячутся чудовища, снятся страшные сны) или в целом проявлять сильную нервозность, уязвимость, угнетение.
Например, у определенной категории детей сильные страхи возникают после новогодних каникул. Новый год – праздник, насыщенный эмоциями и волшебством. И случается, что у таких детей психика не может сопротивляться эмоциональным перегрузкам, преобразуя напряжение в фантазии, вызывающие страхи и общую тревогу.
Недостаточное развитие эмоциональных и волевых процессов у детей данного возраста может приводить к тому, что их поведение в детском саду и дома сильно различаются.
Бывает, что в детском саду ребенок ведет себя бесшабашно, а дома его поведение изумляет порядком и послушанием. И наоборот: в садике ребенок ничем не выделяется из группы, а дома держит в напряжении всю семью.
Такая ситуация – повод задуматься об эмоциональном самочувствии ребенка, стилях воспитания в семье и детском саду. Причина может быть в различных требованиях к ребенку. В одном месте можно все, в другом необходимо выполнять правила. Или в семье ребенок один и все вертится вокруг него, а в садике таких, как он, еще двадцать человек. Ребенок теряется, замыкается или, наоборот, всячески старается привлечь к себе внимание.
Существуют специальные методы избавления от психоэмоционального напряжения, гнетущих переживаний. Чаще всего для дошкольников переделываются, адаптируются «взрослые» методы и приемы, предполагающие рефлексию, самоконтроль, выполнение команд. Детям 4–5 лет это пока не подходит. Но они уже умеют жить по правилам, следовательно, можно придумать способы, которые позволят детям в социально приемлемой форме проявлять творческую активность и обойтись без обычного контроля.
Эффективным способом коррекции поведения детей является арт-терапия. Например, метод, основанный на воссоздании атмосферы периода раннего рисования (период мараний и каракулей). Это период, когда маленькие дети еще не умели рисовать и изображать что-то конкретное, а только пробовали чиркать, штриховать, мазать. Специально подобранные спонтанные игры и действия с красками, бумагой, водой и песком помогают детям выплеснуть скопившееся напряжение, тревогу, страхи и т. д. Ребенок становится менее тревожным и уязвимым, а отсутствие требований к результатам действий позволяет ему получать удовольствие от своей активности.
Практическое задание: Дайте детям лист формата А3, гуашь, толстую кисть, восковые мелки и предложите выполнить следующие задания.
Задание 1. Нарисуй каляку-маляку (мазками, штриховкой, каракулями).
Задание 2. Давай представим, что ты не умеешь рисовать, просто почиркай. Желательно, чтобы ребенок выполнял эти действия ритмично, размашисто, точечками или длинными, широкими, пересекающимися, заполняющими все пространство листа линиями.
Задание 3. Придумай свой цвет, можешь смешивать любые краски (и темные тоже – коричневую, черную, синюю).
Задание 4. Давай рисовать пальчиками, ладошками. При выполнении этого задания не надо бояться грязи. Она должна быть, это естественно и весело.
Задание 5. Можешь замазать весь этот лист – любым способом, любым цветом, как хочешь!
Используйте в дальнейшем этот лист как фон для другого рисунка или аппликации.
Понаблюдайте за поведением детей до и после выполнения заданий.
Какие изменения в их поведении вы заметили?
А еще можно предложить:
-мять и рвать газетную бумагу;
-кидаться друг в друга мелкими бумажками;
— бомбить бумажными «снежками» крепость из крупного конструктора;
— смешивать песок и воду; строить и рушить песочные замки;
Творите вместе с детьми, поддерживайте и не одергивайте. Дайте детям возможность побыть самими собой, пошалить, поэкспериментировать в творчестве. Такие развлечения не должны быть частыми, это должно быть отдельное законченное событие, чтобы у детей не нарушались привычные стереотипы о правилах жизни в группе.
Планируем образовательную нагрузку
Все, что происходит с ребенком дома, в детском саду, где-то еще – все несет с собой информацию, впечатления, переживания, действия. Дети растут, а значит, растут и их возможности. Что нужно ребенку на данном этапе жизни? Как и чему его нужно учить? В какой форме, как часто?
Эти вопросы больше волнуют родителей. У воспитателя есть руководство к действию – образовательная программа. Но и родители, и педагоги должны хорошо представлять возможности ребенка данного возраста, так как иллюзии по поводу «взрослости» ребенка приводят к педагогическим ошибкам.
Так, родители записывают ребенка во всевозможные кружки и почти каждый день водят на дополнительные занятия после детского сада. Детям кружки очень нравятся. Они только начинаются в их жизни, там ново, интересно, не так, как в детском садике и дома. Однако день ребенка протекает весьма насыщенно, а сам он испытывает физические и эмоциональные перегрузки.
Родителям может казаться, что в детском саду ребенок только играет, гуляет, ест и спит. Но это не совсем так. За день ребенок получает много новой информации, тренирует умения, осваивает правила социальных отношений, общается, учится правильно произносить звуки речи и т. д. Несмотря на то, что образовательная нагрузка ребенка в детском саду рассчитывается в соответствии с санитарными нормами и возрастом детей, она для него ощутима. К вечеру ребенок в любом случае не такой, как утром, он утомлен, хотя внешне это может быть не очень заметно. Если вместо отдыха дома ребенку предлагается дополнительная нагрузка в виде эмоциональных впечатлений, организованной 12 деятельности, выполнения социальных правил, то это может привести к переутомлению и как следствие – к нарушениям в развитии ребенка.
В организации образовательной деятельности педагоги руководствуются следующими нормами СанПиН.
-Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 5-го года жизни – не более 20 минут.
-Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.
-В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
-Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
-Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.
-Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т. п.
-Выполнение домашних заданий дошкольниками не предусмотрено.
Ключевым в определении форм нагрузки являются такие характеристики, как «организованная деятельность» и «выполнение правил», так как они предполагают целенаправленность действий, контроль, сдерживание порывов, а значит, напряжение и нервно-психические затраты. Чрезмерность бьет по нервной системе. На фоне пресыщения могут появиться капризы, упрямство, демонстративное поведение, либо, наоборот, плаксивость, апатичность, тревожность.
Организованные формы деятельности у детей среднего дошкольного возраста не должны доминировать над спонтанными играми.
Для маленького ребенка важнее не количество знаний, а качество эмоций, которые сопровождают их получение. Речь идет о естественном интуитивном впитывании атмосферы отношений, творчества, игры, ритмов, движений.
Познание предполагает оценку, соотнесение с эталоном, критерии достижения качества. Творчество, напротив, не подразумевает оценивания и опирается на спонтанную активность. Ритмические формы деятельности (танцы, пение, чтение стихов) придают жизни тонус и обогащают красотой. Человеческие отношения закладывают уверенность в себе через приобщение к обществу других людей. В играх дети учатся радоваться, ссориться, побеждать и проигрывать.
Благодаря подобным формам активности ребенок приобретает новый опыт, который и лежит в основе его развития.
Большим потенциалом для детского развития обладают и события из повседневной жизни детей. Эффективным средством развития ребенка является его участие в детских утренниках. Возьмем, например, танец, которые дети готовят к празднику. Чтоб его выучить и исполнить, ребенку надо вслушаться в мелодию, уловить ритм, запомнить каждое движение и их последовательность, скоординировать действия рук, ног, тела, соотнести ритм мелодии и ритм движений, определить место каждого из движений относительно музыкального материала. Также нужно помнить о своей позиции в зале и относительно других детей, соблюдать правила поведения и общения, сдерживать возможные эмоциональные порывы, получать удовольствие от занятия, реагировать на замечания педагога и т. д. Вообще занятия ритмикой, хореографией, а также пением, рисованием – это прекрасный путь для гармоничного психического развития ребенка 4–5 лет.
Признак нервно-психической перегруженности ребенка. Как правило, в будние дни дошкольников водят в кружки после детского сада. Ребенка заранее утомляет дорога до кружка и обратно, необходимость отходить от привычного ритма.
Бережное отношение к детям, забота – это не только здоровое питание, режим дня, гигиена, новые игрушки, но и необходимость сдерживать педагогические амбиции. Следовать в воспитании рекламе, моде, общественному мнению – значит думать не о конкретном ребенке, а лишь о неких обобщенных тенденциях.
Источник
Понимать себя и других, учиться с удовольствием, дружить и строить доверительные отношения — это лишь неполный список того, для чего нужен высокий эмоциональный интеллект. Заняться его развитием лучше уже в детстве, когда психика и мозг пластичны, а обучаемость на высоте. Вместе с психологом и специалистом по развитию эмоционального интеллекта Мариной Катеевой мы разобрались, как родители могут помочь в этом ребёнку.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Научитесь понимать собственные эмоции
В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя. Первый шаг — завести привычку прислушиваться к себе, к своим чувствам и определять их. Что там, внутри, происходит? Как это можно назвать?
Очень важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня, быть своего рода наблюдателем, подмечая и осознавая причины тех или иных эмоциональных реакций.
Следующий шаг — давать чувствам названия. Хорошо, если в вашем словаре много слов, обозначающих эмоциональные состояния, но если вы не можете найти подходящее слово — подберите метафору или придумайте своё название, как в стихотворении Виктора Лунина «У папы настроение зазавтракомчитальное, у мамы настроение напапуобижальное…».
К счастью, сегодня совсем не обязательно пользоваться старомодным «Дорогой дневник», чтобы отслеживать свои состояния. Самый простой способ — поставить в телефоне напоминания на каждые два часа и по напоминанию уделять буквально пять минут осознанию эмоций. Что происходит? Что я чувствую? Чем вызвано моё состояние? Есть множество приложений, которые сами будут присылать уведомления, задавать наводящие вопросы и помогать рефлексировать.
- Zenify — сборник упражнений, которые помогут развить осознанность. Настраиваете расписание, как часто приложению нужно напоминать о себе, и выполняете простые, но очень полезные задания. Например, послушать короткий музыкальный отрывок и проанализировать, какие чувства он вызывает.
- Jour — электронный ежедневник с запасом наводящих вопросов. Можно просто регулярно вести его, настроить уведомления, выполнять разработанные психологами задания по самоанализу и рефлексии.
- Stoic — умный дневник. Он не просто напоминает, что настало время написать пару строк о собственном самочувствии, но и предлагает несколько тем. Со временем программа учится, анализирует настроение и привычки пользователя, на основе чего выдаёт статистику и предлагает персонализированные вопросы.
Ловушка классического дневника — люди пишут в него только в определённом настроении. В итоге могут получиться очень монотонные записи, как будто мы всегда в одном состоянии. Когда человек в гневе сжимает кулаки или стискивает зубы, вряд ли он задумается о том, что чувствует, и побежит записывать это в дневник. А вот зазвонил телефон — и сразу напомнил: что же это такое с вами происходит?
2. Говорите о своих чувствах (это совсем не страшно)
Итак, вы умеете определять свои эмоции, у вас богатый «эмоциональный» словарь. Но как их выразить? А если эмоция не очень (или очень) неприятная? Стоит ли? Стоит, потому что эмоция всё равно проявится в ваших действиях, словах, реакциях и любая попытка скрыть её даст ребёнку лишний повод сомневаться в своей способности понимать и чувствовать другого, а также доверять своим чувствам. И не стоит имитировать чувства и эмоции, которых нет. Лукавство будет разоблачено.
Типичная ситуация: ребёнок приходит из школы, а родители расспрашивают, как дела, потому что надо спросить. А действительно ли им это интересно? А хочет ли об этом говорить ребёнок? Когда мы упускаем из виду эмоциональную составляющую, получается не очень приятная ситуация. Дети сразу чувствуют двойное дно: вроде и спрашивает, но как-то безлично, как будто и дела-то никакого нет до этих школьных дел. В таком случае ребёнок бросит «Всё норм» и уйдёт к себе в комнату.
Гораздо лучше говорить искренне:
- «Вот ты пришёл из школы такой румяный, взъерошенный, мне очень любопытно, что у тебя произошло за день».
- «Вижу, ты серьёзно чем-то озадачен. Меня тревожит твоё состояние. Не хочешь рассказать, что случилось?»
- «Слушай, ты такой вдохновлённый сегодня! Не могу удержаться от вопроса: что же такого было в школе?»
Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом. «Вань, я вижу, ты хочешь со мной поделиться, но у меня сейчас такое состояние (я возбуждён, подавлен, озадачен и так далее), что вряд ли я могу быть хорошим собеседником. Давай поговорим через пару часиков». Сказать ребёнку о себе, о своих чувствах — это очень важно, через это он учится быть внимательным к эмоциональному состоянию другого, а ещё говорить о чувствах.
3. Минимизируйте оценочные суждения
Поводов для беспокойства и у взрослых, и у детей сегодня предостаточно, но главный стрессовый фактор — это, пожалуй, внешняя оценка, с которой можно столкнуться где угодно. И речь не только о негативе. Даже кажущиеся положительными «Молодец» или «Какой ты у меня умничка» только усугубляют ситуацию, поскольку формируют зависимость. Каждый раз, когда ребёнок будет что-то делать, он будет в напряжении в ожидании этой оценки.
Конечно, мы не можем полностью освободиться от этого. Зато в наших силах сформировать у ребёнка понимание, что любое суждение — это субъективное мнение другого человека. У каждого своё видение, своё восприятие мира и окружающих.
Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей
Роль родителей здесь — задавать наводящие и уточняющие вопросы, не говорить догмами, давать возможность порассуждать.
Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. У вас другое мнение? Так и говорите! «Знаешь, я услышал твою точку зрения, но я так не думаю. У меня вот такие аргументы…» Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.
4. Помогайте ребёнку справляться с сильными эмоциями
О дыхательных упражнениях и других тактиках управления эмоциями обычно говорят в контексте сильного волнения, страха и других негативных переживаний. Но и с интенсивной радостью важно уметь справляться. Например, у ребёнка день рождения. Утром он получил от родителей подарок, о котором долго мечтал, потом одноклассники должны поздравить, а вечером всей семьёй — в пиццерию. Ну и как же тут усидеть смирно на уроке математики? Его переполняют эмоции. Как и в ситуации сильного гнева, в нём есть море энергии, которую важно направить в конструктивное русло.
Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.
5. Рисуйте, танцуйте, пойте, пишите и играйте вместе с ребёнком
Эмоции дают творчеству энергию, служат своеобразным топливом и вдохновением. А творчество, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект, так как заставляет искать и находить адекватные выразительные средства, благодаря чему мы в итоге понимаем без слов язык искусства.
В книге «Творческая связь» американский психолог Натали Роджерс подробно описывает, как экспрессивные искусства не только помогают развить эмоциональный интеллект, но и лучше понять себя. Она содержит множество упражнений и практических советов, которые будут полезны как педагогам, так и родителям.
Творчество — мощный инструмент самовыражения, и его можно здорово использовать с детьми. Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее. Таким же образом можно и подвигаться, спеть, станцевать. Все средства хороши, главное — быть внимательными к чувствам своим и того, кто рядом.
Иллюстрации: Shutterstock (Natasha_Chetkova)
Источник