Как развивать кругозор ребенка в 3 года

Как развивать кругозор ребенка в 3 года thumbnail

Развитие кругозора ребенка от 1 до 3 лет

Как развивать кругозор ребенка?

Занятия, направленные на расширение кругозора детей от года до трех лет

Как активен и любознателен малыш в раннем возрасте! У него еще свое, удивительное восприятие всего вокруг. Все нужно потрогать, изучить, а иногда и попробовать на вкус! Именно в это время и необходимо формировать у малютки любовь к природе и знакомить с ее явлениями. Чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к окружающему миру, занятия лучше проводит в форме увлекательной игры. Это позволяет не только развивать интеллектуальные способности малыша, но и формировать у него восприимчивость к красоте.

Такие игры проводятся на улице, а их содержание зависит от времени года.

Зима. Занятия на развитие кругозора в зимний период времени

Неживая природа. Какое явление природы зимой самое главное? И взрослые, и дети постарше сразу ответят на вопрос: «Конечно, снег!», а вот малыш этого пока не знает. В зимний период его знакомство с неживой природой начинается со снега. Взрослый объясняет и показывает ребенку, как из снега лепить снежки и играть с ними. Их можно катать и делать большими, можно с помощью взрослого вылепить снежную бабу, а еще снежки можно кидать!

Нельзя не обратить внимания малыша на снежинки, на них можно просто смотреть, поясняя: «Это снежинки, посмотри, как они летят, белые пушистые, а если снежинка упадет на руку, она тут же растает».

А какая увлекательная может получиться игра в прятки! Ребенок прячется за сугробы, а взрослый его ищет, но находит не сразу, бегает, изображая, что не знает, где искать, поясняя: «Какие большие сугробы! Как же мне тебя найти?» И вдруг находит, малыш радуется, а главное, запоминает, что сугробы бывают большие.

Чего же еще интересного можно увидеть, прогуливаясь по зимнему скверу? Конечно, деревья, причудливо нарядившиеся в снежные шубы.

Малышу надо объяснить, что деревья сбросили листья и укутались снегом.

Живая природа. Но мир зимних чудес еще не заканчивается! На улице можно увидеть столько всего увлекательного! Например, птицы, которые остались на зимовку. Следует рассказать малышу, что не все птички остались, большинство осенью улетели в теплые края. Остались только самые смелые, которые не боятся зимнего холода: воробьи, голуби, вороны. Лучше их показать и рассказать, чем они отличаются друг от друга (размер, окраска). Нельзя не упомянуть и о том, что птичкам зимой трудно, холодно и голодно, нужно им помогать, кормить и делать кормушки. Можно совместно с ребенком покормить птиц. Многие дети быстро учатся различать птиц, а иногда очень интересно их изображают.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о верхней зимней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Весна. Занятия на развитие кругозора весной

Неживая природа. На весенних прогулках с малышом взрослым следует обращать его внимание на многочисленные ручейки и лужицы, образовавшиеся от таяния снега, поясняя, что все они разные — большие и маленькие. А если совместно с ребенком смастерить бумажные кораблики и отправить их в плавание, это подарит незабываемые впечатления и малышу, и взрослому!

Еще можно рассказать ребенку, что в этот период происходит с растительным миром. На ветвях деревьев набухают почки, появляется обласканная добрыми солнечными лучами первая травка. Потом почки превращаются в листочки, распускаются цветы: одуванчики, подснежники, ландыши.

Взрослому следует акцентировать внимание малыша на разновидностях растений и их названиях, при этом нужно сразу подмечать, что растительный мир очень хрупкий и нежный и к нему надо проявлять особо бережное отношение.

Живая природа. Также надо рассказывать ребенку о животных и их детенышах. Например, собака и щенки, кошка и котята, корова и телята, коза и козлята, лошадь и жеребята, утка и утята, курица и цыплята. При этом надо уточнить, что взрослое (большое) животное — мама, а маленькие — детки. При возможности можно показать малышу животных и обратить его внимание на их повадки, заботу о потомстве, объясняя, что представители животного мира беззащитны, их нужно беречь и любить.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует рассказывать ему о демисезонной одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Лето. Занятия на развитие кругозора летом

Неживая природа. Лето, его разнообразие и многогранность не могут не вызвать у малыша огромного любопытства. Ведь теперь он может ознакомиться и с теплой водой в водоемах, песком, камушками и ракушками, лесными деревьями… Ребенку нужно объяснить, что это самое красочное и яркое время года, которое называется лето. Теперь солнышко стало светить ярче, оно своими теплыми лучами согревает землю и оживляет природу.

Если за окном дождь, то надо пояснить, что его капельки стали теплыми, он бережно поливает растения и освежает воздух, а после дождя бывает многоцветная радуга.

Если погода теплая, рекомендуется начинать знакомить малыша со свойствами воды. Взрослый напоминает ребенку, что вода может превращаться в снег или лед, быть холодной и теплой, может литься, переливаться из одной емкости в другую.

Читайте также:  Как давать капсулы ребенку 3 года

Можно собирать на речке камушки и ракушки, играть в воде с надувным мячом, брызгаться, учить плавать резиновые игрушки.

На пляже или в песочнице можно играть с песком, в него можно закапывать игрушки, строить замки, с помощью формочек делать всевозможные фигурки, набирать совочком в ведерко, копать ямки.

В летний период следует продолжать знакомство с растительным миром, заучивать, как называется то или иное растение, рассматривать листики и находить различия в форме, собирать растения для гербариев.

Живая природа. Нельзя забывать и о братьях наших меньших! Рекомендуется продолжать знакомство малыша с животным миром и закреплять познания об особенностях животных, повадках, цвете, размере.

Лето богато и всевозможными насекомыми. Полезно познакомить малыша с бабочками, кузнечиками, божьими коровками, жучками, муравьями. Он не должен их бояться. Ребенку надо рассказать об их пользе и беззащитности.

Перед выходом на прогулку, одевая ребенка, следует говорить ему о летней одежде, а после двух лет приучать называть вещи.

Осень. Занятия на развитие кругозора ребенка осенью

Неживая природа. Осень золотая… Время даров природы и преображения. Прежде всего, надо объяснить малышу, что лето закончилось, наступила осень.

Листья деревьев окрасились различными цветами — желтые, зеленые, багряные. Когда они начнут опадать, можно пояснить, что деревья за лето устали и готовятся ко сну, для этого они сбрасывают свою листву-одежду.

Полезно погулять с малышом по осеннему парку, послушать шуршание листвы под ногами и собрать красивый осенний букет, набрать желудей и шишек, оценивая их поверхность, объяснить, что желудь гладкий, а шишка шероховатая.

Живая природа. Следует продолжать знакомство малыша с братьями нашими меньшими и закреплять познания ребенка об их особенностях, повадках, цвете, размере.

Например, взрослый берет в руки кошку и предлагает ребенку ее погладить. При этом необходимо пояснить малышу, что это кошка, у нее пушистая шерстка, маленькие ушки, розовый носик и т. д. Такие же действия можно выполнять и со щенком, хорошо вместе с ребенком налить зверьку молока и наблюдать, как животное пьет.

Если есть возможность, посетить частный сектор, можно показать ребенку домашних птиц, обращая внимание на то, как они кричат, и предложить малышу изобразить курочку, уточку, гуся.

Подвижные игры для детей от 1 до 3 лет

Малыш дошкольного возраста еще не может самостоятельно придумать и организовывать подвижную игру.

Подвижные игры не только помогают разнообразить досуг малыша, но и способствуют его гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Этой сфере деятельности рекомендуется уделять повышенное внимание.

Взрослым для организации разнообразных подвижных игр следует подготовиться заранее и приобрести игрушки, которые позволят проводить их более ярко и интересно, — большие и маленькие мячики, кегли, качалки, обручи. Помимо всех вышеперечисленных плюсов от подвижной деятельности, взрослый, играя вместе с ребенком, формирует у него все навыки совместной игры, которые ему так пригодятся и в детских коллективах. Например, в игре с мячом взрослый показывает малышу мячик и на своем примере подсказывает, как его можно катать, подбрасывать, кидать друг другу.

Можно предложить и игры без дополнительных приготовлений, которые также носят подражательный характер, например, одна из самых распространенных и доступных для восприятия малыша игра — «Наседка и цыпленок». Сначала взрослый знакомит малыша с правилами игры. Ребенку предлагается превратиться в маленького цыпленка, а взрослый становится наседкой. Цыпленок радуется солнышку, резвится и бегает, но когда курица крикнет ему: «Куд-куда, куд-куда!», он должен прибежать к наседке и спрятаться под ее руку («крыло»).

Похожие статьи:

Как оформить детскую для развития ребенка

Как заниматься с ребенком дополнительно

Обучение дошкольников математике. Занятия математикой с детьми от 3 до 5 лет

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет

Гармоничное развитие ребенка. Методика Сесиль Лупан

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников

1. «Змейка», или «Закончи слово»

Цель: Развитие внимания, речи, кругозора

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2. «Что может быть зеленым, острым, горячим?»

Цель: мышления, речи, кругозора.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

3. «Сравнение предметов»

Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.

Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Читайте также:  Можно ли майонез ребенку в 3 года

Остальные участники добавляют свои варианты

4. «Укрась слово»

Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)

5. «Цепочка слов»

Цель: развитие речи, творческого мышления

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово «кошка».

– Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная…

– Что ещё бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

– Каким ещё может быть платье?

– Шелковым, новым, прямым…

– Что ещё может быть прямым?

– Линия, дорога, взгляд… и т. д.

6. «Назови слова, относящиеся к спорту»

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.

7. Животные и их детеныши

Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.

Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.

ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК

КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК

КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК

8. Один – много

Цель: развитие речи.

Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.

Варианты слов:

ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ

ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…

ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…

9. «Мячик-соединитель»

Цель: речи, развитие внимания

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

Варианты несогласованных слов:

«СОБАКА, ГУЛЯТЬ» «ДЕРЕВО, РАСТИ» «ДОЖДЬ, ЛИТЬ» «СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ» «КОШКА, ЦАРАПАТЬ» «НОЖ, РЕЗАТЬ» «ДОМ, СТРОИТЬ» «ПОРТНОЙ, ШИТЬ» «ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ» «ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ» «УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ» «ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ» «ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ» «ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ» «ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ» «КНИГА, ЧИТАТЬ» «ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ «ГОЛОВА, БОЛЕТЬ» «СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ» «МЫШКА, ШУРШАТЬ» «КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ» «КРАСКИ, РИСОВАТЬ» «ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ» «МЯЧ, УРОНИТЬ»

10. «Кто где живет»

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.

Муравей в муравейнике

Медведь в берлоге

11. «Подбор объектов к действию»

Цель: развитие словарного запаса.

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?»

«Кто и что греет?» «Кто и что летает?» «Кто и что блестит?»

12. Животные

Цель: развитие памяти, расширение кругозора.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.

13. «Часть – целое»

Цель: развитие мышления и речи.

Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет

Панцирь – черепаха Хобот – слон

Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

14. Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.

Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).

2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

5) Назови слова, относящиеся к искусству.

6) Назови слова, обозначающие овощи.

7) Назови слова, обозначающие фрукты.

15. «Определи понятие»

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»

16. «Говори наоборот»

Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.

Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой — маленький».Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ

БЫСТРЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПУСТОЙ

ХУДОЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

17.»Ответь на вопросы»

Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.

Читайте также:  Какой укол сделать от температуры ребенку 3 года

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают, а вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава …

5. Черешня, слива, груши, яблоки… — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?

8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…

9. А маленькая овечка – это…

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

19. Ответь на вопросы

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. С какого месяца начинается год?

4. Назови последний месяц года.

5. Назови зимние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови летние месяцы.

8. Назови осенние месяцы.

9. Перечисли дни недели.

10. Сколько дней в неделе?

20. «Что из чего сделано?»

Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.

1. Дом из камня — …

2. Дом из кирпича -…

3. Шляпа из соломы — …

21. «Укрась слово»

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)

22. «Кто что делает?»

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:

1. Кто учит детей? (учитель)

2. Кто лечит больных? (врач)

3. Кто красит стены? (маляр)

4. Кто делает прически? (парикмахер)

5. Кто строит дома? (строитель)

6. Кто лечит животных? (ветеринар)

7. Кто работает в саду? (садовник)

8. Кто пишет книги? (писатель)

9. Кто управляет оркестром? (дирижер)

10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)

23. «Определи понятие»

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.

3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: «Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы вы объяснили это?»

24. Что может быть круглым, мягким, прочным?

Цель: развитие речи, кругозора, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

25. Ответь на вопросы.

Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.

1. В какое время года бывает снегопад?

2. В какое время года бывает листопад?

3. В какое время года идет дождь?

1. В какое время года бывает иней?

2. В какое время года появляются подснежники?

3. В какое время года можно увидеть росу?

4. В какое время года бегут ручьи?

5. В какое время года птицы вьют гнезда?

6. В какое время года появляются комары?

7. В какое время года река покрывается льдом?

8. В какое время года птицы улетают на юг?

9. В какое время года собирают ягоды?

10. В какое время года бывает гроза?

26.»Скажи наоборот»

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).

зима – лето

свет – тьма

день – ночь

27. «Узнай предмет по признакам»

Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.

Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.

1. Белый, сладкий, твердый (сахар).

2. Через речку лег, пробежать помог (лед)

3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

4. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)

6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)

8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)

9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)

10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

28. «Укрась слово»

Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.

Взрослый просит детей описать предмет.

Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?

Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?

29. «Что в чем?»

Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.

Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.

Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.

Источник