Как развить в ребенке внимательность и сосредоточенность 5 ти лет
Последнее обновление статьи: 14.05.2019
Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.
Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.
Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.
Как можно охарактеризовать внимание
Главная проблема в процессе развития — это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.
В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.
Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:
- Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
- Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
- Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.
Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.
Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.
Внимание обладает свойствами:
- устойчивость;
- концентрация;
- объёмность;
- избирательность;
- переключаемость.
Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.
Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.
Как определить уровень внимания
С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.
Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:
- Таблица Равена.
- Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
- Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».
Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.
Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.
Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет — это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту.
Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:
- Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
- Найди одинаковую пару.
- Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
- Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).
Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.
Полезные советы по развитию внимания у детей
Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.
Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.
Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.
Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.
Источник
Сегодня рассеянный ребенок — это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но… это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе — вот такая особенность внимания. Я даже не говорю о синдроме дефицита внимания, который все больше набирает обороты.
Я сама столкнулась с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг. Соответственно, это мешает учиться и ему и окружающим. Хотя в нашей ситуации этот фактор еще и сильно мешал становлению речи. Все ведь взаимосвязано.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот о нескольких из них моя статья сегодня. А еще есть ее продолжение вот тут.
1. Шифровка
Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова.
Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось?
Тогда усложните задачу — составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.
емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
2. Логические шифровки
Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру «Найди лишнее слово»? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление.
А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:
чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач… последнее явно не в тему)
тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка… что же тут лишнее?)
Корректор
Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность.
Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью — зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой — минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.
В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.
Филлворд (Fillword)
Это тоже известный способ, когда в массиве слов ребенку нужно найти заданные слова. Задание вроде бы простое и незатейливое. Вот только уровень сложности у таких таблиц разный. Представьте, что найти нужно 30 слов… справитесь? 🙂
Графический диктант
Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему? Он развивает способность слушать, концентрироваться на словах окружающих. В моем случае это постоянная проблема, над решением которой мы работаем. Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.
Это простые способы, но повторюсь, от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте — они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала.
Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи 🙂 Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.
Все бы хорошо, но где взять столько материала. Ведь не будешь вычитывать одно и тоже. Я пользуюсь учебными пособиями для психологов. Это более серьезные книжечки, чем тоненькие сборники для дошколят. Еще составляю материал сама, использую разные онлайн-ресурсы и иногда приложения в телефоне. Не хочу рекламировать, поэтому если вам интересно, то напишите об этом в комментариях. С удовольствием расскажу подробнее.
Если эта тема для вас актуальна, то расскажите какие упражнения или игры вы используете с ребнком. Вдруг что-то пригодится и нам.
Дочитали статью? Не забывайте поставить лайк, если она вам понравилась или подписывайтесь на наш канал!
Источник
«Ваш ребенок крутится, вертится, всем мешает! Да сделайте уже что-нибудь!»
Такая фраза может звучать как от воспитателя детского сада, так и от учителя любого класса (чаще, конечно, начальной школы).
Что вызывает эта фраза у родителей?
- Панику,
- страх,
- ужас,
- стыд за ребенка.
Вам кажется, что с ним что-то не так, что он не соответствует каким-то требованиям. И вы хотите все быстро-быстро исправить. Задумываетесь: как развить внимание у ребенка?
Выдохните! Мы разберемся в вопросах внимательности и усидчивости. Найдем способы, которые помогут развить внимательность у детей разного возраста.
Усидчивость и внимательность связаны со зрелостью нервной системы и головного мозга.
Условия развития мозга
- 1. Безопасность. Это самая важная составляющая развития ребенка. Иначе мозг любого человека, и ребенка в том числе, действует по одной из схем: «бей, беги, замри». Только в безопасной среде мы способны развиваться.
- 2. Привязанность. Крепкие, теплые, доверительные отношения позволяют ребенку развиваться.
- 3. Общение. Давно известно, что разговоры полезны для детей. Важно, чтобы разговоры были с паузами, а не в формате 24/7.
- 4. Свободная игра. Она позволяет развиваться воображению, мышлению, учит социальному взаимодействию и служит основой для успешной учебы.
Как повысить внимательность и научить усидчивости?
Научить ребенка быть усидчивым и внимательным можно дома в теплых, доверительных отношениях со значимыми взрослыми.
Если вы были с ребенком у невролога и он вам сказал, что все хорошо, что развитие нервной системы соответствует возрасту, то помочь своему ребенку можно так:
1. Режим дня
Да-да, это основа всего. Когда говорят про режим дня, то имеют в виду сон, питание и прогулки. Поведение на уроке, настроение ребенка, его готовность учиться, слушать учителя и участвовать в жизни класса зависит от того, выспался ли он, сыт ли, достаточно ли времени провел на свежем воздухе, хватает ли ему физической активности.
Рекомендации обычно просты. Ребенку необходимо спать восемь – десять часов в сутки. Желательно за два часа до сна не использовать гаджеты (телефоны, планшеты, компьютеры) и не смотреть телевизор.
На свежем воздухе полезно проводить минимум два часа в день (в любую погоду). А питание включает завтрак, обед, ужин.
Рекомендации звучат просто, но, чтобы организовать весь этот процесс, требуется воля родителей.
2. Практики повседневной жизни
Повседневные дела (уборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка) могут стать прекрасным тренажером для повышения внимательности не только у школьников, но и у малышей.
Уже двухлетний ребенок может подметать пол, протирать пыль, складывать снятую одежду на стульчик, помогать развешивать постиранное белье, подавая мелкие вещи, складывать разобранное белье в стиральную машину.
Все эти дела требуют сосредоточения и внимательности. Постепенное научение, включение в повседневную жизнь семьи сделают процесс развития усидчивости безболезненным.
Если вам сложно придумать, что же может делать ребенок в том или ином возрасте, то следует поискать различные списки домашних дел, которые можно поручить детям, или обратиться к опыту Монтессори-педагогики (из этого подхода в данном случае будут полезны упражнения практической жизни).
3. Игра
Она на долгое время останется любимым времяпровождением.
В свободной, ролевой игре ребенок может справиться со стрессом, найти ответы на важные для себя вопросы и просто отдохнуть.
Карточные или настольные игры требуют концентрации, умения следовать правилам, и они часто направлены на развитие внимательности.
4. Практики осознанности (Mindfulness)
Волнение, тревога, стресс часто сопровождают нашу жизнь и являются еще одной причиной неусидчивости ребенка.
Практики осознанности становятся все более популярными. Сегодня mindfulness стала применяться в работе с детьми педагогами и воспитателями.
В России о практиках mindfulness можно прочитать в двух книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины. Счастье в четырех камешках», книгах Марии Монтессори, Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп».
Очень важно, чтобы ребенок научился:
- справляться со стрессом;
- чувствовать свое тело;
- понимать свои эмоции: испуг, радость, злость, огорчение, удивление, гордость, волнение, восторг.
Выработать у ребенка внимательность и усидчивость поможет следующее упражнение. Требуется навык его выполнения, и здорово, если вы с ребенком дома это попрактикуете.
Упражнение «5-4-3-2-1»
- Назови 5 предметов, которые ты видишь перед собой.
- Назови 4 предмета, которые ты можешь потрогать.
- Назови 3 предмета, которые ты можешь услышать.
- Назови 2 предмета, запах которых ты можешь почувствовать.
- Назови 1 предмет, который ты можешь попробовать на вкус.
Упражнение «успокаивающее дыхание»
Что делать с неусидчивым ребенком? Это упражнение поможет научить усидчивости. Нужно занять удобную позу (и ребенок должен понимать, как ему удобно) и закрыть глаза. Медленно дышать на счет 10.
5. Физическая активность
Парадоксально, но в раннем возрасте очень многие родители помнят, что физическое развитие связано с развитием нервной системы. К школе обычно внимание смещается на интеллектуальную сферу. Но движение продолжает быть очень значимым! Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, играл в мяч.
Как повысить внимательность у школьника? К специальному развитию внимания у школьников можно отнести два метода, которые в некотором роде близки: они про важность связи между телом и мозгом.
Методы эти разработаны для помощи детям, имеющим трудности в усвоении школьной программы.
Простые физические упражнения помогут сформировать связи между правым и левым полушарием. А это позволит повысить внимательность у школьника.
Вот несколько упражнений, которые можно практиковать вместе с ребенком. Для освоения более полной программы потребуется помощь специалиста.
«Двойные рисунки»
Необходим лист бумаги, два маркера.
Ребенок смотрит на ведущую руку и рисует округлые формы. Рисовать можно сначала один рисунок. Освоив же его, можно рисовать два рисунка одновременно.
«Думающая шляпа»
Трем ладошки до тепла, образуем «теплый шар», надеваем его на голову и начинаем делать массаж ушей к низу.
«Ленивые восьмерки»
Правой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь. Начать осваивать упражнение можно вместе, взяв руку ребенка в свою. Или нарисовать восьмерки на листе бумаги и попросить ребенка обводить их. Левой рукой рисуем восьмерку: вверх – рисуем наружу, вниз – рисуем внутрь.
6. Творчество
Любое творчество полезно! Рукоделие, рисование, музыка – что угодно.
Сейчас есть исследования, доказывающие полезность творчества для развития нервной системы, мозга. Творчество помогает справляться со стрессом и переживать травматичный опыт.
Если вы были с ребенком у невролога и он отметил некоторые нюансы созревания нервной системы, то помочь ребенку стать более внимательным и усидчивым можно теми же самыми способами, но в сотрудничестве с неврологом и нейропсихологом.
Источник
Яндекс. Картинки
⚠️ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!⚠️
У Вашего ребенка ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ!!!???? Родители сразу начинают оправдываться: «Да что Вы, доктор!? Мы и так всё своё время и внимание ему уделяем!!»
????Я, собственно, и не об этом???? ❗Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, пожалуй, самый распространённый синдром при Резидуально-органическом поражении ЦНС. Но я о нем сегодня не буду говорить. (если Вам интересно, в конце будут ссылки на статьи о СДВГ).
Сегодня я хочу сделать акцент на диагностике и коррекции внимания вашего ребенка. Метод очень простой, С которым справится любой родитель.
⭕Итак, таблицы Шульте.
Эти таблицы вы можете скачать в интернете или сделать сами в любом текстовом документе (в крайнем случае, нарисовать рукой).
✅Для кого этот метод: для детей от 6 лет. Ребенок должен бегло считать до 25 и знать, как эти числа пишутся. Если вы практикуете на дошкольнике, то не стоит спешить с выводами, если он табличку делает дольше, чем положено по нормам ( о них ниже), у дошкольников познавательные процессы в большинстве своем непроизвольны и они не умеют организовывать себя и свое внимание. Но это не повод отказываться от таблиц, они отлично подойдут для тренировки произвольности внимания.
✅ Вам нужно иметь от 5 таблиц, в каждой из которых расположены в беспорядке числа от 1 до 25.
✅Ребенок должен НАЙТИ, ПОКАЗАТЬ И НАЗВАТЬ числа в возрастающем порядке, начиная с единицы.
✅У вас должен быть наготове секундомер. Измерьте время, за которое проходит ваш ребенок табличку до 25. Подряд вы даете 4 таблицы.
✅ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: в норме на каждую таблицу тратится не больше 60 секунд.
❗Если ребенок первую табличку сделал быстро, а на последующих таблицах затраченное время увеличивается — это говорит о быстрой утомляемости и истощаемости психических процессов. Важно запомнить, что истощаемость не лечится упражнениями на развитие внимания. Здесь нужно подключать невролога
❗Если все четыре таблички сделаны в одном темпе и затрачено приблизительно одинаковое время, тогда у вас все в порядке
❗Если первая табличка сделана за большее время, а на остальные ребенок затратил меньше времени, это говорит о хорошей обучаемости ребенка.
❗Если цифры колеблятся (то быстро, то медленно), это говорит о неустойчивости внимания, о колебаниях продуктивности, которые будут сильно влиять на успеваемость в школе. это дети из цикла «То пятёрка, то двойка» .
Это была диагностика. Теперь о том, как тренировать внимание. Таблицы Шульте — это универсальная и простая методика развития всех свойств внимания (концентрация, объем, переключаемость, распределяемость).
Если в течение месяца ежедневно в быстром темпе выполнять по 4-5 таблиц, то к тренировке внимательности Вашего ребенка бонусом Вы получите увеличение скорости восприятия информации, расширение периферийного зрения, увеличение скорости чтения.
А теперь я упрощу Вам задачу, не нужно искать таблички в просторах интернета, скачивайте и распечатывайте картинки прямо отсюда:
P.S. Если Ваш ребенок в силу возраста не готов к таким табличкам, Вы можете давать ему упрощенные таблицы Шульте с ячейками 3Х3 или 4Х4 (счет до 9 или до 16).
Ссылки на статьи о СДВГ:
Эти страшные буквы СДВГ
Простая диагностика гиперактивности
Позитивное воспитание спасет мир
Источник