Как развивать терпение у ребенка 3 года
Как научить ребенка терпению? Такой вопрос часто задают родители, отчаявшись донести до сознания чада, что быть терпеливым — это уметь отложить сиюминутное удовольствие, желание ради определенных целей. Психологи разъясняют: формирование терпеливости у дошколят требует от самих родителей огромной выдержки и терпения, знания психологических и возрастных особенностей деток, умения применить специальные приемы в домашнем воспитании.
Когда и как учить ребенка терпению
Что нужно знать о психологических особенностях малышей в таком важном деле:
- Дети раннего возраста обучаются терпению с трудом, что становится проблемой для родителей. Чтобы отношения с ребенком были теплыми и дружескими, взрослыми предстоит серьезная работа — выработать чувство терпеливости даже у самых маленьких.
- С двухлетнего возраста и далее развивается отдел мозга, отвечающий за интеллект, эмоции человека. Именно в этот период взрослым предстоит правильно развивать навык, опираясь на такое умственное развитие.
- Детки постарше со временем начинают контролировать желания, что облегчает воспитание, так как процесс обучения становится управляемым.
Важно! Стоит взять во внимание: данный факт не дает оснований перестать заниматься развитием терпения в раннем возрасте. Формировать у малыша терпеливость требуется в любом периоде, поэтому нужно постоянно заниматься, играть, трудиться.
Время приступать к обучению!
Начинать вырабатывать навык терпеливости необходимо как можно раньше, практикуя обучение в форме игры. Например:
- приучая малыша ждать родителей, пока те заняты домашними делами, предложить покормить куколку;
- когда разговаривают по телефону, посоветовать карапузу поговорить по игрушечному аппарату с бабушкой;
- во время похода с мамой в магазин, пока та расплачивается за покупки в магазине, доверить ребенку подержать мамину сумочку.
Цель такова: не откликаться на просьбу чада сиюминутно что-то сделать, а дать понять, что есть дела поважнее, в которых тоже может поучаствовать ребенок. Психологи предлагают следующие приемы, которые позволят выработать навык терпеливости.
1. Отвлекайте ребенка
Важный момент: не отвечать грубо на просьбы, вопросы малыша. Не рекомендуется наказывать за неуважение и нетерпеливость по отношению к вам — карапуз не способен этого понять. Лучше погладить по голове и спокойно попросить, чтобы немного подождал. Попытайтесь предложить самостоятельно сделать то, чего желает, но в случае, когда речь идет об игрушке или мелочи. Когда ребенок категорически отказывается, добиться результата другим способом — в форме игры: проверить не положил ли зайчик игрушку под диван, столик. Малышу станет интересно, родитель добьется первых результатов в обучении.
2. Поощряйте и хвалите
Если сообщили, что собираетесь идти с малышом на улицу — не рекомендуется самим отвлекаться на посторонние дела. Когда ситуация не может ждать, спокойно объясните о необходимости подождать и пообещайте, что вы скоро пойдете в обещанное место. Можно дать подержать в ручках часы и показать, когда закончится время ожидания. За терпеливость поощрить тем, что любит ребенок, сказать похвальные слова.
3. Составьте список желаний
Дети с двух лет начинают просить покупать игрушки. Иногда исполнение таких желаний может стоить дорого, например, чадо стремительно требует дорогой вертолет, машинку или конструктор. В таких ситуациях не стоит отказывать, а сообщить, что данный подарок получить можно на Новый Год или день рождения. Для этого потребуется составить список желаний и “отправить его” Деду Морозу или волшебной фее. Таким образом снимается напряжение, малыш терпеливо ждет праздника.
4. Станьте примером
Дети перенимают привычки родителей. Прежде чем научить навыку терпения, внимательно следите за собой и подавайте показательный пример. Первое — на что обратить внимание — свое поведение. Если вы будете нетерпеливы и показывать такую манеру поведения — не следует ожидать хороших результатов в развитии навыка. А когда вы достаточно терпеливы, добиться того же от ребенка можно через творчество. В процессе работы он ощущает себя самостоятельным, взрослым — именно эти ощущения станут отличным помощником научиться ожиданию ради получения определенных целей.
Важно! Стоит отметить: когда учим ребенка терпению, необходимо быть самим терпеливыми по отношению к ребенку, всегда выполнять обещания — сказали, что закончите с домашними делами и пойдете в зоопарк, вот так и сделайте.
5. Объясните понятно и доходчиво
В общении с детьми старайтесь не оперировать словом “час” или “минута”, дети пока не понимают этого, так как не ориентируются во времени. Подождать 10 — 20 минут — предельно ясно взрослому, но не ребенку. Можно ожидание по времени превратить в игру. Скажите: “Пойдем в парк, когда будут собраны игрушки”. Или: «Когда придет время, часы пробьют на башенке». В общении будьте спокойны и уравновешены. Не повышайте тон, иначе вызовите агрессивное поведение, чем добьетесь только отрицательного результата.
Тренировки, обучающие терпению
С точки зрения психологии учить терпеливости и сосредоточенности можно с малого возраста. Приступать к серьезным занятиям можно с двух лет. В этот период специалисты рекомендуют заниматься и играть с малышами при помощи тренировочных упражнений:
- Играть в конструктор или складывание пазлов. Сначала делать картинки с помощью взрослого, через время предложить карапузу выполнить задание самостоятельно. Со временем перейти на сборку деталей конструктора.
- Полезным будет поиграть в молчание или соревноваться, кто сможет долго неподвижно просидеть, далее перейти к игре в “прятки”. Подобные игры станут отличной практикой в выработке терпения.
- Играть в фигуры, которые неподвижны, по типу игры «Море волнуется…». Существуют упражнения на удержание частей тела в одной позе определенное время. Рекомендуется выполнять в игровой форме: попросить показать птичку, медведя или обезьяну, постоять так несколько секунд. Со временем можно увеличить время до 1,5 — 2 минуты. Упражнения станут полезны, если выполнять их ежедневно по несколько раз.
Важно! Надо понимать, в возрасте двух лет дети непоседливы, непослушны. Не стоит расстраиваться, это вполне нормально. Согласитесь, выглядело бы странно если ребенок беспрекословно выполнял все требования. Рекомендуем наслаждаться моментами проведенными вместе, помогать своему чаду учиться самоконтролю.
Учим терпению без скандалов
В этом плане можно поучиться у французов. Они воспитывают детей таким образом, что малыши готовы к тому, что им не всегда приносят все по первому требованию. Обучают терпеливости с малого возраста. А чтобы научить очень маленького ребенка без истерик и скандалов, важно сделать момент ожидания максимально комфортным. Например, отвлекать от ожидания и переключать внимание на что-то доступное для малыша: разобрать и собрать пирамидку, «почитать газету», «покопаться» в пластиковом ящике с мелкими предметами или игрушками.
Важно! Родителям необязательно намеренно учить своих детей «отвлекающим маневрам»: каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. В воспитании часто недооцениваются когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться. Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.
Учитываем психологические особенности малышей
К сожалению, в воспитании детей взрослые не знают о когнитивной (способность к познанию) особенности ребенка. Необходимо не только учить малышей отвлекаться определенным способом, но и предоставить возможность самостоятельно поэтапно научиться терпеливости. В этом плане очень помогут интересные и увлекательные по возрасту упражнения, занятия, в которых малыш выработает навык ожидания. Но! Слишком трудные, непонятные упражнения могут отбить все желание заниматься. Ближе к пятилетнему возрасту дети осознают, что за терпение могут получить определенную выгоду, например, с легкостью отказываются от конфет, чтобы получить шоколадку позже. Умение ожидать, которое развивается с малых лет, открывает ребенку множество возможностей, позволяет добиваться успехов в будущем.
Развиваем внимание
Не стоит забывать о необходимости правильного развития целенаправленного внимания. Данное качество — главная основа для формирования навыка ожидания. Подобные игры психологи рекомендуют практиковать на прогулке.
Кто больше отыщет предметов, одинаковых (по цвету, форме, назначению)
Предложите поискать вещи или предметы одинаковых по цвету, которые встречаются на пути. Или договориться заранее хлопать в ладошки — когда увидит голубей, топать ногами — когда кошку или собаку.
Что изменилось?
В возрасте 4-5 лет хорошей игрой станет поиграть в игру “Что изменилось?” Положите на стол предметы, вначале не более 5, а потом закройте глаза ребенку на 15 — 30 секунд, добавьте или спрячьте одну из вещей. Попросите сообщить, что изменилось. Со временем количество предметов можно увеличивать до 15.
Поищем “клад”
Предложив поискать “клад”, можно отлично потренировать терпение. Особенно хороших результатов можно достичь, если “кладом” является ценная вещь для ребенка (игрушка или угощение). Поиграть в игру можно где угодно — дома или на улице. Последнее место станет более интересным, и развитие навыка превратиться не только в обучающее занятие, но и в захватывающее мероприятие.
Выбрав правильные занятия можно прекрасно развить терпеливость. Игры, рисование, вышивание, сборка моделей, лепка и подобные виды творчества помогут стать не только терпеливым, но и дисциплинированным. Привлекая к занятиям, которые заставляют ждать и добиваться результата, можно выработать навык терпения.
Рекомендации детских психологов
- Существует множество интересных упражнений, занятий для малышей, которые с легкостью помогут выработать навыки терпеливости: лепка из пластилина, конструктор лего, рисование. Вначале заниматься с ребенком ежедневно по 10 минут. Начать рекомендуем с раскрасок и рассматривания книжек. Во время занятий рассказывайте в какие цвета необходимо раскрасить дерево, облака и сказочных героев. Важно советоваться, спрашивать ребенка в какие бы цвета он сам покрасил рисунок. Хвалите за любую помощь и терпение в подборе нужных карандашей для раскрашивания. Дальнейшие занятия проводите в другой форме, постепенно увеличивая их время. Малышу должно быть весело, интересно. Таким образом можно не только выработать навык ожидания, но и развить интеллектуальные способности ребенка.
- После выбора правильных занятий, вторая задача родителя — стать надежной поддержкой для ребенка. Разделять трудоемкие дела на этапы. Если ребенок не может собрать конструктор, игрушки — позвольте ему завершить этот процесс на следующий день. Когда речь идет об обучении правильному произношению звуков — вначале научите малыша воспринимать его на словах, потом понимать в какой части заданного слова он находится, тогда требовать правильное произношение. На каждом этапе обучения, поддерживайте и хвалите ребенка. Даже когда он не имеет успехов — хвалите, иначе у него отпадет желание заниматься.
- Правильно поддерживать ребенка можно на примерах любимых сказок про героев, которые стремились сделать дело, добились результата. Как пример родителям: мультик Винни Пух, где медвежонок думал как забраться на дерево к меду, нашел решение — использовать шарик Пятачка.
- Объясняйте почему необходимо прикладывать усилия. Если вначале не получилось выполнить задание, расскажите о необходимости попробовать еще и со временем ребенок добьется результата.
- Хвалить за достижение результатов, избегать похвалы за определенную черту характера. Вместо фразы: “ты очень умный” следует сказать “у тебя все получается, ты молодец.” Или похвалить за нарисованный рисунок, словами “очень хорошо, я знаю, ты старался”. Исходя из практики, дети, которых регулярно хвалят родители, прикладывают больше усилий, нежели те, которые не получают похвалы.
Важно! Родителям надо помнить, что дети, которых любят и поддерживают дома, не унывают в ситуациях, когда у них не получается, а упорно стараются достигнуть желаемой цели.
Научить ребенка терпению — задание не из лёгких. Правильно подобрав упражнения можно добиться хороших результатов в развитии навыка ожидания. Стоит помнить важное правило, которое относится ко всем видам обучения: хвалить и поддерживать малыша за малейшие успехи. Поощрение и похвала дает хорошую мотивацию для достижения результата.
Источник
Психологи отмечают, что терпение — умение откладывать сиюминутное желание ради какой-то цели — важное качество для человека. И учить детей терпению нужно. Правда, примерно до четырёх лет тренировать это качество, скорее всего, не получится. Отделы мозга, которые отвечают у ребёнка за эмоционально-волевые и интеллектуальные процессы, лишь начинают развиваться. Более того, малыши живут здесь и сейчас, у них нет понятия времени. “Поэтому говорить с малышом стоит не о часах и минутах, а о понятном ему временном периоде, — говорит красноярский психолог Инна Кудрявцева. — Если нужно объяснить, почему ему нужно немного потерпеть, говорите, что “Это будет после того, как ты поспишь”, “Папа вернётся, когда мы поужинаем”. Важно не бросать своё занятие, как только чадо потребует внимания. Спокойно объясните, почему надо немного подождать, а через несколько минут обязательно уделите ему время. Тогда он получит опыт: если немного подождать, можно получить желаемое”.
Ещё следует в этом возрасте учить сосредотачиваться на том, что он делает. Это можно с помощью творческих занятий: рисование, лепка. До трёх лет дети могут заниматься одним видом деятельности лишь 10 минут.
В возрасте пяти-шести лет, как в случае с нашей читательницей, большинство детей уже могут немного подождать. И им уже можно объяснять, почему нужно терпеть — чтобы в итоге достичь определённой цели. Например, нужно спокойно посидеть в автобусе, чтобы оказаться в новом интересном месте. А подарки будут, когда наступит праздник. Чем старше ребёнок, тем более сложные цели он будет в состоянии осознать. Тогда ему уже можно будет говорить о том, как нетерпение влияет, например, на отношения людей: “Когда ты перебиваешь бабушку в то время, когда она говорит, она расстраивается. А если ты сможешь дослушать её до конца, ей будет очень приятно”.
Терпеть трудно. Но взрослые постоянно пытаются убедить ребёнка, что это сущий пустяк. “Мама придёт вечером, это уже очень скоро”, “Подумаешь, подождать пару дней”. При этом сами взрослые часто выражают нетерпение — например, суетятся в очереди в магазине, в ожидании автобуса, выражают недовольство в пробке… “А ребёнок копирует поведение взрослых, — говорит Инна Кудрявцева. — Если вы ожидаете чего-либо вместе с ребёнком, не нервничайте, лучше займитесь вместе с ребёнком чем-то интересным. Игры в слова, ассоциации в данном случае подойдут как нельзя лучше”.
Честно признайтесь, что ждать действительно сложно. Говорить об этом лучше в ситуациях ожидания, когда есть повод рассказать малышу, а зачем, собственно, это нужно. “Мы ждём зелёного сигнала светофора, чтобы перейти дорогу, пока машины будут стоять, — это безопасно и удобно”. Учите ребёнка, что, хотя терпеть трудно, от ожидания можно тоже получать и удовольствие.
Важно помнить: терпение — это умение отложить ради какой-то цели психологические, но не физические потребности. Желание сходить в туалет, голод, жажду малыш терпеть не должен.
Тренировка
* Для выработки навыков терпения у малышей подойдут упражнения, направленные на удержание определённого положения тела в течение какого-то времени. К таковым, например, относятся всем известные позы “ласточка” или “цапля”, а также некоторые асаны йоги, которые можно использовать и для занятий с детьми: “собака мордой вниз”, “лягушка”, “кобра”, “рыбка” и другие. Практикуйте физминутки, постепенно увеличивая время нахождения ребёнка в той или иной позе.
* Начиная с трёх лет, вы можете заняться развитием у малыша целенаправленного внимания. Это ценное качество — фундамент для формирования терпения. Для этого подойдут игры “между делом”, практиковать которые можно по дороге в детский сад или на прогулке. Попросите малыша отмечать предметы одного цвета, которые он встречает на своем пути. Или пусть детка хлопает в ладоши, как только увидит ворону, а если встретит голубя — топает ножкой.
* Ближе к четырём годам вы можете усложнить игры на внимание. Предложите ребёнку игру “Что изменилось?”. Разложите на столе несколько небольших предметов в определённом порядке (начните с пяти-шести, постепенно доводя их количество до 15), дайте малышу 30 секунд для того, чтобы он запомнил их расположение на столе. Попросите его закрыть глаза, уберите/добавьте один предмет или поменяйте их местами. После попросите его сказать, что изменилось.
* Поиски “клада” прекрасно тренируют терпение. Особенно если вы спрячете что-то ценное для ребёнка. “Закопать клад” можно в комнате или на улице. Искать сокровище можно по заранее нарисованному плану или отсчитывая шаги от какой-либо отправной точки.
* Для тренировки понятия “подожди, и получишь результат” прекрасно подойдут любые опыты. Вы можете выращивать кристаллы, проращивать семена, наблюдать, как распускаются почки на веточке, принесённой вами из леса, или появляются корешки на черенке домашнего растения. Придумайте, как ребёнок будет фиксировать свои наблюдения: это могут быть рисунки, фотоотчёт, таблица, которую вы будете заполнять вместе с ним.
Источник
Кризис 3 лет у детей — один из переходных периодов в жизни ребенка, который связан с его взрослением, осознанием собственного я, своей самостоятельности и возможностей. Несмотря на название, «кризис 3 лет» у ребенка может произойти и раньше — в 2,5 и даже в 2 года. Это связано с тем, что нынешние дети опережают в психическом развитии прошлые поколения, к примеру детей 20 лет назад. Это касается всех кризисов, в том числе среднего возраста. В наши дни все кризисы сместились на год раньше. Рассмотрим, как проявляется кризис 3 лет у ребенка, как помочь ему легче пережить этот период и сохранить собственное терпение. Информацию для материала предоставила детский психолог, психотерапевт Галина Салтанова.
Кризис 3 лет у ребенка — «Я хочу» и «Я могу?»
В период кризиса у ребенка до 3 лет происходит формирование своего «Я». С рождения и до этого кризиса ребенок ощущает себя неотделимой частью матери — единым целым. Все, что делает мама, малыш воспринимает, словно он это делает тоже. Постепенно, по мере того, как ребенок начинает ходить, сам выполнять какие-то действия, он видит, что может справляться без мамы и начинает ощущать свою самостоятельность. В этот момент начинается его обособление. Ранее, он, глядя в зеркало, мог говорить: «там ляля». Но после кризиса 3 лет он будет говорить о себе не в третьем лице, а в первом — «там я», «это я».
В этот кризисный период у него впервые возникает желание самостоятельно что-то делать, что-то решать. Однако между я «Могу» и я «Хочу» возникает конфликт. В силу своего возраста он не всегда может выполнить то, что ему хочется. Этот конфликт рождает в ребенке негативизм, истерики и бунт.
К примеру, ребенок хочет достать с высокого стола свою кружку с водой. Но он еще не может этого сделать, так как попросту не дотягивается в силу маленького роста. В такие моменты обычно на помощь приходит мама, стараясь выполнить действие за него. Именно тогда у ребенка может произойти истерика. Сама его цель была — выполнить действие самостоятельно. Хотя импульс «я хочу» пока не соответствует его возможностям «я могу».
В дальнейшем кризис у ребенка 3 лет проявляется такими признаками, как:
- негативизм;
- строптивость;
- бунт;
- несогласие;
- отрицание.
На практике эти признаки проявляются в том, что ребенок не соглашается практически со всем, что предлагают ему родители. Он может протестовать простейшим предложениям, таким как:
— «садись кушать»
— «пойдем гулять»
— «надень перчатки» и т.д.
При этом, он может действительно искренне хотеть гулять и кушать. Но в силу того, что это предлагают выполнить родители, он, скорее всего, откажется.
Кризис 3 лет: «Работа с возражениями»
Главная ошибка родителей во время кризиса 3 лет у ребенка — они боятся проявления характера малыша, принимая его за неуважение взрослых. В этот период нельзя перегибать с давлением на ребенка. Используя давление и приказы как метод управления ребенком, они сами, неосознанно, лишают его самостоятельности в будущем. Впоследствии ребенок может вырасти безынициативным, ленивым и сторонящимся любой ответственности. У него сформируется мнение: «Родители знают все лучше меня, сделают лучше, чем я и выполнят это за меня. А я — не умею».
Пока ребенок в состоянии бунта и негативизма, доказывать ему что-либо — бесполезно. Дайте ему время успокоиться и прийти в себя. Есть несколько приемов, которые помогут найти общий язык с ребенком в такие моменты и сменить его негативный настрой на мирные переговоры.
Согласиться
Вы можете согласиться с ребенком на его отказ. Если он не хочет гулять и надевать перчатки, скажите ему: «хорошо, не пойдем гулять, не нужно надевать варежки. Не трогай их. Сегодня останемся дома». Будьте уверенны, он решит снова сделать все, чтобы вам препятствовать. Тогда он и пойдет гулять, и наденет перчатки. Ему важно чувствовать, что он решает, что ему делать.
Дать выбор
Здесь главное не стараться принудить ребенка через его «не хочу». Не пытайтесь сломить его волю, чтобы показать ему, кто главный. Пока ребенок в негативизме, нужно сделать паузу и дать ему выбор. Смените приказной тон. Вместо «надень перчатки», скажите: «перчатки ждут, пока ты их наденешь». Не говорите «пойдем гулять». Лучше скажите: «Улицу уже освещает солнышко. Она ждет, пока мы пойдем гулять». Будет хорошо, если «ты» будет заменяться на «мы».
Отвлечь от негативизма
Вместо навязывания действия и повелительного тона, которые могут вызывать протест, попробуйте отвлечь ребенка описанием действия. К примеру, «посмотри какие у тебя перчатки. Они колючие? Сейчас они сухие, а вчера после прогулки они были мокрыми». Такие описания помогут отвлечь внимание ребенка от протеста.
Дать ответственность
Дайте ему больше ответственности и самостоятельности, которые соответствует его возрасту. Пусть он сам, хоть и неумело, завязывает шнурки. Он может наливать воду, даже проливая ее. Пусть он надевает обувь наоборот — зато он будет делать это сам. Поймите, что страшного в этом ничего нет. Он может допускать все эти маленькие ошибки — они являются частью осваивания новых навыков. Не лишайте ребенка инициативы и желания быть самостоятельным.
Уважать его границы
Уже в этом возрасте необходимо выделять границы ребенка. Покажите, что у него есть свои вещи. Спрашивайте, можно ли взять его кружечку, прежде чем взять. Не заходите в комнату к ребенку без стука. Если малыш не согласен, чтобы вы брали его вещь — лучше прислушаться.
Уже сейчас в сознании ребенка формируются собственные границы. Уважая его пространство сейчас, вы сможете вырастить человека, который сам будет ценить ваши и чужие границы. Он сам будет спрашивать разрешения перед тем, как взять чью то вещь или войти в вашу комнату.
Помните, кризис 3 лет — это период, в котором зарождается личность ребенка. Вы должны помочь ему и прожить этот кризис вместе. Терпение и понимание того, что сейчас происходит с ребенком, поможет родителю пережить этот нелегкий, но очень важный процесс.
Источник