Как развить речь ребенка 3 года
Оксана Бельмас
Речевое развитие ребенка в 3–4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения
В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми. Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм. Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться у детского педиатра или логопеда.
Особенности развития речи ребенка 3-4 лет
Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.
На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.
Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой,являются такие показатели:
в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;
мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;
в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;
ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.
Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.
Нормативы речевого развития детей
Развитие речи у детей 3-4 лет в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.
Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических. К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы. Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.
Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.
В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.
Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:
рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);
описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;
точно повторять слова и предложения, которые услышал;
разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);
хорошо понимать, о чем идет речь.
называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».
При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру. Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений. В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).
Как научить малыша говорить правильно?
Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.
Речевое развитие детишек в три года протекает в динамической форме. В этот период очень важно соблюдать предельную осторожность, не спешить усложнять занятия и вскоре проблемы развития речи у вашего ребенка останутся позади.
Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:
Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».
Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).
Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.
Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.
Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).
Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.
Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.
Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).
Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.
Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.
Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу.Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».
Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.
Упражняемся с помощью игр
Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить. В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства.Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.
Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями,среди которых:
Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер,после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).
«Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.
«Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.
«Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка», меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.
Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами.Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».
Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.
Источник
Речь ребенка в 3 года развита настолько, что мама и близкие люди без труда понимают малыша. Ребенок становится общительным, и пользуется своими умениями в различных ситуациях: в магазине и аптеке он заказывает продукты и лекарства. На детской площадке рассказывает, кто купил ему новую игрушку и куда они собираются с мамой. В этом возрасте у малыша нет секретов от чужих. Он выболтает все, что ему известно об отношении мамы с папой, о том, что думает бабушка по поводу соседей и прочее.
Активный словарный запас увеличивается каждый день и уже не поддается подсчету. Если на 3 день рождения малыш владел 250 словами, то через полгода в его запасе уже 1000 слов. Давайте разберемся, как развивать речь ребенка в 3 года.
Артикуляционная гимнастика
Хотя у ребенка словарный запас большой, но страдает произношение. В этом возрасте артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, поэтому малыши искажают некоторые звуки. Особенно трудными представляются шипящие и сонорные звуки. Как мы можем помочь? Проводить артикуляционную гимнастику. Если у вас нет специальной книжки по артикуляционной гимнастике, то предлагаем вам воспользоваться следующей сказкой.
Расскажите малышу, что его язычок живет в домике, где щеки – это стены домика, а ротик — дверцы. Постучите пальчиком по щечке: «Тук-тук». Пусть дверцы домика откроются и малыш широко откроет рот. Язычку интересно, кто пришел к нему в гости, поэтому он смотрит направо, налево, вверх, вниз (языком касаемся правого, левого угла рта, верхней и нижней губы). Язычок никого не увидел и опять спрятался к себе в домик (ротик закрываем).
В домик опять постучали (стучим пальчиком по другой щечке), теперь язычок выглядывает в окно (просим малыша сказать «о», округлив губки). А вот и друг. «Давай вместе играть», — предлагает воображаемый друг (или игрушка). «Хорошо», — соглашается язычок. Язычок катается на качелях (попеременно касается верхней и нижней губы), играет на дудочке (вытягиваем губы и поем «ду-ду-ду»), надувает и лопает воздушные шарики (набираем воздух в щеки и хлопаем по ним ладошками).
Ух, как проголодались друзья. Пора и подкрепится. Будем печь блины (высовываем широкий язычок изо рта и, хлопая по нему губами, говорим «пя-пя-пя»), жуем блины и облизываемся (язычком облизываем верхнюю и нижнюю губу). Вот уже и вечер, друзьям пора домой. Язычок машет «пока-пока» и возвращается в свой домик.
Речевые игры
Речевые игры хороши тем, что в них можно играть везде: на прогулке, в магазине, в поликлинике, дома (когда вы заняты, а малыш скучает). Эти игры помогут перенести слова из пассивного словаря в активный. Давайте рассмотрим некоторые из них. Уловив суть, вы сможете придумать другие игры, учитывая интересы малыша.
- Загадки
Загадывайте загадки, используя выразительное описание предмета. Например: желтый, вкусный, сладкий, ароматный, сделан пчелами, его любит медведь, а Маша пьет с ним молоко на ночь. (Мед)
Следующую загадку загадывает ребенок. Если малыш использует мало описательных слов, то попросите подсказку. Какого цвета, формы, вкуса, для чего используется и т. д.
- Подбор глаголов к существительному и наоборот
Предложите малышу рассказать, что делает тот или иной предмет. Например: паровоз – едет, шумит, гремит, спешит, везет, гудит, дымит и т.д.
И наоборот, подбирайте существительные к глаголу. Например: Что или кто может идти: человек, животное, дождь, снег, телепередача и пр.
- Игры на обобщение и наоборот
Ваш ребенок уже знаком с такими общими понятиями как игрушки, мебель, одежда, обувь, продукты, посуда, животные, сказки? Тогда можете предложить ему поиграть в эту игру. Озвучьте предметы из какой-то категории, а малыш должен назвать их одним словом. Или вместе выберите одну категорию и по очереди говорите предметы. Выигрывает тот, кто последним сможет сказать слово (не забудьте поддаться, малыши в 3 года еще не умеют проигрывать).
- Подбор существительных к прилагательному
Вы спрашиваете: что бывает острым (круглым, мягким, теплым, желтым и т.д.), а ребенок отвечает: нож, вилка, иголка. Если малыш любит соревноваться, можете говорить слова по очереди.
- Рассуждения
Спросите у малыша: что будет, если мы поедем в лес? Если ответ малыша односложный, задавайте наводящие вопросы: кого мы там увидим? Что будем делать?
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Задавайте провокационные вопросы: что произойдет, если зимой выйти на улицу в легком платье? Что будет, если мама не посолит суп?
Театральные постановки
Говоря о том, как развивать речь ребенка в 3 года, нельзя не упомянуть о таком инструменте, как театр. Здесь могут быть различные варианты:
Фланелеграф
Фланелеграф (ковролинограф) в обязательном порядке сейчас имеется во всех развивающих центрах, логопедических кабинетах, детских садах. Это столь универсальное пособие, что переоценить его развивающие возможности сложно. Для использования дома можете сделать фланелеграф сами. Если вы сделаете набор карточек для разыгрывания сказок, то ваш малыш с удовольствием будет пересказывать сказки и сочинять новые. Часто дети стесняются, когда их просишь рассказать сказку, но возле фланелеграфа стеснение проходит. Малыш ставит карточки одну за одной и рассказывает сказку, иногда меняя конец на новый. Или смешивает всех персонажей, наделяет их новыми качествами и рассказывает свою сказку.
Куклы – перчатки
В возрасте 3 лет, ребенок одушевляет игрушки. А когда игрушка шевелится, машет руками и кивает головой, то не остается никаких сомнений, что она живая. С такой игрушкой малыш поделится сокровенными тайнами и тревогами, расскажет последние новости и будет повторять «сложные» слова. Перчаточная кукла поможет выучить песенку или стишок и расскажет забавную историю, если малыш загрустит.
Ролевые игры с костюмами
В возрасте 3 лет начинает формироваться ролевая игра. Малыш с удовольствием берет на себя роль и исполняет ее. А наличие даже небольшого элемента костюма (маска из бумаги, ушки зайца, крылья бабочки) переносят в мир сказки, и ребенок начинает вести себя по-другому и говорить новые слова, о знании которых вы даже не подозревали. Например, одна трехлетняя «бабочка» рассказала: «Я бабочка, я легкая и воздушная, я порхаю с цветка на цветок. Посмотрите на меня, я — сама элегантность!».
Детям также нравится разыгрывать известные им сказки, изменяя сюжет по настроению. Позвольте им быть главными, и вы удивитесь их фантазии, памяти и словотворчеству.
Развитие мелкой моторики
Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, то не стоит забывать о необходимости продолжать занятия по развитию мелкой моторики. В этом возрасте малышу становятся доступны более сложные пальчиковые игры. Некоторые из них можете посмотреть в этом видео:
https://www.youtube.com/watch?v=WR_u-xihYFM
Лепка из пластилина дается малышу все лучше. Малыш уже хорошо лепит шарики, колбаски и лепешки. Используя пошаговые инструкции из книги Рони Орена «Секреты пластилина», ребенок легко слепит забавных зверюшек. Из них можно будет сделать выставку и показывать гостям.
Пуговичные тренажеры и шнуровки подойдут для развития мелкой моторики, если малыш ими еще не овладел в полной мере.
Пишем письмо
Предлагайте ребенку периодически писать письма: папе о прошедшем дне или бабушке об интересных событиях на этой неделе. Такая игра развивает навык письменной речи. Пусть малыш диктует, а вы записывайте. Когда письмо готово – прочитайте его ребенку и спросите, не хочет ли он что-нибудь изменить. Поначалу предлагайте свои варианты, «как сказать лучше». Постепенно малыш научится красиво выражать свои мысли, и письма станут интереснее. Обязательно зачитывайте письма папе и бабушке и храните их. Во-первых, вам будет с чем сравнить, а во-вторых подросшему ребенку будет интересно читать свои первые рассказы.
Когда мы развиваем речь ребенка в 3 года, нам нужно направлять свои усилия в разных направлениях: увеличение активного словаря, улучшение произносительной стороны речи, расширение понимания речи ребенком. Эти и многие другие задачи вы сможете решить, используя приведенные игры.
Приглашаю обсудить в комментариях вопрос развития речи ребенка 3 лет. Как вы развиваете речь ребенка в 3 года?
Материал был для вас полезен? Поделитесь с вашими знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей в конце статьи.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Виктория Сахно
Все статьи автора
Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.
Предыдущие записи рубрики
- Сценарии игр по детским песенкам
- Сценарий праздника «Детский Тун Пайрам»
- 3 кулинарных квеста с приготовлением десертов
- Спектакль и игры по книгам про Квака и Жаба
- 2 кулинарных квеста с приготовлением пиццы и канапе
Вам будет интересно:
Источник