Как ребенку 5 лет рассказать о себе
Если вас попросят рассказать о себе, с чего вы начнёте? С имени? Где вы родились? Что вы любите? В школе и не только детей тоже часто просят рассказать о себе. Они смущаются и путаются, иногда такое не проходит даже с возрастом. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова, — о том, как научить детей не бояться самопрезентаций.
Фото: Shutterstock (Africa Studio)
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
В последнее время мы с дочкой много говорим о самопрезентации. Для современного ребёнка это важно.
Много раз на разных тренингах или в групповой работе я замечала, как даже взрослые, когда их просят представиться и рассказать о себе, теряются и говорят первое, что приходит в голову. Включается спонтанное мышление, и — прав был Эдвард де Боно, сказав, что лучшая идея никогда не приходит первой.
Почему так происходит
Большинство взрослых — и уж тем более детей — не имеют заранее заготовленного ответа на вопрос «Кто я такой?» Нас учат, что готовиться надо к тому, где ставят оценки. За самопрезентацию оценок не ставят. Поэтому просьба рассказать о себе застаёт человека врасплох.
Конечно, мы знаем о себе все, — здесь нельзя «завалить экзамен». Проблема в том, что мы можем рассказать о себе слишком много: где и когда мы родились, где мы живём, кто наши родители, какие фильмы мы любим, как зовут любимого кота и т. п. Возникает сильный расфокус, и в нужный момент мы озвучим не самое важное, а то, что спонтанно лежит на поверхности.
А что, если готовиться заранее?
Что, если мы заранее вместе с ребёнком подготовим ответ на вопросы «Кто я?», «Что могу о себе рассказать?». Прежде всего это полезно тем, что дает уверенность в себе. Ребёнок не просто осознает себя в формате «Я существую» или «Я — молодец», это подкрепляется конкретными деталями и становится более убедительным. Для окружающих это тоже важно: представляясь, человек перестает быть «тёмной лошадкой». К тому, кто делится информацией о себе, больше доверия.
Кроме того, заранее продуманный ответ на вопрос «Кто я?»:
- Упрощает вхождение в новый круг людей. Если в новом кругу общения (лагере, клубе и пр.) ребёнка просят представиться и рассказать пару слов о себе, это не составит труда.
- Помогает удерживать фокус — например, запомниться окружающим в связи с навыками и личными качествами, которые нужны, скажем, для поступления в выбранный вуз или для участия в важном проекте.
- Помогает расставлять приоритеты — выбрать из нескольких доступных вариантов (например, конкурсов для участия) тот, который наиболее близок к теме, с которой ребёнку важно себя ассоциировать.
Как это сделать
Шаг 1. Из всего, что можно рассказать о ребёнке, нужно вместе с ним выбрать два-три тезиса (не больше!), с которыми ему будет комфортно ассоциировать себя. Длинный рассказ здесь не нужен.
Шаг 2. Продумать конкретные формулировки и записать. Предложения должны быть короткими и без заумных слов. Обычно на представление уходит пара секунд, поэтому важно быть понятым правильно.
Шаг 3. Потренироваться говорить текст. И время от времени повторять.
Мы проделали это вместе с дочкой, получилось так: Я играю в шахматы.
Я люблю английский и хожу в Американский культурный центр на интересные программы.
Мне нравятся музеи. Но я не только хожу по музеям, мне нравится быть волонтёром. Я уже помогла двум музеям составить вопросы для олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
Если в самом начале дочка смущалась и путалась, то после нескольких репетиций пришли спокойствие и уверенность. Так человек учится говорит о себе, осознавая себя как личность и вступая в подростковую жизнь.
Не забываем называть имя
Перед началом текста представления важно не забыть называть свое имя. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые дети называют себя очень тихо, слишком торопливо или скомканно. Называя свое имя, человек привлекает к себе общее внимание, а это не каждому комфортно. Но все приходит с тренировкой.
Конечно, с возрастом тезисы, которыми себя презентует ребёнок, будут меняться по мере изменения интересов. Но навык презентовать себя останется и будет полезен и в школе, и в студенчестве, и, конечно, во взрослой самостоятельной жизни.
А вы готовы к ответу на вопрос «Кто я такой?»
Источник
Если вас попросят рассказать о себе, с чего вы начнёте? С имени? Где вы родились? Что вы любите? В школе и не только детей тоже часто просят рассказать о себе. Они смущаются и путаются, иногда такое не проходит даже с возрастом. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова, — о том, как научить детей не бояться самопрезентаций.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
В последнее время мы с дочкой много говорим о самопрезентации. Для современного ребёнка это важно.
Много раз на разных тренингах или в групповой работе я замечала, как даже взрослые, когда их просят представиться и рассказать о себе, теряются и говорят первое, что приходит в голову. Включается спонтанное мышление, и — прав был Эдвард де Боно, сказав, что лучшая идея никогда не приходит первой.
Почему так происходит
Большинство взрослых — и уж тем более детей — не имеют заранее заготовленного ответа на вопрос «Кто я такой?» Нас учат, что готовиться надо к тому, где ставят оценки. За самопрезентацию оценок не ставят. Поэтому просьба рассказать о себе застаёт человека врасплох.
Конечно, мы знаем о себе все, — здесь нельзя «завалить экзамен». Проблема в том, что мы можем рассказать о себе слишком много: где и когда мы родились, где мы живём, кто наши родители, какие фильмы мы любим, как зовут любимого кота и т. п. Возникает сильный расфокус, и в нужный момент мы озвучим не самое важное, а то, что спонтанно лежит на поверхности.
А что, если готовиться заранее?
Что, если мы заранее вместе с ребёнком подготовим ответ на вопросы «Кто я?», «Что могу о себе рассказать?». Прежде всего это полезно тем, что дает уверенность в себе. Ребёнок не просто осознает себя в формате «Я существую» или «Я — молодец», это подкрепляется конкретными деталями и становится более убедительным. Для окружающих это тоже важно: представляясь, человек перестает быть «тёмной лошадкой». К тому, кто делится информацией о себе, больше доверия.
Кроме того, заранее продуманный ответ на вопрос «Кто я?»:
- Упрощает вхождение в новый круг людей. Если в новом кругу общения (лагере, клубе и пр.) ребёнка просят представиться и рассказать пару слов о себе, это не составит труда.
- Помогает удерживать фокус — например, запомниться окружающим в связи с навыками и личными качествами, которые нужны, скажем, для поступления в выбранный вуз или для участия в важном проекте.
- Помогает расставлять приоритеты — выбрать из нескольких доступных вариантов (например, конкурсов для участия) тот, который наиболее близок к теме, с которой ребёнку важно себя ассоциировать.
Как это сделать
Шаг 1. Из всего, что можно рассказать о ребёнке, нужно вместе с ним выбрать два-три тезиса (не больше!), с которыми ему будет комфортно ассоциировать себя. Длинный рассказ здесь не нужен.
Шаг 2. Продумать конкретные формулировки и записать. Предложения должны быть короткими и без заумных слов. Обычно на представление уходит пара секунд, поэтому важно быть понятым правильно.
Шаг 3. Потренироваться говорить текст. И время от времени повторять.
Мы проделали это вместе с дочкой, получилось так:
- Я играю в шахматы.
- Я люблю английский и хожу в Американский культурный центр на интересные программы.
- Мне нравятся музеи. Но я не только хожу по музеям, мне нравится быть волонтёром. Я уже помогла двум музеям составить вопросы для олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
Если в самом начале дочка смущалась и путалась, то после нескольких репетиций пришли спокойствие и уверенность. Так человек учится говорит о себе, осознавая себя как личность и вступая в подростковую жизнь.
Не забываем называть имя
Перед началом текста представления важно не забыть называть свое имя. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые дети называют себя очень тихо, слишком торопливо или скомканно. Называя свое имя, человек привлекает к себе общее внимание, а это не каждому комфортно. Но все приходит с тренировкой.
Конечно, с возрастом тезисы, которыми себя презентует ребёнок, будут меняться по мере изменения интересов. Но навык презентовать себя останется и будет полезен и в школе, и в студенчестве, и, конечно, во взрослой самостоятельной жизни.
А вы готовы к ответу на вопрос «Кто я такой?»
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Africa Studio)
Источник
Винера Халитова
Конспект занятия по развитию речи «Расскажи о себе и своих друзьях»
Программное содержание :
• Формировать представления детей о дружбе,
• Формировать связную речь, обогащать и расширять словарный запас по теме
• Учить внимательно слушать рассказ, и отвечать на поставленные вопросы
• Учить детей составлять описательный рассказ о своём друге
• Воспитывать доброжелательные отношения к друг другу
Методические приемы:
• Эмоциональный настрой
• Вводная беседа, загадывание загадок
• Сюрпризный момент – гость мальчик Алишер
• Составление описательного рассказа
• Физ. минутка
• Чтение и беседа по рассказу Н. Платоновой «Имя»
• Анализ занятия
Словарная работа: ласковая, заботливая ктопу, чыптыма
Материал к занятию: слайд шоу, картинки мальчика Алищера, Актана, Акылай
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я.
Ребята у нас сегодня гость.
(На экране появляется слайд №1 с изображением Алишера)
Алишер: Здравствуйте. ребята. Меня зовут Алишер
Воспитатель: Здравствуй, Алишер
Алишер, у нас сегодня с ребятами занятие развитие речи. Тема занятия «Расскажи о себе и своих друзьях». Поможешь нам?
Алишер: Конечно, мне тоже хочется рассказать о своих друзьях
Воспитатель: Хорошо,тогда слушайте загадку.
Что это за Диво-Дом?
А игрушек сколько в нём!
Там играют и поют.
Дети весело живут.
Сколько в доме дошколят!
Этот дом ведь …
Алишер: Детский сад
(На экране появляется слайд №2 Детский сад)
Детский сад, детский сад –
Это домик для ребят,
Это домик для души,
Здесь играют малыши.
(На экране появляется слайд №3)
Алишер: Я тоже хожу в детский сад. В детском саду у меня очень много друзей.
Воспитатель: Молодец Алишер, вот сейчас мы и погорим про наш любимый детский сад и про тех, кто в нём трудится.
(На экране появляется слайд №4 картинки появляются последовательно после каждой загадки)
1. Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Алишер : Это повар. В нашем детском саду повара готовят очень вкусную кашу. Я очень люблю овсяную, потому что она очень вкусная и полезная.
2. Каждый день она приходит
Живот и горлышко нам смотрит.
Прививки ставит иногда,
Чтоб не болела детвора.
Алишер:Это медсестра. Она замеряет нам температуру и делает прививки.
3. Кто, когда придёте в садик,
По головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
Если мама на работе?
Алишер: Это наши любимые воспитатели. Они очень добрые и ласковые. А еще они много знают и умеют.
4. Кто заботливей мамаши
Наших деток бережет?
Кладёт в тарелки каши,
В чашки сладкий льёт компот?
Алишер: Это помошники воспитателя. Они очень добрые и заботливые. Следят за чистотой и порядком в группе.
Воспитатель: Да, Алишер, в детском саду работают добрые, ласковые и любящие детей люди.
Алишер, а чем занимаются дети в детском саду?
(На экране появляется слайд №5)
Алишер:
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают. (Г. Шалаева)
Алишер: в детском саду у меня много друзей.
Воспитатель: Познакомь нас с ними.
(На экране появляется слайд №6)
Алишер: Хорошо. Знакомьтесь – это Актан и Акылай мои друзья.
Актан мой лучший друг. Он веселый, умный и любознательный. У него короткие черные волосы. Он любит носить кыргызкий колпак и жилетку с национальным орнаментом.
Акылай веселая и добрая девочка. Она всегда готова помочь. У нее смешные косички. Она любит носить к топу – головной убор для девочек,украшенный перьями и жилет чыптама-. Мы весело и дружно играем в детском саду.
Воспитатель: Алишер, у тебя хорошие друзья.
Давайте все вместе немного отдохнем и подвигаемся.
Слайд№7 Физ. минутка
ВРЕМЯ 0:15 -1.00
Слайд№8
Воспитатель: Алишер,я хочу тебя познакомить с Асаном. А чтобы познакомиться с ним нужно послушать рассказ Н. Платоновой «Имя»
Пришел Асан из детского сада и говорит маме:
— зачем ты придумала такое плохое имя? Других детей совсем не называют, а моё имя всёвремя называют: «Асан, не толкайся! Асан, не дерись! Асан не дразнись!»
— а ты попробуй завтра не толкаться, не дразниться и не драться, — сказала мама, — и увидишь, какое у тебя хорошее имя.
Слайд№9
На завтра Асан попробовал сделать так, как сказала мама.И целый день слышал:
«Молодец, Асан!» Умница, Асан!»
А моё имя и правда хорошее, -подумумал Асан.
Слайд№10
Воспитатель: Алишер, тебе понравился новый друг? Как его зовут?
Алишер: Его зовут Асан. Он тоже как и я ходит в детский сад.
Воспитатель: Почему Асану не нравилось его имя?
Алишер: потому что в детском саду очень часто называли его имя
Воспитатель: А почему часто называли его имя?
Алишер: Он плохо себя вел -дразнился, толкался и дрался.
Воспитатель: Правильно, Алишер в детском саду себя так вести нельзя.
Что посоветовала ему мама?
Алишер: Мама посоветовала ему не толкаться, не драться и не дразнится.
Воспитатель:. И что услышал Асан на следующий день от воспитателя.
Алишер: Молодец Асан! Умница Асан.! И ему понравилось его имя
Воспитатель: Правильно. Если себя вести хорошо, то всегда будут хвалить. Но самое главное не забывайте задумываться о том правильно ли вы поступаете перед тем,как что то сделать.
— Ребята сегодня мы с вами говорили о друзьях, вспомнили наш любимый детский сад, и прослушали рассказ о мальчике по имени Асан. Я думаю у вас у всех много друзей попробуйте рассказать о них, какие они и что они любят.
Ну, а нам, ребята пора прощаться. До новых встреч.
Источник
Оксана Сукач
Конспект НОД «Что я знаю о себе» для детей старшей группы
Тема непосредственной образовательной деятельности:
«Что я знаю о себе?» для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Задачи:
Образовательные:
• Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.
• Дать знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, познакомить со значением своего имени.
• Формировать у старших дошкольников умения делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
•Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
• Развивать умения составлять предложения по вопросам, опорным картинкам, схемам.
Воспитательные:
Воспитывать социальные навыки: умения работать в паре, по подгруппам, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать интерес к своему здоровью, как одной из основных ценностей.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Демонстрационный материал: картина «Органы чувств», схемы «Как развивается человек», картина с изображением мальчика и девочки.
Раздаточный материал: зеркала на каждого ребенка, игра «Органы чувств», карточки с разным цветом глаз.
Здравствуйте!
— Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
— А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
— Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
— Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)
— У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них. (Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).
— Ребята, как вы обращаетесь друг к другу? Называете ли вы друг друга «мальчик» или «девочка»? (дети отвечают, что называют друг друга по именам).
— Раз у каждого из нас есть имя, давайте будем знакомиться. Меня зовут Оксана Петровна, как зовут вас? (Дети по очереди называют свои имена).
— Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Каждое имя имеет своё значение. Вы знаете, что обозначает ваше имя? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель читает из словаря, что обозначает имя каждого ребёнка).
— Ребята, знаете ли вы, что у каждого из нас есть пять надёжных помощников, которые всегда с нами? Назовите их. (Воспитатель показывает картинку с изображением органов чувств).
— Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
— Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг. Глаза есть у каждого человека, но они у всех разные по цвету (Карие, серые, зелёные, голубые и т. д.? Знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? Сейчас мы с вами проведём эксперимент и выясним, сколько у нас в группе кареглазых, сероглазых и зеленоглазых детей и есть ли детки с голубыми глазами. (Воспитатель раздаёт детям зеркала и картинки с изображением глаз разного цвета).
— Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть в зеркало, определить, какого цвета у вас глаза и сравнить цвет с картинками. По моей команде вы должны построиться в группы с одинаковым цветом глаз. (Дети рассматривают себя в зеркале и сравнивают глаза с изображением на картинках)
— Раз, два, три, карие глазки ко мне подходи! (Воспитатель демонстрирует картинку с изображением карих глаз, дети с карими глазами выходят и строятся в группу) и т. д.
— Теперь мы сможем посчитать и выяснить, детей с какими глазами у нас больше. С карими -, с серыми-, с зелёными -. с голубыми-…
— Ребята, для чего нам нужны уши? (ответ детей)
— Для чего нам нужен нос? (ответ детей)
— Для чего нам нужен язык? (ответ детей)
— Для чего нам нужна кожа? (ответ детей, если дети затрудняются, воспитатель объясняет значение кожи)
— Кожа – это наша одежда, которая защищает организм от переохлаждения и перегревания, от вредных микробов и травм. Знаете ли вы, что кожа – это самый большой орган человека.
— Как можно назвать одним словом глаза, уши, уши, язык, нос и кожу? (органы чувств).
— Как вы думаете, почему органы чувств имеют такое название. (Когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем, вкус, то познаём окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека назвали органами чувств.
— Все ли из вас знают, как нужно ухаживать за органами чувств? Это мы сейчас проверим.
— Дети делятся на три команды, каждой из которых даётся задание разложить картинки с изображением и определить, что наносит вред, а что приносит пользу органам чувств. Дети комментируют свой выбор.
— Все ли из вас знают, где находятся глаза, уши, нос. Я буду называть поочерёдно органы чувств, а вам нужно будет показывать их на себе. Будьте внимательны, я могу вас запутать.
Игра «Уши, глаза, нос»
Игра (индивидуальная) –дополнительно три участника выполняют задание за столами: размещают органы чувств на лице человека (аппликация).
— На свете есть люди, которые лишены каких-то органов. Если глаза не видят, люди слепые, если люди не слышат, люди глухие. Из-за несчастных случаев бывает, что люди лишаются ноги или руки. Им очень тяжело жить. К таким людям необходимо относиться с уважением и сочувствием, им нужно помогать.
— У вас, ребята, все важные органы в порядке, значит вы все здоровые и счастливые дети.
— Воспитатель демонстрирует картинку-подсказку с изображением рук.
— Для чего нам нужны руки (ответы детей).
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Зеркало» для того, чтобы показать движения, которые могут выполнять наши руки.
Задание: Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения, а другой ребёнок, выполняя роль отражения, повторяет их.
Следующая картинка-подсказка – «Как развивается человек»
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением людей в разный период развития, с рождения до старости и просит детей составить рассказ по картинкам.
Воспитатель подводит итог: с годами человек меняется, из слабого и беспомощного в детстве в сильного и крепкого в молодости, а к старости наше тело изнашивается и становится слабым. Во многом от нас самих зависит, как долго мы будем молодыми и здоровыми. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы сохранить здоровье и молодость как можно дольше. (Ответы детей).
— Ребята, какие вы удивительные и интересные собеседники. Мне было очень приятно с вами общаться. Было ли интересно вам играть и общаться со мной? Что вам больше всего понравилось?
— Я желаю Вам, чтобы вы выросли хорошими, добрыми людьми.
— Удачи вам. До свидания!
Источник