Как развивать речь ребенка в 2 года при дизартрии

Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.

О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
  • Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
  • Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
  • Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
  • Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
  • Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
  • Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
  • Практически все звуки произносит неправильно.
  • Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
  • Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
  • Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.

Читайте также: Симптомы алалии у детей в 3-4 года

Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока. У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить. К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.

Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.
Читайте также:  Размерная сетка на ребенка 2 года

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Читайте также: Как научить ребенка читать в 5 лет? – 2 проверенных способа и много важных советов

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.

Источник

Светлана Ермакова
Формирование правильной речи у детей с дизартрией

Мотина А. А., Ермакова С. Г.

Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия,которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мяг-кого нёба, языка, губ. Следствием этого являются дефекты эвукопроизношения, изменение тембра голоса, недоразвитие речи.

Успех в преодолении этих нарушений во многом зависит от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания.

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии — псевдобульбарная, которая является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга (энцефалит, ролевая травма, опухоль, интоксикация и т. д.).

У ребенка нарушается общая и речевая моторика, причем характер этих нарушений может быть различный. Условно выделяют три степени псёвдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая,

1. Легкая степень псёвдобульбарной дизартрии характеризуется от-сутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка и губ. Расстройство жевания и глотания проявляются не-ярко, в редких поперхиваниях.

Речь детей несколько замедлена, характерна смазанность при произ-несении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие согласные произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие согласные, так как их артикуляция требует подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.

В большинстве случаев дети с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе слова, в их речи встречаются специфические ошибки замены звуков (например, Т-Д, Ч-Ц и др.). Таким образом, ведущим дефектом у детей, страдающих псёвдобульбарной дизартрией в легкой степени, является-нарушение фонетической стороны речи.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее много-численную группу.Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно их сомкнуть. Движения языка ограничены. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, — удержать в нужном положении. Значительную трудность представляет переход от одного движения к другому. Мягкое нёбо ча-сто бывает малоподвижным. Характерно обильное слюнотечение. Акты жевания и глотания затруднены.

Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, с заметным гнусавым оттенком. Характерна нечеткая артикуляция гласных из-за малоподвижности губ и языка. Звуки А и У недостаточно четки, звуки И и Ы обычно смешиваются. Из согласных чаще произносятся правильно П, Т, К, М, Н, X, Свистящие, шипящие, Ч и Ц, Р и Л произносятся как носовой выдох с неприятным «хлюпающими» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Звонкие согласные почти всегда заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и при стечении согласных опускаются, при этом в последнем случае выпадает один (белка -бека) или оба звука (змея — ия). Вследствие затруднения при переключении от одного слога к другому встречаются случаи их уподобления (посуда- посюся, ножницы — ыосисы).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата в конечном итоге приводит к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. Дети не могут правильно отобрать картинки, названия которых начина-ются на заданный звук, придумать слово, содержащее заданный звук, проанализировать его звуковой состав. Например, дается задание най-ти картинки, названия которых со держат звук Б;дети отбирают сле-дующие: банка, барабан, подушка, платок, пила, белка. Или дается за-дание найти картинки, названия которых содержат звук 3; дети отклады-вают картинки, изображающие змею, зайца, жука, щуку, щетку, желудь, щипцы.

3. Тяжелея степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия- ха-рактеризуется глубоким поражением мышц лица и полной бездеятельно-стью речевого аппарата. Лицо ребенка маскообразно, нижняя че-люсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены. Акты жевания и глотания затруднены. Речь отсутствует, иногда ребенок издает нечле-нораздельные звуки. Но даже при столь тяжелом нарушении система-тические занятия с логопедом оказывают положительный эффект.

Читайте также:  Готовые занятия для ребенка 2 года

У детей с дизартрией позднее развитие речи, ограниченный речевой опыт приводят к недостаточному накоплению словаря Большинство детей с расстройствами артикуляции часто употребляют слова в неточном значении,подменяя их смежными по звуковому или ситуативному сходству: петля — дырка, ваза — кувшин, желудь — орех, гамак — сетка, рельсы — шпалы, наперсток — палец,

Характерным для детей, страдающих дизартрией, является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке. Но отсутствие речи или ограниченное пользование ею приводит к расхождению между ак-тивным и пассивным словарем.

У детей, имеющих тяжелые расстройства артикуляционного аппарата, часто выявляется большой пассивный словарь. Они знают и могут показать на картинке такие предметы, как качели, колодец, буфет, памятник, вагон; определить профессию (летчик, учитель, шофер и т п.); понять действия лиц, изображенных на картинке, показать предметы, окрашенные в различные цвета.

Для детей-дизартриков характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка, В своей речи они часто опускают предлоги, недоговаривают окончания или неправильно их употребляют, не усваивают категорию числа, затрудняются в согласовании и управлении.Например: Кошка залезла клетку; Он сел лавка; Я иду в школу с портфель; Небо чистая.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность и длительность, конкретные приемы, необходимые данному ребенку, планирует логопед, Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществить в домашних условиях.

Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, выдох короткий, неэко-номный, осуществляющийся одновременно через рот и мое. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.

Для отработки навыков правильного дыхания используются следующие упражнения;

1 .Вдох — выдох носом.

2. Вдох носом — выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами,

3. Вдох ртом — выдох носом,

4. Вдох и выдох ртом.

Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить сво-бодный, плавный удлиненный выдох через рот. После этого тренировать плавный длинный выдох с беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, или согласных С, Ш. Взрослый должен следить, чтобы ребенок пра-вильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

При выполнении этих упражнений очень важно постоянно контролировать ребенка, так как сначала ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы.Используются различные приемы контроля: к носовым ходам приставляется зеркало, ватка, полоски тонкой бумаги.

Воспитанию активного выдохе так же способствуют следующие упраж-нения;

1. Дуть на специально изготовленную на тонкой нарезанной бумаги «занавеску».

2. Дуть на «флажок, сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатиков и т. п. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.

4. Дуть не пластмассовые игрушки, плавающие воде.

5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда воде будет долго и равномерно бурлить.

6. Перекатывать шарики или карандаши на гладкой поверхности сильным дуновением.

7. Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики. Задание постепенно усложняется путем увеличения расстояния до предметов, что требует более сильного выдоха,

8. Надувать резиновые игрушки и шарики.

9. Играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать; «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот». «У тебя получился длинный выдох через рот» и т, п.

Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движения губ и языка. Перечислим некоторые из них, легко выполнимые в домашних условиях,

Упражнения для губ и щек

-Надувание губ и щек,

-Надувание щек попеременно.

-Втягивание щек в ротовую полость между зубами,

-Сосательные движения -сомкнутые губы вытягиваются вперед хо-ботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнуты.

-Оскал; губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.

-Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте).

-Движение губ, сложенных хоботком, влево-вправо,

-Вибрация губ («кучерской» звук).

-Удерживание губами резиновой трубочки или длинной карамельки.

Упражнения для нижней челюсти

-Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами).

-Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилив постепенно увеличивается.

Большого внимания требуют упражнения, направленные на разви-тие подвижности языка. Если язык ребенка движется плохо (не подни-мается к верхним зубам, не отклоняется стороны и т. д., то используются рефлекторные (непроизвольные) движения.

Читайте также:  Как отпраздновать новый год ребенку 2 года

Упражнения для языка

-Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета; нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки, ребенок стремится ее спихнуть языком,

-Для сокращения языка -положить кусочки сахаре на кончик языка,

-Для выработки движений языка в сторону — положить кусочек сахаре между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

В тех случаях, когда активные движения языка затруднены, использу-ется пассивная гимнастика. Например,марлевой салфеткой взрослый захватывает язык ребенка и производит нужные движения: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево.

Речевая активность ребенка зависит и от его общения с окружаю-щими.

Дети с дизартрией часто очень критичны к своему дефекту, много молчат, используют жесты вместо слов, стесняются говорить при по-сторонних. Родители постепенно привыкают к этому и должным образом не активизируют речь ребенка. Это может иметь пагубные последствия.

Очень важно поддерживать, первые попытки самостоятельной речи, поощрять самые невнятные слова, повторять их отчетливо, с тем, чтобы ребенок мог соотнести свое произношение с правильным.

Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умение различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый под-бирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушку, барабан, флейту и пр.) и прячется за ширму или экран. Ребенок должен угадать, какая игрушка издает тот или иной звук.

Можно использовать следующие игровые задания. Перед ребенком лежит картинка, изображающая различные фрукты. Дается задание — поднять руку, когда будет назван «лимон».Взрослый медленно произ-носит: яблоко, персик, груша, лимон.

Перед ребенком раскладываются картинки, изображающие предметы, сходные по звучанию. Взрослый называет один из них. Ребенок должен показать нужную картинку.Например: петух — пастух, бабочка -бабушка, дудка- будка и др.

У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение дви-жений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для формирования разнообразных движений пальцами и кистью руки. Сначала отрабатываются коор-динированные движения с более крупными предметами, затем -с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбираются игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного места на другое. Для этого на плотной бумаге подготавливаются контуры различ-ных предметов, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на свое «место». Можно предложить ему распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести. Для развития более тонких движений пальцев очень полезным является раскладывание мелких предметов (пуговиц, палочек, зерен и др.) по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на/ нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

Предлагаем следующие упражнения:

-На плотном картоне нарисовать контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

-Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе взрослого пооче-редно приподнимает нужные пальцы. Если это упражнение не сразу получается, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

-Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары.

Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

-По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы — по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый палец (остальные сжаты в кулак).

-Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино,

-Отстреливание ватного шарика, шашки и т, п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.Этому способствуют следующие упражнения:

-Раскрашивание картинок,

-Точное обведение контуров предметов.

-Рисование простых предметов по проставленным точкам.

-Соединение данных точек линиями разного направления.

-Штрихование (используются цветные карандаши).

Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

Литература

1. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детейдошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

2. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитие речи.Воспитание и обучение: учебно-методический пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: «Гном — Пресс», 1999. – 80 с.

3. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. –Екатеринбург: ИРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Источник