Как ребенка 5 лет привить к учебе
Что такое мотивация? Мотивация – это совокупность факторов, побуждающих нас к тому или иному действию. Она строится вокруг потребностей человека, стремясь удовлетворить которые он и занимается определенной деятельностью. Т.е. просыпаясь по утрам, почти каждый из нас имеет какую-то мотивацию, например, приобретать знания, заработать много денег и стать богатым, получить удовольствие и т.д. И именно под влиянием этих сил мы ходим на работу, на учебу или же, наоборот, прогуливаем занятия. Без мотивации деятельность будет нецеленаправленной и пассивной.
Мотивация на учебу
Разобравшись с тем, что такое мотивация, очень легко понять, какое значение она имеет в жизни человека и насколько важна для успешного обучения. Если ребенок не имеет мотивации к учебе, то будет посещать занятия с неохотой, лениться, выполнять задания спустя рукава. И еще хуже, если будет иметь отрицательную мотивацию, т.е. будет стремиться всеми возможными способами избежать учебы (прогуливать).
Чтобы этого избежать, необходимо замотивировать ребенка на учебу. А для этого важно знать, какие мотивы учебной деятельности существуют. Их можно разделить на три большие группы:
- Социальные. Эти мотивы могут быть направлены на какие-то идеалы и ценности (например, хорошо быть отличником, потому что это дает возможность поступить в ВУЗ, а это престижно), на взаимодействие с окружающими людьми (в школе я могу завести новых друзей), на коллективную деятельность (вместе решать задачи проще, в коллективе можно почерпнуть новую идею).
- Познавательные. В этой группе мотивов высшую ценность приобретает само знание: получение новой информации, освоение новых способов решения задач. Интерес может вызывать как сам процесс обучения, так и его конечный результат.
- Творческие. Здесь главным стимулом выступает возможность получения знаний/навыков/способов решения задач, которые могут пригодиться в любой индивидуальной деятельности.
Приемы мотивирования на учебу
Всем знакомое «Не хочу учиться…» Источник фото
Разумеется, гораздо проще и эффективнее, когда не нужно заставлять ребенка ходить в школу, а домашние задания он выполняет не из-под палки, а по собственному желанию. Да, и студентам, и взрослым тоже иногда не повредит мотивация, особенно когда впереди сессия или требуется повышение квалификации. Существует несколько различных способов и приемов, как замотивировать ребенка (да и взрослого тоже) на выполнение учебной деятельности.
Поощрения
Поощрения могут быть абсолютно любыми в зависимости от того, что важно для ученика, которого мотивируем. Это положительные оценки, похвала, знаки отличия (например, грамоты), маленькие подарки (компьютерная игра, шоколад, новая игрушка и др.), разрешение каких-то действий (сходить на дискотеку, съездить на экскурсию и др.).
Для младших школьников большое значение имеет похвала, а также одобрение родителей, учителя, одноклассников. Стремление заслужить их будет являться отличной движущей силой обучения. Однако здесь главное не переусердствовать, а хвалить ребенка действительно за дело. В этом случае у ученика любого возраста будет складываться понимание того, что поощрение он получает за свои реальные знания/навыки/старания, и возникнет стремление развивать их и совершенствовать.
ВАЖНО! Наказание и излишняя строгость не имеют такого же эффекта, что и поощрение. Испытывая страх перед гневом родителей, ребенок будет не столько стремиться ходить в школу и хорошо учиться, сколько стараться скрыть от них плохие отметки, замечания в дневнике и т.д. Наверняка каждому знакомы истории с вырыванием листков из дневника, его «потерей» и пр.
Пожалуй, не самый лучший прием учебной мотивации. Источник фото
Учеба – увлекательная игра
Часто бывает, что 6-7-летний ребенок еще не готов к обучению. Ему сложно сконцентрироваться, долгое время выполнять одну и ту же деятельность, быть внимательным и прилежным. Если оставить ребенка в садике еще на год нет возможности, то можно превратить обучение для него в увлекательную игру.
Например, выполняя домашние задания, необходимо использовать не только материал учебников, но и красочные иллюстрации, различные игрушки. Для обучения арифметике можно создать листочки из цветной бумаги, фигурки деревьев и человека, использовать настоящие фрукты и овощи. В этом случае ребенку будет легче понять и выучить числа, да и работать с ними станет намного увлекательнее – появится интерес к учебе. Задания, которые нельзя напрямую связать с предметами (написание букв, чтение и др.), можно включать в игровой процесс, например, во время игры в дочки матери попросить почитать сказку кукле.
Учеба и реальная жизнь
У детей более старшего возраста, подростков и старших школьников часто проблемы в учебной мотивации возникают на фоне того, что они не понимают, как это связано с их реальной жизнью. В этом случае необходимо показать, что обучение сможет помочь им в дальнейшем, какой бы путь они не выбрали.
Задачи должны быть напрямую связаны с жизнью (например, расчет процентов по банковским вкладам), любые отвлеченные понятия нужно сопровождать примерами (химию важно знать потому, что она неотделима от обычной жизни: лекарства, моющее средства, косметика и пр.).
Учиться в вузе сложнее, чем в школе. Поэтому привыкать лучше заранее. Источник фото
Старших школьников целесообразно мотивировать на будущее – объяснить, как важна учеба для поступления в ВУЗ и построения карьеры. Отлично помогут в этом посещения открытых лекций в ВУЗе, куда ребенок планирует поступать, беседа с людьми тех профессий, которые ему интересны и пр.
Поиск интересных тем
Любая деятельность будет выполняться с удовольствием, если к ней есть интерес. И обучение не является исключением. Чтобы заинтересовать ребенка любого возраста в обучении, необходимо:
- Убедиться, что получаемая нагрузка ему по силам. Если у школьника постоянно что-то не получается, то рано или поздно он прекратит попытки и утратит всякий интерес к этой деятельности. Поэтому нужно следить за уровнем сложности заданий, проконсультироваться с педагогом при необходимости, оказать ребенку помощь в освоении материала.
- Понять, какие именно предметы ему интересны. Ребенок может иметь технический склад ума, гуманитарный или творческий. Поэтому некоторые предметы могут даваться обучающемуся хуже, а некоторые – лучше. Важно понять, в чем именно силен ребенок, и направить на это максимум сил. Однако про другие сферы (предметы) забывать также не стоит: их нужно развивать по мере возможности (занятия с репетиторами, дополнительное изучение и пр.), но в то же время не требовать от ребенка больше, чем он может.
- Ориентироваться на потребности ученика. Задания должны быть адекватны этим потребностям, которые различны в разном возрасте. Так, у младших школьников доминируют потребности в самооценке, рефлексии, насыщении жажды знаний, теоретическом объяснении явлений, которые они наблюдают. Ребенку такого возраста необходимо объяснять, что и почему происходит (почему солнце светит, почему птицы улетают на юг и т.д.), постоянно снабжать его новой интересной информацией, давать возможность самостоятельно подумать над какими-то явлениями.В подростковом возрасте ведущую роль играют потребности в приобщении к социуму (к миру взрослых), в самоутверждении как личности, в самовоспитании. Поэтому для подростков важно, чтобы деятельность, которую они выполняют, давала навыки необходимые «во взрослом мире», позволяла тем или иным образом самоутверждаться. Задания для подростков должны давать им простор для творчества, должны быть связаны с обычной жизнью, с темами, которые для них актуальны.
Родители и ребенок – отличный тандем
Источник фото
Личный пример – лучшая мотивация. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, родители сами должны быть в нем заинтересованы и должны давать это понять. Для этого необходимо:
- Вместе выполнять задания, оказывать помощь при необходимости
- Интересоваться тем, что проходит ученик в школе в данный момент
- Совместно изучать какие-то интересные темы/вопросы/аспекты
- Обсуждать важные вопросы, всегда интересоваться мнением ребенка и не смеяться над ним
- Поддерживать и поощрять увлечения ребенка, его исследовательскую и познавательную деятельность
Пару слов напоследок
Плохая успеваемость и нежелание учиться не всегда говорят именно о недостатке мотивации. Иногда причина может быть в слишком большой нагрузке или плохих отношениях с учителем и/или с одноклассниками. Чтобы исключить это, побеседуйте с педагогом, посмотрите на обстановку в классе, поговорите с ребенком. Если в данных аспектах проблем нет, то можно сделать вывод о недостатке учебной мотивации и приступить к ее формированию.
Источник заглавной картинки — igames.by
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
26 декабря 2014
Источник
13 чудо-способов, как заставить ребенка учиться
Читайте также: Советы семейного психолога. Как создать счастливую семью
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
- Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно. - Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться. - Не дарите подарки за учебу
Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе. - Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают. - Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их. - Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
- Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути. - Помогите увидеть позитивные изменения
Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения. - Подавайте пример
Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так. - Поддерживайте
Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий. - Разделите переживания
Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими. - Укажите на хорошие качества ребенка
Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах. - Учитывайте желания и стремления самого ребенка
Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник