Как развить усидчивость ребенка в 4 года
Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.
Что такое усидчивость и зачем ее развивать?
Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.
Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.
Как определить, что ребенок неусидчив?
Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:
- Ребенок от 2 до 3 лет может выдержать не более 10 – 15 минут, рассматривая картинки, собирая пирамидки или складывая кубики.
- В 3 – 4 года рисование красками и карандашами, лепка из пластилина могут длиться не больше 20 минут.
- К 4 – 5 годам упражнения по развитию речи и арифметике, декорированию и аппликации не должны превышать 25 минут.
- Дошкольник 5 – 6 лет может проводить около 30 минут, работая над логическими задачами и программами по подготовке к школе.
Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.
Методика развития усидчивости у дошкольников
Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.
1) Организация режима дня и личный пример
Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.
Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.
2) Создание оптимальных условий
Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.
Рост | Высота стула |
85 – 100 см. | 22 см. |
100 – 115 см. | 28 см. |
115 -129 см. | 32 см. |
Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.
3) Привлечение к занятиям в группе
Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.
4) Упражнения для развития усидчивости
Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:
- Плоские и трехмерные пазлы, мозаика.
- Рисование мелками, раскрашивание картинок и объемных фигур, поделки из бумаги, лепка из соленого теста и пластилина.
- Чтение сказок с обсуждением текста и иллюстраций.
- Логические задачи по поиску отличий, выявлению предметов одного цвета, формы, размера, эксперименты со счетными палочками.
- Деревянные, магнитные, пластиковые конструкторы, создание картин и украшений из бусинок и бисера.
- Совместное приготовление пищи, уборка игрушек, украшение дома к праздникам.
5) Поддержка и поощрение
Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.
При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.
Источник
Вы здесь
Главная / Статьи / 10 эффективных упражнений для развития усидчивости у детей
Прошлая публикация была посвящена вопросу, что делать родителям, если ребенок неусидчивый и мало какие дела доводит до конца. Сегодня предлагаю детально рассмотреть упражнения, благодаря которым полезное качество усидчивость можно постепенно формировать у наших любимых дошколят.
- Собираем пазлы, плоские или трехмерные. Первые пазлы делаются для деток старше года своими руками. Понадобится крупная картинка на белом фоне, наклеенная на картон и разрезанная на две, а после три и четыре части. Трехлетки уже справляются с 24-мя элементами и более – при условии, что изображенное на пазлах им нравится. Предлагать следующий уровень сложности стоит чуть раньше, чем имеющийся будет выполняться на автомате. Объемные пазлы – чудесный вариант для семейного досуга, но тут дошколятам без помощи родителей не обойтись. Если даже на упаковке красуется «5+», это вовсе не значит, что задача посильна пятилеткам. Это всего лишь показатель уровня безопасности игрушки.
- Раскрашиваем карандашами, мелками или красками. Фломастеры не упоминаю потому, что они не предназначены для закрашивания больших областей (разве что маркеры-выделители с плоским стержнем). А законченная картина непременно должна иметь фон и даже рамочку. Если неба или зелени слишком много, ребенок может утомиться расцвечивать его карандашиком. Тогда можно вспомнить приятный старый способ: при помощи лезвия подтачиваем грифель цветного карандашика до получения пыли, которую потом растираем по бумаге кусочком ваты. Эффектно, красиво, сравнительно быстро. Даже если ребенок отказывается завершать свою или вашу совместную художественную работу, сделайте это за него. Как правило, малыши с удовольствием сидят рядом и наблюдают. А еще невольно запоминают, что и это дело было доведено до финала.
- Готовим еду вместе с малышом. До начала кулинарного процесса стоит поинтересоваться у ребенка, хотел бы он принять участие в приготовлении конкретного блюда. И желательно, чтобы дошколенок был постоянно занят и ему не приходилось скучать без дела, пока мама, к примеру, порежет овощи. Для домашней книги рецептов можно сделать несколько пошаговых фотографий, тогда ребенку проще следить и удерживать внимание. В финале непременно благодарят помощника и ненавязчиво проговаривают все пройденные этапы: овощи очистили, измельчили, высыпали в салатник, перемешали, приготовили заправку, полили салат, убрали грязную посуду – можно кушать. Польза от совместного кухонного творчества будет только в случае обоюдной заинтересованности.
- Читаем длинные, но очень интересные сказки. С четырех лет деткам предлагают длинные сказки, которые можно слушать несколько дней подряд. Когда произведение ну совсем скучно для ребенка, придется искать другое. А если маленький читатель одобрил, но все равно периодически отвлекается – самое время тренировать усидчивость. Только не окриками и ультиматумами вроде «Или ты сядешь спокойно, или я не буду больше читать». Лучше поработать над собственным голосом, интонацией, добавить, где уместно, смех или слезки – внимание детки будет приковано. В четыре года мальчики и девочки уже помнят содержание страницы, прочитанной вчера. Перед началом новой главы повторите вкратце вчерашнюю, чтобы освежить в памяти сюжет. Только не стоит читать несколько книжек параллельно: мы же учим доводить начатое до конца.
- Не забываем о поделках из бумаги, пластилина, природных материалов. По собственному замыслу или образцу из журналов можно создавать интереснейшие поделки. Послужит результат семейного труда не только в качестве декорации, но и как игрушка. Например, городок из картона, который получится выстроить в детской комнате в буквальном смысле за один вечер. Если вместо цветного картона взять обычный белый, то здания сумеет раскрасить и сам юный архитектор.
- Ищем отличия между двумя картинками. Интереснейшее и полезнейшее занятие, которое можно выполнять с листа или на компьютере. Но недостаточно просто сказать: «Здесь пять отличий, давай отыщем их все». Чтобы цель была наглядна, а ребенок не отчаялся раньше времени, лучше написать цифры от одного до пяти и зачеркивать их или же загибать пальчики. При этом важно проговаривать найденные отличия, развернуто комментировать: «На правой картинке у лисенка хвостик поднят, а на левой опущен». Со временем ребенок тоже научится давать подробные объяснения. Если по каким-то причинам такие задания ребенок воспринимает холодно, попробуйте найти изображения по теме, ему интересной. Не так важно, машинки это будут, принцессы или здания.
- Собираем украшения своими руками. Работа с нитками, леской, бисером, застежками и прочими элементами бижутерии всегда кропотлива и обязывает к усидчивости, аккуратности. При помощи станка для бисероплетения ускорится создание браслетов и иных плоских украшений, что очень порадует девочку. Для пробных изделий подойдут крупные бусинки, потом постепенно мама будет приобретать более мелкие, усложняя процесс и развивая в любимой дочке дефицитную усидчивость.
- Конструируем вместе с ребенком по образцу или произвольно. Конструкторов сейчас тьма-тьмущая. Пластмассовые, деревянные, магнитные, мягкие – угодить при желании удастся любому ребенку. Готовые наборы от «Лего» и других брендов, с одной стороны, делают игру более увлекательной: получаются правдоподобные и эффектные композиции. Но с другой стороны, они ограничивают работу детского воображения. Чаще всего малыши обходятся собранными предметами и не выстраивают новые, несмотря на совместимость конструктивных элементов. Выбор за родителями, а мы напомним, что конструирование – великолепное занятие для тренировки усидчивости.
- Сортируем крупы, бусины, стеклянные камешки, другие мелкие предметы. Очень полезное упражнение для мелкой моторики, глазомера, усидчивости и внимательности. Только подходит оно деткам, не имеющим привычки пробовать на зуб все подряд. Иначе бдительной маме придется беспрерывно одергивать малыша, то и дело пытающегося горошину съесть. Ясно, что в подобной ситуации формировать усидчивость бесполезно. В качестве игрового материала удобны нут, фасоль, гречневая крупа, чечевица, россыпь мелких макарошек. Как емкости для сортировки можно взять небольшие баночки от детского фруктового пюре или даже пластиковую палитру для красок. Бусины и стеклянные камешки интересно сортировать по форме, размеру, цвету. Начинают обычно с одного параметра, постепенно усложняя задачу.
- Играем со счетными палочками. Буквы, числа, геометрические фигуры, дорожки для гоночных машинок, контуры домиков – из одного-двух наборов палочек выкладываются целые композиции. При помощи пластилина можно создавать даже объемные предметы: будки для маленьких собачек, пирамиды. Увлекательные и сравнительно долгие занятия обещают специальные альбомы, выпущенные издательством «Мозаика-синтез»: «Палочки-выручалочки» из серии «Маленький художник» и «Волшебные палочки» из серии «Это может ваш малыш». Пособия недорогие, качественные, красочные. Обычно дети за один присест проходят всю книжку (10 заданий). Помимо усидчивости, игры со счетными палочками способствуют развитию воображения, пространственного мышления и тренировке пальчиков. Аналогичные занятия можно проводить, используя зубочистки. Конечно, возраст маленького ученика должен быть старше трех лет.
Способность ребенка концентрировать внимание обусловлена также его темпераментом и самочувствием. Мамы холериков не должны брать в пример детей флегматичных, а педагогам стоит быть очень острожными с ярлыками «непоседа» и «неусидчивый ребенок».
Комментарии
Источник
Воспитывать малыша — процесс очень трудоемкий. С каждым годом малыш становится активнее и усидеть на месте дома для него становится нелегко и скучно. В возрасте двух-трех лет неусидчивый кроха еще не доставляет неудобств и тревог родителям. Но как развить усидчивость у ребенка, который уже учится в школе? Формированию и развитию дисциплине, самостоятельности, внимания следует уделять время и силы уже тогда, когда малыш ходит в детский сад.
Как воспитать внимание и усидчивость у детей
Консультация для родителей воспитание у детей внимания и усидчивости проводится уже в младших группах ДОУ. В ходе нее обсуждаются различные вопросы:
- Как развивается детская нервная система, и почему малыш не способен надолго удерживать внимание в возрасте до десяти лет,
- Как развивать малыша в разные годы жизни (техника Марии Монтессори),
- Какие игры подойдут детям, чтобы приучить их быть более внимательными,
- Как воспитать в малыше интерес к взаимодействию, обучению, усидчивой работе,
- Какими способами улучшать и развивать память ребенка.
Важно! Некоторым детям с нарушениями в психоречевом развитии (ЗПР), сложнее научиться сосредоточенности, быть усидчивыми и внимательными. Так происходит ввиду нюансов созревания нервной системы. Улучшить навыки можно с помощью тренировок с неврологом и нейропсихологом.
Что требует наибольшего внимания
Важные моменты, на которые следует обращать внимание в процессе наблюдения за детьми:
- Какой у ребенка темперамент. Меланхолики более спокойны, чем холерики.
- Какова скорость реакций у малыша. Для некоторых делать монотонную работу проще, чем постоянно отвлекаться на активные игры.
В зависимости от этих критерий следует выстраивать процесс формирования усидчивости и внимательности ребенка.
Подбор занятия по возрасту
Усидчивость — навык, который развивается в процессе становления нервной системы. А она, в свою очередь, становится зрелой ближе к десяти годам. Именно поэтому, ребенку достаточно сложно усидеть на месте или заниматься одним делом в течение долгого времени.
Важно подбирать необходимые занятия для успешного становления навыка в каждом возрасте:
- В 2-3 года можно «варить» суп из разных деталей либо предложить поиграть с разноцветными, яркими кубиками, конструктором.
- В 4-6 лет тренировать память с помощью карточек, рисовать и раскрашивать.
- С 7 до 10 лет предложить выполнить логическую задачу, найти вариант решения, поупражняться в арифметики.
Обратите внимание! Дети учатся на личном примере своих родителей. Поэтому очень важно подавать им хороший пример дисциплины, организованности и самодисциплины. Кроме этого, следует позаботиться о правильной организации режима дня, чтобы дети были сосредоточены и внимательны.
Почему важно завершать начатые дела и игры
В психологии существует понятие «Эффект Зейгарник», означающий, что мозг всегда лучше запоминает незавершенные дела. Статистика подтверждает, что среди выполненных и неоконченных дел, он выделит незавершенные в 2 раза чаще. Этот факт доказан наукой.
Получается такой механизм: в мозг поступает сигнал о начале дела, и, если его прервать, то мозг продолжит выполнять это задание. При этом постоянно станет подавать сигналы, что дело не завершено. Как следствие: нарушается концентрация внимания, нет спокойствия и фокусировки на занятии.
Чего делать не стоит
Как правило, на родительских собраниях в школах педагоги рассказывают об успехах и недочетах учеников. Самым лучшим решением для каждого взрослого будет не допускать конфликтов и недовольств за плохие успехи, ошибки.
Если что-то не получается, малыш начинает сердиться, бросать на полпути. Чрезмерно важно с помощью игровых приемов вернуть его к прерванному занятию и довести начатое дело до конца.
Вместо критики лучше показать вариант правильного решения, пояснив, что ошибаться — это естественно и нормально в процессе обучения.
Дополнительная информация! Если малыш устал, его внимание рассеянное, следует отложить на некоторое время занятие. Но обязательно довести его до логического конца.
Терпение и спокойствие — основа воспитания
Как у ребенка развить внимательность и усидчивость — понимать процессы последовательного воспитания. В основе успешных результатов всегда присутствуют терпение и спокойствие.
Если проследить за детьми, то станет очевидным: когда их торопят, кричат, они не только не усваивают знания, но и не хотят находиться рядом.
Развитие концентрации внимания у ребенка
Концентрация внимания упражнения для детей подразумевают индивидуальный подход к каждому.
Важные советы:
- Начинать работать с концентрацией еще до того, как малыш пойдет в начальную школу.
- Читать вслух сказки, увлекательные истории.
- Играть в развивающие игры.
- Свести к минимуму просмотр телевизора.
10 упражнений для развития усидчивости
Как можно научить ребенка усидчивости:
- Собирать пазлы. Можно их делать своими руками.
- Раскрашивать рисунки карандашами, мелками.
- Готовить вместе.
- Читать длинные, но обязательно интересные сказки.
- Создавать различные поделки.
- Искать отличия между двух картинок.
- Собирать украшения своими руками.
- Конструировать по образцу вместе.
- Сортировать крупы, мелкие предметы.
- Играть со счетными палочками.
Игры для развития внимания и памяти
Как с помощью игр развить концентрацию внимания у ребенка:
- «Супермаркет» — игра в «магазин». Отправляясь за покупками, малыш должен запомнить все нужные предметы, которые нужны купить.
- «Уборка». Привлечь ребенка к уборке и спрашивать, где должна лежать та или иная вещь.
- «Карлсон». Перед ребенком поставить 3-4 игрушки. В течение некоторого времени он запоминает их расположение. А затем, сказав «Карлсон их расшалил», перемешать. Малыш должен снова поставить их так, как было.
- «Картинки». Карточки лежат изображением вниз. Малыш должен находить две одинаковые, открывая по очереди и запоминая расположение.
Способы переключения внимания
Как можно помочь ребенку стать внимательным — попробовать в игре следующие приемы:
- Быстро менять тему разговора. Особенно помогает, когда малыш капризничает.
- Сосредоточиться на приятном, а не настаивать на своем.
- Придумать очень приятный ребенку способ достичь желанного. Вместо «А ну-ка делай» можно сказать «Давай скорее полетим в эту историю!».
- Использовать упражнения из методики «Шульте» для более взрослых детей.
Приучать малыша быть внимательным и усидчивым — увлекательное занятие для всех. Учить детей сосредоточению в процессе игры помогает легко и естественно раскрыть индивидуальные способности ребенка.
Источник