Как развивать обоняние у ребенка 4 года

Как развивать обоняние у ребенка 4 года thumbnail

Развитие обоняния и вкусаСистемы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Буквально с рождения младенец уже наделен этими возможностями, он различает запахи, может распознать на вкус соленое, горькое, сладкое или кислое.

С помощью органов чувств ребенок узнает свойства разных предметов и познает мир. Сенсорное развитие очень важно в формировании дальнейшей наблюдательности, умения творчески мыслить, в развитии логики и других навыков.

Как формируются обоняние и вкус у человека?

Не каждый родитель задумывается о том, что развитие вкусовых рецепторов способно заложить культуру человека.  Формирование вкуса маленького ребенка начинается с культуры приема пищи. Во время трапезы лучше отбросить все проблемы и вопросы. К примеру, на развитие вкуса может повлиять тот факт, когда родители за столом обсуждают политические новости и разные негативные события. От этой привычки лучше избавиться по нескольким причинам.

  • Во-первых, хорошему пищеварению пойдет на пользу умиротворенная атмосфера, что способствует, в свою очередь, здоровому иммунитету.
  • Во-вторых, это способствует развитию гармоничной культурной личности.

Такие дети, повзрослев, способны видеть прекрасное в самых обыкновенных вещах.

Что касается формирования обоняния, то здесь на помощь придут разные продукты питания, приправы, травы, цветы и др. Необходимо знакомить ребенка с запахами:

  • кофейных зерен
  • какао
  • аромата вашего парфюма
  • перца и многого другого.

Что интересно, ребенку нужно давать понюхать не только лишь приятные запахи. Чтобы научить его различать «что такое хорошо и что такое плохо», стоит обратить внимание и на разные неприятные запахи, которые нас окружают в повседневной жизни. Это может быть испорченное яблоко или что-либо еще, запах чего вам совсем не по душе.

Стимулирование вкуса и обоняния ребенка

Знакомство с запахами, которые окружают ребенка дома – это самое простое и легкое для родителей. К примеру, возьмите ребенка с собой на кухню, когда вы готовите кушать или собираетесь принимать ванную.

Вы можете сделать самостоятельно мешочки, которые нужно наполнить разными травами, и давать ребенку поочередно их понюхать. При этом обязательно говорите название того, что находится внутри мешочка. Нужно брать такие травы или специи, которые имеют ярко выраженный запах:

  • ваниль
  • корица
  • анис
  • лаванда
  • семена укропа
  • базилик
  • морские водоросли и др.

Не удивляйтесь, если ребенку больше понравится не запах корицы, а морских водорослей. Поэтому экспериментируйте и предлагайте разные запахи, в том числе и те, которые вам кажутся не очень приятными.

Единственное, что стоит отметить, некоторые травы оказывают влияние на организм человека и способны вызвать головную боль или аллергию. Поэтому необходимо проводить такие занятия осторожно и следить за реакцией малыша. Следует также помнить об этом, если даете нюхать какие-то цветы. Еще в качестве материалов для такого вида «тренировки» обоняния подойдут разные фрукты, овощи, хлебобулочные изделия и т.д.

В развитии вкуса первостепенную роль играет еда. Вы можете нарезать кусочками разные виды овощей и фруктов и предложить ребенку их на десерт или полдник. Называйте то, что он возьмет и будет есть. Если ребенок еще маленький, можно выбрать какие-то предметы для жевания, только необходимо проследить, чтобы они были чистыми, на них не было мелких деталей и волокон ткани. Маленькие детки очень любят постоянно что-то жевать и тянуть в рот, поэтому такое занятие должно прийтись им по душе.

Игры для развития обоняния и вкуса

  1. Завяжите ребенку глаза и дайте ребенку что-то съесть или понюхать. Затем он должен отгадать, что вы ему дали.
  2. Наполните несколько бутылочек различными пахучими веществами. Можно использовать для этой цели контейнеры от шоколадных яиц или бахил (смотрите мой МК по изготовлению обонятельных бочонков). Можете использовать специи, цедру цитрусовых фруктов и др. Предложите ребенку охарактеризовать запах в каждой бутылочке. Поначалу, скорее всего, ему сложно будет подобрать правильные слова, поэтому подскажите ему сами. Со временем, ребенок научится не только различать запахи, но и правильно их описывать, что благоприятно будет сказываться и на его словарном запасе.
  3. Закройте ребенку глаза и предложите по запаху найти две одинаковых бутылочки.
  4. Разложите по стаканам разные продукты питания (хлеб, овощи, фрукты) и предметы туалета (мыло, духи, зубную пасту). Предложите ребенку по запаху определить, где съедобные и несъедобные продукты.
  5. Предложите во время еды по запаху определить, какое будет меню на сегодняшний обед. Подтвердите запах вкусовыми качествами угаданного блюда.

Такие игры вполне несложные, но в то же время довольно увлекательны. Подготовка к ним не займет у родителей много времени, а польза от занятий, безусловно, будет.

Таким образом, для того чтобы сделать жизнь ребенка более насыщенной и интересной, не обязательно выдумывать что-то очень сложное, достаточно почаще обращать его внимание на самые обычные каждодневные вещи, которые нас окружают.

А как вы развиваете обоняние и вкус вашего ребенка? Расскажите в комментариях!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Читайте также:  Учащенное мочеиспускание у ребенка 4 года

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • Весенние сенсорные коробки
  • Весенняя сенсорная коробка «Цветочки и листочки»
  • Игры со льдом
  • Сенсорные коробки на тему «Огород»
  • Итоги конкурса «Осенняя сказка в сенсорной коробке»

Источник

razvitie-obonyniy-rebenka-1Здравствуйте, дорогие мамочки!

Сегодня я, Светлана Каменева, подготовила для вас статью с играми на развитие обоняние ребёнка.

Запахи влияют на физическое состояние и душу каждого человека. Они могут оказывать возбуждающее действие, а могут и успокаивать. По запаху ребенок может определить, какое время суток сейчас (к примеру- «пахнет ужином»), или какое время года настало (например-зимой, снег придает воздуху особую свежесть, или на рождество в доме царит запах пряностей от выпечки и пленительный аромат елки). Также ребенок может узнавать по запаху, где он находится в квартире. К примеру, в ванной чувствуется запах маминого шампуня, или на кухне благоухает утром запах свежезаваренного кофе. Это получило название пространственно-временных отношений. Как пахнут игрушки, растения, животные, люди — легко запечатлевается в памяти малыша.

Уже грудничок без труда может отличить по запахам папу и маму, а также домашних питомцев. Всем известно, что запахи из детства запоминаются нами на всю оставшуюся жизнь.

Работая с запахами не стоит забывать о правилах безопасности, поскольку запахи фиксируются нашим мозгом молниеносно и если какой-то запах оказался негативным, убрать его вредное влияние требует значительных усилий.

Дети до 2-х лет не умеют сами задерживать дыхание, и запахи воспринимаются ими опосредованно (например, при приёме пищи).

Если вы изучаете с ребенком запахи, то восприятие его должно быть коротким, поскольку все сильные запахи являются для малыша неприятными, провоцируя болезненное ощущение и таким образом являются опасными.

Какие характеристики запаха мы изучаем: сильный – слабый, душистый – пряный, сладкий – горький, женский – мужской, приятный – неприятный, тонкий – резкий.

Насколько сильно развито у вашего малыша обоняние можно понять следующим образом:

— При низком уровне ваш малыш будет реагировать на запахи, но не будет узнавать часто встречающиеся запахи, не сможет их назвать и соотнести с объектом.

— Если ваш ребенок узнает запах и соотносит его с определенным объектом, то можно считать, что его обоняние находиться на среднем уровне.

— Когда ребенок может узнать знакомый ему запах, выделить его среди других запахов и сказать к какому предмету он принадлежит, то его обоняние имеет высокий уровень развития.

Конечно же, как и любое другое чувство, обоняние можно развивать.

Этот процесс развития делиться на 4 ступени: 

1 — Подготовительный уровень. Здесь мы показываем малышу как правильно нужно нюхать

предметы.

2- На второй ступени происходит изучение запахов. Малыш учиться концентрироваться
на запахе, его узнавать, запоминать и потом называть.

Для более легкого запоминания запахи можно ранжировать на определенные группы:

— запахи продуктов питания (овощи, фрукты, мясные и молочные продукты и др.);

— запахи приправ и специй (имбирь, кориандр, душистый перец и др.);

— запахи парфюмерии (дезодорант, духи, одеколон и др.);

—  медицинские запахи (мази, микстура, спирт, капли и др.).

— запахи растений (цветы, деревья, травы и т.д.);

— бытовые запахи (мыло, шампунь, зубная паста и т.д.);

Знакомя ребенка с тем или иным запахом, мы в начале определяем, какой это запах-приятный или неприятный, знакомый нам или неизвестный.

3 — На третьей ступени можно уже проводить занятия для развития обоняния и точному узнаванию запахов. Все проводиться в игровой форме. В этом нам помогут такие игры как: Э «Угадай по запаху», «Где пахнет?», «Съедобное — несъедобное» и другие.

4 – На последнем этапе внимание ребенка направляется на то, каким образом пользоваться своим обонянием в жизни, как его использовать в различных областях своей деятельности: познавательной, игровой, бытовой, пространственной и социальной ориентировке.

Интересно будет понаблюдать с ребенком, как перемещается аромат. Для этого нужно зажечь ароматизированную палочку и подвигать ей в различных направлениях. При этом ребенок закрывает глаза и пытается определить с какой стороны идет запах.

На творческих занятиях можно обращать внимание детей как пахнет клей, краски, бумага.

При ознакомлении с природой — на запахи растений, животных. Во время режимных моментов — на запах мыла, зубной пасты и т.д.

Давайте рассмотрим теперь, как же мы будем в игровой форме развивать обоняние у малыша.

Игра «Фрукт или овощ?»

Сортируем по блюдцам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.) и предлагаем малышу определить по запаху с закрытыми глазами тот или иной продукт, а потом сказать к какой группе (овощей или фруктов) он относится.

Читайте также:  4 года ребенок не сидит

Игра«Помогизайчику»

Распределяем по тарелочкам съедобные и несъедобные предметы и предлагаем малышу от имени больного зайчика, у которого пропал нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

Игра«Что приготовиламама на обед?»

Предлагаем ребенку по запаху угадать блюдо, приготовленное мамой на обед. Например: борщ, грибной суп, жареная картошка и т.д.

razvitie-obonyniy-rebenka-2                                          

razvitie-obonyniy-rebenka-4

Мария Монтессори предлагает игру «нюхательные баночки» для развития обоняния.

Игра предназначена для детей от 3 лет.

В оригинале предлагается использовать 4 стеклянные баночки с белой и 4 баночки с черной крышкой. Каждые две бутылочки заполняются одинаковым содержимым.

Можно поступить проще: взять баночки от детского питания или маленькие пробирки. Разные крышечки использовать тоже необязательно.

Для своего лото я использовала гораздо больше запахов, а именно: лавровый лист, ромашка, лаванда, можжевеловые ягоды, фенхель, какао, ваниль, корица, имбирь, барбарис, мята, кардамон, гвоздика, чай «бергамот», лепестки розы, кофе, шафран, цикорий, душица, орегано, базилик, цукаты лимона, апельсина, перец чили, мускатный орех.

Когда ребенок будет постарше, с 5 лет можно на ватку капнуть эфирного масла и изучать запахи эфирных масел.

На первом этапе учим ребенка принюхиваться к запаху и изучаем запахи. Даем им характеристики. Используем вначале для ознакомления 3-4 запаха.

Далее вы делите баночки на 2 группы. Из первой группы берете баночку, показываете малышу, как надо правильно, осторожно нюхать. Потом предлагаете понюхать баночки из второй группы, для того, чтобы найти идентичный запах.

Варианты игры:

  1. Игра проводится с закрытыми глазами.
  2. Баночки разделяются на 2 группы и размещаются в разных помещениях. Даем ребенку понюхать баночку и просим потом найти этот запах-при этом  развивается  обонятельная память.

При игре с моей дочкой, ей было все время интересно: куда или где используется тот или иной наполнитель. Например: кофе- любит пить папа, цикорий- напиток мамы, лаванда- хорошо для сна, фенхель-если болит животик и т. д.

Желаю интересных игр!!!

Использованная литература:

1. Панина Галина Викторовна, «Развитие обонятельных ощущений у детей множественными тяжелыми нарушениями развития“.

2. Светлена Неволина, «Мироведение»

Статью подготовила специально для сайта «Мама-лучший педагог»  Светлана Каменева, врач-невролог и мама 3-х летней малышки.

банер горизонтальный 1

Источник

Нарушения кожной чувствительности. Обоняние у ребенка

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в раннем детском возрасте можно получить только общие представления о расстройстве чувствительности.

При некоторых патологических состояниях (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, гипертензионно-гидроцефальный синдром) у детей можно отметить гиперестезию кожных покровов. Из-за боли дети отказываются идти на руки к матери.

Снижение болевой реакции наблюдается в прекоматозном и коматозном состоянии, при тяжелых соматических заболеваниях. Описана врожденная нечувствительность к боли вследствие недоразвития чувствительных путей. Нарушение формирования реакции щекотания (ее отсутствие или запаздывание) наблюдается при органических поражениях мозга, хронических расстройствах питания, тяжелом рахите.

Учебное видео проводящий путь тактильной чувствительности

Видео проводящий путь тактильной чувствительности

Обоняние у ребенка

Формирование периферической части обонятельного анализатора начинается на 2-м месяце внутриутробного развития и заканчивается к 7-му месяцу. Новорожденный ребенок реагирует на пахучие вещества. Корковый отдел обонятельного анализатора формируется к 2—3 годам. Однако имеются данные, указывающие на то, что еще во внутриутробный период начинается регрессивное развитие обонятельного анализатора и что грудной ребенок ощущает запахи больше, чем дети более старшего возраста и взрослые.

Дифференциация приятных и неприятных запахов возможна уже на 2—3-м месяце постнатальпой жизни, она хорошо выражена в возрасте 4 мес. Возможность дифференциации различных веществ по запаху развивается к 2—3 годам. Прежде чем исследовать обоняние, надо выяснить, нет ли у ребенка врожденных дефектов носовых ходов и перегородки, насморка. Носовые ходы должны быть чистыми и свободными.

Исследование обоняния у новорожденных и грудных детей производится путем изучения реакции на пахучие вещества. Ребенку подносят поочередно пахучие вещества, не раздражающие слизистую носа (мятные капли, настойку валерианы). При этом исследующий вначале сам нюхает эти вещества.

Новорожденные и грудные дети на запахи реагируют неудовольствием: смыкают веки, морщат лицо, кричат, у них учащается пульс и дыхание. Эта реакция становится более постоянной с 3—4 мес. При обследовании детей 2—3 лет можно просить ребенка нюхать пахучие вещества и охарактеризовать их. Для этого должен быть контакт с ребенком.

Снижение обоняния (гипосмия) может быть врожденным, особенно у детей с органическим поражением центральной нервной системы. Оно чаще одностороннее. Временное снижение обоняния обычно связано с воспалительным поражением слизистой носа при катаре верхних дыхательных путей. Постоянная потеря обоняния наблюдается при тяжелой травме головы, воспалении орбиты, опухолях, поражении периферических рецепторов или их врожденном недоразвитии.

Учебное видео анатомии проводящего пути обонятельного анализатора

Видео анатомии проводящего пути обонятельного анализатора

— Также рекомендуем «Оценка вкусовой чувствительности. Зрение»

Оглавление темы «Оценка нервной системы ребенка.»:

1. Кожная чувствительность. Методы оценки кожной чувствительности

2. Нарушения кожной чувствительности. Обоняние у ребенка

3. Оценка вкусовой чувствительности. Зрение

4. Цветоощущение ребенка. Оценка остроты зрения

5. Вестибулярная система ребенка. Оценка слуха детей

6. Оценка двигательной сферы детей. Глазодвигательный, блоковидный и отводящий нервы ребенка

7. Косоглазие детей. Птоз у ребенка

8. Лицевой нерв. Парез лицевого нерва у ребенка

9. Бульбарный и псевдобульбарный паралич у ребенка. Безусловные рефлексы у детей

10. Общее мышечное развитие ребенка. Объем и сила пассивных и активных движений

Читайте также:  Ребенок в 4 года только лепечет

Источник

Людмила Ивина
Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения

Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения

Из разных зон организма в мозг человека беспрерывно приходит

информация, которую посылают все виды анализаторов – глаза, уши, органы

вкуса, обоняния и осязания. Мозг, в свою очередь, обрабатывает

поступившую информацию, при этом различные анализаторы сенсорного

восприятия не являются равноценными.

Зрение вполне можно считать самым главным из чувств, так как мы подсознательно ему доверяем больше. А что же происходит, если зрение нарушено или ослаблено? В зависимости от степени нарушения зрения, ребёнок априори получает нечёткую, либо искажённую информацию, поставляемую в его мозг зрительным анализатором, что, в свою очередь приводит к неточной работе организма в целом. Следует отметить, что другие анализаторы – обоняние, осязание, вкус, слух могут частично компенсировать данную потерю.

Познавательное значение обонятельных ощущений особенно повышается у детей с тяжёлыми нарушениями зрения и детей с амблиопией и косоглазием. Благодаря предметности обонятельных ощущений ребёнок получает дополнительную информацию об изменениях в окружающей среде.

Огромную роль в формировании обонятельного восприятия ребёнка принадлежит его семье, поскольку она помогает ему в практическом овладении сенсорными эталонами, сформированными на коррекционных занятиях тифлопедагога, но и способствует расширению представлений ребёнка об окружающем мире.

Знакомить ребёнка с запахами необходимо в игровой форме, используя различные дидактические игры, интересные задания, чтобы увлечь, заинтересовать их, чтобы создать положительное эмоциональное отношение ребёнка к предложенной деятельности.

Игры и задания для стимуляции обоняния у ребёнка с нарушениями зрения

1. Обсудите с ребёнком, что такое нос, ноздри и дыхание. Проведите упражнения с дыханием через нос, рот, каждую из ноздрей. Предложите ему ладонью почувствовать выдыхаемый воздух.

Попросите ребёнка рассказать, как измениться жизнь, если совсем

не чувствовать запахов (как при простуде, когда заложен нос). Пусть

попробует назвать десять предметов, не имеющих никакого запаха.

2. Гуляя с ребёнком в парке или в лесу, предоставьте ему возможность

познакомиться с запахами растений и цветов. Дайте ему понюхать хвою, тополиные почки, сырые опилки, сосновые иголки, садовые цветы. Обратите его внимание на то, как приятно пахнет мокрая трава и листва. Описывая запахи, старайтесь подбирать точные определения.

3. Детям очень нравится закрывать глаза и угадывать, что им дали понюхать. В такую игру можно играть везде – и дома, и на улице, в саду. Пусть малыш попробует по запаху узнать розу, ромашку или флоксы.

4. Возьмите баночки с кремом, флаконы духов или эфирных масел и попробуйте описать, как они пахнут. Духи и туалетную воду в виде спрея можно дать ребёнку понюхать, просто открыв флакон, не распыляя. Капельку духов или эфирных масел лучше нанести на полоску чистой бумаги и только через несколько секунд предложите понюхать его и сказать, понравился ли аромат. Попросите ребёнка найти самый сильный запах и самый нежный.

5. Предложите ребёнку подобрать пары мешочков, набитых разными сортами лечебных трав, и сопоставить с картинками, их изображающих.

6. Игра «Что готовят на обед?»

По запаху с кухни определить, какая готовится пища, заранее составить меню и потом проверить ошибки.

7. Игра «Овощной салат»

Предварительно рассмотрев форму, цвет, величину овощей, предложите ребёнку по запаху найти необходимые для салата овощи и назвать их.

8. Игра «В саду, в лесу, на огороде»

Определите с ребёнком по запаху то, что растёт в саду, в лесу, на огороде.

9. Игра «Чем пахнут ремёсла?»

Предложите ребёнку по запаху определить краску, клей, бумагу, дерево, йод и т. д., определить кому, что нужно для работы.

10. Игра «Покажи, откуда ты чувствуешь запах»

Определите с ребёнком источник запаха.

11. Игра «Что нам подскажет запах?»

В пустые пузырьки с тёмными стенками – коробочки из – под

фотоплёнки или из шоколадных яиц поместите вещества с характерными

запахами: духов, ванилина, мыла, лепестков роз, лука, чеснока, кофе,

апельсиновых корок, мяты и т. д.

Необходимо учить детейправильно нюхать вещества: держать ёмкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивать ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.

Ребёнок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился.

Уважаемые родители!

Безусловно, полнота восприятия картины окружающего мира ребёнком с нарушениями зрения обеспечивается совместной отлаженной работой всех других анализаторов.

Работа над развитием сохранных анализаторов –

Трудоёмкий, но чрезвычайно важный процесс, требующий дифференцированного и системного подхода в каждом конкретном случае.

Материал подготовлен

учителем – дефектологом (тифлопедагогом) Л. А. Ивиной

Источник