Как развивать ребенка 1 год 4 месяца
Этот возраст называют самым капризным и травматичным в развитии детей. В 1 год 4 месяца ваш малыш переменчив, как ветер в мае, поэтому наберитесь терпения и очень внимательно следите за своим ребенком.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физиологические параметры ребенка в 1 год 4 месяца: вес, рост малыша
- Рост. Для мальчиков оптимальным считается в районе 78 см. Средний рост девочек в этом возрасте чуть больше 80 см.
- Вес. Девочки этого возраста весят в среднем 10,6 кг, мальчики немного больше — 11.3 кг.
- Окружность головы — 45,6-48,9 см, груди 47,3-53,1 см.
- Зубы. По общепринятым нормам, в этом месяце появляются верхние клыки.
Считается, что клыки прорезываются наиболее тяжело, поэтому запаситесь успокаивающими гелями, прорезывателями и крепкими нервами.
Что умеет ребенок в 1 и 4: навыки малыша в 1 год 4 месяца
Дети этого возраста полны энергии и жизнерадостности. Очень важно ребенку, кроме возможности попрыгать и побегать, удовлетворить эмоциональное любопытство и сенсорную жажду. Пусть малыш изучает окружающий мир, используя все органы чувств, и трогает, изучает предметы на вкус и ощупь.
Что умеют дети к этому возрасту
- Ребенок уже самостоятельно встает, ходит, придерживаясь за опору, садится и поворачивается в разные стороны.
Особо можно отметить умение малыша ходить по лестнице: подниматься и спускаться, придерживаясь за руку взрослых или перила. Кроме того, он демонстрирует попытки залезать на стулья, кресла, диваны.
В этом возрасте в разы возрастает риск получения травм, поскольку движения малыша не скоординированы, а страх перед падением отсутствует.
Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра даже на несколько минут! - Дети начинают довольно уверено держать ложку в кулачке, пытаются самостоятельно есть, пить из кружки.
Запаситесь терпением и слюнявчиками. Дайте малышу возможность самостоятельно есть густые продукты — пюре, творожок, кашу. - Малыш уже умеет выполнять несложные действия — поднимать руки вверх, вперед, отводить за спину, в стороны, вращать кистями, шевелить пальцами. Делать эти действия он может как самостоятельно, так и по просьбе взрослых.
Кроме того, считается обязательным умение выполнять просьбы взрослых «Покажи. Принеси. Дай.» - Ребенок эмоционально реагирует на разные ситуации: расставание с родителями, возвращение с прогулки, приход бабушки и т. п.
- Дети этого возраста выговаривают 4-10 слов, знают названия животных, фруктов, овощей, частей тела, предметов обихода.
- Совершают с игрушками определенные действия, играют в простые сюжетные игры: умеют насыпать в ведерко песок, могут перелить воду, покормить игрушки, укачать куклу.
В 1 год и 4 месяца рекомендуют начать процесс приучения к горшку. Не упустите нужный момент, иначе ребенок привыкнет не реагировать на желание сходить в туалет. И тогда отучать его от подгузников будет гораздо сложнее.
Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка
Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.
В остальном всё, как обычно:
- утреннее умывание;
- чистка зубов;
- вечерние водные процедуры.
Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:
- дневной сон — 2-3 часа;
- обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.
Очень важно соблюдать режим дня. Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.
Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.
Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира стоит сохранить для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.
Примерный размер порций на каждый прием пищи
Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Каша — 150 гр Чай с молоком или молоко — 150 мл Хлеб с маслом -40 гр/5 гр | Салат овощной — 10гр Суп — 100 мл Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл | Творог — 50 гр Фрукты — 100гр Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр | Каша или овощное пюре — 150 гр Чай с молоком — 150 мл |
Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.
Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю
Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.
Важно менять меню малыша, чтобы блюда не повторялись больше двух раз в неделю.
Речь и психология развития детей в 1 год и 4 месяца: общение и эмоции малыша
В этом возрасте детская речь начинает принимать осмысленную форму. Малыш уже умеет произносить простые, легкие слова, которые относятся к той или иной ситуации. Например, увидев кошку, кроха может сказать «Киса» и указать на животное.
- Словарный запас у ребенка в 1 год 4 месяца сильно колеблется. У одного это может быть всего 10 слов, у другого же более 50-ти.
- Стимулируйте развитие речи у крохи чтением вслух стихов, поскольку рифмованные строчки воспринимаются легче.
- Выбирайте для чтения яркие иллюстрированные книги. Они помогают усваивать информацию не только на слух, но и визуально.
- Во время чтения поощряйте попытки малыша произнести какое-либо слово, при этом указывайте на изображение, к которому это слово относится.
На этом этапе значительно расширяется спектр эмоций:
- малыши радуются, когда у них что-то получается и расстраиваются, если терпят неудачу;
- пытаются согласие или несогласие выражать мимикой и жестами;
- реагируют по-разному на знакомых и незнакомых людей.
Особенностью этого возраста является способность «заражаться» эмоциями и чувствами — кроха может заплакать или засмеяться «за компанию». Дети:
- удивляются новому и пугаются неожиданных действий;
- легко переключают внимание с одного на другой предмет.
Всё больше становится заметна разница между мальчиками и девочками в поведении и эмоциональном плане. Мальчики более самостоятельны и независимы, меньше реагируют на эмоции окружающих. Девочки более восприимчивы, чаще плачут, любят сидеть на руках или обниматься.
Чем занять малыша в 1 год и 4 месяца: развивающие занятия и игры для ребенка
Игры малыша в этом возрасте носят подражательный характер — они очень любят повторять за родителями все, что те делают. Поэтому запаситесь игрушечной посудой, веником, утюгом и другими подобными игрушками, которые помогут ребенку почувствовать себя взрослым.
Правильно подобранные развивающие игры сделают досуг ребенка насыщенным и интересным.
- С большим удовольствием детки сейчас занимаются играми, развивающими мелкую моторику, а значит, и речевые центры. Например, разнообразные мозаики с крупными и яркими элементами. Также пользуются популярностью разнообразные шнуровки и яркие конструкторы с цепляющимися детальками.
- Самая простая, доступная и увлекательная игра — нанизывание бусин или пуговиц на леску или безопасную проволоку.
- Отличными игрушками будут пирамидки и стаканчики разной величины и цветов, вставляющиеся друг в друга.
- В этом возрасте можно уже обращать внимание малыша на более сложные развивающие игры: простые лабиринты, фигурки с вкладышами, игры связанные с перекладыванием или пересыпанием всевозможных предметов.
Девочки и мальчики этого возраста отдают предпочтение разным игрушкам и играм.
- Мальчики предпочитают более активные, с мячом и машинками, но при этом меньше времени проводят, сосредоточившись на каком-либо занятии.
- Девочки же любят больше заниматься мелкими предметами и сюжетные игры: убирают дом, кормят кукол, лечат зверей.
На этом этапе можно начинать играть в развивающие игры на изучение окружающего мира: цвета, формы, свойства предметов: большой — маленький, мягкий — твердый, гладкий — шершавый и т. п.
В этом возрасте дети не осознают необходимости делиться игрушками и не желают ждать даже минуту. Психологи советуют в таких случаях переключать внимание малыша на другой предмет или занять его простой игрой, например, развлечь его пальчиковыми играми.
Только не переусердствуйте с развивающими играми, чтоб ребенок не утратил познавательный интерес.
Поделитесь с друзьями:
Источник
После того, как ребенок отпраздновал свой первый день рождения, его физическое развитие становится чуть менее динамичным, зато интеллект, навыки, особенности характера меняются постоянно. Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца? Какие нормы соответствуют этому возрасту?
Физическое развитие
После года врачи уже не так тщательно следят за изменениями в весе и росте ребенка, проходить осмотр достаточно раз в три месяца, при хорошем самочувствии визиты к педиатру делают раз в полгода. Ориентироваться в показателях можно по следующей таблице:
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 78-80 см | 80-83 см |
Вес | 11-12 кг | 10-11 кг |
Окружность головы | 48-50 см | 45-48 см |
Обхват грудной клетки | 45-48 см | 50-53 см |
Зубы | 8-12 шт. | 8-12 шт. |
Важно! Дети не всегда соответствуют заявленным параметрам. Если малыш здоров, не стоит переживать из-за этого, все индивидуальны, многое зависит от генетики.
Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
- Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
- Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно. Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
- Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
- Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства. Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
- Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
- В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
- Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Развиваем малыша
Развитие ребенка в этом возрасте имеет четыре основных направления: крупная и мелкая моторика, речь, интеллект. В первом случае вы помогаете малышу совершенствоваться физически, зарядка, подъемы по ступенькам, любые упражнения отлично скажутся на его здоровье. Очень полезные тренажерные комплексы, мягкие ступеньки, коврики, туннели, ортопедические коврики. Подобные занятия всегда проходят в движении.
О пользе развития мелкой моторики не стоит говорить. Она напрямую связана с речевым становлением, поэтому очень важна в раннем возрасте. Для работы пальчиков создано множество игр, большинство из которых мамы могут сделать из подручных материалов. Например:
- Нанизывание бусинок на нить (детали должны быть крупными);
- Поиски клада в песке (можно использовать кинетический песок или крупы);
- Вылавливание рыбок или других предметов с помощью магнитной удочки, пинцета, ложек;
- Крупные шнуровки и мозаики начинают интересовать карапуза;
- Пальчиковые лабиринты и сортеры хорошо подходят для развития интеллекта.
В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.
Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:
- Животными и их звуками;
- Бытовыми предметами и их назначением;
- Цветами;
- Формами;
- С прилагательными «большой – маленький», «мягкий – твердый», «веселый – грустный».
Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.
Важно! Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Лучше предложите подобные игры, когда ребенок будет спокоен и более сосредоточен. Принуждение к занятиям в этом возрасте может вызвать последующее отторжение от процесса обучения.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
- Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
- Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
- Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
- В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
- Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты. Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.
Правила и особенности питания
По мере взросления питание детей становится все более разнообразным. Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:
- Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
- Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
- Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все. Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
- Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания. Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
- Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
- Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
- В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.
Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.
Завтрак | Обед | Ужин |
---|---|---|
Овсяная каша с яблоком | Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями | Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью |
Омлет, хлеб с маслом | Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров | Овощное рагу с мясом |
Рисовая каша с курагой, компот | Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей | Картофельная запеканка с рыбой |
Блинчики со сметаной, джемом | Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени | Рисовая каша с котлетами из индейки |
Творожная запеканка с изюмом | Тыквенный суп – пюре, рагу | Омлет с курицей и помидором |
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба | Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат | Лодочки из кабачков |
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом | Суп со шпинатом, ежики с гречей | Отварная курица с овощным салатом |
Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.
Важно! Каждый прием пищи должен сопровождаться питьем: водой, чаем, компотом, киселем, разбавленным соком.
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами.
Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 – 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен. Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты.
Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения.
Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д.
Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
- Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
- Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
- «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
- Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Загрузка…
Источник